Новое содержание методической работы школы в условиях ФГОС ООО

  Современное общество требует от системы образования  воспитания такого профессионала, который должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни - это основа системно-деятельностного подхода, а времени для самосовершенствования нет. С  введением новых образовательных стандартов  изменились подходы к образованию.  Выросли требования. Надо что-то менять. Предлагаю вам провести  методический ринг, цель  которого совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление о...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Новое содержание методической работы

школы в условиях введения ФГОС ООО»

(заместитель директора по УВР Казак А.А.)

Современное общество требует от системы образования воспитания такого профессионала, который должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни - это основа системно-деятельностного подхода, а времени для самосовершенствования нет. Ведь в сутках всего 24 часа. И если мы говорим о разделении времени на % , то 25 % - на работу, 25 % - на хобби, 25 % на отдых, 25 % - на повышение квалификации, то при нынешнем положении вещей у нас остается 100% на бумаги. А когда развиваться и просто жить?

А с другой стороны - «нас всегда пугают нововведения, но в процессе работы открываются пути решения проблем».
С введением новых образовательных стандартов кардинально изменились подходы к образованию. Прежде всего, выросли требования, причем не столько к ученику, сколько к учителю.

Научить мыслить каждого! Научить оценивать себя!

Разумеется, в школе нужно что-то менять. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Мне кажется, для работы в новых условиях каждому из нас необходимо пересмотреть арсенал педагогических знаний, технологий, которые мы используем в своей работе.

Я уверена, что в настоящий момент практически каждый из нас обладает определенным набором знаний, что собой представляют современные образовательные стандарты. Информацию о них мы получали на курсах повышения квалификации, семинарах, при ознакомлении с нормативными документами и т.д. То есть, теоретически мы подкованы. Остается на практике постоянно закреплять свои знания и уметь применять их в свете преобразований.

Предлагаю вам принять участие в методическом ринге, целью которого является совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции в выбранной области воспитания.

Возможны два варианта проведения ринга:
I вариант - методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на вопрос.
II вариант - методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Мы остановимся на первом варианте.


Первый ринг

Юридический всеобуч

Назовите дату перехода образовательных учреждений на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования:

Как расшифровывается аббревиатура ФГОС НОО и ООО?



Предоставляет ли Закон «Oб образовании в РФ» родителям (законным представителям) обучающегося право присутствовать на уроке. Если они сомневаются в квалификации учителя

А). Да, безусловно;

Б). Да, но только с разрешения местного органа управления образованием;

В). Да, но только с разрешения директора или его заместителя по учебной работе (завуча);

Г), Нет.

Ответ- Г

Закон РФ «Об образовании» не дает права родителям (законным представителям) обучающихся присутствовать на уроках (ст.44, п.3), тем более с целью оценки уровня квалификации учителей. Подбор, расстановка кадров находится в введении образовательного учреждения. Оно же несет ответственность за уровень квалификации своих кадров (ст.28).

Поэтому родители (законные представители) могут обратиться к руководителям образовательного учреждения с просьбой обратить внимание на недостаточный, по их мнению, квалификационный уровень того или иного учителя. Также они вправе защищать интересы своих детей любыми другими законными способами, включая обращение в суд (ст.44 п. 3 п.п. 1).

Имеет ли право муниципальное общеобразовательное учреждение самостоятельно ввести для отдельной группы граждан обучение, на каком - либо другом, не принятой в данной местности языке, если для этого имеются все условия?

А). Да, это входит в компетенцию образовательного учреждения;

Б). Да, если это предусмотрено уставом образовательного учреждения;

В). Нет, требуется согласие органа управления образованием субъекта РФ;

Г). Нет, требуется согласие федерального органа управления образованием.

Ответ - Б

«... Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения» (Закон РФ «0б образовании», ст. 14 п.6).

Образовательное учреждение должно действовать строго в соответствии со своим уставом. В уставе в обязательном порядке должен быть указан язык (языки), на котором в образовательном учреждении ведется обучение (ст. 38). Использование для обучения другого, неуказанного в уставе, языка возможно только после внесения учредителем соответствующего дополнения или изменения в устав.

Вправе ли муниципальный орган управления образованием потребовать от муниципального образовательного учреждения внесение изменений в утвержденную образовательную программу?

А). Да, безусловно;

Б), Да, если эта программа не отвечает установленным требованиям;

В). Да, если проводимые этим органом районные (городские) контрольные работы. Диктанты и т.п, будут показывать на стабильно низкое качество подготовки обучающихся;

Г). Да, только по результатам специальной экспертизы, назначенной этим органом управления образованием.

Ответ - Б

Разработка и утверждение образовательных программ - компетенция образовательного учреждения (Закон РФ «Об образовании», ст. 28 п. 6,7, ст.12 п. 1, п 3/1).

Образовательное учреждение должно осуществлять свою деятельность, в том числе образовательную, строго в соответствии с уставом, утвержденным учредителем (Гражданский кодекс ст.52). Если принятая образовательным учреждением программа не соответствует его уставу, то учредитель (уполномоченный им представитель) вправе

потребовать от образовательного учреждения приведение этой программы в соответствие с уставом.

В каких случаях заместитель директора по учебной работе (завуч) вправе настаивать на необходимость изменения методики, используемой учителем?

