Программа развития МБОУ Верхососенская СОШ

Данная программа развития является основой образовательной политики школы. Она определяет содержание деятельности по обеспечению развертывания приоритетов школы в сфере воспитания, обучения и развития учащихся.            Основная цель и задачи развития разворачиваются соответствующими управленческими действиями, которые учитывают нормативно-правовые, финансово-экономические, кадровые и психолого-педагогические особенности учреждения и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательство...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета Директор школы: Н.Титова

МБОУ «Верхососенская СОШ»

Протокол №____от « »________20____г.


Программа развития МБОУ Верхососенская СОШ

Программа развития МБОУ Верхососенская СОШ



Программа развития МБОУ Верхососенская СОШ

Данная программа развития является основой образовательной политики школы. Она определяет содержание деятельности по обеспечению развертывания приоритетов школы в сфере воспитания, обучения и развития учащихся.

Основная цель и задачи развития разворачиваются соответствующими управленческими действиями, которые учитывают нормативно-правовые, финансово-экономические, кадровые и психолого-педагогические особенности учреждения и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством РФ к ведению общеобразовательного учреждения.

Основной целью программы является создание личностно ориентированной образовательной системы в школе, развитие и функционирование которой осуществляется в интересах формирования социально направленной и творчески активной личности учащихся.

К числу приоритетных направлений развития школы в период с 2011 по 20152 гг. нами отнесены следующие:

 повышение качества учебной деятельности учащихся;

 обновление воспитательной системы школы;

 совершенствование качества педагогического персонала школы;

 модернизация управленческой системы школы.

Сроки реализации программы: 2011 - 2015 гг.

Этапы реализации программы:

1. Ориентировочный этап (2011 - 2012 гг.). Данный этап предполагает выявление перспективных направлений развития школы и проектирование ее нового качественного представления в условиях модернизации отечественной школы.

2. Преобразующий этап (2013 - 2014 гг.). Данный этап предполагает реализацию стратегии перехода школы в новое качественное состояние, соответствующее ожиданиям современной общеобразовательной школы.

3. Обобщающий этап (2014 - 2015 гг.). Данный этап предполагает анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы, а также закрепление созданные прецедентов развития образовательной политики школы и их закрепление в локальных нормативных актах школы.

Управление реализацией программы: Корректировка (уточнение) программных мероприятий осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы развития осуществляется директором школы, а также заместителями директора по учебно-воспитательной работе и воспитательной работе.

Численный состав учащихся по состоянию на 1 сентября

КЛАССЫ

Учебный год

2011-

2012

2012-

2013

2013-2014

2014-2015

1-4

28

29

30

5-9

48

49

46

10-11

19

22

24

Всего

95

100

100


По группам здоровья учащиеся распределены следующим образом:

 I группа здоровья - 16 %;

 II группа здоровья- 72 %;

 III группа здоровья - 12 %.

У учащихся преобладают такие виды хронических заболеваний, как:

Сколиоз-2

Нарушение осанки-13

Плоскостопие-3

Заболевание ЛОР-1

Зрение-6

Кариес-21

Набор учащихся в школу осуществляется из с. Верхососна, с. Завальское, с. Остроухово.

Из детского сада в школу в последние годы поступают примерно 90% первоклассников. Обучение проводится в одну смену. Режим работы школы - шестидневная учебная неделя во 2-11-х классах, пятидневная учебная неделя - в 1-м классе.

Традициями школы являются:

 открытость образовательного процесса;

 уважение к личности ученика и педагога;

 стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;

 создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;

 организация непрерывного образования учащихся;

 признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;

 ориентация на использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения;

 активное включение выпускников школы в образовательный процесс.

Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей; создание благоприятных условий для умственного и физического развития ребенка.

3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ

3.1. Организация образовательного процесса в школе

Школа обеспечивает доступное начальное, общее и дополнительное образование учащихся. Соблюдаются требования Закона РФ «Об образовании» в части предоставления прав на бесплатное, доступное, качественное образование, защиты прав и свобод участников образовательного процесса. Нет ни одного учащегося отчисленного из школы. Дети до 18 лет все посещают школу. Отказа в приеме детей с 7 до 18 лет не было.

Основные приоритеты в организации образовательного процесса в школе связаны с:

 формированием общей культуры личности на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

 содействием социализации личности учащихся и адаптации их к условиям современной жизни;

 созданием предпосылок для осознанного продолжения своего образования.

