Средства формирования ключевых компетенций

Средства формирования ключевых компетенций   Тютиков В.В. Тютикова Н.А. город Междуреченск МОУ «СОШ№26»   Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Необходимость изменения содержания образования осознается всеми слоями российского общества. То содержание, которое удерживается в школе, несет на себе пережиток двух эпох, разных по своей длительности, но одинаково мощных по влиянию на систему... № Компетенции Цель формирования компетенции Средства используемые для формирования компетенции Применение  в практической деятельности 1. Здоровьесбережения Знание и соблюдение здорового образа жизни Выполнение СанПина при организации и проведении урока, проведение мероприятий направленных на профилактику вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), соблюдения правил личной гигиены, профилактику заболеваний СПИДом, популяризация здорового образа жизни через спортивно-массовые мероприятия Здоровье – как важный ресурс человеческой жизни 2. Ценностно-смысловой ориентации в Мире Понимание ценности бытия, жизни. Организация образовательного процесса через познавательную и творческую деятельность обучающихся  основанной на  ценностях культуры, науки и производства. Толерантное отношение  ко всем культурным достижениям, религии разных народов. Осознание ценности национальной культуры, стремление ее развивать. 3. Гражданственности Знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина. Использование образовательном процессе активных форм обучения (круглый стол, встречи с представителями власти, брифинг, конференция, семинар и т.д.) Уважение к законам, государственным символам, истории страны, законопослушание, ответственность как участника различных социальных институтов (семьи и гражданина) 4. Самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития личностной и предметной рефлексии Постоянное самосовершенствование и саморазвития Использование в образовательном процессе форм обеспечивающих самореализацию и саморазвитие  обучающегося (проектная деятельность, исследовательская деятельность, творческие задание, практикоориентированные задания). Построение урока в субъект- субъектных взаимодействиях между учителем и учеником Профессиональная мобильность. 5. Социального взаимодействия и общения Умение общаться с разными социальными группами и в разных условиях   с использованием различных средств. Организация социальных практик позволяющих контактировать обучающимся с различными социальными группами (дети-инвалиды, пенсионеры, сироты, малообеспеченные и т.д) Социальная мобильность 6. Познавательной деятельности Мотивация к учебной деятельности и формирование умений по решению нестандартных жизненных ситуаций Организация процесса обучения с использованием решения познавательных нестандартных задач, моделирование проблемных ситуаций и их разрешения. Умение рационально решать жизненные проблемы 7. Деятельности Умение организовать собственную деятельность Использование активных форм обучения, деятельного и частично поискового, исследовательского  методов. Организация собственной деятельности (ставит цель, задачи, планирование процесса деятельности, его моделирование, контроль, оценка, рефлексия деятельности) 8. Информационных технологий Умение добывать нужную информацию используя доступные источники (справочники, словари, СМИ, Интернет и т.д.) Использование  у в учебном процессе информационных технологий Свободное использование различных источников информации.     Информация таблицы позволяет осуществить подбор основных  средств для формирования указанных выше групп компетенций.  
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средства формирования ключевых компетенций


Тютиков В.В.

Тютикова Н.А.

город Междуреченск МОУ «СОШ№26»


Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования.

Необходимость изменения содержания образования осознается всеми слоями российского общества. То содержание, которое удерживается в школе, несет на себе пережиток двух эпох, разных по своей длительности, но одинаково мощных по влиянию на систему образования.

Все параметры культуры изменились, поэтому система образования не может в этой культуре эффективно передать ее содержание. Контуры информационной цивилизации формируют принципиально иную систему ценностей.

В общем контексте европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации (СДСС) среднего образования для Европы определил те основные, ключевые компетентности, которые в результате образования должны освоить молодые европейцы. Соответственно и цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Формируемый на этой основе компетентностный подход к образованию рассматривается и в контексте Болонского процесса. Как подчеркивает Н.А. Селезнева, «использование подобного подхода может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий».

В последнее десятилетие и происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании.

Компетентность - это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.

Компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Что бы учитель ни делал, в итоге он формирует и развивает у школьника способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом. Совершенно ясно, что такое самоуправление может состояться только в том случае, если у школьника будет сформирована соответствующая регуляторная основа его деятельности, а именно понятийная основа - формирование знаний и понимания окружающей действительности, эмоционально-ценностная основа - формирование отношений личности к окружающему миру и другим людям, операциональная основа - формирование умения действовать с объектами окружающей действительности.

Таким образом, выделяются три группы ключевых компетенций, которые подробно рассмотрены в работе Зимней И.А. «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании»:

  1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как к личности, субъекту деятельности, общения.

  2. Компетенции, относщиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы.

  3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека

Возникает необходимость рассматривания компетенций данных групп в контексте определения цели и методологии их формирования.

Ниже предложена таблица позволяющая соотнести компетенции и средства их формирующие.

Таблица 1. Соотнесение компетенций и средств их формирования

Компетенции

Цель формирования компетенции

Средства используемые для формирования компетенции

Применение в практической деятельности

1.

Здоровьесбережения

Знание и соблюдение здорового образа жизни

Выполнение СанПина при организации и проведении урока, проведение мероприятий направленных на профилактику вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), соблюдения правил личной гигиены, профилактику заболеваний СПИДом, популяризация здорового образа жизни через спортивно-массовые мероприятия

Здоровье - как важный ресурс человеческой жизни

2.

Ценностно-смысловой ориентации в Мире

Понимание ценности бытия, жизни.

Организация образовательного процесса через познавательную и творческую деятельность обучающихся основанной на ценностях культуры, науки и производства.

Толерантное отношение ко всем культурным достижениям, религии разных народов. Осознание ценности национальной культуры, стремление ее развивать.

3.

Гражданственности

Знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина.

Использование образовательном процессе активных форм обучения (круглый стол, встречи с представителями власти, брифинг, конференция, семинар и т.д.)

Уважение к законам, государственным символам, истории страны, законопослушание, ответственность как участника различных социальных институтов (семьи и гражданина)

4.

Самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития личностной и предметной рефлексии

Постоянное самосовершенствование и саморазвития

Использование в образовательном процессе форм обеспечивающих самореализацию и саморазвитие обучающегося (проектная деятельность, исследовательская деятельность, творческие задание, практикоориентированные задания). Построение урока в субъект- субъектных взаимодействиях между учителем и учеником

Профессиональная мобильность.

5.

Социального взаимодействия и общения

Умение общаться с разными социальными группами и в разных условиях с использованием различных средств.

Организация социальных практик позволяющих контактировать обучающимся с различными социальными группами (дети-инвалиды, пенсионеры, сироты, малообеспеченные и т.д)

Социальная мобильность

6.

Познавательной деятельности

Мотивация к учебной деятельности и формирование умений по решению нестандартных жизненных ситуаций

Организация процесса обучения с использованием решения познавательных нестандартных задач, моделирование проблемных ситуаций и их разрешения.

Умение рационально решать жизненные проблемы

7.

Деятельности

Умение организовать собственную деятельность

Использование активных форм обучения, деятельного и частично поискового, исследовательского методов.

Организация собственной деятельности (ставит цель, задачи, планирование процесса деятельности, его моделирование, контроль, оценка, рефлексия деятельности)

8.

Информационных технологий

Умение добывать нужную информацию используя доступные источники (справочники, словари, СМИ, Интернет и т.д.)

Использование у в учебном процессе информационных технологий

Свободное использование различных источников информации.

Информация таблицы позволяет осуществить подбор основных средств для формирования указанных выше групп компетенций.

© 2010-2022