Анализ методической работы за 2014-2015 учебный год

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ методической работы МОУ Архангельская ООШ

за 2014-2015 учебный год

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Её роль значительна в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

С учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса в 2014 - 2015 учебном году была предложена следующая методическая тема школы: «Совершенствование профессиональной компетенции педагогов и воспитателей через новые формы аттестации и внедрение современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС».

Намечена цель работы школы в 2014-2015 учебном году: «Совершенствование образовательной системы школы, способствующей получению качественного и доступного дошкольного, начального и основного образования в условиях введения ФГОС и обеспечивающий реализацию индивидуальных потребностей участников образовательного процесса»
В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

  1. Повышение уровня профессионального образования учителей физики и математики через получение высшего профессионального образования, КПК, эффективную организацию работы методического объединения, совместную работу с учителями начальных классов.

  2. Развитие инновационной деятельности в школе через активное участие педагогов в инновационных конкурсах, проектах.

  3. Повышение профессионального мастерства педагогов через новые формы аттестации.

  4. Создание условий для введения в образовательную систему основного общего образования по ФГОС.

  5. Развитие научно- исследовательской деятельности учащихся.

Поставленные задачи решались через совершенствование методики урока, организацию обучения и воспитания на основе диагностики, через проблемные семинары, тематические педсоветы, изучение опыта оптимальной организации педагогической и методической работы, систему непрерывного повышения педагогического мастерства.

В начале учебного года проводилась диагностика деятельности педагога по следующим направлениям: тема самообразования, участие в методической работе, методическая литература, учебно-методический комплекс, планы в области профессиональных затруднений, необходимая помощь, предложения по организации учебного процесса и т.п. По выявленным проблемам проводилась работа в течение всего учебного года.
В целях создания банка данных о педагогах обновлены карточки повышения квалификации. Все педагоги школы оформили и сдали в конце года отчет о проделанной методической работе. В конце учебного года проводилась диагностика учителей, результаты данной диагностики будут учтены в планировании работы на 2015-2016 учебный год.

Высшей формой коллективной методической работы является педагогический совет. В 2014 - 2015 учебном году было проведен один педсовет: «Патриотическое воспитание- одна из главных составляющих образовательного процесса ОУ в условиях введения ФГОС».

Проведению педсовета предшествовали заседания ШМО, открытые внеклассные мероприятия, их анализ и самоанализ, семинары-практикумы.

В течение 2014 - 2015 учебного года было проведено по 2 заседания ШМО, на которых рассматривались следующие вопросы:

- Анализ работы за 2013-2014 учебный год. Обсуждение плана работы на новый учебный год;

-Анализ школьных олимпиад, успеваемости и качества знаний за 1 и 2 четверть;

- Подготовка к введению ФГОС ООО;

- Анализ промежуточных мониторинговых работ подготовки к ГИА.

Аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образовательным процессом. Так как это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников школы.
В 2014-2015 учебном году подали документы на соответствие занимаемой должности 2 педагога школы- Бузин А.Н.- учитель технологии, Шекунова З.В.- учитель

Учителя школы аттестуются активно, однако к аттестации на первую и высшую категорию подходят с опаской. Поэтому в школе недостаточное количество учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, хотя, есть педагоги, которые, по мнению администрации, заслуживают ее. Необходимо проводить целенаправленную подготовку учителей к аттестации на высшую квалификационную категорию.

На основании самоанализа педагогической определяется необходимость в курсовой переподготовке педагогов. Составлен перспективный план повышения квалификации до 2016 года. Имеются статистические данные о курсовой подготовке педагогических кадров за последние три года.

Повышение квалификации педагогов проходило по модульному обучению «Инкультурация учащихся школы, как условие успешной социализации в современном мире»……... Обучение прошли 8 педагогов- 50 %. Курсы повышения квалификации по ФГОС- 12 педагогов- 75 %, для администрации курсы повышения квалификации «Управление введением ФГОС ООО», прошли 3 педагога-19 %. Требуется прохождение курсовой подготовки для 4 педагогов (Иванова Н.В., Рычкова Н.Н- учителя математики, Рычков В.Д.- учитель физической культуры, Леонтьев Г.С.- учитель музыки).

