Проект Мы - вместе

В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.            Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилились социальные тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.        Создавшееся положение способствует росту преступности, наркомании и других негативных явлений в детской среде.      И если школа не будет уделя...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект











Мы - вместе

полное название проекта



Хамидуллина Айман Шакувовна

фамилия, имя, отчество автора проекта



заместитель директора по воспитательной работе,

МБОУ «Старокутлумбетьевская СОШ»

занимаемая должность, место работы

















С. Старокутлумбетьево

2010



СОДЕРЖАНИЕ



I. Краткая справка-аннотация по проекту……………... 3

1.1. Актуальность, цели и задачи………………..………..… 3

1.2. Ожидаемые результаты…………………..…….……….....5

1.3. Механизмы выполнения проекта .….………… 5

1.4. Объем финансирования проекта ……… ……………….6

II. Описание проекта………………………………….…… 9

2.1.Предмет исследования…………………………..………….7

2.2.Программа выполнения работ по проекту……… …….... 7

2.3. Основные результаты……………………………………...11

2.7. Инновационный потенциал……........…………………… 12

III. Научно-методическое обеспечение проекта………… 13

3.1. Обоснование научно-методического опыта для

реализации проекта……………… …………………....14

  1. Публикации по теме проекта….…… ………………….. 15

III. Финансово-экономическое обоснование проекта…...

  1. Экономичность проекта……………………………… ….. 16

4.2. Смета расходов…………… ……………………………. 17

IV.Нормативно-правовое обеспечение проекта…… ….. 17

V. Форма представления результатов……………………. 18

7. Список литературы……………………………………… .21









Актуальность

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.

В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилились социальные тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Создавшееся положение способствует росту преступности, наркомании и других негативных явлений в детской среде. И если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленному на взаимодействие родителей и педагогов, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. И здесь роль администрации школы в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика. А мудрому и опытному руководителю удаётся наладить отношения детей и родителей даже в затянувшейся конфликтной ситуации.

Создание позитивных детско-родительских отношений, микроклимата в семье всегда было залогом не только успешного и гармоничного развития ребенка, но и одним из основных факторов успешного взаимодействия семьи и школы. Именно семья призвана заложить в ребенка с раннего детства нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит администрации школы и классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогическому коллективу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.

Таким образом, проблема семьи и школы для нашего образовательного учреждения является приоритетной и актуальной.

Цель: модернизация управления во взаимодействии семьи и школы для решения организационных и конструктивных проблем.

Задачи:

1. Создать структурно-функциональную модель совместной деятельности семьи и школы.

2. Организовать успешное взаимодействие семьи и школы посредством

- создания советов взаимодействия педагогов и родителей;

  • привлечения родителей в управлении учебным процессом;

  • участия родителей в общешкольных мероприятиях;

- оказания посильной помощи образовательному учреждению.

3. Вовлечь детей и подростков в активную общественно полезную работу на основе развития их инициативы, самодеятельности, творчества.

4. Оказать помощь в подготовке родителей в области воспитания детей.

5. Освоить современные концепции воспитания родителями, объединить усилия родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

6. Обобщить и распространить опыта семейного воспитания.

7.Изучить литературу и передовой опыт по организации совместной деятельности семьи и школы.

8. Определить основные направления совместной деятельности педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты

- достаточный уровень психолого-педагогической компетенции родителей: правильное понимание целей и задач воспитания в семье, хорошая подготовка по вопросам педагогики и психологии, осознание ответственности перед обществом в воспитании детей, систематические занятия воспитанием, осуществление контроля за поведением детей, создание в семье необходимых условий для успешного воспитания, наличие взаимопонимания между членами семьи, согласование своих воспитательных воздействий с требованиями школы, отзывчивость, инициативность, активность в воспитании,

- организованное взаимодействие школы и родительской общественности: разработка механизма включения семьи в образовательное пространство школы, определение функциональных обязанностей педагогических работников по осуществлению взаимодействия с родителями.

Механизм выполнения проекта

Содержание работы педагогического коллектива с родителями состоит из:

  1. Изучения семьи: наблюдение за родителями в процессе педагогического всеобуча и на родительских собраниях, беседа с учителями, работающими в этих классах, тестирование, анкетирование, деловая игра.

  2. Повышение психолого-педагогических знаний родителей: университет педагогических знаний, лекции, семинары, практикумы, конференции, индивидуальные тематические консультации.

  3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: родительские собрания, организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела.

  4. Участие родителей в управлении образовательным учреждением: совет образовательного учреждения, комитет общественного контроля, совет содействия семье и образовательному учреждению.

  5. Активизация и коррекция семейного воспитания: тестирование, анкетирование, проблемные семинары, круглые родительские столы.

  6. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания: семинары по обобщению опыта, пресс-конференции, семейные праздники.

