- Преподавателю
- Директору, завучу
- Модель повышения профессиональной компетености педагога
Модель повышения профессиональной компетености педагога
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Губаркова Е.Г. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Доклад по теме: «Школьная модель повышения профессиональной компетентности педагога»
Губарькова Екатерина Геннадьевна,
Педагог-психолог МАОУ Гимназия № 2 г. Балаково
Общероссийская концепция модернизации образования предполагает повышение эффективности педагогической деятельности, что позволит обеспечить доступность качественного общего образования.
И доступность, и качество образования, как и его эффективность, начинаются, несомненно, с «учителя нового качества», обладающего системой профессиональных компетенций:
-
Владение содержанием и методологией предмета.
-
Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса.
-
Знание валеологических требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса.
-
Владение приемами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями.
-
Владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета.
-
Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация).
-
Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент).
-
Владение навыками обобщения и передачи своего опыта [1].
Формирование данных компетенций будет обусловлено решением следующих задач:
-
актуализация научно-теоретических представлений о развитии личности,
-
расширение представлений о критериях успешности,
-
формирование навыков эффективного общения,
-
формирование представлений об этических нормах ответственности в разных видах деятельности,
-
формирование активной позиции с целью снятия негативного проявления последствий (синдрома эмоционального выгорания) длительной работы в должности учителя.
Управленческая команда нашей школы (директор, заместители директора, руководители методических объединений) решили поработать над поиском новых подходов к организации методической деятельности и к управлению школой, попробовать создать структуру методической службы, которая бы мотивировала и побуждала педагогов к профессиональному саморазвитию.
Для разработки эффективной модели методической службы необходимо знать мотивацию педагогов. Существует определенный набор внешних факторов, которые любого человека привлекают и мотивируют. В ходе психологических исследований, проведенных в педагогическом коллективе, выявлены наиболее важные стимулирующие факторы:
-
Школьная методическая работы (88% учителей, выбирают данный фактор),
-
Обучение на курсах (81%),
-
Пример и влияние коллег (74%),
-
Внимание руководителей к проблеме профессиональной деятельности учителя (73%),
-
Возрастающая ответственность (69%),
-
Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментировать (64%).
К внутренним факторам, которые способствуют личностному развитию педагога, наши учителя относят:
-
Познание самого себя (95%),
-
Рефлексия своей деятельности (93%),
-
Анализ своих чувств и опыта (88%),
-
Вера в свои возможности (87%),
-
Стремление быть более открытым человеком (87%),
-
Получение удовольствия от освоения нового (85%).
Изучив потребности и возможности педагогов школы, у нас получилась такая модель, где собраны единомышленники, а полномочия и ответственность распределены между всеми членами команды (схема 1).
Схема 1.
Педсовет
Методический совет
Психолого-педагогическая служба
Методические объединения, творческие группы
Система повышения квалификации
Одним из новых и значимым направлением работы по повышению профессиональных компетенций учителя является психолого-педагогическая служба.
В практике последних лет в школе введена должность педагога-психолога, но часто задается вопрос: «Зачем нужен психолог в школе, в чем смысл и задачи его деятельности?».
Основной целью психолого-педагогической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста.
Основными видами деятельности педагога-психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика [3].
Данные виды деятельности непосредственно направлены на повышение профессиональных компетенций учителя, таких как: знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса, владение приемами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями, и приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета.
Вооружить знаниями закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умением применять их при проектировании реального учебного процесса нам позволяет психологическое просвещение педагогов.
Психологическое просвещение - это приобщение взрослых (учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям [3].
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. Так для педагогов школы и города были проведены психолого-педагогические семинары по темам: «Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля», «Личностно ориентированное обучение как основа сохранения психологического здоровья учащихся», «Предпрофильная подготовка: проблемы и перспективы».
На семинаре «Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля» учителям была предложена памятка с критериями оценки самоконтроля и самоанализа педагога (Приложение 1).
К семинару «Предпрофильная подготовка: проблемы и перспективы» творческой группой учителей были разработаны образцы портфолио для учащихся 8-9-х классов, в которые включены индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки (Приложение 2,3).
Получить знания о развитии ребенка (и не только о психических процессах) позволяет такое направление работы педагога-психолога, как психодиагностика.
Задача психодиагностики - дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям [3].
Так, например, «Карта психолого-педагогического сопровождения учащегося начальной школы» (Приложение 4), разработанная к семинару «Личностно ориентированное обучение как основа сохранения психологического здоровья учащихся», помогает учителю в течение всего периода обучения на первой ступени отслеживать характер и направленность личности ребенка. Карта включает в себя пять основных разделов:
1. Общие сведения об учащемся включают: фамилию, имя, отчество ребенка, возраст и дату поступления в школу, период и место обучения (указывается год и класс обучения в нашей школе, либо другое образовательное учреждение; в примечании ставится отметка о прохождении ПМПК), адрес и краткая характеристика семьи, посещение внешкольных занятий и их нагрузка.
Если есть факторы риска (например, неблагоприятный микроклимат в семье или чрезмерная загруженность учащегося во внешкольных занятиях), они отмечаются в данном разделе.
