ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ 1. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она орга­низована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетво­рен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенство­вании своего мастерства. Перед руководителем методической службы шко­лы стоит задача п...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

1. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она орга­низована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетво­рен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенство­вании своего мастерства. Перед руководителем методической службы шко­лы стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профес­сиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, ра­бота планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы должен предшествовать глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.

План анализа методической работы:

1. Статистика педкадров по образованию, стажу, возрасту, квалифика­ционным категориям.

2. Обеспеченность школы педкадрами.

3. Анализ работы методсовета, предметных кафедр, творческих лабо­раторий и

других форм методических объединений педагогов, направлен­ных на повышение

квалификации педкадров.

4. Актуальность тем педсоветов, семинаров, конференций, педагоги­ческих чтений и других форм работы.

5. Итоги работы над методической темой, использование достижений педагогической науки.

6. Работа с молодыми специалистами.

7. Аттестация, ее итоги, результаты.

8. Использование в педагогической практике новых учебных программ, работа с альтернативными учебниками.

9. Развитие творческого потенциала педагогов.

10. Анализ основных недостатков в организации и проведении мето­дической работы в школе.

11. Задачи на новый учебный год (исходя из анализа нерешенных проблем).

Составляя анализ состояния методической работы школы, не стоит пренебрегать такими требованиями, как:

  • четкость построения плана работы по блокам и разделам;

  • логическая последовательность изложения;

  • аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом;

  • точность оценок, исключающих субъективизм;

  • доказательность выводов;

  • четкость и педагогическая обоснованность предложений;

  • обязательное применение наглядности: графики, таблицы, диаграммы.

Используя различные методы при анализе состояния школьной мето­дической работы: анкетирование, исследования, такие, как наблюдение за учителем на уроке, собеседование с ним, отслеживание роста креативно­сти педагога, заполнение индивидуальных карт профессиональных затруд­нений учителя, опрос мнения учителей (какие вопросы теории они хотели бы изучить на семинарах, на заседаниях кафедр и творческих лаборато­рий), зам. директора получает возможность спланировать содержание и формы методической работы с учетом профессионально-личностных осо­бенностей педколлектива (см. приложение).

2. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Наиболее приоритетные направления методической работы:

1) обеспечение управления образовательным процессом в школе;

2) обеспечение условий для непрерывного совершенствования про­фессионального мастерства учителя с учетом методической темы школы;

3) информационное обеспечение образовательного процесса, изда­тельская деятельность;

4) обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;

5) обеспечение внеклассной работы по учебным предметам;

6) обеспечение контрольно-аналитической экспертизы;

Для управления работой нами создана такая модель методической службы, которая обеспечивает реализацию поставленных задач.

Главным центром, координирующим всю методическую работу шко­лы, является методический совет.

В школе функционируют пять кафедр (гуманитарного цикла, естест­венно-математического цикла, иностранных языков, кафедра здоровья, культуры и спорта, кафедра воспитания), а также три творческие лаборато­рии («Разноуровневой дифференциации обучения», «Научно-практическая лаборатория по экспериментальному внедрению новых и передовых тех­нологий образования», «Диагностическая лаборатория»), три методических объединения классных руководителей - «Экология и мы» (5-6-е классы), «Подросток и закон» (7-8-е классы), «Моя профессия» (9-11-е классы).

Каждая из кафедр и творческих лабораторий работает над своей те­мой, которая напрямую связана с единой методической темой школы. Все эти звенья методической службы имеют свои планы и осуществляют рабо­ту под руководством заведующих кафедрами или руководителей творче­ских лабораторий. Правильное определение темы и задач кафедр и твор­ческих лабораторий поможет выбрать содержание и формы организации работы с теми или другими объединениями педагогов. Формулируя цели и задачи, надо помнить, что они определяют структуру методической служ­бы, взаимосвязь всех ее звеньев.

Для успешной реализации задач, поставленных перед каждым звеном методической службы, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Ведущая роль в управлении методической работой как целостной сис­темы принадлежит научно-методическому совету. Он призван координиро­вать работу различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе. Научно-методический совет является главным консультативным органом школы по всем вопросам научно-методического обеспечения образовательного про­цесса. Возглавляет методический совет в нашей школе заместитель дирек­тора по научно-методической работе. Членами совета являются заведующие предметными кафедрами, руководители творческих лабораторий и творче­ских групп, психологи, валеолог, социальный педагог. Заседания научно-методического совета проводятся каждый учебный период и, как правило, предшествуют заседаниям кафедр и творческих лабораторий, так как на ме­тодический совет выносятся важные вопросы, связанные с управлением об­разовательным процессом школы, вырабатываются предложения по их реа­лизации. А затем эти предложения предваряются в жизнь предметными ка­федрами, творческими лабораториями, психолого-валеологической службой. Вот почему в нашем плане методической работы школы вслед за работой научно-методического совета планируется работа предметных кафедр.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КАФЕДР:


  • 1.Организация исследования, анализ, координация и коррекция v работы членов кафедры по проблемам образовательной дея­тельности школы, повышение уровня квалификации педагогов, а также уровня обученности, воспитанности и развития учащихся.

