Выступление по теме Самоаудит профессиональной деятельности педагога

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоаудит профессиональной деятельности педагога.

Образование на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций педагог должен обладать определенным профессионализмом.

В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) закреплены новые методологические основы построения системы оценки результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке (самоаудиту) эффективности деятельности всех участников образовательного процесса. В обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям. Но при этом уровень профессиональной деятельности не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг. Противоречия, существующие в сфере профессиональной деятельности современных педагогов, определяют несомненную актуальность данного вопроса, и требуют оценки профессиональной деятельности педагога. Посещение методистом образовательного учреждения (внешний аудит) - становится ведущей организационной формой системы оперативной диагностики запланированного результата профессиональной деятельности учителя, позволяющей выявить комплекс факторов, определивших тот или иной результат.

Одной из эффективных индивидуальных форм выявления уровня профессиональной компетентности педагогов и её развития, является анализ уроков. Анализ урока в школе - это возможность мысленно разложить проведённый урок на определённые составляющие с глубоким проникновением в их сущность, с целью оценки конечного результата с учётом успехов школьника путем сравнения, запланированного с осуществлением своей деятельности. Требования, предъявляемые в настоящее время к методической работе, нацеливают методиста на использование системы персональной работы с учителем, создание условий для устойчивого роста его предметной и профессиональной компетентностей и, как следует, обеспечение качества образования. Эффективность данной формы работы определяется системностью аналитической деятельности, построенной на анализе серии как минимум четырех-пяти уроков с позиции различных методологических подходов к анализу урока, обеспечивающих развивающий эффект: 1. Компетентностный и консалтинговый подходы, позволяющие сформировать общую оценку уровня предметной и профессионально-педагогической компетентностей учителя и разработать основные направления индивидуальной стратегии их развития. 2. Системно-деятельностный подход, позволяющий оценить управленческую компетентность учителя, уровень владения им методикой преподавания предмета и наметить конкретные меры по отработке учителем основных технологических элементов урока. 3. Системный, синергетический подходы, дающие возможность выявить профессиональные умения целеполагания и обеспечения взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности. 4. Ресурсный и региональный подходы, позволяющие выявить содержание ресурсной базы образовательного процесса, степень и эффективность её использования. 5. Целевой подход, с использованием которого можно провести анализ качества целевых установок урока и эффективности ресурсов, условий и диагностики их достижения. Существует несколько особенностей применения указанных подходов к анализу урока, исходя из которых можно определить основные аспекты аналитической деятельности методиста. Концепция ФГОС, принципы современной дидактики, позиции развивающего обучения и компетентностного подхода определяют систему требований к современному уроку. Эти требования могут служить и алгоритмом анализа \самоанализа урока: 1) Целеполагание - перед учащимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. 2) Мотивация - учитель должен сформировать у детей интерес к процессу учебной деятельности и достижению конечного результата. 3) Практическая значимость знаний и способов деятельности. 4) Отбор содержания - на занятии должны быть качественно отработанны планируемые результаты урока, определенные программой. 5) Интегративностьзнаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности. 6) Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания (проблема) - деятельность обучающихся по его выполнению (решение проблемы) - поведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия. 7) Использование разнообразных эффективных приёмов организации результативной образовательной деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.Основная задача учителя - создать условия, инициирующие деятельность учащихся посредством учебных заданий. 8) Подведение учащимися итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. 9) Наличие блоков самостоятельного получения учащимися знаний в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации. 10) Организация коллективно-распределительной деятельности. 11) Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля. 12) Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности. 13) Качественнаяположительная оценка деятельности учащихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации. 14) Минимализация и вариативность домашнего задания. 15) Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке. Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся как активных субъектов деятельности, что становится решающей предпосылкой реализации целевых установок современной системы образования. В современных условиях развития системы образования особое значение принимает умение педагогов осуществлять самоанализ (самоаудит) профессиональной деятельности, направленной на выявление ресурсов, условий, процессов, обеспечивающих качество образования, и являющийся показателем владения рефлексивным подходом к осуществлению профессиональной деятельности. Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя направлен на выявление и анализ причин отклонений полученных результатов, что позволяет построить индивидуальную траекторию развития профессиональной компетентности. Самоанализ рекомендуется осуществлять по следующему алгоритму:

1. Какие образовательные результаты я хочу получить?

