Модель повышения профессиональной компетености педагога

Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад по теме: «Школьная модель повышения профессиональной компетентности педагога»


Губарькова Екатерина Геннадьевна,

Педагог-психолог МАОУ Гимназия № 2 г. Балаково


Общероссийская концепция модернизации образования предполагает повышение эффективности педагогической деятельности, что позволит обеспечить доступность качественного общего образования.

И доступность, и качество образования, как и его эффективность, начинаются, несомненно, с «учителя нового качества», обладающего системой профессиональных компетенций:

  1. Владение содержанием и методологией предмета.

  2. Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса.

  3. Знание валеологических требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса.

  4. Владение приемами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями.

  5. Владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета.

  6. Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация).

  7. Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент).

  8. Владение навыками обобщения и передачи своего опыта [1].

Формирование данных компетенций будет обусловлено решением следующих задач:

  • актуализация научно-теоретических представлений о развитии личности,

  • расширение представлений о критериях успешности,

  • формирование навыков эффективного общения,

  • формирование представлений об этических нормах ответственности в разных видах деятельности,

  • формирование активной позиции с целью снятия негативного проявления последствий (синдрома эмоционального выгорания) длительной работы в должности учителя.

Управленческая команда нашей школы (директор, заместители директора, руководители методических объединений) решили поработать над поиском новых подходов к организации методической деятельности и к управлению школой, попробовать создать структуру методической службы, которая бы мотивировала и побуждала педагогов к профессиональному саморазвитию.

Для разработки эффективной модели методической службы необходимо знать мотивацию педагогов. Существует определенный набор внешних факторов, которые любого человека привлекают и мотивируют. В ходе психологических исследований, проведенных в педагогическом коллективе, выявлены наиболее важные стимулирующие факторы:

  • Школьная методическая работы (88% учителей, выбирают данный фактор),

  • Обучение на курсах (81%),

  • Пример и влияние коллег (74%),

  • Внимание руководителей к проблеме профессиональной деятельности учителя (73%),

  • Возрастающая ответственность (69%),

  • Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментировать (64%).

К внутренним факторам, которые способствуют личностному развитию педагога, наши учителя относят:

  • Познание самого себя (95%),

  • Рефлексия своей деятельности (93%),

  • Анализ своих чувств и опыта (88%),

  • Вера в свои возможности (87%),

  • Стремление быть более открытым человеком (87%),

  • Получение удовольствия от освоения нового (85%).

Изучив потребности и возможности педагогов школы, у нас получилась такая модель, где собраны единомышленники, а полномочия и ответственность распределены между всеми членами команды (схема 1).

Схема 1.

Педсовет


Модель повышения профессиональной компетености педагога


Методический совет

Модель повышения профессиональной компетености педагога

Модель повышения профессиональной компетености педагогаМодель повышения профессиональной компетености педагога

Психолого-педагогическая служба

Методические объединения, творческие группы

Система повышения квалификации

Одним из новых и значимым направлением работы по повышению профессиональных компетенций учителя является психолого-педагогическая служба.

В практике последних лет в школе введена должность педагога-психолога, но часто задается вопрос: «Зачем нужен психолог в школе, в чем смысл и задачи его деятельности?».

Основной целью психолого-педагогической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

Основными видами деятельности педагога-психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика [3].

Данные виды деятельности непосредственно направлены на повышение профессиональных компетенций учителя, таких как: знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса, владение приемами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями, и приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета.

Вооружить знаниями закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умением применять их при проектировании реального учебного процесса нам позволяет психологическое просвещение педагогов.

Психологическое просвещение - это приобщение взрослых (учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям [3].

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. Так для педагогов школы и города были проведены психолого-педагогические семинары по темам: «Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля», «Личностно ориентированное обучение как основа сохранения психологического здоровья учащихся», «Предпрофильная подготовка: проблемы и перспективы».

На семинаре «Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля» учителям была предложена памятка с критериями оценки самоконтроля и самоанализа педагога (Приложение 1).

К семинару «Предпрофильная подготовка: проблемы и перспективы» творческой группой учителей были разработаны образцы портфолио для учащихся 8-9-х классов, в которые включены индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки (Приложение 2,3).

Получить знания о развитии ребенка (и не только о психических процессах) позволяет такое направление работы педагога-психолога, как психодиагностика.

Задача психодиагностики - дать ин­формацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям [3].

Так, например, «Карта психолого-педагогического сопровождения учащегося начальной школы» (Приложение 4), разработанная к семинару «Личностно ориентированное обучение как основа сохранения психологического здоровья учащихся», помогает учителю в течение всего периода обучения на первой ступени отслеживать характер и направленность личности ребенка. Карта включает в себя пять основных разделов:

1. Общие сведения об учащемся включают: фамилию, имя, отчество ребенка, возраст и дату поступления в школу, период и место обучения (указывается год и класс обучения в нашей школе, либо другое образовательное учреждение; в примечании ставится отметка о прохождении ПМПК), адрес и краткая характеристика семьи, посещение внешкольных занятий и их нагрузка.

Если есть факторы риска (например, неблагоприятный микроклимат в семье или чрезмерная загруженность учащегося во внешкольных занятиях), они отмечаются в данном разделе.