А), Во всех случаях;

Б). В случае стабильно низких результатов успеваемости обучающихся, показываемых ими при промежуточных аттестациях;

В). В случае стабильно низких результатов успеваемости обучающихся, показываемых ими при текущих аттестациях;

Г). Не имеет права, ни в каких случаях,

Ответ - Б

В соответствии с п. 3 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ» педагогические работники имеют право на свободный выбор и использование методик обучения. Образовательное учреждение в лице руководителя или его заместителя или уполномоченного на то заместителя руководителя могут потребовать от работника изменения выбранной им методики только в том случае, если ими будет доказано, что эта методика является причиной низкого качества образования.

В чем отличие новых образовательных стандартов от тех, по которым учатся наши старшие дети?

Ответ: Во-первых, новый стандарт начального общего образования делает акцент не на том, что надо учить ребенку, а на том, что ему надо знать для достижения успехов в жизни. Во-вторых, новый стандарт предусматривает в начальной школе не только уроки, но и систему внеурочных занятий, где родителю и ребенку предоставляется свобода выбора форм и видов этих занятий. В-третьих, школа, работая по новому стандарту, оценивает результаты не только обучения, но и личностного роста ребенка.

Какова мера ответственности семьи за обучение ребенка в условиях введения нового стандарта образования?

Ответ: Семья в полной мере наряду со школой отвечает за успешность освоения ребенком требований образовательной программы. Впервые соотношение зон ответственности образовательного учреждения и семьи конкретизировано в договоре, заключаемом между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) ученика. Главное в этом договоре - создание взрослыми, педагогами и родителями, условий для развития личности ребенка, забота о его здоровье и благополучии.

Какие учебно-методические комплексы обеспечивают переход на новый стандарт начального общего образования и ООО?

Ответ: Введение нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования влечет за собой утверждение нового перечня учебников, который разрабатывается в соответствии с требованиями и проходит соответствующую государственную экспертизу. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 года № 2080) включает в себя учебники, принадлежащие к системе учебников (например: Начальная школа XXI века, Перспектива, Школа России, Школа 2100), а также учебники, принадлежащие к завершенным предметным линиям. Подробную информацию можно получить на сайте ГОУ ДПО ЧИППКРО: ipk74.ru в разделе «Методические материалы» Регионального центра ФГОС.

Я работаю школьным психологом. В чем особенности моей работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования?

Ответ: В условиях реализации нового образовательного стандарта роль школьного психолога возрастает, прежде всего, потому, что в процессе освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы осуществляется формирование универсальных учебных действий, в частности учебных действий регулятивного и коммуникативного характеров. Соответственно психолог, имея необходимый специфический инструментарий для определения уровней сформированности данных действий, должен работать на взаимодействии с учителями начальной школы, классными руководителями, родителями, выполнять координирующую роль в планировании образовательных траекторий учеников.

Даже в век технического прогресса, здоровье остаётся главной жизненной ценностью.

К сожалению, часто мы сами провоцируем стресс или депрессию, неправильно оценивая ситуацию и отношения к нам людей. Умение понимать и принимать действительность такой, какая она есть, помогло бы нам выходить победителями из жизненных передряг и не допустить многих болезней. Ведь изменения в нашем организме при излишнем эмоциональном напряжении - в первую очередь нарушение кровообращения - могут приводить к самым серьезным последствиям. Недаром же в народе говорят, что все болезни - от нервов (например, сердечно-сосудистые заболевания, которые наиболее распространены), Стресс может быть причиной онкологических недугов. Поэтому если мы научимся не нервничать по пустякам, то сможем уберечь себя от многих недугов.

Как не довести до беды, вовремя погасить пламя разногласий, непонимания? - давайте попытаемся найти ответы в нашем следующем раунде.

Раунд второй «До взрыва - два шага» или «Профессионализм и интеллект»

Предлагаю вашему вниманию несколько ситуаций. После обсуждения в группе выскажите варианты решения.

  • Урок, посвящённый этикету. Учащиеся, заранее зная, что их будут «воспитывать», посмеиваются. Учитель входит в класс. С чего лучше начать?

  • Желая уязвить учителя, один из учащихся постоянно поворачивается к нему на уроке спиной. Как вести себя учителю в этом случае?

  • На уроке физкультуры девушка во всеуслышание заявляет о своих «критических днях» - причине того, почему она без формы и не занимается. Как реагировать учителю?

  • Учитель, выведенный из равновесия вызывающим поведением учащегося, сорвался и оскорбил его. Обиженный подросток пригрозил учителю судебным разбирательством. Что делать учителю?

  • На уроке истории, посвящённом Великой Отечественной войне, один из учащихся вдруг просит: « А расскажите о Гитлере!» Как поступить?

  • Во время урока педагог замечает, что учащийся рассматривает под партой порнографический журнал. Что делать?

  • В группе есть учащийся, который систематически опаздывает на первый урок. Что делать?

  • «Слишком добросовестный» учитель постоянно задерживает учащихся на перемену, оставляет после уроков. У родителей претензии. Что им ответить?

  • Словесник и физик больны. У учащихся уже третий урок геометрии. Ребята устали. Как поступить учителю?

  • Шпаргалки: как их обнаружить? Конфисковать или не стоит?

  • Учитель перехватывает записку с карикатурой на себя и весьма нелестным комментарием внизу. Как поступить?

Добрые идеи не пропадают зря. Они позволяют расширить диапазон педагогического общения.

В начале совещания вы выбрали листочки - желтый или зеленый. Желтый цвет - это цвет повседневности и солнышка одновременно. Поэтому пусть ваше повседневное общение будет светлым и добрым. А взаимоотношения ладными. Зеленый цвет - это цвет здоровья.


© 2010-2022