Мастер-класс Мнемоника - наука запоминания

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс «Мнемоника - наука запоминания»

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется познакомить вас с наукой запоминания - мнемоникой.

Мы живем в мире, в котором на нас ежедневно обрушивается огромный поток информации. И этот объем постоянно увеличивается. Часто, не умея запомнить нужное и отсеять второстепенное, мы просто теряемся. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации являются необходимыми задачами для человека в современном обществе.

Давайте проверим способности вашей памяти. Приготовьте листочки и ручки., но писать будем только тогда когда я скажу. Сколько слов из 10 предложенных вы сможете запомнить. Внимательно прочитайте их и попытайтесь запомнить в том же порядке, в котором они написаны.

1. Комар

2. Шкатулка

3. Китаец

4. Платок

5. Море

6. Ролики

7. Скрепка

8. Телефон

9. Педаль

10. Алмаз

(1 мин)

А теперь запишите, то что запомнили!

Ну что? Сколько слов получилось запомнить?

Мало.

100% запоминание не связанных между собой слов, думаю, под силу только человеку с феноменальной памятью.

А возможно ли управление нашей памятью?

Согласно греческой мифологии богиней памяти является Мнемозина. В честь неё было названо «искусство запоминания» «мнемоника» или «мнемотехника».

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Мнемоника (мнемотехника) (от греч. mnemonikon - искусство запоминания) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Как говорят: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Знание основных приемов мнемоники позволит вам гораздо больше работать и запоминать информацию гораздо быстрее.

Информации для запоминания на уроках, в том числе на физике очень много, поэтому ученикам тоже полезно научиться пользоваться мнемоническими правилами. Мне даже кажется, что в школе необходимо ввести предмет - мнемоника. Тогда нашим детям легче будет учиться.

Давайте рассмотрим основные приёмы мнемоники:

  • (Слайд 5) Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Например - Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

  • (Слайд 6) Рифмизация (перевод информации в стихи, песенки, в строки связанные ритмом). Например, запоминание числового выражения числа пи (~3,14159265358…) происходит легче, если использовать его стихотворные формы, когда рифмуются сами цифры:

«Чтобы ПИ запомнить, братцы,
Надо чаще повторять:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девять, двадцать шесть и пять».

  • (Слайд 7) Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Например, чтобы запомнить последовательность слов: «слон, домик, телевизор», придумываем: «Слон шёл к себе в домик смотреть телевизор». Такой придуманный мультик забыть или перепутать невозможно.

  • (Слайд 8) Метод Цицерона на пространственное воображение. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей комнаты. Знакомый предмет обстановки нужно связывать с тем объектом, который нужно запомнить. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив свою комнату, - все будет на тех местах, где вы их оставили.

  • (Слайд 9) Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти. Посмотрите внимательно на объект и постарайтесь его запомнить. Закройте глаза и представьте мысленно этот предмет. Откройте на секунду и вновь закройте и опять воспроизведите его.

  • (слайд 10) План-схема, является высшим способом логического запоминания. Например, студенты очень активно пользуются этим при подготовке к экзаменам.


  • (Слайд 11) Методы запоминания цифр:

- закономерности (выявить арифметическую зависимость между группами цифр в одном числе, например, в номере телефона 35-89-54 зависимость 89 = 35 + 54);

- знакомые числа (например, в числе 85314 выделить год рождения брата - 85, 314 - первые цифры числа «пи»)

- метод зацепок - замена цифр образами: 0 - круг, 1 - карандаш, 2 - лебедь, 3 - гусеница, 4 - стул и т.д. Например, для запоминания числа 21 можно представить лебедя, на которого упал кол, и лебедь злобно шипит на кол. Таким образом, вместо абстрактных цифр в памяти появляются движущиеся картинки, которые прочно в ней удерживаются.

Зная эти приемы мнемотехники и знакомя с ними учеников мы можем запоминать значительно больше информации, что нам в настоящее время очень необходимо.

Мнемоника применима на всех школьных предметах и в жизни. А вот самые известные «запоминалки», которыми мы очень часто пользуемся на уроках и в жизни (Слайды).

А сейчас давайте вернемся к словам которые мы пытались запомнить в начале выступления и попробуем применить мнемонические правила для их запоминания.

Для этого разделимся на группы

(делятся).

  1. Первая группа будет использовать метод мнемотехники - Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки и фразы).

Ваша задача будет составить рассказ из предложенных слов, благодаря которому мы их сможем запомнить. Например:

Наш комар залез в шкатулку

Китаец хранил там платок для прогулки и т.д.

  1. Вторая группа поработает по Методу Айвазовского, основанного на зрительной памяти. Они будут рисовать смешную картину из возникших образов, она тоже должна помочь нам запомнить слова.

  2. Третья группа попробует использовать прием - рифмизация. Ваша задача - придумать какой-то звучный образ, чтобы слова зазвучали в нашем воображении (песенку, речевку).

Музыка (работа в группах)

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

  • Рассказ

  • Картинка

  • Рифмовка

Это результаты первого раза!

С каждым разом процесс соотношения информации с образами будет происходить быстрее.

Итак, мы с вами, разобрали несколько приёмов мнемотехники. С помощью этих приемов намного легче запоминать информацию. А если тренировать свою память хотя бы несколько минут в день, то можно добиться высоких результатов.

Давайте еще раз попробуем запомнить и воспроизвести слова используя один из приемов мнемоники.

ларек - такси - человек - ворона - фонарь - термос - дверь - табуретка - ромашка - кассета

Итак, запоминаем!

(1 мин)

Попробуйте воспроизвести!

Результат улучшился?

В заключение хочется сказать, что - мнемоника помогает укреплять память.

Тренировки по мнемотехнике также имеют и побочные положительные эффекты: улучшаются воображение, внимание.

При помощи использования мнемотехники, изучать некоторые сложные темы по большинству учебных предметов, в том числе и по физике и математике, станет гораздо легче.

Для более глубоко изучения данного вопроса можно воспользоваться сайтом: powermemory.ru/.

Powermemory.ru - проект о мнемонике (мнемотехнике)

На этом сайте вы найдете онлайн тренажер для тренировки памяти, а также информацию о том, как развить память с помощью мнемотехники. Можно тренироваться онлайн или скачать мобильное приложение.

Тренировка памяти - это скучно?

Нет, это интересно.

Также мне хочется на память подарить вам брошюру «Мнемонические правила по физике».

Мне бы хотелось узнать ваше мнение о ценности, о полезности полученной информации. Для этого вам необходимо всего лишь нарисовать рожицу на ладошках.

Спасибо!

Желаю успехов!

4


© 2010-2022