2. Дневник достижении учащегося состоит из двух подразделов:

а) В первом классе определяется уровень педагогической готовности к обучению в школе (навыки и умения учащегося на начало учебного года), отмечается динамика обучения (владение этими же навыками и умениями на конец учебного года) и делается вывод о процессе адаптации первоклассника.

Например, в течение года у школьника отмечается положительная динамика в овладении навыками и умениями (повысилась техника чтения).

б) со второго класса отслеживается динамика качества знаний по предметам, а также отмечается участие в малых олимпиадах и внешкольных мероприятиях.

К факторам риска в данном разделе можно отнести низкую педагогическую готовность к школе, снижение качества знаний, низкую активность во внешкольных мероприятиях.

3. Личностный профиль учащегося. Данный раздел заполняется педагогом и школьным психологом во втором полугодии 4 класса с целью сопровождения адаптации при переходе в основную школу.

Следует обратить внимание на такие черты характера, как общительность, эмоциональную зрелость, уравновешенность, добросовестность, конформность (зависимое поведение), робость, склонность к чувству вины, тревожность, самоконтроль поведения).

4. Результаты психодиагностики заносятся в таблицу, где отмечается уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления), а также уровень и динамика учебной мотивации, самооценки, агрессивности и тревожности.

Например, для учащейся 1 класса характерно: хорошая психологическая готовность к школе, хорошая учебная мотивация, уровень развития внимания средний и мышления выше среднего, темп деятельности выше среднего, адекватно высокая самооценка.

Для большей наглядности по результатам психодиагностики в 1 классе строится диаграмма, на которой отмечаются «пики» (высокие результаты) и западающие точки (факторы риска).

Например, для учащейся 1А класса характерна хорошая психолого-педагогическая готовность к обучению в школе, но отмечается темп деятельности ниже среднего, что является фактором риска. В этом случае психолог может только дать рекомендацию педагогу: учитывать индивидуальные особенности работоспособности ученицы на уроке.

В случае недостаточного развития психических функций, например, внимания, разрабатывается индивидуальная программа работы с ребенком.

Овладение учителем приемами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями - это также одна из задач работы психолого-педагогической службы.

Для повышения данной компетенции педагога в течение нескольких лет проводилась работа, направленная на формирование успешной личности ученика. Начало данной работе положил семинар «Формирование мотивационной направленности ученика на достижение успеха» в 2003-2004 учебном году. Успешная личность ученика будет формироваться только под влиянием успешной личности учителя. В ходе психологических исследований, проведенных в период подготовки к семинару, выявлено, что:

  • 61% учителей мотивированы на успех,

  • 73% педагогов имеют высокий уровень самоконтроля поведения, 26% - средний уровень.

В следующем году (2004-2005) с педагогами школы был проведен психологический практикум «Формирование успешной личности», целью которого было дать представление о мотивации достижения успеха, об условиях ее формирования, провести учителями самодиагностику, обучить приемам позитивного мышления.

В 2006-2007 учебном году перед психологической службой поставлена задача формирования активной позиции педагогов школы с целью снятия негативного проявления последствий (синдрома эмоционального выгорания) длительной работы в должности учителя. На методической гостиной учителям была предложена анкета на выявление кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей. Исследования показали, что педагоги нашей школы относят к наиболее кризисогенным факторам негативное влияние внешних обстоятельств. Однако необходимо отметить, что наши учителя способны эффективно преодолевать профессиональные кризисы, им в этом помогают такие факторы, как фактор обретения целей и фактор открытости миру.

Владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета - повышение этого вида компетенции педагога наиболее полно отражено в психопрофилактической работе.

Психопрофилактика - это специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства [3].

Психологическая профилактика предполагает выявление проблемных моментов в обучении ребенка, а также предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень обучения.

Данный вид деятельности можно представить на примере сопровождения педагогом-психологом процесса адаптации учащихся.

С целью психолого-педагогического сопровождения учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов в нашей школе в течение первой четверти традиционно проводятся:

  • психолого-педагогический семинар,

  • методический день,

  • педагогический совет.

На психолого-педагогическом семинаре по теме «Проблемы адаптации учащихся 1, 5, 10 классов» учителя получают теоретические знания о том, что такое адаптация и дезадаптация, каковы причины школьной дезадаптации. К семинару подготовлен материал о возрастных особенностях учащихся данных параллелей и приемах работы педагогов по сохранению психологического здоровья учащихся в период адаптации.

Так как мы говорим о школьной адаптации, то нам не обойти проблему школьного урока, поэтому совместно с заместителем директора по УВР разработали критерии эффективности урока в период адаптации (Приложение 5).

Таковы основные направления работы психолого-педагогической службы для повышении профессиональной компетентности педагогов.

Система внутришкольного повышения квалификации нашего учебного учреждения включает в себя и формирование мотивации к непрерывному профессиональному образованию, и создание условий для постоянного взаимного обучения и обмена опытом, и сопровождение процесса освоения и внедрения нового в процесс работы учителя.

Положительный момент работы внутришкольной системы повышения квалификации мы видим в повышении профессионализма педагогов школы.

Модель повышения профессиональной компетености педагога



Список использованной литературы:

  1. Галеева Н. Мониторинг для учителя. // Управление школой, 2005, №23, с. 13.

  2. Мартынцева Е. Работаем по схеме. // Управление школой, 2006, № 8, с. 29.

  3. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е издание - М.: ТЦ «Сфера», 1998


© 2010-2022