• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Программа дистанционного обучения «Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала»

Программа дистанционного обучения «Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала»

Форма дистанционного образования в последнее время является наиболее актуальной и востребованной. Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. Дистанционное обучение позволяет идти в ногу с новейшими тенденциями в сфере образования. Программа дистанционного обучения «Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала» предназначена для учащихся, желающих занима...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Российской Федерации

МОУ Новокаолиновая средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор школы

Ильина Г.Р.


___________________


Программа

курса дистанционного обучения школьников


Развитие

навыков написания

научно-исследовательских работ

в ходе изучения народов

Южного Урала


Руководитель:

Маканова Зайтуна Шакировна,

учитель географии и краеведения

высшей квалификационной категории

МОУ Новокаолиновая СОШ



п. Новокаолиновый

2013

Информационная карта

образовательной программы

Программа дистанционного обучения «Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала»

Программа дистанционного обучения «Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала»Тип программы

авторская

Программа дистанционного обучения «Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала»Образовательная область

дополнительное образование

Программа дистанционного обучения «Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала»Направленность деятельности

этнографическая, краеведческая

Программа дистанционного обучения «Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала»Способ освоения содержания образования

научно-исследовательскаяПрограмма дистанционного обучения «Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала»

Программа дистанционного обучения «Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала»Уровень освоения содержания образования

углубленный

Программа дистанционного обучения «Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала»Возрастной уровень реализации программы

основное образование

Программа дистанционного обучения «Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала»Форма реализации программы

индивидуальная

коллективная

групповая

Программа дистанционного обучения «Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала»Продолжительность реализации программы

одногодичная






Паспорт программы



  1. Название программы - образовательная программа дистанционного обучения «Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала»

  2. Предмет - Краеведение

  3. Автор - учитель краеведения высшей категории Маканова Зайтуна Шакировна

  4. Уровень образования - школьный компонент образования основной школы

  5. Целевое назначение - курс дополнительного образования.

  6. Вид ресурса - модульный учебный курс

  7. Уровень первоначальных знаний:

- основы знаний о народах нашего края

- владение элементарными навыками работы с текстовым редактором для написания письменных работ

- наличие доступа в Интернет и умение выполнять базовые операции с любым из веб-браузеров по своему выбору (Internet Explorer, Mozilla, Chrome, Opera и др.)

8. Категория обучающихся: учащиеся 3 - 9 классов

9. Количество часов - 70

10. Используемые сервисы и ресурсы - материалы данного ресурса, электронная почта, другие web-ресурсы, печатные издания и справочники.

Выход учащихся по окончании курса дистанционного обучения с научно-исследовательскими работами:

  1. Защита работ на видеоконференции.

  2. Предоставление собранного материала в школьный музей.

  3. Участие в конкурсах различного уровня.

  4. Предоставление работ для заочного участия в конкурсах федерального уровня.

  5. Организация тематических выставок, стендов.

  6. Публикации на школьном сайте и других сайтах Интернет.

  7. Выступление на научно-практических конференциях.

  8. Использование материала на уроках и внеурочной деятельности



Пояснительная записка

Современное обучение в средней школе требует продуманной организации самостоятельной работы учащихся, обеспечивающей успешное овладение программным материалом и навыками творческой деятельности. Поэтому особое значение приобретает научно-исследовательская деятельность школьников. Происходящие в последнее время изменения в общественной жизни требуют развития новых педагогических технологий, связанных с индивидуальным развитием личности, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разных группах. Педагоги и обучающиеся должны принять проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, как неотъемлемую часть образования.

Основной функцией исследовательской деятельности является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Этим обусловлено введение в образовательный процесс дистанционного обучения, программа которого предусматривает овладение школьниками методов и технологий исследовательской деятельности на основе изучения истории народов нашего края. Дистанционное обучение школьников - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии - на сегодняшний день наиболее полно отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуется специфичными средствами Интернет - технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение даёт возможность:

  1. приобрести обучающимся навыки общения посредством видеоконференций;

  2. снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

  3. проводить обучение в индивидуальном порядке;

  4. осуществляется дифференцированный подход в освоении навыков и умений, предусмотренных в программе;

  5. проводить обучение большого количества человек;

  6. повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

  7. создать единую образовательную среду.

Данная программа объединяет школьников, желающих совершенствовать навыки и умения научно-исследовательской деятельности, которая является более доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Ведущим направлением в работе является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе изучения своей малой родины, изучения народов нашего края, истории их происхождения, их традиций. Программа включает вопросы реализации краеведческого, исторического и этнографического направлений.

