• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Педагогический совет «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях»

Педагогический совет «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет

«Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях»

«Обновление содержания профориентационой работы в условиях реализации ФГОС НОО и ООО»

Л. В.Губич

Слайд 2 В настоящее время в связи с изменением экономических условий в России значимость проблемы профессионального самоопределения резко возрастает. Для системы общего образования основополагающим является то, что процесс профессиональной ориентации и профессионального самоопределения - это часть общего процесса социальной ориентации молодежи. Общее образование должно не только обеспечить фундаментальные знания, дающие базу для освоения целого спектра профессий (от рабочего до высококвалифицированного специалиста), но и при этом ориентироваться как на конкретную ситуацию на рынке труда, так и на потребности рынка труда в будущем. А в новых социально-экономических условиях необходимо формировать человека с новыми психологическими характеристиками и деловыми качествами.

По данным министерства труда и занятости населения Рязанской области в ближайшие 7 лет наиболее остро будет стоять потребность в рабочих профессиях. Как показывает статистика, в советское время 70% населения получали начальное и среднее профессиональное образование, 30% - высшее. В начале 2000 годов все изменилось в точности до наоборот. Этот дисбаланс привел к тому, что сейчас наблюдается острая нехватка рабочих рук. Но большинство молодежи все еще стремится в вузы. Порой люди поступают в институт, потому что это престижно.

На областном открытом педагогическом форуме заместитель министра образования Рязанской области Дмитрий Боков сказал: «Наша задача сейчас максимально приблизить образовательные организации нашего региона к реальному сектору экономики. Мы делаем все возможное, чтобы дети шли учиться именно на востребованные специальности». Часто именно родители формируют позицию ребенка, выбирают для него профессию, при этом не думая, где он будет работать после окончания вуза, отметил заместитель министра.

Слайд 3 Эпиграфом к нашему педсовету мы взяли слова Губернатора Рязанской области Олега Ковалева: «Нужно готовить родителей и учеников к выбору тех профессий, которые востребованы на рынке труда. Должна быть системная, плановая работа по профориентации. Только тогда мы сможем правильно сориентировать выпускников наших школ, когда на протяжении нескольких лет мы будем раскрывать им суть той или иной профессии».

Слайд 4 Цель педсовета: актуализировать опыт учителей школы по вопросам профессионального самоопределения учащихся; определить место различных форм профориентационной работы в процессе содействия профессиональному самоопределению школьников.

Выпускникам коррекционных школ, имеющим ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), трудно соперничать со здоровыми сверстниками. Поэтому главным критерием грамотно выстроенного образовательного и коррекционного процесса в спецшколе является успешная социально-психологическая адаптация выпускников, которая в значительной степени зависит от выбора ими будущей профессии.

К сожалению, в профессиональном самоопределении выпускники нашей школы в силу разных причин не всегда могут опереться на помощь семьи. Учитывая это, мы должны понимать степень ответственности в профориентации подростков: человек, выбравший профессию по душе и в соответствии со своими способностями, сможет быть успешным, уважаемым и счастливым, т.е. успешно социально-психологически адаптированным в жизни. В противном случае (при несовпадении уровня притязаний человека и его способностей) он будет пытаться найти альтернативные пути самореализации. А как говорили древние, дорога с горы всегда легче дороги в гору: в данном случае, подросткам с ОВЗ гораздо проще найти социально неприемлемые пути самореализации, чем прилагать усилия, чтобы успешно проявить себя наравне со здоровыми сверстниками.

Понимая важность профориентации как неотъемлемой части социальной адаптации детей и подростков с особыми образовательными потребностями, педагогом-психологом и учителями школы проводился мониторинг профессионального самоопределения школьников.

Слайд 5 Так, в 2014 году в рамках международного проекта «Темпус» (участник - ФГБОУ ВО «РГУ им. С.А. Есенина») были опрошены 200 подростков четырех коррекционных спецшкол г. Рязани (№10, №18, №23 и №26) и выявлены их профессиональные предпочтения. В среднем 68% подростков всех школ 14 - 18 лет уже однозначно определились с выбором профессии, чуть больше четверти выбрали по две профессии, а 5% выбора не сделали.

На этом фоне учащиеся с патологией речи продемонстрировали самое большое число ещё не определившихся с выбором профессии: таких подростков в два раза больше, чем в целом во всех спецшколах, причем, неопределившихся девочек-подростков больше, чем мальчиков-подростков. Кроме того, лишь половина (51%) девочек-подростков школы № 10 сделали однозначный профессиональный выбор (см. диаграмму № 1).

Диаграмма № 1

Профессиональный выбор подростков спецшкол (данные в%)


Педагогический совет «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях»

Выводы педагога-психолога и учителей во многом объясняются тем, что и в семье, и в школе профориентационная работа зачастую носит несистематический, эпизодический характер, что, несомненно, усложняет профессиональное самоопределение учащихся. Поэтому возникает необходимость в устранении данного пробела в профориентационной работе со школьниками, что позволит создать действенную систему профориентации, которая будет способствовать формированию у учащихся потребности в профессиональном определении, а также повысит положительную мотивацию к учебе.

