Статья Использование ИТ по адаптации воспитанников

С целью изучения личностных качеств воспитанников нами были использованы: Методика «диагностика ригидности» (Г. Айзенк); методика «Личностная агрессивность и конфликтность. Шкала вспыльчивости» (С.П. Ильина, П.А. Ковалева); методика «Эмоциональная эмпатия» (В.В. Бойко); методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильина, И.А. Курдюкова).
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Состояние проблемы на практике - опыт работы автора.

Особенности диагностики личностных качеств.

С целью изучения личностных качеств воспитанников нами были использованы: Методика «диагностика ригидности» (Г. Айзенк); методика «Личностная агрессивность и конфликтность. Шкала вспыльчивости» (С.П. Ильина, П.А. Ковалева); методика «Эмоциональная эмпатия» (В.В. Бойко); методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильина, И.А. Курдюкова).

Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк)

Ригидность - затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность существенно влияет на процесс мотивации, особенно когда требуется корректировать его в связи с изменившейся ситуацией (например, с возникновением новых обстоятельств). Ригидный человек с трудом отходит от сложившейся у него стратегии поведения, поэтому принимаемое им решение формируемый мотив не всегда адекватны ситуации.

Цель: определение ригидности.

Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 10 утверждений, предложенные ниже.

Порядок проведения. Инструкция: «Если вы полностью согласны с утверждением, представленным в опроснике, то рядом с его номером поставьте 2 балла, если согласны в принципе - 1 балл, если не согласны - 0 баллов».

  1. Мне трудно менять привычки.

  2. Я с трудом переключаю внимание.

  3. Я очень настороженно отношусь ко всему новому.

  4. Меня трудно переубедить.

  5. Нередко у меня не выходит из головы мысли, от которых следовало

освободиться.

  1. Я трудно сближаюсь с людьми.

  2. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

  3. Нередко я проявляю упрямство.

  4. Я неохотно иду на риск.

  5. Я резко переживаю отклонения от приятного мною режима.

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов, проставленных в соответствии с инструкцией.

Интерпретация. При сумме 0-7 баллов ригидности нет, при сумме 8-14 баллов - средний уровень ригидности, при сумме 15-20 баллов - сильно выраженная ригидность.

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общий балл

Базарова Яна

2

0

1

2

2

1

2

2

1

2

15

Бабаева Света

1

2

2

2

2

2

2

2

0

2

17

Виноградова Света

1

1

2

1

2

1

1

2

2

2

15

Емельяненко Ксения

2

2

2

2

2

0

2

0

0

2

14

Лобова Катя

1

0

2

2

2

1

2

2

1

2

15

Плеханова Женя

2

1

0

1

2

1

2

1

1

0

11

Покрашенко Оксана

2

2

2

2

2

0

2

2

1

1

16

Фурсенко Варя

2

2

2

2

2

0

2

2

2

2

18

Чаплыгина Настя

2

0

2

2

2

0

2

1

2

2

15

Результат:

Данное исследование показало, что у 20% воспитанников средний

уровень ригидности. У 80% - сильно выраженная ригидность, принятый

план действия или поступка меняется под влиянием новых обстоятельств с большим трудом.

Вывод:

Следует планировать и проводить работу по созданию условий психологического комфорта для воспитанниц. Вовлекать в мероприятия познавательного характера. Постоянно создавать ситуацию успеха и личной

значимости каждой.

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»

(Е.П. Ильина, П.А. Ковалева)

Шкала вспыльчивости

Цель: диагностика уровня эмоциональной возбудимости методом самооценки.

Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 10 утверждений, предложенных ниже.

Порядок проведения. Инструкция: «Прочтите предложенные вам утверждения и дайте ответ - согласны ли вы с ними (поставьте знак +) или нет (поставьте знак -)».

  1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

  2. Если кто-нибудь выведет меня из себя, я не обращаю на это внимания.

  3. Я могу скрыть свою раздражительность.

  4. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она мне кажется несправедливой.

  5. Мне очень не нравится, когда надо мной насмехаются.

  6. У меня никогда не бывает вспышек гнева.

  7. Меня возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.

  8. В конфликтной ситуации я веду себя спокойно.