В школе работало 4 предметных МО. Каждое МО работало над своей темой, тесно связанной с темой школы. В рамках МО проводились заседания, открытые уроки, работа по самообразованию, работа с одаренными и неуспевающими детьми.

Подведены итоги проведенных мероприятий на заседаниях МО, председателями МО проведен всесторонний анализ. Тематика мероприятий была разнообразной: линейки, олимпиады, конкурсы, конкурсы чтецов, конкурсы газет и др. Руководители МО в конце мая представили подробный анализ своей работы за истекший период.

Мало проводится мероприятий в рамках обобщения опыта педагогов.

Каждый педагог школы работает над темой самообразования. Самообразование - главный и наиболее доступный источник знаний. Выбор темы самообразования основывается на оценке деятельности, видением каждым своих личностных и профессиональных проблем, умение корректно формулировать цели и последовательно их решать, умение проектировать и контролировать свою деятельность. Каждый учитель определяет свою методическую тему и согласовывает ее с заместителем директора, который корректирует ее. В течение 3-х лет педагог собирает в копилку теоретическую информацию. В 2015-4-2015 учебном году предложена единая схема работы над темой по самообразованию и принята на педагогическом совете. Педагогам были предложены буклеты по составлению плана и отчета по теме самообразования.

Методическая работа школы включала в себя следующую работу по сопровождению введения ФГОС:

- изучение на ШМО ФГОС ООО;

- провели сравнительный анализ ФГОС ООО и государственные стандарты 2004 года;

- создание и работа творческих групп по разработке ООП ООО;

- школьная экспертиза ООП ООО;

- изучение методических писем об особенностях преподавания русского языка и математики в условиях перехода на ФГОС;

- тематические семинары по теме «Конструктор урока. Системно- деятельностный подход»

Методическое сопровождение государственной итоговой аттестации:

- анализ итогов ГИА 2014 году по русскому языку и математике;

-изучение нормативно- правовой базы ОГЭ и ГВЭ в 2015 году;

- изучение изменений в КИМах ОГЭ, изучение демоверсий, кодификаторов, спецификаций по предметам ГИА.

Участие в муниципальных, всероссийских, краевых мероприятиях.

Педагогический коллектив школы продолжает работу по реализации программы «Одаренные дети» цели и задачи которой:

1.Выявление одаренных детей.

Для реализации первой цели реализуются следующие задачи:

- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

- обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

- знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья
одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также
просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на
качественный скачек в развитии их способностей.

Основными формами работы с одаренными учащимися являются занятия в научном обществе учащихся, которое создано в…., руководителем является Сетова А.М

Цели НОУ:

выявление, воспитание и поддержка одаренных учащихся;

- развитие творческих способностей;

- привитие исследовательских умений;

- поддержка интереса к науке;

Задачи НОУ:

- формирование научных взглядов учащихся;

- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;

- знакомство с методами научного исследования, - обучение навыкам работы с современными приборами, оборудованием, научной литературой;

- формирование умений работы с компьютером. Навыков представления и оформления результатов исследования;

- участие в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях различного уровня.

В соответствии с планом работы школы с одаренными и способными учащимися на 2014-2015 учебный год состоялся школьный этап конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Шаг в науку», в нем приняли участие ученики 2-4-х классов. На конференцию представлено 21 работа, выполненных учащимися 2, 3, 4-х классов, разнообразных по тематике и исполнению.

Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах и т.д.

По уровню участия





Из представленной диаграммы видно, что в начальной школе учащиеся в основном принимают участие в муниципальных конкурсах «Планета знаний» и во всероссийских- «Мозаика», «Классики», «Зелёная математика», ФГОС тест растения, ФГОС тест животные. Это свидетельствует о том, что хорошо организована работа в этом направлении учителями начальной школы. На краевом уровне предстоит усилить работу в этом направлении. Учащиеся основной школы в основном участвуют во всероссийских конкурсах. В 2015-2016 учебном году следует уделить больше внимания на участие детей в конкурсах муниципального и краевого уровней.