Основным предметом деятельности школы является реализация образовательных программ среднего (полного) общего образования. Образовательный процесс организован на трех основных ступенях:

 первая ступень - начальное общее образования - обеспечивает развитие учащихся, овладение ими общеучебными умениями и навыками, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи;

 вторая ступень - основное общее образование - обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ основного общего образования, условий становления и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению;

 третья ступень - среднее (полное) общее образование - является завершающим этапом общеобразовательной подготовки; обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных и творческих способностей учащихся, формирование у них навыков учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

Продолжительного учебного года в школе для учащихся 1 класса составляет 33 учебные недели, для учащихся 2-8, 10 классов -35 учебных недель, для 9, 11 классов - 34 учебные недели (без учета государственной (итоговой) аттестации). Продолжительность урока в 1 классе составляет 35 мин. В первом полугодии, со 2-го по 11-й классы - 45 мин.

Качество общеобразовательной подготовки учащихся определяется эффективностью использования современных образовательных технологий, в числе которых и информационно-коммуникационные технологии. Данные технологии успешно реализуются на всех ступенях образования. В таблицах 1-3 приводятся данные о том, какие технологии используются на различных ступенях образования.



Таблица 1

Педагогические технологии в начальной школе

Используются элементы технологий

Учебный год

2011-

2012

2012-

2013

2013-2014

2014-2015

Информационно-коммуникационная технология


Технология здоровьесберегающего обучения


Технология инновационной оценки достижений учащихся


Технология использования игровых методов и приемов обучения


Технология проблемного обучения


Технология развивающего обучения


Технология разноуровневого обучения






Таблица 2

Педагогические технологии в основной школе

Используются элементы технологий

Учебный год

2011-

2012

2012-

2013

2013-2014

2014-2015

Информационно-коммуникационная технология


Технология блочно-модульного обучения


Технология здоровьесберегающего обучения


Технология инновационной оценки достижений учащихся


Технология использования игровых методов и приемов обучения


Технология обучения в сотрудничестве


Технология применения исследовательских методов в обучении


Технология проблемного обучения


Технология развивающего обучения





Таблица 3

Педагогические технологии в старшей школе

Используются элементы технологий

Учебный год

2011-

2012

2012-

2013

2013-2014

2014-2015

Информационно-коммуникационная технология


Технология блочно-модульного обучения


Технология здоровьесберегающего обучения


Технология инновационной оценки достижений учащихся


Технология использования игровых методов и приемов обучения (ролевых, деловых игр)


Технология использования проектных методов обучения


Технология лекционно-семинарско-зачетного обучения


Технология обучения в сотрудничестве


Технология применения исследовательских методов в обучении



В таблице 4 прослеживается качество знаний учащихся, освоивших государственные образовательные программы на «хорошо» и «отлично».

Таблица 4

Ступени образования

Учебный год

2011-

2012

2012-

2013

2013-2014

2014-2015

Начальная школа

50 %


Основная школа

48 %


Средняя школа

34 %


Процент выпускников школы, поступивших в высшие учебные заведения, с каждым годом увеличивается. Соответствующие данные приведены в таблице 5.

Таблица 5

Поступление выпускников школы в высшие учебные заведения

Показатели

Учебный год

2011-

2012

2012-

2013

2013-2014

2014-2015

Поступление в ВУЗ


Основные приоритеты в организации образовательного процесса в школе связаны с формирование образовательной и социально направленной личности на основе освоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ. Серьезное внимание уделяется введению в образовательный процесс новых информационных технологий. Серьезное внимание администрацией школы уделяется совершенствованию дидактического и методического обеспечения образовательного процесса. Наблюдается положительная динамика в обновлении соответствующих педагогических средств.

3.2. Организация воспитательной работы в школе

Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Так же, как в процессе обучения отрабатывается взаимосвязь знаний, умений и навыков, так в процессе воспитания знания основ наук и их закономерностей рождает отношение человека к происходящим явлениям, что, в свою очередь, формирует мировоззрение человека. Отсюда вытекают основные направления воспитательной работы в школе:

 развитие познавательной активности учащихся;

 формирование у учащихся ценностного отношения к языку, культуре и традициям родного края;

 формирование чувств дружбы, сотрудничества, товарищества;

 формирование гуманистического отношения к окружающему миру,

 формирование внутренней потребности личности к самосовершенствованию.