Отбор детей для реализации программы дистанционного обучения свободный. Выбор тематики тоже свободный по разделу «Народы Южного Урала». Курс предусматривает изучение народов нашего края таким образом, что каждым учащимся выбирается одна из национальностей и вместе с руководителем определяется тема научно-исследовательской работы. Выбранная тематика программы дистанционного обучения рассчитана на возраст 10 - 15 лет, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Над научно-исследовательскими проектами будут работать учащиеся 3 - 9 классов в количестве 5 - 7 человек.

Цели и задачи

Основная цель курса: обучение школьников умениям и навыкам написания научно-исследовательских работ на примере изучения истории народов нашего края с использованием новых информационных технологий.

Основные задачи:

Познавательная задача:

  1. Формирование потребностей в самообразовании, стремлений к повышению познавательного интереса в решении задач образовательной программы.

  2. Формирование умений использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами.

  3. Формирование ИКТ - компетенции обучающихся в ходе приобретения навыков исследования определённой направленности отдельно взятой темы, по изучению истории народов нашего края.

Развивающая задача:

  1. Развивать у учащихся навыки самостоятельной работы, работы с литературой, обработки данных исследования, их анализа, обработки информации.

  2. Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.

  3. Развитие навыков работы с интернет - ресурсами.

Мотивационная задача:

1. Оказывать помощь в организации активной деятельности, создании атмосферы доброжелательности и сотрудничества в различных организациях: читальный зал, музей, библиотека, архивы и т.д.

2. Обучать формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.

Социально - педагогическая:

Содействовать формированию общественной активности, реализации в социуме.

Обучающая задача:

  1. Познакомить учащихся с методами исследования, способствовать формированию умений выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании.

  2. Организовать формирование специальных знаний и умений составлять библиографический список литературы, формулирование целей и задач.

3. Способствовать формированию умений определять объект и предмет

исследования, овладению учащимися способностью формулировать

проблему и гипотезу исследования.

  1. Отрабатывать навыки сравнения, анализа, обобщения имеющихся данных.

  2. Научить использовать приобретённые знания ИКТ в ходе исследования, при составлении исследовательского проекта и научно-исследовательской работы.

Эстетическая задача:

  1. Оказывать содействие развитию умений и навыков грамотно выполнять научно-исследовательские работы.

  2. Способствовать воспитанию опрятности, аккуратности.

  3. Развивать навыки грамотной защиты исследовательских работ, умений отвечать на вопросы.

Основное содержание деятельности

В рамках предлагаемого курса дистанционного обучения дополнительного образования детей используются:

  1. Различные методы обучения в рамках дистанционного курса:

  1. методы поискового и исследовательского характера

  2. тренинги и памятки

  3. реферативные и научные исследования

  4. проектно-исследовательская деятельность

  5. деловая игра

  6. самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации

  1. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.

  2. Формы учебных занятий:

  • интерактивные лекции

  • беседы

  • семинары

  • практикумы

  • презентации

  • защита творческих проектов

  • тестирование

  • создание игр

  • составление кроссвордов

  • виртуальная экскурсия

  • экспедиции

Формы сетевого взаимодействия.

Для контроля знаний применяются круглый стол, игровые формы, подготовка сообщений и презентаций, тестирование, решение кроссвордов. Контроль над прохождением программы курса предусматривается в ходе проведения видеоконференции.

Этапы реализации программы дистанционного обучения

Продолжительность реализации программы включает периоды с сентября 2013 года по май 2014 года. Программа реализуется из расчёта 2 часов в неделю, всего 70 часов в год. Программа дистанционного обучения состоит из трёх этапов:

1 этап - подготовительный

2 этап - основная часть

3 этап - заключительный.

На первом этапе проходит регистрация участников через электронную почту, регистрация учащихся на сайте дистанционного обучения, в Skype, VZO -чате. На следующем шаге происходит непосредственное собеседование с обучающимися, определяются цели и задачи, выбор темы. На этом этапе у них есть возможность спланировать свою работу. На втором этапе происходит собственно само исследование, согласно требованиям проектной и исследовательской деятельности. Также обучающиеся приобретают навыки и умения ИКТ в процессе исследовательской деятельности. Заключительным этапом курса дистанционного обучения является выполнение исследовательских проектов всеми учащимися, подготовка презентаций для защиты работы. На данном этапе формируются умения использовать методику и правила оформления исследовательской работы, изучить требования к оформлению; осуществляется сам этап оформления работы. Самыми важными аспектами заключительной части являются защита на видеоконференции. Ученику - исследователю предстоит освоить методику защиты работы и подготовить работу к защите. После защиты проектных работ, целесообразно провести рефлексию. Актуальным будет обсуждение содержания данного курса, форм его проведения, предложения учащихся по итогам работы.

