Выступление на РМО Цели и задачи современного исторического образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Цели и задачи школьного исторического образования по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения »

Выполнил (а): Фролова В.В., зам. директора по УР МБОУ Горской СОШ

Время не стоит на месте, идет вперед. Пришли изменения и в современную школу. Федеральный государственный образовательный стандарту (ФГОС ООО) предполагает качественно новую модель образования.

Основными факторами социальных изменений, влияющих на характер требований общества к системе современного образования, являются ускорение темпов общественного развития и бурный рост процессов информатизации. В связи с этим необходимо осмысление современного общественного и государственного заказа к школьному историческому образованию. Для этого попробую проанализировать цели, заявленные в нормативных документах и

регламентирующие преподавание истории и обществознание в новых условиях.

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

  • для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.*1

Школа должна давать не абстрактные знания, а готовить человека к жизни в конкретном общеcтве. Трудно с этим не согласиться. Ведь одной из проблем прежнего подхода в образовании является то, что учащиеся, хорошо излагающие теоретический материал, не всегда могут успешно применить его для решения конкретных предметных задач.

В методологической основе новых стандартов заявлены два подхода - системно-деятельностный и компетентностный. Если сравнить компетентностный подход и подход к усвоению Зунов, то они не противостоят друг другу. Однако, если первый в качестве результатов обучения предполагает формирование у школьников предметных знаний, умений и навыков, то второй делает акцент на применение знаний и умений в практической деятельности.

Например, при изучении курса Истории средних веков, учащиеся 6-х классов после изучения материала выполняют следующие задания

-почему Восточной Римской империи удалось устоять под натиском варваров;

-напишите размышления на тему «можно ли считать Юстиниана выдающимся правителем?

-составьте в паре диалог сеньора и вассала о нарушениях вассальной клятвы.

Благодаря компетентностному подходу знания должны стать конкретными, гибкими и динамичными и носить не только декларативный характер «знаю, что», но и процедурный «знаю, как», а также ценностно-смысловой характер

«знаю, зачем и почему.

Системно-деятельностный подход в качестве основных результатов обучения и

воспитания определяет систему универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями позволяют им успешно осваивать и применять новые знания, умения и реализовывать компетенции.

УУД позволяют обучающимся самостоятельно осуществлять поиск решения учебных задач, ставить учебные цели, отбирать и использовать необходимые средства и способы их достижения, оценивать процесс и результаты собственной деятельности.

Например: Почему папская власть потерпела поражение в борьбе с королями Франции, хотя до этого папам удалось победить германского императора. Аргументируйте свой ответ. Какая дополнительная информация вам потребуется? Какие источники вы будете использовать.

Ддя эффективного формирования УУД необходимо опираться на межпредметные связи, т. к. их усвоение происходит в контексте усвоения всех учебных предметов.

Например:

- Какое впечатление на современного зрителя производят сохранившиеся до наших дней средневековые готические соборы.

- Уточните по словарю, в каком значении употребляется слово гуманист.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо активизировать их познавательную деятельность. Вектор формирования знаний обучающихся: от изучения различных точек зрения к их пониманию, анализу и, далее - к построению собственной аргументированной версии.

В связи обучении истории с большую значимость приобретает поиск необходимой информации в источниках различного типа, ее класификацию, критическую оценку. Учащиеся должны уметь переводить информацию из одной знаковой системы в другую, давать определения понятий, развернуто обосновывать суждения на основе доказательств, иллюстрировать их самостоятельно подобранными конкретными примерами, владеть правилами ведения диалога.

Например:

- Герб рода византийских императоров стал гербом России. Как это произошло? Проведите исследования и сделайте выводы.

-Составьте в паре диалог коренного горожанина и крестьянина, желающего перебраться в город о преимуществах и трудностях жизни в городе.

Вывод:

Формирование представлений об историческом прошлом человечества должно осуществляться не только за счет количественного накопления знаний, но и в ходе активной и творческой познавательной деятельности учащихся, благодаря личностному осмыслению исторических фактов и явлений. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей исторического образования на различных ступенях и уровнях, логикой внутрипредметных связей, а также учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Требования ФГОС по предмету История приводит и к ряду проблем в работе учителя:

Например:

- в требованиях стандарта по истории базового уровня предусмотрено, что выпускник должен владеть навыками проектной деятельности с привлечением различных источников. Этими навыками далеко не всегда овладевают выпускники вузов. Поэтому данные требования, безусловно, несколько завышены.

- не достаточно продуман и оценочный инструментарий - по-прежнему проверяются не действия, а знания учащихся. Методы и формы оценивания предусматриваются стандартизированные письменные и устные работы.

Проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение используются значительно реже, что вызывает значительные затруднения большинства выпускников при выполнении заданий ЕГЭ из блока С ( оценивании различных исторических версий или написании портретов исторических деятелей).

Таким образом, реализация процесса исторического образования в условиях перехода к новым.

Вывод:

Тем не менее, результаты опроса педагогов позволяют нам констатировать, что еще недостаточен опыт проектной и исследовательской деятельности, недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки в части изменения в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, часть учителей не готовы к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учащихся. Новые требования к результатам образования задают новые целевые ориентиры. Для достижения новых результатов необходим новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми способами невозможно, поэтому педагогам необходимо пересматривать всю систему своей деятельности, учиться проектировать урок по-новому: ситуация-проблема-цель-результат в данный момент в образовательном учреждении недостаточно инструментария по оценке образовательных достижений, нет тематического планирования по учебным предметам, методических рекомендаций по формированию

Литература

1. Федеральный государственный стандарт по истории (старшая школа). URL : standart.edu.ru

2.Историческое образование в современном мире: сб. научн. ст. Волгоград: Принт, 2009

3.Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания».

No7(27). Декабрь 2013 grani.vspu.ru

4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования , одобренная решенем федерального учебно-методического обьединения по общему образованию (протокол от 08.04. 2015 год № 1/15 стр 57 www/fgosreest.ru


© 2010-2020