  9. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.

  10. Обычно меня трудно вывести из себя.

Обработка результатов. За ответы «да» по пунктам 1,3,5,7,9, и за ответы

«нет» 2,4,6,8,10 насчитывается по 1 баллу. Подсчитывается сумма набранных

баллов.

Интерпретация. Если опрашиваемый набирает 8 - 10 баллов, то у него высокая эмоциональная возбудимость, если он набирает 4 балла и меньше, то у него низкая эмоциональная возбудимость. Баллы от 5 до 7 характеризует средний уровень эмоциональной возбудимости.

Ф. И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общий балл

Базарова Яна

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

7

Бабаева Света

-

-

-

-

+

-

+

-

+

-

8

Чаплыгина Настя

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

10

Покрашенко Оксана

+

-

+

+

+

-

+

-

+

-

8

Фурсенко Варя

+

-

-

-

+

-

+

-

+

-

8

Плеханова Женя

+

-

-

-

+

-

+

-

+

+

9

Емельяненко Ксения

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

4

Виноградова Света

+

-

+

-

+

+

+

-

+

-

9

Лобова Катя

+

-

+

-

+

-

+

+

+

+

8

Результат:

Данное исследование показало, что у воспитанниц 70% высокий уровень эмоциональной возбудимости, средний уровень - 20%, низкий уровень - 10%

Вывод:

Давать разовые поручения с учетом психологических, индивидуальных

особенностей каждой. Проводить индивидуальные этические беседы.

Формировать волевые качества. Развивать навыки самоорганизации и

самоконтроля.

Методика «Эмоциональная эмпатия» (В.В. Бойко)

Данная методика представляет собой фрагмент методики В.В. Бойко «Эмпатические способности». Может быть использована в работе с подростками.

Цель: определение уровня сформированности эмоциональной эмпатии.

Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 9 утверждений, предложенных ниже.

Порядок проведения. Инструкция. «Прочти предложенные утверждения и при согласии с ними поставь знак (+), а при несогласии (-)».

  1. Если окружающие проявляют признаки тревоги, я обычно остаюсь спокойным.

  2. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

  3. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

  4. Чужой смех обычно заражает меня.

  5. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

  6. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

  7. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести тему.

  8. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.

  9. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно

воздерживаюсь от расспросов.

Обработка результатов. По 1 баллу начисляется за ответы «да» по

утверждениям 2,4,6, и за ответы «нет» - по утверждениям 1,3,5,7,8,9.

Интерпретация. Если опрошенный набрал 6-9 баллов, то у него выражена

эмоциональная отзывчивость на переживания других людей. Если он набирает от 0 до 2 баллов, то эмоциональная эмпатия у него низкая или не выражена

совсем.

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Общий балл

Базарова Яна

-

+

-

+

-

+

-

-

+

8

Бабаева Света

+

+

-

+

-

-

-

+

+

5

Чаплыгина Настя

-

+

-

+

+

+

-

-

+

7

Покрашенко Оксана

+

-

-

-

+

+

-

-

+

4

Фурсенко Варя

-

+

-

-

-

+

+

+

-

5

Плеханова Женя

+

-

-

+

-

-

+

-

+

5

Емельяненко Ксения

-

+

-

-

+

+

+

-

+

5

Виноградова Света

+

-

-

-

-

+

-

-

+

5

Лобова Катя

+

-

-

-

-

+

-

-

+

5

Результат:

Исследование показало, что высокий уровень сформированности

эмоциональной эмпатии у 20% воспитанниц, средний уровень у 80% Вывод:

Проводить работу по сплочению детского коллектива. Развивать нравственные качества. Создавать проблемные ситуации по развитию эмоциональной устойчивости.

Методика «Направленность на приобретение знаний»

(Е.П. Ильина, И.А. Курдюкова)

Цель: определить степень мотивации к учебной, познавательной деятельности.

Порядок проведения. Дается ряд утверждений - вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с вопросом написать букву («а» или «б»), соответствующую выбранному ответу.

  1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:

а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

б) садишься смотреть телевизор или играть во что-либо, думая, что урок

по этому предмету будет еще через день.

