- Преподавателю
- Директору, завучу
- ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Касимова А.К. |
Дата | 26.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Перед руководителем методической службы школы стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы должен предшествовать глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.
План анализа методической работы:
1. Статистика педкадров по образованию, стажу, возрасту, квалификационным категориям.
2. Обеспеченность школы педкадрами.
3. Анализ работы методсовета, предметных кафедр, творческих лабораторий и
других форм методических объединений педагогов, направленных на повышение
квалификации педкадров.
4. Актуальность тем педсоветов, семинаров, конференций, педагогических чтений и других форм работы.
5. Итоги работы над методической темой, использование достижений педагогической науки.
6. Работа с молодыми специалистами.
7. Аттестация, ее итоги, результаты.
8. Использование в педагогической практике новых учебных программ, работа с альтернативными учебниками.
9. Развитие творческого потенциала педагогов.
10. Анализ основных недостатков в организации и проведении методической работы в школе.
11. Задачи на новый учебный год (исходя из анализа нерешенных проблем).
Составляя анализ состояния методической работы школы, не стоит пренебрегать такими требованиями, как:
-
четкость построения плана работы по блокам и разделам;
-
логическая последовательность изложения;
-
аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом;
-
точность оценок, исключающих субъективизм;
-
доказательность выводов;
-
четкость и педагогическая обоснованность предложений;
-
обязательное применение наглядности: графики, таблицы, диаграммы.
Используя различные методы при анализе состояния школьной методической работы: анкетирование, исследования, такие, как наблюдение за учителем на уроке, собеседование с ним, отслеживание роста креативности педагога, заполнение индивидуальных карт профессиональных затруднений учителя, опрос мнения учителей (какие вопросы теории они хотели бы изучить на семинарах, на заседаниях кафедр и творческих лабораторий), зам. директора получает возможность спланировать содержание и формы методической работы с учетом профессионально-личностных особенностей педколлектива (см. приложение).
2. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Наиболее приоритетные направления методической работы:
1) обеспечение управления образовательным процессом в школе;
2) обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом методической темы школы;
3) информационное обеспечение образовательного процесса, издательская деятельность;
4) обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;
5) обеспечение внеклассной работы по учебным предметам;
6) обеспечение контрольно-аналитической экспертизы;
Для управления работой нами создана такая модель методической службы, которая обеспечивает реализацию поставленных задач.
Главным центром, координирующим всю методическую работу школы, является методический совет.
В школе функционируют пять кафедр (гуманитарного цикла, естественно-математического цикла, иностранных языков, кафедра здоровья, культуры и спорта, кафедра воспитания), а также три творческие лаборатории («Разноуровневой дифференциации обучения», «Научно-практическая лаборатория по экспериментальному внедрению новых и передовых технологий образования», «Диагностическая лаборатория»), три методических объединения классных руководителей - «Экология и мы» (5-6-е классы), «Подросток и закон» (7-8-е классы), «Моя профессия» (9-11-е классы).
Каждая из кафедр и творческих лабораторий работает над своей темой, которая напрямую связана с единой методической темой школы. Все эти звенья методической службы имеют свои планы и осуществляют работу под руководством заведующих кафедрами или руководителей творческих лабораторий. Правильное определение темы и задач кафедр и творческих лабораторий поможет выбрать содержание и формы организации работы с теми или другими объединениями педагогов. Формулируя цели и задачи, надо помнить, что они определяют структуру методической службы, взаимосвязь всех ее звеньев.
Для успешной реализации задач, поставленных перед каждым звеном методической службы, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системы принадлежит научно-методическому совету. Он призван координировать работу различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе. Научно-методический совет является главным консультативным органом школы по всем вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса. Возглавляет методический совет в нашей школе заместитель директора по научно-методической работе. Членами совета являются заведующие предметными кафедрами, руководители творческих лабораторий и творческих групп, психологи, валеолог, социальный педагог. Заседания научно-методического совета проводятся каждый учебный период и, как правило, предшествуют заседаниям кафедр и творческих лабораторий, так как на методический совет выносятся важные вопросы, связанные с управлением образовательным процессом школы, вырабатываются предложения по их реализации. А затем эти предложения предваряются в жизнь предметными кафедрами, творческими лабораториями, психолого-валеологической службой. Вот почему в нашем плане методической работы школы вслед за работой научно-методического совета планируется работа предметных кафедр.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КАФЕДР:
-
1.Организация исследования, анализ, координация и коррекция v работы членов кафедры по проблемам образовательной деятельности школы, повышение уровня квалификации педагогов, а также уровня обученности, воспитанности и развития учащихся.