Современная действительность показывает, что необходимо изменить соотношение между воспитанием и обучением, т.к. в настоящее время в целом образованием не обеспечивается в полной мере единство учебного и воспитательного процессов. Обширная информация, которая предоставляется учащимся в ходе их обучения, отодвинула на задний план формирование у них нравственных начал. Это выражается в том, что в среде учащихся проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих. У некоторых из них слабо развита нравственная саморегуляция: отсутствует самокритичность, чувство долга и ответственность. Многие ребята имеют заниженную самооценку. Поэтому в повседневной школьной жизни мы стараемся прививать учащимся чувства взаимопонимания, сострадания и другие нравственные качества.

В настоящее время на организацию воспитательной деятельности отрицательно влияет и ряд внешних факторов по отношению к школе. Так, широкое информационное поле (телевидение, радио, газеты, некоторые компьютерные программы) не является, как это было прежде, помощником школы в воспитании подрастающего поколения, оказывая негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей. Кроме того, растущая разница материального обеспечения семей наших воспитанников, коммерциализация сферы культуры не позволяют многим учащимся в полной мере приобщиться к духовным ценностям. Поэтому именно в стенах школы стараемся активно и разносторонне приобщать детей к истинной культуре, развивать художественно-эстетический вкус.

Особое внимание мы уделяем патриотическому воспитанию. Сегодня его актуальность определяется тем, что наряду с заинтересованностью в познании проблем современного общества, учащиеся не испытывают гордости за историческое прошлое и настоящее нашего края - «малой» родины. Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Гражданские качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду. В соответствии с этим задача педагогического коллектива была связана с повышением требований к изучению и исполнению школьного законодательства, всемерным утверждением в сознании учащихся идеи гражданского патриотизма, гордости за свою школу, «малую» и «большую» Родину.

В целях повышения роли ученического самоуправления педагогами были разработаны и реализованы различные проекты обучения ребят коллективно-организаторской деятельности. При этом эффективность воспитательной системы школы зависела от классных руководителей, их профессионального мастерства. Анализ их деятельности показал, что многие классные руководители, серьезно анализируя результаты своей работы, ставят перед собой и своим классом актуальные и реально выполнимые задачи.

Изучение взаимоотношений классных руководителей со своими воспитанниками позволило сделать вывод о том, что детям нужны учителя-мастера, способные не на словах, а на деле осуществлять союз с детьми, содержательно и интересно организовать их деятельность.

На протяжении ряда лет в школе сложилась определенная система работы с родителями. Одновременно с традиционными родительскими собраниями, заседаниями родительских комитетов организована работа с целью педагогического просвещения родителей. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия.

Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. Поэтому в нашей практике приоритетными стали дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. В соответствии с этими подходами работа с родителями строилась по следующим направлениям: изучение семей, информирование родителей, просвещение родителей, консультирование родителей, обучение родителей, совместная деятельность педагогов и родителей.

Отметим, что изучением и информированием были охвачены практически все родители, а процент родителей, включенных в остальные направления работы, определялся взаимными потребностями семьи и школы.

3.3. Развитие профессионального мастерства педагогов школы

Развитию профессионального мастерства педагогов служит методическая работа в школе. В содержательном плане она направлена на:

 информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и достижениях педагогической науки и практики;

 обучение и развитие педагогических кадров, повышение их оперативной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности;

 выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической и инновационной деятельности членов педагогического коллектива;

 подготовку методического (научно-методического) обеспечения для осуществления образовательного процесса: учебно-методических комплексов, рекомендаций и других продуктов методической (научно-методической) деятельности.

С целью повышения эффективности методической работы в школе осуществляется основательное изучение уровня профессионально-педагогической квалификации кадров. Это позволяет организовать дифференцированный подход в осуществлении методической работы. Для изучения уровня педагогических умений педагогов систематически проводились срезы по самооценке сформированности коммуникативных, конструктивных, организаторских и аналитических умений. Результаты показали, что у педагогов школы сформирован достаточно высокий уровень организаторских и коммуникативных умений. Достаточно высокие показатели по проектировочным и конструктивным умениям.

Достаточный уровень сформированности соответствующих умений дает возможность эффективно использовать в образовательном процессе современные технологии обучения.

В таблице 6 приводятся количественные данные, отражающие многообразие современных образовательных технологий, активно внедряемых в образовательный процесс.

