Рефлексивный отчет Почему мне и моей школе нужно меняться?

Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иргалиева Б.Ж. Портфолио учителя Раздел А

Группа№3 1-го уровня

г.Уральск 14.11.2015

Почему мне и моей школе необходимо меняться?

«… если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости». (Н. Роджерс)

В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей.

Анализ социальной ситуации, практики преобразований, мирового педагогического опыта с позиции современных научных подходов позволяет наметить новые ориентиры развития образования, стратегию его обновления. Эти стратегические установки составляют ядро нового педагогического мышления - важнейшего условия успеха преобразований. Происходит, прежде всего, серьезное изменение целей образования, а следовательно, и критериев его эффективности. Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования, которое не ограничивается рамками школы, а выходит далеко за ее пределы. К сожаленью, наша казахстанская образовательная система пока все еще ориентирована на знания, умения и навыки как конечную цель, как результат. Уровень знаний служит основным критерием при выпуске из школы, при поступлении в вуз и другие учебные заведения. «Культ знаний» нередко остается тем идеалом, к которому стремится школа (рейтинг школ по результатам ЕНТ).

Еще древние утверждали: многознание уму не научает. Наши школьники, о чем говорят последние данные ЮНЕСКО, занимают по предметным знаниям и умениям места где-то в шестом десятке. По развитию творческого интеллекта эксперты отводят нам куда более скромное место. По уровню грамотности взрослого населения мы в числе первых 3% в мире, а по уровню благосостояния - в числе последних 40% стран. По количеству инженеров и ученых мы в первой трети списка, а по доле экспорта, приходящегося на высокие технологии -- в числе отстающих. О чем это говорит? О том, что экономический уровень страны и ее конкурентные позиции в мире в первую очередь зависят от качества ее людей - человеческого капитала. Как сказал наш Президент Н.А. Назарбаев «конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности», подчеркнув тем самым всю значимость реформ и новшеств, необходимых в сфере образования.

Реформа образования - это трудный, долгий и ответственный процесс. Поэтому, нам просто необходимо изучать опыт других стран, черпать из него то, что можно применить в наших школах. С такой целью я стала внимательно изучать различные источники, в которых описан образовательный процесс, методики преподавания в странах с высоким уровнем развития. Казахстан изучает образовательные системы разных стран, стараясь найти лучшую для нашей системы образования и внедрить ее в опыт работы наших школ. В Японии можно отметить непрерывность в обучении, высокий уровень жизни, общий девиз - хорошо учишься, будешь более успешным в жизни. Единая цель у дошкольного, школьного, вузовского образования - передать подрастающему поколению традиционные моральные и культурные ценности современного японского общества - коллективизм, уважение к человеку и природе, творческой самоотдаче.

Сингапур - страна, которая за короткий срок смогла стать крупным финансовым центром, центром по производству электроники, по уровню благосостояния занимают 4 место в мире. Чтобы войти в мировое образовательное пространство в Сингапуре за годы реформы системы образования создали школы для одаренных, эффективную систему поощрений учителей, в школах широко начали применять ИКТ, появились независимые школы, филиалы множества университетов мира. Учителей отбирают по конкретным критериям, учитель сам планирует, когда ему повышать квалификацию, выбирает тематику курсов. Переняв прогрессивный опыт обучения у развитых стран, в Сингапуре так организовали систему образования, что теперь страна занимает достойное первое место по темпам роста экономики среди азиатских стран. Несомненно, у этой страны есть чему поучиться!

Финляндия. По международным исследованиям (PIZA) учащиеся этой страны показали самые лучшие результаты. В чем секрет такого успеха? Я очень удивилась, когда узнала, что основная учебная программа в Финдляндии - это документ в 10 страниц, где дается только ориентир преподавателю для совместной разработки учебной программы в школе и системы оценивания. Учитель, получая высокую зарплату (2500 евро в месяц), свободен в выборе программы, методик обучения. Учителя начальных классов в Финляндии должны иметь степень магистра, проходить курсы повышения квалификации ежегодно. Вот такие требования к учителю начальных классов! Наиболее самобытная система образования -это Британская школа. Независимо от тестов типа PISA, она самая престижная, британские школы магнитом притягивают учеников со всего мира. Один из самых характерных для Англии типов средней школы - это интернат (Boarding School). Обязательное образование в Британии действует для детей до 16 лет. Затем (после получения A-Levels) начинает действовать система образовательных кредитов. Причем отдавать их выпускник вуза начинает лишь при устройстве на работу с заработком не менее 21 тыс. фунтов в год. Если такой работы нет, долг возвращать не нужно.

В Южной Корее начальную школу посещают дети в возрасте от 8 до 14 лет. Обычно все предметы ведет один классный руководитель, хотя некоторые специализированные дисциплины могут вести другие педагоги (например, физкультуру или иностранные языки). Продвижение по ступеням образовательной системы с начальной до высшей школы не определяется результатами сдачи различных экзаменов, но исключительно по возрасту ученика. По сравнению с начальной, южнокорейская средняя школа предъявляет гораздо более высокие требования к своим учащимся. Почти всегда строго регулируются форма одежды и прически, как и многие другие аспекты жизни студента. Классные руководители играют очень важную роль в жизни учеников и имеют существенно больший авторитет, чем их коллеги из других стран.