  1. После получения хорошей отметки ты:

а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

  1. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:

а) да; б) нет.

  1. Что для тебя учеба:

а) познание нового;

б) обременительное занятие.

  1. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

а) да; б) нет.

  1. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:

а) да; б) нет.

7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того,

выставляют ли за него отметки:

а) да; б) нет.

  1. Легко ли ты начинаешь учебу после каникул:

а) да; б) нет.

  1. Желаешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:

а) да; б) нет.

10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники,

тебя интересует, о чем в них речь:

а) да; б) нет.

11. Что, по-твоему, лучше - учиться или болеть:

а) учиться; б) болеть.

12. Что для тебя важнее - отметки или знания:

а) отметки; б) знания.

Обработка результатов. За каждый ответ в соответствии с ключом

начисляется 1 балл.

Интерпретация. О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-10 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Общий балл

Базарова Яна

б

а

б

а

а

б

а

б

а

а

а

б

7

Бабаева Света

а

а

а

а

б

б

а

а

а

б

б

а

8

Чаплыгина Настя

б

а

б

а

а

а

б

б

а

а

а

б

10

Покрашенко Оксана

б

б

б

а

а

б

б

б

б

б

а

б

8

Фурсенко Варя

б

б

б

б

а

б

б

б

а

а

а

а

6

Плеханова Женя

а

а

а

а

а

а

б

а

а

а

а

б

12

Емельяненко Ксения

а

а

а

а

б

б

б

а

а

б

а

б

10

Виноградова Света

б

б

б

б

б

б

б

б

а

а

а

а

5

Лобова Катя

а

а

а

а

а

б

б

б

а

б

а

а

10

Сумма баллов (от 7 до 12) свидетельствует о высокой степени

выраженности мотивации на приобретение знаний.

Результат:

Исследование показало, что у 80% воспитанниц высокая степень направленности на приобретение, 20% средняя степень

Вывод:

Проводить работу по повышению уровня познавательной активности, осведомленности, обогащенности словаря. Развивать произвольность внимания, учебную мотивацию. Обучение приемам логического запоминания. Повышать работоспособность с учетом психологических особенностей. Стимулировать учебную деятельность.

Таким образом, для того, чтобы определить результативность опытно-экспериментальной работы, проводится педагогическая диагностика. Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, грамотно формулировать педагогические задачи. Одним словом, без педагогической диагностики невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащихся.

2.3. Программа подготовки воспитанников учреждений детей-сирот к самостоятельной жизни «Построй себя сам».

Учитывая сложный процесс социального развития ребёнка, овладение им опытом социальных действий, усвоение социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, автором была разработана специальная программа, обеспечивающая преемственность, системность и взаимосвязь, а также целостность педагогического процесса. Программа направляет усилия педагогов на воспитание детей, помогает реализовать главные целевые установки, а также на основе программы определяется содержание воспитательного процесса в целом и отдельных занятий.

При разработке программы возникла проблема, которая заключалась в отсутствии четких ориентиров того, что должен знать и уметь выпускник детского дома. Б.А. Курган считает, что «детский дом призван формировать у воспитанника социально значимые, стержневые умения и навыки: умение противостоять асоциальному окружению; готовность к систематической трудовой деятельности; вариативность использования досуга; укрепление здоровья». В.И. Кливер, Л.С. Кочкина, Л.И. Кундозерова и др. подчеркивают в своих работах важность подготовки воспитанников детских домов , интернатов к профессиональному самоопределению.

При разработке Программы социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитывалось, что развитие ребёнка происходит в трёх основных сферах: деятельности, общения и самосознания. В сфере деятельности ребёнок учится ориентироваться в каждом виде деятельности, овладевает соответствующими формами и средствами деятельности. В коммуникативной сфере у ребёнка становится шире круг общения, наполнение его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребёнка и в обществе в целом. В сфере самосознания формируется образ собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности создают благоприятный фон для целенаправленной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни: обеспечение двигательной активности, максимальная насыщенность жизни детей радостью, интересными делами, впечатлениями, успехом; опора на положительное в ребёнке для дальнейшего позитивного развития его сил и способностей; использование положительного педагогического потенциала социального окружения (спонсорства, благотворительности); обогащение игровой и учебной деятельности детей, включение в неё элементов творчества; приучение детей к самостоятельности.