Таблица 6

Владение педагогами школы современными технологиями обучения

Название технологии

Учебный год

2007-

2008

2008-

2009

2009-2010

2010-

2011

2011-2012

Развивающего обучения

40 %

46 %

48%

53%

Проблемного обучения

11%

17%

24%

Разноуровневого обучения

75%

86%

87%

89%

Исследовательских методов в обучении

17%

23%

47%

Использования проектных методов в обучении

19%

31 %

38%

Модульного и блочно-модульного обучения

11%

16%

27%

Лекционно-семинарско-зачетная система обучения

23%

23%

31%

Использования в обучении игровых методов

36%

39%

32%

41 %

Обучения в сотрудничестве

7%

19%

24%

Информационно-коммуникационная

22%

39%

47%

Здоровьесберегающая

83%

89%

95%

100%

Инновационной оценки учебных достижений учащихся

21%

24%

27%


Из таблицы хорошо видно, что наибольшее большая часть педагогов владеют технологиями развивающего, разноуровневого, модульного и блочно-модульного обучения. Причем количество педагогов, владеющих данными технологиями, неуклонно возрастает. В текущем учебном году педагогами освоен еще одни вид технологии, касающийся инновационной оценки успешности обучения учащихся. С целью выявления способности педагогов к саморазвитию нами было проведено их анкетирование. В результате обработки анкет выделились две категории педагогов в соответствии со степенью готовности к саморазвитию:

 активное развитие (77% педагогов);

 отсутствует сложившаяся система самообразования, ориентация на развитие сильно зависит от условий (23 % педагогов).

В ходе изучения также выявились факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию и саморазвитию учителей. Результаты изучения показали, что наибольшее стимулирующее влияние на обучения, развитие и саморазвитие педагогов оказывают: интерес к работе, влияние руководителя, самообразование, методическая работа в школе. Среди препятствующих факторов наибольшее влияние оказывают: недостаток времени, собственная инерция, ограниченные ресурсы, жизненные обстоятельства.

Системообразующим элементом методической работы педагогов школы является их участие в работе над индивидуальной методической темой. Ее разработка проходит через различные формы методической работы: начиная от самообразования и заканчивая представлением полученных результатов на педагогическом совете.

Индивидуальный характер методической работы является существенным преимуществом повышения профессиональной компетентности учителей. Он обусловливает уникальность целей, содержания и методов работы каждого учителя. Индивидуальный характер повышения профессиональной квалификации выдвигает на первый план такой метод его осуществления как самообразование. Несмотря на то, что самообразование выступает здесь лишь в качестве метода или вспомогательного средства, оно сохраняет свои основные признаки: поиск и присвоение социального опыта в соответствии с личными образовательными целями; способ удовлетворения образовательных потребностей; возможность непрерывного роста образованности; развитие и самосовершенствование деятельностных способностей.

В школе серьезное внимание уделяется этому аспекту методической работы. Например, в рамках самообразования педагоги осуществляют работу по индивидуальной методической теме. Заместители осуществляют содействие педагогам при организации их самообразовательной работы, что, в частности, выражается в уточнении индивидуального плана работы, подборе необходимой литературы, помощи при подготовке к публичным выступлениям. Результаты, полученные в рамках исследования индивидуальной методической темы, представляются в различных формах. Это могут быть методические проекты, сценарии, разработки, выступления и доклады на педагогических советах, семинарах, конференциях и т.д. Примерами могут служить, в частности, наиболее интересные доклады, сделанные педагогами школы.

3.4. Совершенствование системы управления школой

Управление школой осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на основе принципов демократии, гласности, открытости и самоуправления. Организационно-правовым документом, в котором закреплены структура, функции, права и обязанности школы, вытекающие из Закона РФ «Об образовании» и Типового положения об образовательном учреждении, полномочия, дополнительно переданные учреждению учредителем, является Устав школы.

К настоящему времени сложилась следующая структура управления школой:

 уровень директора школы;

 уровень заместителей директора школы (руководителей функциональных служб);

 уровень педагогических работников (педагогического самоуправления);

 уровень ученического самоуправления.

Первый уровень организационной структуры управления представлен следующими субъектами: директором школы, педагогическим советом, родительским комитетом, профсоюзным комитетом. Этот уровень организационной структуры является уровнем стратегического управления. В его компетенции находится разработка и утверждение образовательной политики школы, определение стратегических установок развертывания образовательной политики, главных направлений развертывания содержания общего среднего образования учащихся, а также стратегии повышения квалификации педагогических работников.

Второй уровень организационной структуры является уровнем тактического управления. Он ориентирован на разработку и реализацию тактики развертывания политики учреждения в области воспитания и обучения учащихся. Этот уровень организационной структуры управления учреждением представлен заместителем директора по учебно-воспитательной работе, заместителем директора по воспитательной работе.