Предметные кафедры объединяют педагогов одной специальности или смежных дисциплин (например, кафедра гуманитарного цикла, кафедра иностранных языков и другие), ориентированных на экспериментальную деятельность. Заведующий кафедрой назначается методическим советом из числа высококвалифицированных педагогов, глубоко заинтересованных в решении проблем школы. Планирование работы осуществляется заве­дующими кафедрами с учетом рекомендаций кураторов кафедр, которыми являются заместители директора. В нашей школе это стало возможным, потому что при комплектовании педагогического коллектива мы стремились к тому, чтобы администрацию школы представляли специалисты по разным учебным предметам.

  • 2.Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом основных на­правлений опытно-экспериментальной работы школы.

Здесь вся методическая учеба ведется и с педколлективом в целом, и с отдельными учителями.

Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно воз­рос за последние два года, благодаря активному участию учителей в посто­янно действующем семинаре «Технология модульного обучения», теорети­ческих и практических семинарах, педагогических и психологических лекто­риях.

Поиск эффективных связей педагогической теории и школьной практи­ки осуществляют «Научно-практическая лаборатория по эксперименталь­ному внедрению новых и передовых технологий образования», «Творческая лаборатория разноуровневой дифференциации» и «Диагностическая лабо­ратория». Изучение новых технологий, разработка программ эксперимента, отслеживание результатов экспериментальной деятельности, выработка рекомендаций педагогам школы - вот ряд основных задач, которые решают творческие лаборатории (ТЛ). Совещания, заседания, семинары, проводи­мые творческими лабораториями, носят открытый характер: на них, как правило, собирается весь коллектив. Результаты работы учителей и руко­водителей ТЛ в конце учебного года сдаются в методический кабинет. Это описание передового опыта учителей, разработки уроков, методические ма­териалы, дидактические пособия.

Однако в системе повышения профессиональной компетентности учи­теля ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению со­держания и организации учебного процесса школы. Поэтому залог успеш­ной работы - это тесный контакт администрации с учителями, четкое пред­ставление об их творческих возможностях, человеческих качествах, интере­сах, стремлениях, профессиональных трудностях. Мало спланировать и ор­ганизовать методические мероприятия (консультации, семинары, практику­мы), надо включить в работу и самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем своей подготовленности и пе­дагогической деятельности.

С учетом уровня профессиональной подготовки, который сами педаго­ги определили для себя на основе анкетирования, все учителя школы были поделены на три группы:

1) группа молодого учителя;

2) группа совершенствования педагогического мастерства;

3) группа высшего педагогического мастерства. Каждой группе оказыва­ется практическая помощь по вопросам профессиональных затруднений в ви­де памяток, методических рекомендаций, подбора справочного материала на запросы учителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации.

  • 3. Оказание помощи учителю в работе по самообразованию.

В начале каждого учебного года вниманию педагогов предлагается перечень возможных тем для самообразования, непосредственно связан­ных с методической темой школы. Каждая кафедра готовит список литера­туры, делает обзор предметных газет и журналов - это помогает учителю сориентироваться в потоке педагогической информации и подобрать мате­риал для работы над своей темой. На первый учебный период (в то время, когда учителя выбирают темы для самообразования) планируется индиви­дуальная помощь педагогу в виде памяток, консультаций, занятий: «Как вы­брать тему для самообразования», «Как работать над методической те­мой», «Как оформить творческий отчет по самообразованию».

Особого внимания требуют молодые учителя, которые с первого учебного дня должны включиться в интенсивный ритм образовательного процесса и у которых еще не хватает опыта и профессионализма. Задача заведующих предметными кафедрами подумать о наставничестве и обес­печить им поддержку и квалифицированную помощь со стороны коллег-предметников. Поэтому в плане работы предметных кафедр обязательным является раздел «Работа с молодыми специалистами».

Повышению квалификации педагогов способствует и работа атте­стационной комиссии школы, которую возглавляет в нашей школе замес­титель директора по методической работе.

План работы председателя аттестационной комиссии может быть от­дельным, а может включаться в план научно-методической работы школы в раздел «Работа с аттестуемыми учителями».

  • 4.«Информационное обеспечение образовательного процесса, издательская деятельность».