Наиболее приемлемым методологическим основанием подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются системный и личностно-деятельностный подходы. Применение системного подхода имело своей целью выявление всех компонентов структуры программы, установления механизма её функционирования и развития целостного объекта в его внутренних и внешних связей. Личностно-деятельностный подход предполагал участие воспитанника в личностно и социально значимой деятельности.

Логика программы нацелена на постоянное изучение учащихся, на обеспечение педагога воспитывающей методикой изучения.

Разработанная и представленная автором программа подготовки детей сирот к самостоятельной жизни создавалась на основе изучения богатого научного и методического наследия в сфере трудового нравственного воспитания, осмысления типичного и особенного в педагогических моделях воспитательных систем, отбора и систематизации методических форм и средств стимулирования нравственного развития ребёнка, а также на основе собственного исследовательского поиска, педагогического опыта, анализа

широкого опыта педагогической практики.

Воспитание и развитие личности школьника может эффективно осуществляться в процессе трудового воспитания учащихся в рамках учебно-воспитательного процесса в интернате.

Психолого-педагогический комплекс методов и средств воспитательного влияния на личность позволяет обеспечить субъектный подход к воспитанию, вычленить динамику объектно-субъектной позиции ребёнка в процессе его социализации.

Таким образом, полученные в процессе работы результаты и сформулированные выводы, длительный опыт внедрения позволяют говорить об эффективности предложенной системы работы по программе, ориентированной на подготовку детей-сирот к самореализации, самоактуализации, успешной социализации в обществе.

Программа «Построй себя сам» - смотри приложение.

Заключение

В ходе нашей исследовательской работы мы пришли к следующему выводу, который сделан на основе теоретических трудов авторов: Васильковой Ю.В., Галагузовой Л.И., Мудрик А.В., Ершовой Н.М., Личко А.Е., Медкова В.М., Синельникова А.Б., Фигдор Г., Харчева А.К., Чуйко Л.В..

В России на протяжении всей истории всегда существовала проблема сиротства. В различные времена всегда были дети, по различным причинам оставшиеся без попечения родителей. В нашей стране практика социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей имеет свои культурно-исторические традиции и была связана прежде всего с милосердием и благотворительностью. На протяжении всей истории защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имела свои особенности и пути становления. В настоящее время особо остро стоит проблема социального сиротства, в основе которой лежат определенные истоки и причины. Среди условий, провоцирующих социальное сиротство, следующие: социально-экономические; кризис семьи; педагогическая несостоятельность семьи; снижение воспитательного потенциала системы образования; исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства; недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты прав.

Основными причинами социального сиротства являются: отказ родителей от детей, в том числе и при рождении; отсутствие родительской заботы о детях, передача детей на воспитание родственникам; эксплуатация детей в семье - экономическая, сексуальная и т. д.; жестокое отношение к ребенку; алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, психические расстройства.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, характеризуются в резковыраженной дезадаптации, затрудненной процессом социализации. У них возникают сложности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, в принятии ценности, принятых в обществе, наблюдается искажение направленных интересов.

В настоящее время в России сложилась определенная государственная

система защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая выражается в создании законов, уставов, положений. Наряду с этим в практику социальной помощи этим детям внедряется в различные их формы устройства (опека, усыновление, приемная семья, патронатная семья, детский дом семейного типа и др.). Вместе с тем существует необходимость совершенствования форм взаимодействия ведомств и учреждений, причастных к проблемам неблагополучного детства.

Анализ статистических данных по проблеме сиротства показал, что среди воспитанников интернатных учреждений большей частью являются социальные сироты. Основной причиной этого явления: оставление детей в роддоме, злостное уклонение от воспитания детей. Приоритетным видом устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является устройство в семьи на усыновление. На сегодняшний день можно выделить главные пути преодоления сиротства: стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе; экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства; возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; совершенствование системы устройства детей-сирот; планировать воспитательную работу как систему, основанную на многообразии выборов форм, методов и приемов с детьми-сиротами.



© 2010-2022