Третий уровень организационной структуры управления - уровень оперативного управления, обеспечивающий координацию развертывания образовательного политики школы и осуществление основных функций, связанных с воспитанием и обучением учащихся, а также созданием условий для обеспечения функционирования учреждения. На данном уровне управления представлены педагогические работники. Основной формой педагогического самоуправления на данном уровне является методическое объединение. В настоящее время в школе функционируют следующие методические объединения учителей математики, истории и обществознания, русского языка и литературы, технологии, физической культуры, начальных классов, естественно-географического цикла, иностранного языка.

Четвертый уровень является уровнем ученического самоуправления. Основным органом ученического самоуправления является ученический совет. Помимо него, в системе школьного ученического самоуправления успешно функционируют учебный комитет, актив начальных классов, физорги, культмассовый сектор, редколлегия, Совет музея, трудовой сектор, Совет библиотеки, Совет здоровья.

Характеризуя содержание управленческой деятельности, осуществляемой в школе, укажем на следующие ее приоритетные аспекты:

 совершенствование системы информационного обеспечения управления школой;

 совершенствование кадровой политики в школе;

 совершенствование системы социальной защиты кадров;

 развитие системы ученического самоуправления.

С точки зрения совершенствования системы информационного обеспечения управления школой задача сводится к тому, чтобы обеспечение администрации школы объективной, достоверной, регламентированной по форме и времени информацией было максимально полным. В этой связи в качестве приоритетных мер в области управленческой деятельности школы рассматривалась разработка системы сбора информации, способной независимо, а потому объективно, давать оценку тому или иному параметру, характеризующему деятельность школы, т.е. разработка мониторинга общего среднего образования в школе. Охарактеризуем некоторые аспекты функционирующей в школе системы мониторинга.

Второй аспект управленческой деятельности связан с совершенствованием кадровой политики в школе. Понимая, что ни одно, даже самое разумное и своевременное решение не может быть выполнено, если в школе нет нужного уровня подготовки педагогов, мы уделяем главное значение работе с кадрами, работе по формированию индивидуального стиля педагога. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Важной задачей овладения педагогическим творчеством является познание собственной профессиональной индивидуальности. Поэтому творческим может быть и начинающий педагог, пока не ставший мастером. Уровень же педагогического творчества выше у того педагога, который в совершенстве владеет педагогической профессией, так как опыт и мастерство - важнейшие факторы развития творчества педагога.

Диагностика педагогического творчества ориентирует руководство школы на оценку определенных качеств творческой личности педагога, дает возможность заметить проявление творческих черт его и своевременно сконцентрировать внимание на использовании их в практической деятельности и дальнейшем развитии. Это определяет цели диагностико-коррекционной деятельности, создает условия для организации и развития педагогического творчества в педагогическом коллективе.

С целью коррекции и развития творческих начал, необходимости формирования нестандартности мышления, творческого воображения, интуиции, остроумия в школе расширяются и углубляются направления методической работы, проводятся психологические тренинги, аттестации педагогов чаще проводятся как общественные отчеты о педагогической деятельности и ее результатах, оказывается постоянная помощь творчески работающим педагогам в практическом осуществлении их педагогических идей и т.д. Таким образом, диагностика, и коррекция профессиональной деятельности дает возможность определить состояние и качество этой деятельности на основе научно обоснованных показателей, разработать систему мер с коллективом и отдельными педагогами, а поэтому коррекционно-диагностическая деятельность является фактором роста профессионального мастерства педагога и условием перевода педагога в режим развития.

Третий аспект управленческой деятельности, осуществляемой в школе, связан с совершенствованием системы социальной защиты кадров. Анализ ситуации показывает, что в сложных социально-экономических условиях все-таки удается решать некоторые вопросы улучшения социально-экономического положения сотрудников школы.

Важное значение в нашей школе придается деятельности по охране труда педагогических работников. Содержание этой деятельности весьма разнообразно. Укажем лишь на некоторые наиболее существенные ее аспекты. Среди мероприятий, проводимых нами по охране труда следующие: заключено соглашение по охране труда с администрацией школы; с вновь принятыми на работу сотрудниками проводится вводный инструктаж; систематически проводится инструктаж на рабочем месте; проводится инструктаж по пожарной безопасности; разработаны и реализуются правила поведения детей в кабинетах; разработаны и утверждены инструкции по охране труда; разработаны правила внутреннего распорядка для работников школы; педагоги школы ежегодно проходят медицинское обследование.

Еще одно приоритетное направление управленческой деятельности в школе связано с развитием системы ученического самоуправления. Развитие системы ученического самоуправления направлено на:

 воспитания гражданина России, способного к активной деятельности в интересах человека, общества и государства, обладающего развитой политической культурой и функциональной грамотностью во всех сферах жизнедеятельности;

 развития творческой индивидуальности и способностей учащихся.