1.1. Обучающиеся должны знать …; уметь …

1.2. Зная и умея указанное, они должны: - показывать уровень качества знаний не ниже …% по итогам диагностических работ и не ниже …% по итогам семестра (полугодия, года); -становится призерами … тура предметной олимпиады и предметных конкурсов;

2. Какие результаты я получаю реально?

3. Являются ли объективными данные оценки (действительно ли они реально отражают уровень усвоения обучающимися знаний и умений, указанных в образовательной программе)?

4. Уровень достигнутых результатов.

4.1. Какие результаты выше запланированных?

4.2. Какие результаты соответствуют запланированным? Уровни 4.1 и 4.2 свидетельствуют об эффективности организации образовательного процесса.

4.3. Какие результаты ниже запланированных?

5. Каковы причины получения результатов ниже запланированных (правильно ли я организую образовательный процесс)

5.1. Правильно ли я определяю цели образовательной деятельности обучающихся? (Цели образовательной деятельности определяются учителем на каждом уроке как конечный результат, то есть по окончании урока каждый ученик должен приобрести конкретные знания и умения.Исходя из этого каждый урок должен строиться не как экстенсивное общение по заданной теме, а как интенсивная отработка конкретных знаний и умений, заданных учебной программой; при этом тема урока является одним из средств достижения его целей).

5.2. Правильно и я осуществляю отбор учебного материала: - соответствует ли отбор материала образовательной программе и тематическому планированию (а не содержанию учебника и моим предпочтениям); - не упускаю ли я основные понятия, причинно- следственные связи, умения, указанные в программе; - достаточно ли качественно организую их отработку (или считаю, что ученикам понятно то, что очевидно для меня); - не перегружаю ли уроки массой интересных, но незначительных, или научных, дополнительных сведений, не содержащихся в образовательной программе; - нацелено ли содержание практических (творческих, проектных) работ на закрепление ключевых знаний и умений; - нацелено ли домашнее задание на отработку ключевых знаний и умений; - отрабатываются ли основные программные знания и умения с учениками, пропустившими урок?

5.3. Учитываю ли я особенности конкретного класса и конкретных учеников (мотивация, уровень и типы восприятия, уровень предметной подготовки, отношение к предмету, стиль и темп работы на уроках «успешных» предметов)?

5.4. Все ли ресурсы образовательной деятельности я использую (образовательные, социокультурные, природно- рекреационные, материально-технические, ресурсы социума)? Соответствует ли кабинет реализации задач образовательного процесса (оснащение, УМК, дидактические и диагностические материалы и др.)?

5.5. Соблюдаю ли я требования к современному уроку? Соответствуют ли мои уроки указанным требованиям? Какие элементы урока мне необходимо отработать для обеспечения эффективности образовательного процесса?

5.6. Эффективна ли используемая мной система контроля достижения учащимися образовательных результатов? Соответствует ли она рекомендациям?

5.7. Способствует ли внеурочная работа по предмету реализации образовательных задач (нацелены ли организационные формы внеурочной работы на закрепление ключевых знаний и умений)?

5.8. Умею ли я формировать благоприятный психологический климат на уроке?

6. Мои «поля успешности» - какие элементы моей профессиональной деятельности приводят к положительным запрограммированным результатам ( и я могу ими поделиться с коллегами)?

7. Мои «проблемные поля»:

7.1. Что конкретно не получается?

7.2. Как я могу получать методическую помощь? (Материал для самообразования, консультации с учителями моей школы, завучем, методистом методического центра)э

7.3. По каким проблемам и где мне необходимо осуществить повышение квалификации? (курсы повышения квалификации при институте развития образования, модульные курсы, мероприятия методического центра)

8. Составить план выявленных проблем профессиональной деятельности по пунктам:

8.1. Проблемы (что конкретно препятствует получению запланированных результатов профессиональной деятельности)

8.2. Какая конкретно нужна помощь

8.3. Где и у кого получить помощь

8.4. Сроки

8.5. Диагностика результатов решения проблемы (содержание, формы, методы, периодичность контроля результатов деятельности) Таким образом, сочетание анализа уроков методистом и самоанализа, осуществляемого учителем, является эффективным средством развития и саморазвития профессиональной и методической компетенции учителя и приоритетным условием обеспечения качества образования.

Список литературы: Е.Ю.Ривкин, Самоаудит как основа управления методической деятельностью, Волгоград, «Учитель», 2013 Журнал «Практика административной работы в школе», № 1, 2004 Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы



© 2010-2022