- Преподавателю
- Директору, завучу
- Интеграция и взаимодействие методических служб и учреждений образования
Интеграция и взаимодействие методических служб и учреждений образования
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тимофеева Л.А. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интеграция и взаимодействие методических служб и учреждений образования
Сегодня в сфере образования происходят большие изменения и преобразования, стали рассматриваться вопросы философии образования, которые становятся основополагающим фундаментом в воспитании и обучении детей. Это свидетельствует о том, насколько расширился круг вопросов и знаний современного учителя потому, как школа призвана готовить поколения людей, чей труд, талант, творчество, инициатива будут определять то, в каком обществе нам жить. Готовить людей, которые будут жить в новых условиях, требует опережающего развития школы, высокого уровня методической работы, совершенствования учебно-воспитательного процесса, требует от учителя большой эрудиции. От глубины, богатства личности педагога, от его профессионализма и мастерства зависит наше будущее.
В современных условиях открывается коммуникационный мир, что чрезвычайно важно для развития методической службы и взаимодействия между образовательными учреждениями, потому что информация и информатизация обеспечивает качество методической работы. Расширяются связи междисциплинарного характера и при организации учебно-воспитательного процесса нужно учитывать связь растущего человека с миром, обществом, природой. При этом разумное взаимодействие, планомерная методическая работа должны способствовать получению более высоких результатов в практической педагогической деятельности. Эта педагогическая деятельность тем будет успешнее, более адресными, соответствующими его сущности и закономерным возможностям будут действия. В современных условиях источниками взаимодействия в совершенствовании учебно-воспитательного процесса служат исторический опыт различных образовательных систем, фундаментальные достижения культуры, науки и техники, разносторонние знания о человеке, путях и условиях его развития, жизни и деятельности, осознанные социальные, национальные, нравственные традиции народа, перспективы развития цивилизации и т.д.
Проблема взаимодействия многоаспектна и многогранна. Назовем наиболее значимые недостатки взаимодействия методических служб и образовательных учреждений:
- несоответствие между содержанием методической работы и анализом всего учебно-воспитательного процесса;
- недостаточное изучение потребностей и возможностей педагогов в осуществлении методической работы; нельзя не отметить, что в теории и практике высшего педагогического образования преобладает традиция готовить не учителя-воспитателя, больше учителя-предметника. А.И. Пискунов отмечает: «В значительно меньшей степени, мягко выражаясь, уделяется внимание вопросам становления личности будущего учителя, воспитанию у него профессионально-педагогической направленности мышления, вооружению его общепедагогическими знаниями и умениями на серьезной психологической основе»1 Профессиональная подготовка сводится к «натаскиванию» проведения уроков по фиксированному набору методик, преобладает предметно-методическая парадигма.
В итоге школа получает учителя-предметника, более или менее успешно работающего в рамках классно-урочной системы, но не умеющего оказывать влияние на процессы душевного и духовного становления детей. Большинство выпускников не воспринимает свое образование как действительно профессионально педагогическое. Многие из них в первые годы работы не могут самостоятельно решать собственно профессиональные задачи, а впоследствии вообще уходят из сферы образования в другие системы.
Для профессиональной деятельности, особенно для молодого педагога необходимо владение знаниями о специфике образования, закономерностях его функционирования и развития, потому важно тесное взаимодействие методических служб с образовательными учреждениями в определении значимости образования как культурно-исторического, социального явления. Учитель должен хорошо ориентироваться в области человекознания, знать о широких возможностях благоприятных межличностных отношений, быть носителем определенной личностной и социокультурной позиции. Современный учитель, педагог должен быть сведущ в области педагогики, психологии, философии, социологии, физиологии и других наук о человеке. Важно знание физиологии, которая устанавливает анатомо-физиологические закономерности формирования организма человека, выявляет особенности их функционирования у детей различных возрастных категорий. Психология изучает и раскрывает закономерности и механизмы развития психических процессов и личностных свойств человека, рассматривает психологические основы воспитания и обучения. Педагогика исследует сам образовательный процесс, его закономерности, содержание, организацию, формы и методы. Конкретные методики на основе психологических и общедидактических закономерностей рассматривает специфические задачи, содержание, формы и методы обучения тому или иному учебному предмету. Психолого-педагогические науки изучают ребенка, процесс его развития, обучения и воспитания с разных сторон в соответствии со спецификой предмета каждой из этих наук.
В реалии же педагог имеет дело с единой, целостной личностью ученика, включенного в весь процесс школы. В таких условиях необходима интеграция всех психолого-педагогических, а точнее всех гуманитарных знаний. Координирующую роль в ней и призвана играть методическая служба, которая должна синтезировать все знания о человеке, выявлять закономерности педагогического процесса, формулировать принципы его организации, определять содержание, формы и методы работы с учетом закономерностей биологического и психического развития личности развивающегося человека.