Выбор проектного продукта зависит от уровня интеллектуальной подготовленности, индивидуальных способностей, интересов учащихся.

Большой объём работы предстоит в процессе изучения различных источников литературы, материалов из интернета. Огромная роль отводится на проведение встреч с местными жителями, со старыми жителями других населённых пунктов. Значительная часть работы будет проведена в ходе описания и анализа практической части. Важное место занимает самостоятельное выполнение различных заданий. Курс дистанционного обучения предусматривает ряд видеоконференций, в ходе которых обучающиеся смогут получить ответы на возникшие вопросы. В ходе исследования этнографических тем предполагаются консультации в Лаборатории народной культуры МаГУ (Магнитогорск).

Программа дистанционного курса построена таким образом, что учащиеся одновременно приобретают использование метода проектной и ИКТ технологий при изучении истории народов Южного Урала, способствующие формированию познавательной активности учащихся.

Итоговой работой представляемого дистанционного курса будет проектная работа, выполненная с требованиями данной методики. Итоги по окончанию курса дистанционного обучения и прохождения программы предполагается провести в форме защиты на видеоконференции участников дистанционного образования, а затем исследовательские работы будут выложены на сайтах для обсуждения. После получения необходимой рецензии, проведения рефлексии, работы обучающихся могут дорабатываться для участия на конференциях и конкурсах разных уровней от областного до Всероссийского.

Возможно представление и защита работы в форме устного выступления с приложениями, либо в форме презентации или стендовой защиты.

Предполагаемые результаты:


  • формирование представлений учащихся об истории происхождения народов нашего края, материальной, традиционной и духовной культуре;

  • обобщение полученной информации и представление собранного материала в форме проекта, реферата, научно-исследовательской работы;

  • развитие познавательных интересов в ходе самостоятельного поиска информации, получения новых знаний, анализа оценки новой информации, корректировки собранного материала;

  • приобретение опыта исследовательской и проектной деятельности по направлению;

  • использование ИКТ - технологий при исследовании и оформлении итоговых работ.

Программа дистанционного обучения направлена на получение учащимися следующих знаний:

  1. требований к выполнению научно - исследовательских работ;

  2. правил составления библиографического списка;

  3. различные взгляды историков и этнографов о происхождении народов Южного Урала;

  4. особенности традиционной одежды народов нашего края: состав, социовозрастной статус, приёмы декоративно-художественного оформления костюма, технология изготовления и используемые материалы, назначение;

  5. предметы быта и домашнего обихода изучаемых народов;

  6. внешний облик традиционного жилища и интерьера, место разных предметов в избе;

  7. элементы национальной кухни; блюда, приготовляемые на праздниках, похоронах и поминальных обедах;

  8. обычаи, обряды, ритуалы разных народов, роль сохранения их в жизни жителей нашего края;

  9. традиции народов, живущих рядом с нами, игры, праздники, гадания;

  10. хозяйственная деятельность представителей разных народов;

  11. составление реферата, написания научно-исследовательской работы;

Программа дистанционного обучения направлена на выработку у учащихся следующих умений:


  • вести картотеки архива собранных материалов.

  • оформлять записи бесед с информаторами, их воспоминаний;

  • поиска информации по заданной теме, обобщение, систематизация, корректировка собранного материала по теме;

  • анализировать различные подходы о происхождении народов нашего края;

  • описывать традиции;

  • выделять особенности национальной одежды;

  • сравнивать традиционные жилища разных народов, элементы национальной кухни;

  • проводить сравнительный анализ национальной кухни разных народов;

  • сопоставлять и характеризовать блюда, приготавливаемые для торжеств, праздников, поминально - похоронных обрядов;

  • планировать последовательность работы и осуществлять контроль результата самостоятельной практической деятельности;

  • развивать познавательный интерес на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний;

  • аргументировано отстаивать свою точку зрения;

  • работать индивидуально и коллективно, выполнять творческие задания;

  • вести документацию собранных материалов.

На основе полученных знаний и умений программа дистанционного курса направлена на выработку у учащихся следующих навыков:

  • исследовательской и проектной деятельности;

  • составления опросных листов, вопросов для анкетирования,

интервьюирования;

  • систематизации и проведения обработки данных, обобщения

полученных данных, выполнения умозаключений и выводов;

  • проведения интервьюирования и его анализа;

  • выполнения видеосъёмки и создания видеофильмов;

  • составления интерактивных кроссвордов, тестов, игр;

  • создания презентаций и интерактивных плакатов;

  • создания эссе и научных статей для публикаций в сборниках.

