Интеграция и взаимодействие методических служб и учреждений образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеграция и взаимодействие методических служб и учреждений образования

Сегодня в сфере образования происходят большие изменения и преобразова­ния, стали рассматриваться вопросы философии образования, которые становятся основополагающим фундаментом в воспитании и обучении детей. Это свидетель­ствует о том, насколько расширился круг вопросов и знаний современного учите­ля потому, как школа призвана готовить поколения людей, чей труд, талант, творчество, инициатива будут определять то, в каком обществе нам жить. Гото­вить людей, которые будут жить в новых условиях, требует опережающего разви­тия школы, высокого уровня методической работы, совершенствования учебно-воспитательного процесса, требует от учителя большой эрудиции. От глубины, богатства личности педагога, от его профессионализма и мастерства зависит на­ше будущее.

В современных условиях открывается коммуникационный мир, что чрезвычайно важно для развития методической службы и взаимодействия между образовательными уч­реждениями, потому что информация и информатизация обеспечивает качество методической работы. Расширяются связи междисциплинарного характера и при организации учебно-воспитательного процесса нужно учитывать связь растущего человека с миром, обществом, природой. При этом разумное взаимодействие, планомерная методическая работа должны способствовать получению более вы­соких результатов в практической педагогической деятельности. Эта педагогиче­ская деятельность тем будет успешнее, более адресными, соответствующими его сущности и закономерным возможностям будут действия. В современных усло­виях источниками взаимодействия в совершенствовании учебно-воспитательного процесса служат исторический опыт различных образовательных систем, фунда­ментальные достижения культуры, науки и техники, разносторонние знания о че­ловеке, путях и условиях его развития, жизни и деятельности, осознанные соци­альные, национальные, нравственные традиции народа, перспективы развития ци­вилизации и т.д.

Проблема взаимодействия многоаспектна и многогранна. Назовем наиболее значимые недостатки взаимодействия методических служб и образовательных учреждений:

- несоответствие между содержанием методической работы и анализом всего учебно-воспитательного процесса;

- недостаточное изучение потребностей и возможностей педагогов в осуще­ствлении методической работы; нельзя не отметить, что в теории и практике высшего педагогического образования преобладает традиция готовить не учите­ля-воспитателя, больше учителя-предметника. А.И. Пискунов отмечает: «В значи­тельно меньшей степени, мягко выражаясь, уделяется внимание вопросам ста­новления личности будущего учителя, воспитанию у него профессионально-педагогической направленности мышления, вооружению его общепедагогиче­скими знаниями и умениями на серьезной психологической основе»1 Профес­сиональная подготовка сводится к «натаскиванию» проведения уроков по фикси­рованному набору методик, преобладает предметно-методическая парадигма.

В итоге школа получает учителя-предметника, более или менее успешно ра­ботающего в рамках классно-урочной системы, но не умеющего оказывать влия­ние на процессы душевного и духовного становления детей. Большинство выпу­скников не воспринимает свое образование как действительно профессионально педагогическое. Многие из них в первые годы работы не могут самостоятельно решать собственно профессиональные задачи, а впоследствии вообще уходят из сферы образования в другие системы.

Для профессиональной деятельности, особенно для молодого педагога необ­ходимо владение знаниями о специфике образования, закономерностях его функ­ционирования и развития, потому важно тесное взаимодействие методических служб с образовательными учреждениями в определении значимости образования как культурно-исторического, социального явления. Учитель должен хорошо ори­ентироваться в области человекознания, знать о широких возможностях благо­приятных межличностных отношений, быть носителем определенной личностной и социокультурной позиции. Современный учитель, педагог должен быть сведущ в области педагогики, психологии, философии, социологии, физиологии и других наук о человеке. Важно знание физиологии, которая устанавливает анатомо-физиологические закономерности формирования организма человека, выявляет особенности их функционирования у детей различных возрастных категорий. Психология изучает и раскрывает закономерности и механизмы развития психи­ческих процессов и личностных свойств человека, рассматривает психологиче­ские основы воспитания и обучения. Педагогика исследует сам образовательный процесс, его закономерности, содержание, организацию, формы и методы. Кон­кретные методики на основе психологических и общедидактических закономер­ностей рассматривает специфические задачи, содержание, формы и методы обу­чения тому или иному учебному предмету. Психолого-педагогические науки изу­чают ребенка, процесс его развития, обучения и воспитания с разных сторон в соответствии со спецификой предмета каждой из этих наук.

В реалии же педагог имеет дело с единой, целостной личностью ученика, включенного в весь процесс школы. В таких условиях необходима интеграция всех психолого-педагогических, а точнее всех гуманитарных знаний. Координи­рующую роль в ней и призвана играть методическая служба, которая должна син­тезировать все знания о человеке, выявлять закономерности педагогического про­цесса, формулировать принципы его организации, определять содержание, формы и методы работы с учетом закономерностей биологического и психического раз­вития личности развивающегося человека.