В основу реализации деятельности органов ученического самоуправления были положены следующие принципы: добровольность, демократизм, гуманизм, социальная направленность, творческое начало, разновариативность, самостоятельность и т.д.

Основным структурным элементом и одновременно базой для формирования системы ученического самоуправления стал класс. Класс является первичным коллективом школы, ее структурным элементом и центром образования учащегося. Класс является основой ученического самоуправления, так как задача общешкольных органов самоуправления состоит в аккумулировании и консолидации усилий первичных коллективов.

Самоуправление в классе, в свою очередь, формируется путем функционирования микроколлективов, которые представляют собой звенья, содружества, товарищества, состоящие из нескольких учащихся. Именно такие микрогруппы являются постоянным движущим рабочим коллективом класса, чья основная задача сводится к проведению индивидуальной работы с каждым учеником с учетом его склонностей и интересов.

В качестве основных критериев, по которым происходила оценка эффективности деятельности ученического самоуправления были следующие: включенность учащихся в организацию учебно-воспитательного деятельности и управления им; умение учащихся организовывать деятельность коллектива; осознание ответственности за достижение совместных целей; умение анализировать и определять программу на перспективу.

Таким образом, школа имеет вполне определенные достижения, к которым можно отнести:

 стабильные положительные образовательные результаты учащихся;

 продуктивное использование современных образовательных технологий, в основе которых лежит компетентный подход к обучению;

 разработка и внедрение элективных курсов;

профессиональный рост учителей, их участие в инновационной деятельности;

 комфортность и безопасность образовательной среды;

 развитие материальной базы школы.

Разработанная нами модель адаптивной школы (школы равных возможностей), подготовка коллектива к работе в новых условиях делает возможным эффективное функционирование школы в условиях модернизации российского образования.

4. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ВЕРХОСОСЕНСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОН БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Цель программы развития заключается в создание модели адаптивной школы, развитие и функционирование которой осуществляется в интересах формирования социально направленной и творчески активной личности учащихся.

Основные направления развития школы:

 общее и дополнительное образование учащихся школы;

 воспитательная работа в школе;

 информатизация образовательного процесса в школе;

 научно-исследовательская и инновационная деятельность педагогов;

 демократизация управления школой.

Задачи:

Направление развития школы

Задачи по направлению

1.

Общее и дополнительное образование учащихся школы

 Соблюдение прав учащихся на получение общего среднего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом;

 побуждение учащихся школы к исследовательской деятельности; создание условий для участия детей в олимпиадном движении.

2.

Воспитательная работа в школе

Повышение роли психолого-педагогической службы в формировании школьного и классных коллективов, в обеспечении профилактики школьной и социальной дезадаптации учащихся;

укрепление здоровья учащихся, дальнейшее развитие физкультуры и спорта;

создание условий для участия семей в учебно-воспитательном процессе;

воспитание учащихся в духе демократии, личного достоинства и законопослушания, предоставление им возможности участия в деятельности различных творческих и общественных объединений;

совершенствование форм и методов гражданско-патриотического воспитания.

3.

Информатизация образовательного процесса в школе

 Внедрение средств ИКТ и современных информационных технологий в образовательный процесс школы, его информационное и методическое обеспечение;

 систематизация имеющихся информационных ресурсов школы на базе медиатеки;

 повышение информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

4.

Научно-исследовательская и инновационная деятельность педагогов

 Содействие педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны школьной методической службы, муниципальной системы повышения квалификации;

 изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, связанного со способами взаимодействия с учащимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;

 овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; совершенствование методики проведения уроков, занятий по проектированию и других форм учебной и воспитательной деятельности.

5.

Демократизация управления школой

 Создание правовых, информационных и организационных предпосылок, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие управляющей системы школы;

 активизация общественной составляющей в управлении школой; развитие активности педагогов и родителей учащихся в управлении школой; развитие механизмов самоуправления школой;

 расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в целях развития личности учащихся.

Ожидаемые результаты развития школы

В сфере общего образования учащихся: Создание условий, обеспечивающих доступность, качество и эффективность образования в системе общего образования, посредством обеспечения и последовательной реализации бесплатного начального, основного и среднего общего образования. Недопущение раннего отсева детей из школ. Отработка механизмов концентрации кадровых и материально-технических ресурсов. Отработка модели новой перспективной адаптивной школы как школы, отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям. Продолжение педагогических традиций школы по развитию и углублению интереса учащихся к языку, культуре и традициям родного края. Проектирование образовательного процесса на основе принципов развития творческой личности.