Предметные кафедры объединяют педагогов одной специальности или смежных дисциплин (например, кафедра гуманитарного цикла, кафедра иностранных языков и другие), ориентированных на экспериментальную деятельность. Заведующий кафедрой назначается методическим советом из числа высококвалифицированных педагогов, глубоко заинтересованных в решении проблем школы. Планирование работы осуществляется заведующими кафедрами с учетом рекомендаций кураторов кафедр, которыми являются заместители директора. В нашей школе это стало возможным, потому что при комплектовании педагогического коллектива мы стремились к тому, чтобы администрацию школы представляли специалисты по разным учебным предметам.
-
2.Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом основных направлений опытно-экспериментальной работы школы.
Здесь вся методическая учеба ведется и с педколлективом в целом, и с отдельными учителями.
Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за последние два года, благодаря активному участию учителей в постоянно действующем семинаре «Технология модульного обучения», теоретических и практических семинарах, педагогических и психологических лекториях.
Поиск эффективных связей педагогической теории и школьной практики осуществляют «Научно-практическая лаборатория по экспериментальному внедрению новых и передовых технологий образования», «Творческая лаборатория разноуровневой дифференциации» и «Диагностическая лаборатория». Изучение новых технологий, разработка программ эксперимента, отслеживание результатов экспериментальной деятельности, выработка рекомендаций педагогам школы - вот ряд основных задач, которые решают творческие лаборатории (ТЛ). Совещания, заседания, семинары, проводимые творческими лабораториями, носят открытый характер: на них, как правило, собирается весь коллектив. Результаты работы учителей и руководителей ТЛ в конце учебного года сдаются в методический кабинет. Это описание передового опыта учителей, разработки уроков, методические материалы, дидактические пособия.
Однако в системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Поэтому залог успешной работы - это тесный контакт администрации с учителями, четкое представление об их творческих возможностях, человеческих качествах, интересах, стремлениях, профессиональных трудностях. Мало спланировать и организовать методические мероприятия (консультации, семинары, практикумы), надо включить в работу и самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем своей подготовленности и педагогической деятельности.
С учетом уровня профессиональной подготовки, который сами педагоги определили для себя на основе анкетирования, все учителя школы были поделены на три группы:
1) группа молодого учителя;
2) группа совершенствования педагогического мастерства;
3) группа высшего педагогического мастерства. Каждой группе оказывается практическая помощь по вопросам профессиональных затруднений в виде памяток, методических рекомендаций, подбора справочного материала на запросы учителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации.
-
3. Оказание помощи учителю в работе по самообразованию.
В начале каждого учебного года вниманию педагогов предлагается перечень возможных тем для самообразования, непосредственно связанных с методической темой школы. Каждая кафедра готовит список литературы, делает обзор предметных газет и журналов - это помогает учителю сориентироваться в потоке педагогической информации и подобрать материал для работы над своей темой. На первый учебный период (в то время, когда учителя выбирают темы для самообразования) планируется индивидуальная помощь педагогу в виде памяток, консультаций, занятий: «Как выбрать тему для самообразования», «Как работать над методической темой», «Как оформить творческий отчет по самообразованию».
Особого внимания требуют молодые учителя, которые с первого учебного дня должны включиться в интенсивный ритм образовательного процесса и у которых еще не хватает опыта и профессионализма. Задача заведующих предметными кафедрами подумать о наставничестве и обеспечить им поддержку и квалифицированную помощь со стороны коллег-предметников. Поэтому в плане работы предметных кафедр обязательным является раздел «Работа с молодыми специалистами».
Повышению квалификации педагогов способствует и работа аттестационной комиссии школы, которую возглавляет в нашей школе заместитель директора по методической работе.
План работы председателя аттестационной комиссии может быть отдельным, а может включаться в план научно-методической работы школы в раздел «Работа с аттестуемыми учителями».