2. Дневник достижении учащегося состоит из двух подразделов:
а) В первом классе определяется уровень педагогической готовности к обучению в школе (навыки и умения учащегося на начало учебного года), отмечается динамика обучения (владение этими же навыками и умениями на конец учебного года) и делается вывод о процессе адаптации первоклассника.
Например, в течение года у школьника отмечается положительная динамика в овладении навыками и умениями (повысилась техника чтения).
б) со второго класса отслеживается динамика качества знаний по предметам, а также отмечается участие в малых олимпиадах и внешкольных мероприятиях.
К факторам риска в данном разделе можно отнести низкую педагогическую готовность к школе, снижение качества знаний, низкую активность во внешкольных мероприятиях.
3. Личностный профиль учащегося. Данный раздел заполняется педагогом и школьным психологом во втором полугодии 4 класса с целью сопровождения адаптации при переходе в основную школу.
Следует обратить внимание на такие черты характера, как общительность, эмоциональную зрелость, уравновешенность, добросовестность, конформность (зависимое поведение), робость, склонность к чувству вины, тревожность, самоконтроль поведения).
4. Результаты психодиагностики заносятся в таблицу, где отмечается уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления), а также уровень и динамика учебной мотивации, самооценки, агрессивности и тревожности.
Например, для учащейся 1 класса характерно: хорошая психологическая готовность к школе, хорошая учебная мотивация, уровень развития внимания средний и мышления выше среднего, темп деятельности выше среднего, адекватно высокая самооценка.
Для большей наглядности по результатам психодиагностики в 1 классе строится диаграмма, на которой отмечаются «пики» (высокие результаты) и западающие точки (факторы риска).
Например, для учащейся 1А класса характерна хорошая психолого-педагогическая готовность к обучению в школе, но отмечается темп деятельности ниже среднего, что является фактором риска. В этом случае психолог может только дать рекомендацию педагогу: учитывать индивидуальные особенности работоспособности ученицы на уроке.
В случае недостаточного развития психических функций, например, внимания, разрабатывается индивидуальная программа работы с ребенком.
Овладение учителем приемами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями - это также одна из задач работы психолого-педагогической службы.
Для повышения данной компетенции педагога в течение нескольких лет проводилась работа, направленная на формирование успешной личности ученика. Начало данной работе положил семинар «Формирование мотивационной направленности ученика на достижение успеха» в 2003-2004 учебном году. Успешная личность ученика будет формироваться только под влиянием успешной личности учителя. В ходе психологических исследований, проведенных в период подготовки к семинару, выявлено, что:
-
61% учителей мотивированы на успех,
-
73% педагогов имеют высокий уровень самоконтроля поведения, 26% - средний уровень.
В следующем году (2004-2005) с педагогами школы был проведен психологический практикум «Формирование успешной личности», целью которого было дать представление о мотивации достижения успеха, об условиях ее формирования, провести учителями самодиагностику, обучить приемам позитивного мышления.
В 2006-2007 учебном году перед психологической службой поставлена задача формирования активной позиции педагогов школы с целью снятия негативного проявления последствий (синдрома эмоционального выгорания) длительной работы в должности учителя. На методической гостиной учителям была предложена анкета на выявление кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей. Исследования показали, что педагоги нашей школы относят к наиболее кризисогенным факторам негативное влияние внешних обстоятельств. Однако необходимо отметить, что наши учителя способны эффективно преодолевать профессиональные кризисы, им в этом помогают такие факторы, как фактор обретения целей и фактор открытости миру.
Владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета - повышение этого вида компетенции педагога наиболее полно отражено в психопрофилактической работе.
Психопрофилактика - это специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства [3].
Психологическая профилактика предполагает выявление проблемных моментов в обучении ребенка, а также предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень обучения.
Данный вид деятельности можно представить на примере сопровождения педагогом-психологом процесса адаптации учащихся.
С целью психолого-педагогического сопровождения учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов в нашей школе в течение первой четверти традиционно проводятся:
-
психолого-педагогический семинар,
-
методический день,
-
педагогический совет.
На психолого-педагогическом семинаре по теме «Проблемы адаптации учащихся 1, 5, 10 классов» учителя получают теоретические знания о том, что такое адаптация и дезадаптация, каковы причины школьной дезадаптации. К семинару подготовлен материал о возрастных особенностях учащихся данных параллелей и приемах работы педагогов по сохранению психологического здоровья учащихся в период адаптации.
Так как мы говорим о школьной адаптации, то нам не обойти проблему школьного урока, поэтому совместно с заместителем директора по УВР разработали критерии эффективности урока в период адаптации (Приложение 5).
Таковы основные направления работы психолого-педагогической службы для повышении профессиональной компетентности педагогов.
Система внутришкольного повышения квалификации нашего учебного учреждения включает в себя и формирование мотивации к непрерывному профессиональному образованию, и создание условий для постоянного взаимного обучения и обмена опытом, и сопровождение процесса освоения и внедрения нового в процесс работы учителя.
Положительный момент работы внутришкольной системы повышения квалификации мы видим в повышении профессионализма педагогов школы.
Список использованной литературы:
-
Галеева Н. Мониторинг для учителя. // Управление школой, 2005, №23, с. 13.
-
Мартынцева Е. Работаем по схеме. // Управление школой, 2006, № 8, с. 29.
-
Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е издание - М.: ТЦ «Сфера», 1998