• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Педагогические технологии математического творчества как средство формирования ключевых компетенций учащихся в переходный период к ФГОС основной школы

Педагогические технологии математического творчества как средство формирования ключевых компетенций учащихся в переходный период к ФГОС основной школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогические технологии математического творчества как средство формирования ключевых компетенций учащихся в переходный период к ФГОС основной школы

Т.Я. Максимова

Аннотация: Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения образовательной программы и формированию у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». В статье описываются подходы к формированию ключевых компетенций учащихся через развитие их математических способностей.

Стандарт; ключевые компетенции; математические способности; технологии.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Одна и та же технология у каждого учителя может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты педагога, особенностей контингента учащихся, психологического климата в классе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему результату.

Социально-экономические изменения в современном обществе, развитие единого информационного пространства обуславливают востребованность личности, способной к постоянному обновлению и повышению уровня своих знаний, применению их в измененной ситуации, критическому и творческому мышлению.
Важной задачей образования является такая непрерывная организация учебно-познавательной деятельности учащихся, которая будет способствовать развитию творчества, превращению творчества в норму.

Активное использование в естественных и гуманитарных науках математических методов познания и математического моделирования обусловливает значимость математического творчества учащихся в образовании. Развитие математического творчества в образовательном процессе позволяет повысить качество образования, обеспечивает совершенствование интеллектуальных, исследовательских и творческих умений учащихся, их ориентированность на поиск различных путей решения ситуативных задач и выбор наиболее рационального из них.

Так как мы призваны решать общую социально-педагогическую задачу подготовки выпускников-исследователей в разных областях науки, проблема развития математического творчества как вида деятельности, определяющего личностный и профессиональный рост учащихся и обеспечивающего эффективность образовательного процесса, приобретает особую значимость.

Математические способности (по В.А. Крутецкому) - это индивидуально-психологические способности, отвечающие требованиям математической деятельности, обуславливающие успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение ЗУН в области математики.

Опыт практической деятельности преподавателей Лицея позволяет выделить противоречия между: объективной потребностью общества в творческой личности, обладающей креативностью мышления и недостаточным уровнем развития математического творчества учащихся.

Были выявлены противоречия которые обусловливают проблему, состоящую в создании педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития математического творчества в образовательном процессе.

Потенциал образовательного процесса в развитии математического творчества представляет собой возможность использования современных интеллектуальных и информационных технологий.

Под математическим творчеством мы понимаем интеллектуальную деятельность, требующую наличия у учащихся математических способностей (анализа, интуиции, комбинаторных способностей, критического мышления), мотивов и ценностных ориентации к решению нестандартных задач, математических знаний (фактов, понятий, законов, теорий, знаний о методах математического познания), опыта самостоятельной математической деятельности, самоанализа, в результате которой создается математический продукт, отличающийся личностной значимостью, новизной, оригинальностью, уникальностью. При этом под математическими способностями мы будем понимать индивидуально-психологические особенности качеств личности, которые являются условиями успешного выполнения математической творческой деятельности.

В качестве математических способностей, являющихся основой развития математического творчества в образовательном процессе, нами выбраны следующие:

1) Способность предлагать несколько способов решения и выбирать наиболее рациональный

2) умения обобщать теоретический материал, видеть общее во внешнем различии;

3) умения оперировать числовой и знаковой символикой;

4) умения последовательно расчленять логическое рассуждение, необходимое в аргументации;

5) изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющими оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, знаниями, умениями, убеждениями, определяющими результаты деятельности (новизну, оригинальность

6) способность к обратимости мыслительного процесса;

7) гибкость мышления, свобода от шаблонов и трафаретов.

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная).

В частности, математическая компетенция - это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Мы должны вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе и далее.

ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; дневники достижений.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; диспут; заучивание материала в классе; «ищу ошибки».

Для формирования познавательных учебных действий целесообразно включать следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество); поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; турниры.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ», «опиши устно».

Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит при изучении всех учебных предметов. Однако если языковая грамотность в первую очередь формируется на уроках русского языка, то логическая грамотность - в процессе изучения математики. Именно в математике логические формы и отношения проявляются в явной форме как предмет усвоения учащимися. Логические действия, выступая инструментальным базисом математики, позволяют также упорядочить и систематизировать имеющиеся математические знания, вывести и конструировать новые знания. Следовательно, именно математика, информатика и другие предметы естественно-научного цикла, позволяют целенаправленно формировать логические универсальные действия и открывают возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Литература:

  1. Аникеева, C.B. Развитие математических способностей учащихся в процессе обучения математике./ C.B. Аникеева // Человек и Вселенная. СПб., 2002. - № 7(17).

  2. Архангельский, А. В. О сущности математики и фундаментальных математических структурах./ A.B. Архангельский // История и методология естественных наук. М.- 1986. - №32.

  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. - М., 2008.

  4. Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей./ Д.Б. Богоявленская // Психологический журн. - 1995.- Т.16, №5.

  5. Каплунович, И.Я. Структура математического мышления/ И.Я. Каплунович, Т.А. Петухова // Математика в шк. 1998. - № 5.

  6. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012 .

  7. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000» / под. ред. Л. Г. Петерсон. - М. , 2010.

  8. Семёнов, С.Н. Творческое мышление (сущность, механизмы, пути оптимизации)./ С.Н. Семёнов. Уфа: РИО БашГУ, 2005.

T.Maksimova

Educational technologies of mathematical creative work as a way of main student's competences formation while changing the Federal State Educational Standard.

Annotation: Federal State Educational Standard requires forming the cross-subjects results - the multifunctional curricular activities, which must become a basis for learning the main competences including to the basic learning skills. The ways of forming the main student's competences through developing of their mathematical abilities are characterized in the article.
Standard; main competences; mathematical abilities; technologies.

© 2010-2022