В США активно развивались и совершенствовались групповые формы учебной деятельности учащихся. Исследования, проведенные Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд) в 80-х гг XX в, показывают, что благодаря групповому обучению резко увеличивается процент усвоения материала, поскольку влияет не только на сознание учащихся, но и на его чувства, волю.

Изучив систему образования разных стран, размышляя над многими вопросами и материалами статей, выступлений по данной тематике ученых, политиков, я пришла к выводу: образование - это такая тема, которая волнует всех, потому что так или иначе все в него вовлечены.

Что же происходит в казахстанской системе образования? Сравнивая систему образования нашей страны с другими, я сделала вывод, что у нас очень многое навязывают учителю сверху: стандарт, программы, методик. Учитель постоянно должен отчитываться за качество, за выполнение стандарта, программы и т.д. В этой связи, мне очень понравился опыт наших коллег с Финляндии, где учитель свободен в выборе программы, методик обучения и при этом предъявляются большие требования учителю начальных классов.

Казахстан пытается взять все лучшее из опыта других стран, в школах идут эксперименты, проходят курсы повышения квалификации учителей, проводятся различные международные и республиканские семинары по внедрению новых технологий в образовательный процесс. По словам Главы государства Н.Назарбаева «всякая реформа достигает своих целей лишь при условии, если проводится сильным правительством, поддерживается волей политических лидеров и принимается при полном понимании всеми группами общества смысла и замысла осуществляемых преобразований».

С 2012 года в Казахстане стартовала трехуровневая программа обучения учителей, разработанная АО «НИШ» совместно с факультетом образования Кембриджского университета Великобритании специально для Казахстана. В основу Программы, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория обучения. В рамках данной программы в каждой школе начнут работать сетевые сообщества учителей, будут активно претворяться в жизнь процессы коучинга и менторинга. Учителю предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где он больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Учитель должен отказаться от традиционных уроков и проводить инновационные, которые имеют нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение.

Так почему же в моей школе нужны изменения? Я думаю, что прежде всего это обусловлено с изменениями происходящими в стране и в мире в целом. И профессия учителя - это не просто работа, а миссия, и как никто другой учителя понимают, что мы в ответе за будущее, а будущее- это наши дети. Мы понимаем, что человек должен непрерывно, в течение жизни, получать образование, что отсутствие роста - это остановка роста.

Во-вторых, пришло время Ученика, который станет центральной фигурой на уроке, время совместной работы и комфортного психологического климата всего учебное - воспитательного процесса. При всем этом, по мнению Стронга, Уорда и Гранта (2011 г), стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечение успешности обучения учеников сегодня является учитель.

На сегодняшний день в нашей школе работают 3 учителя, прошедшие обучение по 3 уровню и 1 учителя по 1 уровню. Они используют новые подходы в обучении в своей практике, проводят различные коучинги, выступают на педсоветах и семинарах, рассказывая и разъясняя суть и основные идеи программы, основанные на конструктивисткой теории.

Несмотря на это, анализируя работу своих коллег, я прихожу к выводу, что большинство моих коллег в своей работе используют традиционные методы в обучении, где главным лицом является учитель, передающий свои готовые знания ученикам. В настоящее время дети мало общаются, не умеют грамотно выражать свои мысли, дискутировать, аргументировать. Единственное средство их общения - это социальные сети. Поэтому надо учить работать в группе, формировать коммуникативные и лидерские качества. Так как обучение зависит не только от усилий учителя, но и требует активного участия самого ученика в своем обучении. Исследователи Хоу и Мерсер показали, что совместные мероприятия повышают умственное развитие и обучение, а также развитие навыков общения (Рук-во 1 уровень ).

Контакты и обмен мнениями в группе существенно активизируют деятельность всех учеников - членов группы, стимулируют развитие мышления, способствуют развитию и совершенствованию их речи, пополнению знаний, расширению индивидуального опыт.

В групповой учебной деятельности учащихся успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию и т.д. Важную роль она играет в реализации воспитательной функции обучения. В групповой учебной деятельности воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Как лидер я прекрасно понимаю, что мне и моей школе нужны преобразования, для того ,чтобы войти в мировое образовательное пространство и воспитать ученика, обладающего всеми компетенциями ученика 21 века. Нужны учителя, подготовленные к обучению учеников тому, как учиться и формированию их как независимых, мотивированных, увлеченных, уверенных личностей с развитым критическим мышлением, проявляющим компетентность в сфере информационных технологий .

Какие бы преобразования не происходили в сфере образования, какие бы новые методы, новые технологии не внедряли в процесс обучения , думаю, смысл обучения и воспитания остается тем же: школа должна эффективного готовить подрастающее поколение к жизни. Я согласна с высказыванием А.М. Кушнира о том, что «Качество образования - это успех в жизни, а не на экзаменах». Мы не должны забывать , что за всеми преобразованиями в школе стоят наши дети, им нужно дать хорошие современные научные знания, развить их практические умения и навыки, научить учиться всегда, везде, всю жизнь, получать знания из различных источников и уметь правильно с ними работать и их преобразовывать, воспитать достойного человека с активной жизненной позицией, умеющего адаптироваться в любых условиях быстроменяющегося общества, развить способности и творческий потенциал личности.























© 2010-2022