Объем финансирования проекта за счет госбюджетных средств, объем финансирования из других источников.

  1. Методическая библиотека в количестве 146 экземпляров.

Специализированная литература по обозначенной проблеме - 53, обобщение передового опыта.

  1. Материально-технические ресурсы: медиатека - 1, библиотека - 1, техническое оборудование - 1, видео - 3 и телеаппаратура - 7, помещения и т.д.

3. Информационные ресурсы: компьютерная техника-15, интернет.

4. Финансовые ресурсы:

на канцелярские товары - 1000 р.;

на повышение квалификации педагогов - 15000 р.;

на приобретение методической литературы - 3000р.

Предмет исследования

Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика. А мудрому и опытному педагогу, искренне любящему своих воспитанников, удаётся наладить отношения детей и родителей даже в затянувшейся конфликтной ситуации.

Создание позитивных детско-родительских отношений, микроклимата в семье всегда было залогом не только успешного и гармоничного развития ребенка, но и одним из основных факторов успешного взаимодействия семьи и школы.

Проблемный вопрос

Как организовать эффективное и результативное взаимодействие семьи и школы в условиях сегодняшних требований модернизации российского образования?
Программа выполнения работ по проекту в общеобразовательном учреждении

№п/п

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Создание структурно-функциональной модели совместной деятельности семьи и школы.

диагностика, планирование, отбор содержания взаимодействия

2009-2010 учебный год

Администрация школы

2

Создание организации успешного взаимодействия семьи и школы:

- создание советов взаимодействия педагогов и родителей;


- привлечение родителей в управлении учебным процессом;

- участие родителей в общешкольных мероприятиях;

- оказание посильной помощи образовательному учреждению.

-совет школы (общешкольный родительский комитет), конференция школы, классные родительские комитеты;

- родительские собрания, родительские дни в школе, совместные творческие дела;

-открытые внеклассные мероприятия, педагогические дискуссии, ролевые игры; -помощь в укреплении материально-технической базы

в течение учебного года

администрация школы, классные руководители

3

Вовлечение детей и подростков в активную общественно полезную работу на основе развития их инициативы, самодеятельности, творчества.

КТД («Защитники Отечества» и т.д.), день самоуправления, участие в конкурсах разного уровня.

в течение учебного года

ЗВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования

4

Создание психолого-педагогического консилиума и постоянно действующего семинара подготовки родителей в области воспитания детей.

Психолого-педагогический лекторий, конференции, индивидуальные тематические консультации, педагогический практикум


в течение учебного года

педагог-психолог

5

Освоение современных концепций воспитания родителями, объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

лекции, семинары, практикумы, конференции, индивидуальные тематические консультации


администрация школы, классные руководители

6

Обобщение и распространение опыта семейного воспитания.

Обзор передового семейного опыта, творческие встречи, беседы за круглым столом.

В течение учебного года

администрация школы, классные руководители

7

Изучение литературы и передового опыта по организации совместной деятельности семьи и школы.

Методические дни и дни творчества.

2012- 2013 учебный год

администрация школы, классные руководители

8

Определение основных направлений совместной деятельности педагогов и родителей.

Учебная (посещение уроков) и внеурочная (организация досуговой деятельности) деятельность

2012- 2013 учебный год

администрация школы, учителя предметники, педагоги дополнительного образования

9

Организация внутри фирменного обучения педагогического коллектива к работе по взаимодействию с родительской общественностью в условиях модернизации.

заседания МО классных руководителей, педсовет, обобщение опыта педагогов по работе с семьей.

2012- 2013 учебный год

администрация школы



Основные результаты, достижение которых предполагается проектом

  1. Новые формы взаимодействия с семьей.

  2. Механизм включения семьи в образовательное пространство школы, определение функциональных обязанностей педагогических работников по осуществлению взаимодействия с родителями.

  3. Уровень воспитанности учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие - развитие культуры жизненного самоопределения.

  4. Уровень психолого-педагогической компетенции родителей: правильное понимание целей и задач воспитания в семье, хорошая подготовка по вопросам педагогики и психологии, осознание ответственности перед обществом в воспитании детей, систематические занятия воспитанием, осуществление контроля за поведением детей, создание в семье необходимых условий для успешного воспитания, наличие взаимопонимания между членами семьи, согласование своих воспитательных воздействий с требованиями школы, отзывчивость, инициативность, активность в воспитании.

  5. Результативность педагогического просвещения родителей.

  6. Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся школы, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.

  7. Повышение методического, педагогического мастерства учителей, путем изучения педагогической литературы по вопросам взаимодействия семьи и школы.

  8. Эффективная работа педагогов по выбранным направлениям в модели совместной деятельности семьи и школы.

  9. Анализ промежуточных и конечных результатов взаимодействия семьи и школы.

  10. Сформированность положительного отношения родителей и детей к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.