В сфере дополнительного образования учащихся: Обеспечение доступности и равных возможностей получения дополнительного образования учащимися. Обновление содержания и форм дополнительного образования детей. Укрепление взаимодействия с учреждениями общего и дополнительного образования. Использование дополнительного образования для улучшения социально-культурной среды населения с. Верхососна. Привлечение в систему дополнительного образования высококвалифицированных педагогов.

В сфере воспитательной работы: Формирование духовно богатой, толерантной, физически здоровой, граждански сознательной, социально активной личности путем развития следующих направлений воспитательной работы: гражданско-патриотическое, нравственно- правовое, художественно-эстетическое, трудовое воспитание, спортивно-туристическая и краеведческая работа. Развитие комплексного подхода к детям в воспитательной работе, учет их интересов, профессиональной ориентации. Совершенствование демократического стиля руководства воспитательным процессом. Расширение самоуправления в школе, развитие традиций школы, совершенствование диагностики уровня воспитанности учащихся.

В сфере информатизации образования: Создание и развитие эффективного механизма повышения квалификации педагогов в области информатизации образовательного процесса, использования информационных и коммуникативных технологий в обучении учащихся и управлении школой. Создание условий для обучения педагогов компьютерной грамотности. Применение способов диагностики образовательного процесса с использованием средств ИКТ. Проведение тематических мастер-классов по освоению программных продуктов. Внедрение в учебный процесс высококачественных, открытых, доступных по стоимости цифровых материалов и учебно-методических комплектов, отвечающих задаче подготовки учащихся, педагогов и работников управления школой. Участие в системе дистанционного образования.

В сфере научно-исследовательской и инновационной деятельности: Совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности педагогов школы. Участие в районных, региональных и федеральных научно-практических конференциях. Развертывание в школе экспериментальной работы по отработке модели адаптивной школы - школы равных возможностей. Привлечение учащихся школы в научно-исследовательскую работу.

В сфере демократизация управления школой: Нормативно-правовое обеспечение государственно-общественного управления школой. Повышение эффективности управленческой деятельности школы за счет совершенствования системы информационного сопровождения. Повышение роли общественности в управлении школой. Привлечение педагогов, учащихся и родителей в управление школой. Развитие тесных контактов с социальными партнерами.

5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОЖИДАЕМЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ВЕРХОСОСЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

5.1. Общее и дополнительного образования учащихся школы

Задачи по направлению:

 соблюдение прав учащихся на получение общего среднего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом;

 побуждение учащихся школы к исследовательской деятельности; создание условий для участия детей в олимпиадном движении.

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Анализ особенностей мотивационной сферы учащихся школы и выработка рекомендаций по индивидуальной работе с ними.

2011

2.

Совершенствование методов оценивания учебных достижений учащихся.

2012

3.

Создание условий для реализации профильного обучения учащихся. Организация профильного обучения учащихся по направлениям.

2014

4.

Разработка методики использования информационных технологий на уроках.

2012

5.

Поддержка исследовательских работ учащихся. Содействие учащимся в опубликовании творческих материалов.

2011-2012

7.

Проведение совместных научно-практических конференций учащихся и педагогов школы.

2011-2014

8.

Поддержка учащихся при участии в олимпиадах, научных конференциях различного масштаба.

2011-2015

9.

Содействие в публикации материалов учащихся в печати, газетах, детских журналах.

2012

5.2. Воспитательная работа в школе

Задачи по направлению:

 повышение роли психолого-педагогической службы в формировании школьного и классных коллективов, в обеспечении профилактики школьной и социальной дезадаптации учащихся;

укрепление здоровья учащихся, дальнейшее развитие физкультуры и спорта;

создание условий для участия семей в учебно-воспитательном процессе;

воспитание учащихся в духе демократии, личного достоинства и законопослушания, предоставление им возможности участия в деятельности различных творческих и общественных объединений;

совершенствование форм и методов гражданско-патриотического воспитания.

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Совершенствование существующей в школе системы воспитательной работы. Обновление концепции воспитательной работы в школе.

2014

2.

Разработка символов и традиций в школьной организации.

2011

3.

Организация постоянно действующих конкурсов проектов, программ правового, экономического и экологического воспитания детей и подростков.

2011-2015

4.

Организация индивидуальной педагогической профилактической работы с детьми группы риска.

2011

5.