В ходе реализации образовательной программы, исследователи - ученики должны знать методы и приёмы научно-исследовательской работы, уметь анализировать источники, научные труды по данной проблеме, делать выводы, проводить анализы, сравнивать с имеющимися результатами, опровергать или принимать гипотезы. Должны связывать теорию с практикой, уметь защитить свою работу, приводя различные аргументы. В дальнейшем, имея эти все способности, приобретённые знания по использованию ИКТ, ученики - исследователи смогут применить свой опыт в старшей школе и других учебных заведениях: училище, колледж или университет. Собранный материал в ходе прохождения курса обучения складывается учеником в отдельную папку.

Данная программа курса дистанционного обучения и разработанное тематическое планирование может быть использовано в профильном обучении и предпрофильной подготовке обучающихся школы в разделе "Народы Южного Урала»

Обоснование выбора курса дистанционного обучения


Миссия программы дистанционного обучения - становление России как Родины свободных, способных и талантливых людей. Хотелось бы, чтобы у человека, окончившего школу, были способности мышления и понимания, чтобы он мог ставить цели и имел опыт социального действия, чтобы он свободно вступал в содержательное взаимодействие и коммуникацию, понимал других людей и мог объяснить свои собственные идеи. Для этого необходимо предоставить будущему поколению возможности освоения культурных способов мышления, коммуникации и действия, овладения исследовательской, проектной, управленческой деятельностью.

Считаю в этой связи, что приоритетным видом деятельности обучающихся должна быть исследовательская деятельность. МОУ Новокаолиновая СОШ за последние годы накопило большой и позитивный опыт организации научно-исследовательской деятельности. Это позволило учебному заведению стать участником не только научно - практических конференций муниципального и зонально уровней, но областного, регионального и Всероссийского этапов.

Научно - исследовательская деятельность - «модная» в педагогике тема, но по-прежнему в педагогической практике учителя демонстрируют только «элементы исследования» на уроках, во внеурочное время этот вид деятельности развивается слабо, не популярен у основной массы педагогов, так как не оплачивается, поэтому им занимаются только учителя-энтузиасты. Мотива на освоение научно-исследовательской технологии и активное внедрение в образовательную деятельность у педагогов не много: на критерии оценки деятельности учителя при аттестации и прочих оценках это направление деятельности педагога в большой степени никак не отражается. Получается, что в требованиях к выпускнику современной школы заявлены умения и способность (компетентность) исследовать, изменять, вычленять проблему и предлагать свои решения, а условия для организации этой деятельности крайне ограничены. Все педагоги, кто хоть раз серьезно руководил работой своего воспитанника, знает, какой колоссальный труд нужно вложить в ученика, чтобы он состоялся как исследователь. Здесь одной технологии недостаточно, нужна система воспитания молодого человека состояния «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!».

Курс дистанционного обучения - это, прежде всего адаптивная школа, способствующая социализации личности. Она должна научить ученика жить и ориентироваться в быстро меняющемся мире, быть готовым к постоянному самообразованию и саморазвитию; сформировать у него толерантное отношение к людям других национальностей и вероисповеданий, уважение к другому мировоззрению и мнению, четкие нравственные ориентиры. Это должна быть школа Деятельности, где в основу обучения и воспитания положен деятельностный подход. Главное - научить ребенка не только усваивать знания, но и уметь их добывать, обрабатывать, применять на практике. В обучении на первый план, таким образом, выходит освоение способов мышления, информационно-коммуникационных и исследовательских умений, овладение разными видами учебной деятельности. В воспитании - освоение разнообразных социальных ролей и имеющейся социально-нравственной практики, включение детей в разработку и реализацию социальных проектов. Если учесть, что социальное проектирование строится по технологии проектной деятельности, очень близкой к исследовательской технологии, то и работа над социально-значимыми проектами - это один из реальных и действенных способов воспитания неравнодушных граждан своей страны, видящих проблемы и желающих решить их.





Учебно - тематический план

Содержание учебного материала

Всего часов

Формы организации деятельности, методы, приёмы работы

Предполагаемый результат

Форма контроля

Материал для самостоятельного изучения

Подготовительный этап







8







Вводное занятие

Заполнение анкеты

Подбор источников о народах Южного Урала.

Составление библиографического списка.





Лекция «Виды итоговых работ учащихся, студентов»

Знать: что такое реферат, творческая работа, научно - исследовательская работа, курсовая работа, проект и его виды.

Тестирование

Лекция «Основные понятия и термины»

Знать: что значит написать научно - исследовательскую работу, реферат, составить проект.