Администрация должна обеспечивать учителя материалами, необхо­димыми в его постоянном труде: методическими рекомендациями, памят­ками, таблицами, пособиями, справочными материалами и пр. В методиче­ском кабинете необходимо создать банк информационных материалов, способствующих обновлению образовательного процесса школы: «Методи­ка проведения адаптивного урока», «Методики коллективного способа обу­чения», «Технология модульного обучения», «Технология развивающего обучения», «Технология уровневой дифференциации обучения», «По сле­дам методической учебы», «В папку учителя» и т.п.

  • 5. «Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта».

Выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других педагогов коллектива, наладить тесное сотрудничество между отдельными членами коллектива и группами работников - это далеко не простая задача для руководителя методической работой. Нужно создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необхо­димый им передовой педагогический опыт, а другие - возможность самовыра­жения, раскрытия профессионального и творческого потенциала. Создать не­обходимую среду помогают такие формы методической работы, как творче­ские отчеты учителей по темам самообразования, открытые уроки аттестуе­мых учителей, проведение «Дней мастерства», «Ярмарок методических идей», праздников «Лучшие уроки года», «Круглые столы» по обмену опытом.

  • 6. «Обеспечение внеклассной работы по учебным предметам».

Цель: создать условия для развития познавательных и интеллекту­альных способностей учащихся через различные формы внеклассной рабо­ты по предметам.

Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, празд­ников, юбилеев известных писателей и ученых. Постепенно осваиваем и вводим в практику школы новые формы внеклассной работы с одаренными учащимися. Так, для ребят, стремящихся совершенствовать свои знания в разных областях науки и приобрести умения и навыки исследовательской деятельности, мы создали научное общество учащихся. А ребят, проявив­ших склонности к журналистской деятельности и обладающих навыками письменной речи, объединил клуб «Журналист». Расширяя и совершенст­вуя работу с одаренными учащимися, планируем в следующем учебном го­ду провести интеллектуальный марафон, чтобы дать возможность ребятам проверить общую эрудицию и проявить свои способности.

  • 7. «Обеспечение контрольно-аналитической экспертизы».

Без серьезного, глубокого анализа систему работы не построить. Лю­бой управленческий цикл состоит из:

  • анализа работы;

  • планирования;

  • организации;

  • регулирования;

  • контроля;

  • коррекции.

Для успешного осуществления методической работы в школе контроль следует проводить в течение всего учебного года. Он должен выявлять сте­пень реализации задач, поставленных перед коллективом, помогать свое­временно регулировать и корректировать уровень профессионального мас­терства учителя, а также отслеживать динамику развития педколлектива.

Направления контроля организации методической работы в школе:

  • состояние и результативность методической работы в школе;

  • эффективность и действенность управления методической работы;

  • уровень профессиональной компетентности учителя;

  • состояние и эффективность инновационной работы;

  • раскрытие творческого потенциала учителей;

  • s создание материальной базы учебных кабинетов.

Данные собираются и классифицируются по определенной системе, созданной руководителем методической службы. Таблицы, сетевые графи­ки, диаграммы по контролю за процессом развития педагогического коллек­тива представляют собой базу данных, которая поможет сделать глубокий анализ и своевременно осуществить коррекционную работу, направленную на устранение недочетов.

Очень важно, чтобы педагогический мониторинг не был делом одной администрации. В организации сбора, хранения, обработки информации о деятельности педагогического коллектива должны участвовать руководите­ли творческих лабораторий, заведующие кафедрами и сами учителя. По­этому мы стараемся обучить каждого учителя самодиагностике успешности своей педагогической деятельности. Учитель сам должен научиться видеть наиболее уязвимые участки в своей работе, требующие пристального вни­мания и активных действий.

Литература:


  1. Блинова И.К., Чикурова М.В. Примерные планы задания для осуще­ствления инспекционно-контрольной деятельности // Практика административ­ной работы в школе, 2003. - №5. - С. 38-49.

  2. Зенова Т.В. Положение о методическом объединении учителей-лредметников многопрофильной гимназии № 89 г. Кемерова // Практика адми­нистративной работы в школе, 2001. - №7. - С. 23-24.

  3. Кульневич СВ., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление со­временной школой. Выпуск II: Органическое пособие для школьной админист­рации, руководителей методических объединений, методистов, учителей, сту­дентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Издательство «Учитель», 2003. - 288 с.

  4. Лизинский В.М. О методической работе в школе. М.: Центр «Педаго­гический поиск», 2002. - 160 с.

  5. Научно-практический журнал «Завуч - управление современной школой» для администрации школ № 5, 6 2005 года


© 2010-2022