По результативности участия

В начальной школе- из диаграммы видно (см. ниже), что в конкурсе муниципального уровня («Планета знаний»- заочный этап) дети занимают 2 и 3 места, на краевом уровне призёров и победителей нет, в основном это участники конкурса рисунков и поделок, где ребята получают лишь сертификаты участия. На всероссийском уровне ребята являются только участниками, призёров и победителей нет. Но к таким конкурсам у ребят очень активный интерес. Нужно усилить работу по результативности участия в олимпиадах краевого и всероссийского уровней.



В основной школе наблюдается следующая ситуация:

Из диаграммы видно, что дети являются, в основном, только участниками всех уровней. Победителей и призёров нет. Это говорит о том, что дети неосознанно выбирают конкурсы и олимпиады, на низком уровне идёт работа по результативности. Нужно систематизировать работу в этом направлении педагогу- психологу, найти современные методики выявления одарённых детей.

Таким образом, руководителям МО необходимо обсудить на заседаниях результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выяснить причины низкой результативности выступления учащихся и определить меры совершенствования работы учителей МО с одаренными учащимися.

Участие по предметам



В начальной школе учащиеся выбирают следующие предметы: литературное чтение, информатику, окружающий мир (животные). По муниципальному конкурсу «Планета знаний» (школьный этап) приняли участие 29 учащихся, что составило 100% . Задания были разработаны учителями начальной школы- Ивановой Г.В., Нагаевой В.Ф., Шекуновой С.Г. Самые непопулярные предметы- русский язык, математика, комплексные работы.

В основной школе самыми выбираемыми предметами являются русский язык и литература (учителя: Леонова Н.И., Кривошеева Г.Г.), ОБЖ и ИЗО (учитель Шекунова З.В.), обществознание (учитель Кривошеева С.Д.). Реже выбирают математику (учитель Рычкова Н.Н.), историю (учитель Кривошеева С.Д.), географию (учителя Филиппова Е.П., Кривошеева С.Д.), информатику (учитель Иванова Н.В), экологию и биологию (учитель Филиппова Е.П.), физическую культуру (учитель Рычков В.Д.), английский язык (учитель Куприянова М.А. Сетов Даниил- учащийся 6 класса, принял участие в межшкольном проекте «Карта памяти» от издательства «Просвещение», награждён почётной грамотой (учитель Кривошеева С.Д.)

В течение года осуществляется сбор информации и материалов по всем аспектам деятельности одаренных детей и их систематизация, пополняется портфолио каждого учащегося школы. В фойе школы систематически размещается информация о достижениях отдельных учеников школы и ученического коллектива в целом. Ученики награждаются дипломами и грамотами в торжественной обстановке на общешкольной линейке.

Отсюда выявляется ряд проблем, прежде всего низкая результативность выступления учащихся в олимпиадах, конкурсах, за последнее время снизилось количество побед и призовых мест в конкурсах различных уровней. Это обусловлено рядом причин:

- отсутствие личной заинтересованности педагогов;

- недостаточным уровнем исследовательской культуры;

- часто один и тот же одаренный учащийся задействован в ряде проектов, что снижает качество выполнения.

Над разрешением этих проблем предстоит работать педагогическому коллективу в следующем учебном году.

Таким образом, всего приняло участие 59 учащихся- 80%.

Из них победителями и призёрами в муниципальном стали 14 человек, что составляет 3 % от участников.

Из диаграмм видно, что в основном дети принимают участие во всероссийских предметных чемпионатах, мультитестах, в конкурсах рисунков, в предметных олимпиадах. Но результативность участия низкая.

В школе используются такие образовательные технологии, как информационно- коммуникативные, технология диалогового обучения, технология продуктивного чтения, технология портфолио и др..

В ОУ разработано положение о конкурсе на лучшее портфолио педагога и воспитателя. Начата работа по созданию портфолио. Запланированное мероприятие по защите портфолио педагога и воспитателя не состоялось по объективным причинам. Защита перенесена на начало нового 2015-2016 учебного года.

Школа активно принимает участие в работе в рамках сетевого взаимодействия: «Колесо истории», методическое объединение учителей начальных классов, запланированное мероприятие на базе нашей школы не состоялось по объективным причинам.



© 2010-2022