Решение вышеуказанных проблем предполагает координацию усилий методических служб и образовательных учреждений, при котором расширяются мето­ды исследования социума, социально-педагогической деятельности и массовых форм общественной работы, их проектирование и моделирование. Возникнове­ние новых типов общеобразовательных учреждений подтверждает возросшую потребность в целостном осмыслении глубинных изменений в духовной сфере социума. Установление постоянного конструктивного диалога методической службы, образовательных учреждений, науки, практики, общественности позво­лит найти оптимальные пути в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

Педагогам еще недостает философского, социального, психолого-педагогического осмысления своего труда. Это можно понять: технологии в зна­чительной степени нормативны, нормативность профессиональной деятельности складывалась десятилетиями и, нужны: время, специально организованная дея­тельность по обучению, переподготовке и повышению квалификации педагогов, чтобы сформировать у них гуманно личностные смыслы профессии. Сегодня в основном в качестве приоритетов профессиональной деятельности выступают, прежде всего, интересы школы, учителя, а затем уже ученик с его духовным, ин­теллектуальным и физическим развитием. Эта ограниченность профессиональных намерений замедляет развитие подлинно гуманной и демократичной системы об­разования.

В осуществлении массового опыта взаимодействия методических служб и образовательных учреждений города является важным вопрос педагогического мышления, в котором представлен понятийно-проблемный уровень развития со­ответствующей эпохи, свойственных ей способ понимания педагогических процессов и явлений, что в свою очередь усиливается установками, этическими нор­мами, ценностями и другими социально-психологическими механизмами, прису­щими современному обществу.

Педагогическое мышление - это определенное «видение» учителем ученика, школы, окружающего мира. Чтобы мыслительная деятельность педагога транс­формировалась в профессиональное мышление, нужно не только развивать у него познавательные возможности, необходимые для решения учебно-воспитательных задач, но и формировать потребностно - мотивационную и эмоциональную сферу личности, которые существенно влияют на продуктивность мышления. «Педаго­гическое мышление - это специфическая умственная и практическая деятельность учителя, обеспечивающая эффективное использование им этических установок, научных знаний, педагогических технологий, личностных качеств в учебно-воспитательной работе.1

В связи с этим формирование профессионального мышления педагога связа­но с развитием личности каждого ученика как субъекта будущей семейной, про­фессиональной и гражданской жизнедеятельности. В развитии педагогического мышления существенную роль играет результативное взаимодействие городского методического центра и образовательных учреждений.

Сегодня расширилась сеть различных структур, типов, видов, направлений учреждений образовательной системы. Появились лицеи, гимназии, а также шко­лы с профильными группами и разноуровневым, разнонаправленным обучением, кроме того, расширился спектр применяемых в школах образовательных систем и технологий. Учителя работают по индивидуальным планам и программам, разра­батывают авторские курсы и факультативы. В результате широкого спектра ис­пользования различных программ изменилась и сущность взаимодействия.

В настоящее время в информационно-методическом образовательном центре города Улан-Удэ имеется банк данных по вопросам: кадровый потенциал образовательной системы города, результаты диагностики знаний, умений, навыков учащихся, результаты аттестации учителей и педагогов, направления творческих и проблемных групп, данные по учебно-методическому обеспечению и т.д.

Взаимодействию, взаимосвязи методической службы и образовательных уч­реждений, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания. Нет системы во взаимодействии, отмечается «размытость» в распределении функций между ме­тодическими службами и образовательными учреждениями, не отработан диффе­ренцированный подход во взаимодействии, не определены на сегодня объекты, предмет, критерии оценки и показателей плодотворного взаимодействия, не отра­ботаны механизмы взаимодействия между субъектами и объектами образователь­ного процесса, механизмов стимулирования по результатам взаимодействия.

На наш взгляд, содержательным наполнением взаимодействия должно стать следующее:

- оценка учебно-методических материалов, учебных планов и программ, ди­дактических средств, экспертиза системы оценки и самооценки уровней обученности и воспитанности учащихся, профессионализма персонала, эффективности системы внутри школьного управления и контроля;

- проведение «нулевых» и контрольных срезов, разработка тестов и заданий по узловым блокам и темам, сравнение результатов с установленными нормати­вами (образовательными стандартами) и прогнозируемым школой результатов и выявление факторов, причин, определяющих результативность и тенденции раз­вития;

- систематизация аналитических материалов, формулировка выводов, пред­ложений по дальнейшему улучшению деятельности коллектива школы, форми­рование банка данных по конкретному направлению.

ах обобщен практический опыт методической работы, направленной на развитие творческого потенциала учителя, на совершен­ствование его профессионализма.

В результате опросов, бесед, анкетирования педагогов выяснили наиболее трудные вопросы и проблемы педагогической деятельности.

Анализ и диагностика дают возможность определиться в содержании деятельности, убеждают нас в том, что каждое образовательное уч­реждение должно иметь индивидуальный стиль работы в соответствии с социо­культурным окружением, контингентом учащихся и их родителей, с условиями жизнедеятельности социума, с учетом запросов, потребностей, желаний, возмож­ностей всех субъектов школьного пространства. Это еще раз доказывает необхо­димость тесного контакта, взаимодействия совместных действий методической службы и образовательных учреждений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. С учетом полученных данных, потребностей и про­блем педагогов школ города была разработана тематика постоянно действующих семинаров с заместителями директоров по воспитательной работе, классными ру­ководителями, которые осуществляют воспитывающую деятельность в учрежде­ниях образования. В течение ряда лет проводятся семинары, которые стали ак­тивной формой взаимодействия методического центра и образовательных учреж­дений, распространяя лучший опыт работы школ, педагогов по формированию, становлению и развитию школьников.


1 Пискунов А.И. педагогическое образование: цели, задачи и содержание//Педагогика. - 1995. - №4. - С.59.

1 Орлов А.А. Профессия учителя как ценность//Педагогика. - 1995. - №6. - С.66.

© 2010-2022