Расширение деятельности службы психолого-педагогической помощи семье. Проведение мониторинга семей с целью изучения потребностей в психолого-педагогической информации по проблемам развития семьи, семейного воспитания и образования.

2011-2015

6.

Обеспечение формирования здоровье-сохраняющих культурных традиций семьи. Проведение лекций, родительских собраний, конференций, посвященных возрастным особенностям обучающихся, проблемам наркозависимости и табакозависимости, профилактике правонарушений несовершеннолетними.

2011-2015

7.

Совершенствование структуры и содержания деятельности органов школьного ученического самоуправления.

2011

8.

Подготовка лидеров ученического самоуправления.

2012

9.

Совершенствование коллективной организаторской деятельности ученического актива через осуществление традиционных дел.

2011-2015

10.

Разработка и реализация программ формирования самосовершенствующейся личности.

2013


5.3. Информатизация образовательного процесса в школе

Задачи по направлению:

 внедрение средств ИКТ и современных информационных технологий в образовательный процесс школы, его информационное и методическое обеспечение;

 систематизация имеющихся информационных ресурсов школы на базе медиатеки;

 повышение информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Проектирование образовательного процесса в школе на основе новых информационных технологий: установление связей со школами и другими образовательными учреждениями посредством использования электронной почты.

2011

2.

Систематизация информационных ресурсов и создание единой информационно-методической базы образовательного процесса в школе.

2011

3.

Развитие информационно-технической базы школы. Приобретение компьютерного оборудования и программного обеспечения.

2012-2013

4.

Создание и обеспечение функционирования школьного сайта.

2011-2014

5.

Формирование коллекции цифровых образовательных ресурсов на базе медиатеки школы.

2011-2013

6.

Обеспечение доступа участников образования (учащихся, учителей и родителей) к образовательным ресурсам медиатеки.

2012-2013

7.

Организация школьных турниров по компьютерным (развивающим) играм.

2012-2014

5.4. Научно-исследовательская и инновационная деятельность педагогов

Задачи по направлению:

 содействие педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны школьной методической службы, муниципальной системы повышения квалификации;

 изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, связанного со способами взаимодействия с учащимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;

 овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; совершенствование методики проведения уроков, занятий по проектированию и других форм учебной и воспитательной деятельности.

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Диагностика потребностей педагогических работников школы в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей.

2011-2013

2.

Организация повышения квалификации педагогических работников на базе учреждений дополнительного профессионально-педагогического образования.

2011-2015

3.

Организация самообразовательной деятельности педагогических работников школы. Содействие педагогам в осуществлении самообразования.

2011-2012

4.

Проведение обучения учителей основам компьютерной грамотности, использованию цифровых образовательных ресурсов на учебных занятиях.

ЕЖЕГОДНО

5.

Организация обмена опытом учителей через системы взаимопосещения уроков и внеурочных мероприятий.

2012-2013

6.

Проведение внутришкольных конкурсов профессионального мастерства. Организация участия педагогов школы в профессиональном конкурсе «Учитель года».

2012-2013

7.

Создание профессиональных педагогических объединений учителей (с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями).

2012

8.

Подготовка педагогических работников школы к участию в экспериментальной и инновационной деятельности.

2012-2013

9.

Организация системы педагогического наставничества в школе.

2013-2014

10.

Создание эффективной системы обобщения и распространения педагогического опыта учителей школы.

2013-2015





5.5. Демократизация управления школой

Задачи по направлению:

 создание правовых, информационных и организационных предпосылок, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие управляющей системы школы;

 активизация общественной составляющей в управлении школой; развитие активности педагогов и родителей учащихся в управлении школой; развитие механизмов самоуправления школой;

 расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в целях развития личности учащихся.

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Разработка нормативно-правовой базы деятельности школы в соответствии с программой развития.

2011

2.

Рационализация организационной структуры управления школой. Уточнение должностных инструкций сотрудников школы, приведение их в соответствие с обновленным вариантом организационной структуры управления.

2011

3.

Корректировка должностных инструкций с целью перераспределения нагрузки с учетом желаний, способностей и творческого потенциала каждого сотрудника.

2012

4.

Приведение в систему деятельности органов общественного самоуправления школы.

2012

5.

Обновление действующей системы контроля, диагностики, анализа и регулирования образовательного процесса.

2012-2013

6.

Создание современной системы аналитической деятельности с целью интерпретации результатов контроля и определение на его основе наиболее эффективных управленческих действий.

2012-2014

7.

Развитие гласности в системе управленческого контроля в школе.

2011


© 2010-2022