Решение вышеуказанных проблем предполагает координацию усилий методических служб и образовательных учреждений, при котором расширяются методы исследования социума, социально-педагогической деятельности и массовых форм общественной работы, их проектирование и моделирование. Возникновение новых типов общеобразовательных учреждений подтверждает возросшую потребность в целостном осмыслении глубинных изменений в духовной сфере социума. Установление постоянного конструктивного диалога методической службы, образовательных учреждений, науки, практики, общественности позволит найти оптимальные пути в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
Педагогам еще недостает философского, социального, психолого-педагогического осмысления своего труда. Это можно понять: технологии в значительной степени нормативны, нормативность профессиональной деятельности складывалась десятилетиями и, нужны: время, специально организованная деятельность по обучению, переподготовке и повышению квалификации педагогов, чтобы сформировать у них гуманно личностные смыслы профессии. Сегодня в основном в качестве приоритетов профессиональной деятельности выступают, прежде всего, интересы школы, учителя, а затем уже ученик с его духовным, интеллектуальным и физическим развитием. Эта ограниченность профессиональных намерений замедляет развитие подлинно гуманной и демократичной системы образования.
В осуществлении массового опыта взаимодействия методических служб и образовательных учреждений города является важным вопрос педагогического мышления, в котором представлен понятийно-проблемный уровень развития соответствующей эпохи, свойственных ей способ понимания педагогических процессов и явлений, что в свою очередь усиливается установками, этическими нормами, ценностями и другими социально-психологическими механизмами, присущими современному обществу.
Педагогическое мышление - это определенное «видение» учителем ученика, школы, окружающего мира. Чтобы мыслительная деятельность педагога трансформировалась в профессиональное мышление, нужно не только развивать у него познавательные возможности, необходимые для решения учебно-воспитательных задач, но и формировать потребностно - мотивационную и эмоциональную сферу личности, которые существенно влияют на продуктивность мышления. «Педагогическое мышление - это специфическая умственная и практическая деятельность учителя, обеспечивающая эффективное использование им этических установок, научных знаний, педагогических технологий, личностных качеств в учебно-воспитательной работе.1
В связи с этим формирование профессионального мышления педагога связано с развитием личности каждого ученика как субъекта будущей семейной, профессиональной и гражданской жизнедеятельности. В развитии педагогического мышления существенную роль играет результативное взаимодействие городского методического центра и образовательных учреждений.
Сегодня расширилась сеть различных структур, типов, видов, направлений учреждений образовательной системы. Появились лицеи, гимназии, а также школы с профильными группами и разноуровневым, разнонаправленным обучением, кроме того, расширился спектр применяемых в школах образовательных систем и технологий. Учителя работают по индивидуальным планам и программам, разрабатывают авторские курсы и факультативы. В результате широкого спектра использования различных программ изменилась и сущность взаимодействия.
В настоящее время в информационно-методическом образовательном центре города Улан-Удэ имеется банк данных по вопросам: кадровый потенциал образовательной системы города, результаты диагностики знаний, умений, навыков учащихся, результаты аттестации учителей и педагогов, направления творческих и проблемных групп, данные по учебно-методическому обеспечению и т.д.
Взаимодействию, взаимосвязи методической службы и образовательных учреждений, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания. Нет системы во взаимодействии, отмечается «размытость» в распределении функций между методическими службами и образовательными учреждениями, не отработан дифференцированный подход во взаимодействии, не определены на сегодня объекты, предмет, критерии оценки и показателей плодотворного взаимодействия, не отработаны механизмы взаимодействия между субъектами и объектами образовательного процесса, механизмов стимулирования по результатам взаимодействия.
На наш взгляд, содержательным наполнением взаимодействия должно стать следующее:
- оценка учебно-методических материалов, учебных планов и программ, дидактических средств, экспертиза системы оценки и самооценки уровней обученности и воспитанности учащихся, профессионализма персонала, эффективности системы внутри школьного управления и контроля;
- проведение «нулевых» и контрольных срезов, разработка тестов и заданий по узловым блокам и темам, сравнение результатов с установленными нормативами (образовательными стандартами) и прогнозируемым школой результатов и выявление факторов, причин, определяющих результативность и тенденции развития;
- систематизация аналитических материалов, формулировка выводов, предложений по дальнейшему улучшению деятельности коллектива школы, формирование банка данных по конкретному направлению.
ах обобщен практический опыт методической работы, направленной на развитие творческого потенциала учителя, на совершенствование его профессионализма.
В результате опросов, бесед, анкетирования педагогов выяснили наиболее трудные вопросы и проблемы педагогической деятельности.
Анализ и диагностика дают возможность определиться в содержании деятельности, убеждают нас в том, что каждое образовательное учреждение должно иметь индивидуальный стиль работы в соответствии с социокультурным окружением, контингентом учащихся и их родителей, с условиями жизнедеятельности социума, с учетом запросов, потребностей, желаний, возможностей всех субъектов школьного пространства. Это еще раз доказывает необходимость тесного контакта, взаимодействия совместных действий методической службы и образовательных учреждений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. С учетом полученных данных, потребностей и проблем педагогов школ города была разработана тематика постоянно действующих семинаров с заместителями директоров по воспитательной работе, классными руководителями, которые осуществляют воспитывающую деятельность в учреждениях образования. В течение ряда лет проводятся семинары, которые стали активной формой взаимодействия методического центра и образовательных учреждений, распространяя лучший опыт работы школ, педагогов по формированию, становлению и развитию школьников.
1 Пискунов А.И. педагогическое образование: цели, задачи и содержание//Педагогика. - 1995. - №4. - С.59.
1 Орлов А.А. Профессия учителя как ценность//Педагогика. - 1995. - №6. - С.66.