Слайд 6 Говоря о системе профориентационной работы нельзя не вспомнить известную поговорку: «Все новое - это хорошо забытое старое». Но современные реалии придают этому направлению новый импульс. Профессиональная ориентация сегодня - это уже не только приобщение школьников к миру рабочих специальностей, это подготовка выпускников школы к самоопределению, развитие его самосознания, грамотный выбор будущей профессии.

Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного времени, поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в младшем школьном возрасте.


  • «Первые шаги в профориентацию: «все работы хороши - выбирай на вкус!»

О.В. Старшинова

Слайд 7 Определиться в выборе своей, наиболее подходящей каждому ученику профессии должна способствовать систематическая, научно обоснованная профориентационная работа в школе на всех ступенях обучения. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он учится.


  • «Профессии, с которыми знакомит предмет»

Т.В. Романцева

Слайд 8 В 9-10 классах наши ученики обучаются на вечернем отделении ОГБПОУ «Рязанский многопрофильный колледж» профессиям повар-кондитер и автослесарь, Слайд 9 а также в МБОУ «Межшкольный учебный комбинат» профессиям слесарь-сантехник, оператор ЭВМ, младшая медицинская сестра.

Большинство учащихся, окончивших школу, поступают в профессиональные образовательные организации.

Диаграмма № 2

Поступление выпускников в профессиональные образовательные организации (данные в %)

Педагогический совет «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях»













Слайд 10 Мы можем наблюдать рост числа выпускников школы, поступивших в профессиональные образовательные организации (см. диаграмму №2): если в 2014 году из 31 выпускника в профессиональные образовательные организации поступили 25человек (80,6%), то в 2015 году из 26 выпускников- 23человека (88,5%)1.

Особой популярностью у выпускников школы пользуются Рязанский колледж электроники, Рязанский строительный колледж, Рязанский технологический колледж, Рязанский железнодорожный техникум и наш давний друг - Рязанский многопрофильный колледж


  • «Презентация проекта «Профессии, которые мы выбираем»

Е.В. Ничникова

Слайд 12

  • «Организация научно-исследовательской работы учащихся с целью развития творческих способностей»

С.В. Березняговская

Слайд 13 Система профориентационной работы включает в себя прежде всего профессиональную информацию - ознакомление учащихся с миром профессий и современными видами производства, состоянием рынка труда Рязани и Рязанской области, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, возможностями профессионально-квалификационного роста в процессе профессиональной деятельности.

Тесные дружеские отношения связывают ОГБОУ «Школа № 10» с благотворительным фондом «ДетскиеДомики» (ответственный - заместитель директора по УР С.М. Антонова). Все социальные программы фонда, действующие на территории школьного образовательного пространства, взаимно интегрированы и выполняют одну, но очень важную функцию - социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одно из направлений сотрудничества фонда и школы - профориентационное. Помочь ученику правильно решить проблему профессионального выборапризван проект фонда «День профессий». В рамках этого проекта учащиеся школы посетили ОАО «360-й авиационный ремонтный завод», Государственный Рязанский приборный завод, ОАО «Рязанский завод металлокерамических приборов», Рязанский нефтеперерабатывающий завод, пищевое производство гипермаркета «Глобус», ООО «Гардиан Стекло Рязань», ГУП РО «Рязанская областная типография», ООО «Рязаньвест», «Прио-Внешторгбанк».

Слайд 14

  • «Профориентационное путешествие: профессии жителей нашего города»

И.И. Луковкина


Слайд 15 Каждый школьник нуждается в выборе профессиональной деятельности, которая отвечала бы его возможностям и ожиданиям. Это необходимо также обществу и государству, так как они заинтересованы в успешных гражданах, способных эффективно и ответственно трудиться в различных социальных сферах.

Таким образом, педагог играет одну из основных ролей в профессиональной ориентации школьников; он «сопровождает» учащихся на протяжении всех лет обучения, поднимаясь вместе с ними по ступеням знаний; благодаря принципам и методам работы с учащимися по профессиональной ориентации, а также взаимодействию и сотрудничеству с другими специалистами, педагог изучает, помогает, дает необходимые рекомендации всем учащимся, которые столкнулись с проблемой профессионального самоопределения; проводит профилактическую работу в рамках профессиональной ориентации школьников; организует среду, в которой ребята благополучно социализируются, реализуя себя как полноценную, успешную личность; ведет работу с родителями, которые начинают гораздо раньше самих школьников задумываться о дальнейшем профессиональном выборе своих детей.

Выбор профессии - это второе рождение человека, поэтому задача педагога - дать общую ориентировку в мире профессий и помочь разобраться в личных качествах, важных для выбора будущей специальности.

Как важно бывает найти свое место

И жить, размышляя о том,

Что нужен кому-то,

Что жить интересно,

Что есть и работа, и дом,

Что эта работа приносит достаток

И то, что она по душе,

Что день перегружен,

Что вечер так краток

И ждут тебя дома уже…



1Слайд 11

© 2010-2022