-
4.«Информационное обеспечение образовательного процесса, издательская деятельность».
Администрация должна обеспечивать учителя материалами, необходимыми в его постоянном труде: методическими рекомендациями, памятками, таблицами, пособиями, справочными материалами и пр. В методическом кабинете необходимо создать банк информационных материалов, способствующих обновлению образовательного процесса школы: «Методика проведения адаптивного урока», «Методики коллективного способа обучения», «Технология модульного обучения», «Технология развивающего обучения», «Технология уровневой дифференциации обучения», «По следам методической учебы», «В папку учителя» и т.п.
-
5. «Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта».
Выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других педагогов коллектива, наладить тесное сотрудничество между отдельными членами коллектива и группами работников - это далеко не простая задача для руководителя методической работой. Нужно создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала. Создать необходимую среду помогают такие формы методической работы, как творческие отчеты учителей по темам самообразования, открытые уроки аттестуемых учителей, проведение «Дней мастерства», «Ярмарок методических идей», праздников «Лучшие уроки года», «Круглые столы» по обмену опытом.
-
6. «Обеспечение внеклассной работы по учебным предметам».
Цель: создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы внеклассной работы по предметам.
Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, праздников, юбилеев известных писателей и ученых. Постепенно осваиваем и вводим в практику школы новые формы внеклассной работы с одаренными учащимися. Так, для ребят, стремящихся совершенствовать свои знания в разных областях науки и приобрести умения и навыки исследовательской деятельности, мы создали научное общество учащихся. А ребят, проявивших склонности к журналистской деятельности и обладающих навыками письменной речи, объединил клуб «Журналист». Расширяя и совершенствуя работу с одаренными учащимися, планируем в следующем учебном году провести интеллектуальный марафон, чтобы дать возможность ребятам проверить общую эрудицию и проявить свои способности.
-
7. «Обеспечение контрольно-аналитической экспертизы».
Без серьезного, глубокого анализа систему работы не построить. Любой управленческий цикл состоит из:
-
анализа работы;
-
планирования;
-
организации;
-
регулирования;
-
контроля;
-
коррекции.
Для успешного осуществления методической работы в школе контроль следует проводить в течение всего учебного года. Он должен выявлять степень реализации задач, поставленных перед коллективом, помогать своевременно регулировать и корректировать уровень профессионального мастерства учителя, а также отслеживать динамику развития педколлектива.
Направления контроля организации методической работы в школе:
-
состояние и результативность методической работы в школе;
-
эффективность и действенность управления методической работы;
-
уровень профессиональной компетентности учителя;
-
состояние и эффективность инновационной работы;
-
раскрытие творческого потенциала учителей;
-
s создание материальной базы учебных кабинетов.
Данные собираются и классифицируются по определенной системе, созданной руководителем методической службы. Таблицы, сетевые графики, диаграммы по контролю за процессом развития педагогического коллектива представляют собой базу данных, которая поможет сделать глубокий анализ и своевременно осуществить коррекционную работу, направленную на устранение недочетов.
Очень важно, чтобы педагогический мониторинг не был делом одной администрации. В организации сбора, хранения, обработки информации о деятельности педагогического коллектива должны участвовать руководители творческих лабораторий, заведующие кафедрами и сами учителя. Поэтому мы стараемся обучить каждого учителя самодиагностике успешности своей педагогической деятельности. Учитель сам должен научиться видеть наиболее уязвимые участки в своей работе, требующие пристального внимания и активных действий.
Литература:
-
Блинова И.К., Чикурова М.В. Примерные планы задания для осуществления инспекционно-контрольной деятельности // Практика административной работы в школе, 2003. - №5. - С. 38-49.
-
Зенова Т.В. Положение о методическом объединении учителей-лредметников многопрофильной гимназии № 89 г. Кемерова // Практика административной работы в школе, 2001. - №7. - С. 23-24.
-
Кульневич СВ., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. Выпуск II: Органическое пособие для школьной администрации, руководителей методических объединений, методистов, учителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Издательство «Учитель», 2003. - 288 с.
-
Лизинский В.М. О методической работе в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. - 160 с.
-
Научно-практический журнал «Завуч - управление современной школой» для администрации школ № 5, 6 2005 года