Инновационный потенциал

Важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность путем внедрения передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей. Взаимодействие школы и семьи должно строиться на принципе:

  • единство целей государственной семейной политики Российской Федерации, Оренбургской области и Матвеевского района;

  • партнерства семьи и государства, семьи и школы, закрепляющего статус семьи как равного партнера, предполагающего взаимную ответственность сторон и открывающего для неё возможности в различных сферах жизнедеятельности;

  • гуманистической направленности и «очеловечивания воспитания» путем уважения уникальности каждого ребенка;

  • приоритетности интересов детей, обеспечения государством их защиты;

  • признания преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;

  • опоры на собственные силы, исходя их которых, семья должна как можно меньше зависеть от государственной помощи и общественной благотворительности;

  • преемственности и связи поколений, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания;

  • системности, который позволяет обеспечить целостность становления личности ребенка;

  • открытости, обеспечивающем постоянные контакты школы с семьями, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания

Принципы

В планировании управлением организацией взаимодействия семьи и школы необходимо руководствоваться следующими принципами, которые определяют конкретные требования к плану:

  1. Принцип делового партнерства - умение контактировать с родителями, учителями, обучающимися.

  2. Принцип мотивации - методы работы с педагогическим коллективом, направленные на создание удовлетворенности от работы.

  3. Принцип открытости - обсуждение и согласование всех планов работы, программ, отчет о деятельности всех структур управления образовательным учреждением.

  4. Принцип личностного подхода - признание индивидуальности каждого ребенка.

  5. Принцип прозрачности - ежегодный отчет на родительском комитете образовательного учреждения.

  6. Принцип доступности - информирование родителей о деятельности образовательного учреждения различными средствами, включая интернет технологии.

  1. Принцип научности - развитие у школьников современного научного мировоззрения через постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, создание эффективной системы научно - методического информирования педагогов, повышение профессиональной компетенции.

  2. Принцип законности - участие в обсуждении локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

  3. Принцип непрерывности - постоянное совершенствование личности в различных аспектах жизнедеятельности.

  4. Принцип добровольности - только добровольное участие, основанное на собственных интересах, потребностях, компетенции.

  5. Принцип сотрудничества - вся деятельность строится на основе партнерства.

  6. Принцип достаточности - все хорошо в меру.

Соблюдение вышеперечисленных принципов помогает учитывать при планировании все стороны воспитательного процесса, улучшить сам воспитательный процесс, оказать методическую помощь классным руководителям и родителям.

Обоснование научно-методического опыта для реализации проекта:

Этапы

Цель

Сроки

Исполнители

I Информационно- аналитический

Цель: изучение и подготовка конкретных материалов для реализации проекта (диагностика, планирование, отбор содержания взаимодействия)

2010 - 2011 учебный год

Администрация школы, психолог

II Организационный

Цель: организация деятельности взаимодействия педагогического и родительского сообществ и создание условий для организации практической работы

2011 - 2012 учебный год

Администрация школы, психолог, классные руководители, родительский комитет

III Аналитико-результативный

Цель: определение результативности взаимодействия школы и семьи, выявление недостатков и путей их устранения

2012- 2013 учебный год

Администрация школы



Публикации по теме проекта

Одним из важнейших направлений нашей школы мы считаем взаимодействие с семьей. Суть взаимодействия педколлектива и семьи заключается в том, чтобы обе стороны были заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. И мы стараемся публиковать материалы в следующих изданиях:

  • в районной газете «Новая жизнь»;

  • в сети Интернет:

  • proshkolu.ru

  • в газете «ПедСовет»

Экономичность проекта

Осуществление данного проекта не требует больших финансовых затрат, так как используются не денежные средства в большом объеме, а человеческий ресурс



Ресурсы для реализации проекта

Человеческие ресурсы:

А) педагогические кадры:

- возрастной ценз:

всего

20-30 лет

30-40 лет

40-50 лет

50 лет и более

17

100%

3

28%

3

16%

3

12%

8

54%

Таким образом, около половины педагогического коллектива предпенсионного и пенсионного возраста, требуется омоложение педагогического коллектива.

- по образовательному цензу:

всего

Высшее образование

Среднее - специальное образование

17 чел

100%

13

77%

4

23%

Следовательно, образовательный ценз достаточный, потому что учителей с высшим образованием 77%, но есть резерв, требующий повышения образования.

- уровень квалификации:

всего

Вторая категория

Первая категория

Высшая категория

17 чел

100%

13

6%

13

76%

3

18%

Недостаточное количество педагогов с высшей категорией, администрация видит проблему воспитания кадров.

Б) Родители:

- возрастной ценз:

всего

20-30 лет

30-40 лет

40-50 лет

50 лет и более

64

100%

13

13%

34

51%

10

32%

7

4%

Таким образом, основной возраст родителей составляет 30-40 лет.

