- Преподавателю
- Директору, завучу
- Коучинг на тему Коучинг как одна из форм развития лидерских качеств
Коучинг на тему Коучинг как одна из форм развития лидерских качеств
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шавалиева Г.М. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Коучинг как одна из форм развития лидерских качеств»
Г. М. Шавалиева
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
Педагогических работников по г. Астана,
г. Астана, Казахстан
Цель: дать представление о коучинге как о методе развития лидерского потенциала .
В рамках Программы третьего уровня все учителя позиционированы как лидеры обучения в условиях своих классов , а учителя освоившие Программу второго уровня , являются лидерами реализующими обучение учащихся и учителей в своих школах. Существуют много определений понятия «лидер» . По словам английского ученого в области образования Джона Вэзборна лидерство -это перемены. Чтобы внести перемены надо быть лидером, меняется мир и мы должны меняться вслед за ним.
Современное общество нуждается в социально-активных, грамотных, творческих ,думающих, умеющих переложить на себя ответственность учителей - лидеров.
Человек не рождается лидером , эти качества нужно развивать и уметь выявлять ,что я и попыталась сделать на своих коучинг занятиях .
Коучинг- не учит, а помогает учиться , помогает развивать потенциал человека , группы , используя для этого специальные методы .
Первое с чего я начинаю свои коучинги , это с эмоционально-положительного настроя , так как хорошее настроение дает стимул к работе . Ведь настоящий лидер всегда стремится поддерживать в коллективе общий приподнятый настрой , чувствовать среду в которой Вы находитесь . С этой целью я использую различные виды активити , такие как : « комплименты, ассоциации и т.д»
Коучинг занятия проводятся для молодых специалистов так и для коллег, имеющих большой стаж работы курсы . Коучинг проводится в четко назначенное время и день , так как лидерство начинается с самодисциплины , помогающий управлять собой и познавать себя. На каждом занятии в стадии вызова использую различные видео ролики, которые дают возможность размышлять ,анализировать ситуации, делать выводы, сопоставлять с нашей повседневной жизни . В результате у меня сложилась « копилка» видео роликов, которыми охотно делюсь с коллегами . Каждое занятие коллеги ждут новых роликов и я думаю , что это так же мотивирует их посещать мои коучинги.
При проведении коучинга использую работу в группах , так как именно в этой форме проявляется один из факторов успешного лидера ( инициативное распределение ) , когда способны к лидерству учителя берут на себя инициативу по ведению того или иного процесса. Работая в группе и выполняя различные задания.
Групповая работа это работа в сотрудничестве дающая возможность общаться с коллегами, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнение другие концепции, и принимать активное участие (Руководство для учителя, стр.228).
Первое с чего мы начали это составление правил работы в группе, для чего они составляются, для правильной организации работы, которая приведет к вовлечению в процесс всех участников занятия. Деление на группы осуществляется различными способами, для того чтобы состав групп был сменный, учителя могли взаимодействовать друг с другом, развивать навыки общения.
Работа в группе осуществлялась по средством решения проблемного вопроса, чем сложнее задание тем больше участники взаимодействуют друг с другом, не ищут компромисса, не выбирают решение, а группы размышляют.
Это еще раз подтверждает то , что лидерство проявляется в конкретной деятельности , учителя проявляют инициативу спонтанно , совместно .
Так же в ходе занятий происходит процесс взаимообучения ,где молодые специалисты получают интересную информацию от своих старших коллег. Это ярко проявилось при составлении среднесрочного и краткосрочного планирования.
Участие коллег в коучинге по диалогическому обучению, оказало помощь коллегам в применении диалога на уроке, а так же развивало навыки эффективного лидерства в отношении с коллегами, каждый учился задавать открытые вопросы , чтобы дать возможность собеседнику высказать свое мнение. Здесь были использованы такие задания как « Инфопати» и т.д
Участники занятия задавали друг другу вопросы, для того чтобы понять, что эффективность диалога зависит от того, как вы задаете вопросы, что задавая правильные вопросы получите скорее всего правильные ответы. Знакомство с тремя видами беседы, происходило в процессе демонстрации участниками одного из видов бесед, для того чтобы еще раз подчеркнуть на сколько важно уметь слушать, аргументировать, принимать мнение других. В ходе диалогического обучения, четко прослеживается умение критически мыслить, решать сложные вопросы.
В ходе презентации своих постеров коллеги проявляли свои скрытые способности, сплоченность, изобретательность , преодолевали барьеры, выступая перед коллегами.
Посещение коучингов коллегами показало, что люди мотивированы на достижение успехов в работе, ищут творческие задачи, любят учиться и понимают, что тот кто стоит на месте вряд ли добьется хороших результатов, ведь совместная работа рождает новые идеи, способы, формулы.
Ведь настоящий лидер постоянно учиться, следить за обучением коллег, находится в поиске интересных и инновационных решений.
Участие в коучингах дало возможность коллегам начать рефлексировать, ведь рефлексия -это один из необходимых навыков лидера, которым он должен владеть как привычкой, рефлексия помогает критически оценить свою деятельность и искать пути решения проблем, находить время для этого, ведь думать это не просто, но те для кого лидерство не пустой звук задумаются и начнут работать в этом направлении.
Рефлексия- это обязательный этап в работе позволяющий понять, что думают участники группы, как оценивают свою работу, рефлексия необходима не только для преодоления трудностей, но и в обучении. В конце занятия, я часто предлагаю коллегам закончить фразу: « Мне было интересно, узнать мнение своих коллег, взаимодействовать с коллегами». Мы разобрались в том:«Правильная организация работы содействует повышению интереса» . Я сегодня понял: «Необходимо меняться, этого требуют наши ученики», «Это требование времени». Мне было трудно: «Рефлексировать», «Определять проблему, с которой нужно начинать изменение». После проведенного занятия, многие коллеги задумались о том что нужно менять свои подходы в обучении, планировать уроки по новому, которые приведут к новому опыту, ведь коучинг направляет нас из настоящего в будущее, помогает сосредоточится на том, что важно для нас сейчас.
Из выше сказанного можно сделать выводы, что школьное лидерство влияет на показатели успеваемости ученика(результаты), улучшает преподавание и обучение, помогает совершать работу школы, повышать учебные показатели:
-
Работая в команде коллеги обмениваются идеями ,опытом, выявляют слабые места.
-
Разрабатывают надежные системы оценивания для своих учеников.
-
Уважительно относятся к различным мнениям, доверяют друг другу.
-
Учатся друг у друга.
-
Успех команд вдохновляет других учителей.
-
Обмен материалом.
-
Легче встречают перемены.
-
Рефлексируют при принятии решений.
Не существует одного правильного пути, с помощью которого можно стать лидером. Человек который вносит что-то ценное, то, что он знает, чувствует, переживает, инициирует является лидером в данном контексте.
Подлинное лидерство лежит в области отношения между людьми, в которых лидер помогает, дает силы, вдохновляет. А коучинг занятия не учат, а помогают учиться, чтобы человек «загорелся» и увидел, что это возможно.
Использованная литература:
-
Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. 3-е изд. - Астана: Изд - во ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014.
-
Элмор Р.Ф. (2006). Лидерство как практика совершенствования. Работа ОЭМР по совершенствованию школьного лиедрства.
-
Фаллен М. (2002). Лидер перемен. Образовательное лидерство, 59(8(: 16-20.
-
Генри С. (2009). Новый взгляд: распределенное лидерство. [Онлайн].