- образовательный ценз:

Всего

Высшее образование

Среднее - специальное образование

Среднее образование

64 чел

100%

14



12



38


53%

Вывод: образовательный ценз низкий, 53% родителей имеют только среднее образование.

Смета расходов

Финансовые ресурсы:

на канцелярские товары - 1000 р.;

на повышение квалификации педагогов - 15000 р.;

на приобретение методической литературы - 3000р.



Нормативно-правовое обеспечение проекта

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

  2. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

  3. Правила внутреннего распорядка школы

  4. Типовое положение об образовательном учреждении

  5. Устав образовательного учреждения

  6. Локальные акты школы

Действия

Предполагаемый результат

1. Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей.

2. Уточнение функциональных обязанностей классного руководителя.

3. Создание информационного центра в библиотеке.

4. Обобщение опыта педагогов по работе с семьей

Знание педагогами необходимых нормативных правовых документов,
доступность информации по проблеме работы с семьями учащихся,
создание методических разработок в помощь классным руководителям

Форма представления результатов

Традиционные

Нетрадиционные

1

2

  • Родительские собрания

  • Общеклассные и общешкольные конференции

  • Родительские тренинги

  • Дискуссии

  • Психологические разминки

  • Индивидуальные консультации педагога

  • Посещения на дому

  • Круглые столы

  • Устные журналы

  • Практикумы


  • Родительские вечера

  • Родительские чтения

  • Родительские ринги



Управленческие технологии

Управленческие технологии - это одно из средств управления, воспитания, деятельность людей. Методы, способы, методики, действия, операции, техники, приемы, средства, формы - соседи и родственники технологии.

Технология направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит из последовательности, из системы педагогических приемов и техник. Технология всегда имеет результат.

По каким же критериям мы определяем, технология ли это?

  • Это массовые, т.е. известные педагогам формы и способы работы с детьми и родителями.

  • В способе должна быть некая устойчивость, типичность.

  • В форме, способе работы должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата.

При составлении данного проекта использовали следующие технологии:

  1. Технология «Коллективное творческое дело» - стремление к общению, познавательная активность родителей и обучающихся.

  2. Технология «Тренинг общения» - метод активного социально-психологического обучения.

  3. Технология «Групповая проблемная работа» - диспуты, дискуссии, обсуждения ситуаций, разработка проектов.

  4. Технология «Диалог «Родитель-педагог-воспитанник»» - установление доверительных отношений между участниками проекта.

  5. «Шоу-технологии» - технология основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приемов создания общей эмоциональной атмосферы.

Вывод

Таким образом, включение семьи в образовательное пространство общеобразовательного учреждения, обеспечение доступности - это очень сложный процесс, который требует постоянного совершенствования, и при этом следует помнить важное правило: родителям необходимо чувствовать, что их ценят, до того, как они соберутся пожертвовать своим драгоценным временем.

Сегодня, чтобы найти пути решения проблем взаимодействия семьи и школы, образовательное учреждение ищет новые формы и методы взаимодействия с семьей. Понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители встанут союзниками.

Ценность семьи и семейного образа жизни становится для россиян очень значимой. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом. Своеобразным транслятором основных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен огромный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становление гражданских отношений.

Проект находится в стадии апробации, поэтому позитивное отношение родителей к школе выявлено при помощи анкетирования.

Литература

  1. Акутина, С.П. Воспитание = семья и школа./ С.П. Акутина// Классный руководитель.-2006.-№7.-с.26

  2. Брюхова, В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству/ В.М. Брюхова//Классный руководитель.-2007.-№7.-с.113

  3. Голубева, Л.В. Справочник заместителя директора по воспитательной работе/сост. Л.В. Голубева, Г.П. Попова.-Волгоград:Учитель,2007.-139с.

  4. Диреклеева, Н.И. Справочник завуча. Учебно-методическая работа. Воспитательная работа 5-11 классы./ Н.И. Диреклеева.-М.:ВАКО,2006.-48с.

  5. Мицкевич, Ж.И. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей/Ж.И. Мицкевич.-Минск,2002.-97с.

  6. Нормативно-правовые документы, обеспечивающие защиту прав ребёнка в образовательном учреждении.

  7. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства Образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2004 года № 01-130/07-01 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков".

  8. Решение коллегии Министерства образования и науки РФ «Об опыте взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения в интересах семьи и личности ребенка» от 28.06.1995г.

  9. Роботова, А.С. С помощью сообщества учителей (взаимодействие методического объединения с родителями)/ А.С.Роботова//Директор школы.-2000.-№6.-26с.

  10. Сыромятникова, Л.М. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга1. Планирование, контроль и анализ воспитательного процесса/ Л.М. Сыромятникова.-М.:Глобус,2008.-464с.

© 2010-2022