Составление таблицы

Лекция «Требования к выполнению научно - исследовательских работ»

Знать: основные параметры оформление итоговых работ

Оформление отдельным файлом

Практикум «Основные аспекты написания научно - исследовательских работ»

Знать основные понятия и термины: цель и задачи работы, гипотеза, методы исследования, предмет и объект исследования.

Оформление словаря терминов

Лекция «Методы исследования»

Знать: методы, приёмы, виды поиска необходимой информации, различного уровня исследования

Тестирование

Семинар «Правила составления библиографического списка»

Знать требования к составлению библиографического списка.

Практическая работа

Практикум «Основные разделы научно - исследовательской работы»

Составление содержания научно - исследовательской работы

Основная часть (50 часов)

1

Собеседование

Тренинг «Мой выбор»

Выбор темы работы

1

Взгляды историков и этнографов о происхождении народов Южного Урала.

4

Интерактивная индивидуальная лекция

Работа с библиографией


Знать:

  1. Версии историков и исследователей 18-20 вв., современных деятелей о происхождении разных народов нашего края

  2. Самоназвание народов, живущих рядом с нами.

Уметь:

  1. анализировать взгляды историков о

происхождении разных народов;

  1. характеризовать самоназвание разных народов нашего края.

Составление таблицы

Поиск различных источников о происхождении народов Южного Урала, взгляды историков и исследователей в области этнографии (работа с литературой, научными трудами, материалами в сети Интернет)

3

Духовная культура народов Южного Урала.

4

Интерактивная групповая лекция

Семинар


Знать:

  1. отличительные черты богослужения;

  2. религии и вероисповедания;

  3. влияние православной церкви и мусульманской мечети на уклад жизни представителей разных народов.

Уметь:

  1. характеризовать уклад жизни разных народов и влияние православной церкви мечети на жизнь народов нашего края;

  2. сопоставлять церковную службу православных с богослужением других народов;

Тестирование

Сбор материала о храмах, церквях, мечетях нашего края.

Составить таблицу с характеристикой центров духовенства.

2.

Традиционное жилище народов нашего края.

6

Интерактивная групповая лекция

Практические работы


Знать:

  1. архитектурные особенности строительства жилищ в 18 - 19 вв. и начале 20 века;

  2. особенности внешней отделки жилищ.

Уметь:

  1. проводить сравнительный анализ традиционного жилища народов нашего края;

  2. характеризовать особенности строительства жилищ разных народов;

  3. описывать структуру традиционного жилища.

Зачёт по терминологии. Составление кроссворда

Сбор материала в ходе экспедиционных выездов.

Сравнительная таблица традиционное жилище народов нашего края

3.

Традиционная одежда народов нашего края.

6

Интерактивная групповая лекция

Практические работы


Знать:

  1. территориальные особенности изготовления мужской и женской одежды;

  2. особенности декоративно-художественного оформления;

  3. характеристика традиционной одежды.

Уметь:

  1. анализировать виды одежды и видеть их отличительные особенности;

  2. выявлять территориальные различия в одежде;

  3. анализировать причины и виды трансформации одежды в нашем крае;

  4. определять влияние моды 20 века на одежду разных народов.

Видеоконференция -дискуссия «Сравнительная характеристика одежды народов нашего края».

Сбор материала в ходе экспедиционных выездов.

Сравнительная таблица традиционная одежда народов нашего края

Составить словарь слов - элементов национальной одежды.

4.


Предметы быта, домашнего обихода.

6

Виртуальная экскурсия.


Знать:

  1. названия предметов и домашнего обихода;

  2. применение и использование в хозяйстве и быту;

Уметь:

  1. описывать предметы быта и домашнего обихода;

  2. анализировать место разных предметов в доме;

  3. сравнивать предметы быта разных народов.

Контрольная работа: Записи учащихся: предмет- использование

Составить словарь слов - предметы быта и домашнего обихода

55.

Традиции народов Южного Урала.

13

Интерактивная групповая лекция

Беседа индивидуальная

Знать:

  • традиции народов нашего края;

  • название праздников и их происхождение;

  • игры, гадания, приметы;

  • значения примет и гаданий;

  • обычаи, обряды и ритуалы.

Уметь:

  • описывать традиции народов нашего края;

  • выявлять черты сходства и различий традиций русского и тюркскоязычного населения.

Выступление с презентацией об одной из традиций народов нашего края.

Представление и обыгрывание собранного материала по выбору обучающегося

(использование записей информаторов)

Запись обрядов, ритуалов, обычаев, праздников, игр и гаданий, примет, быличек, поговорок (сбор материала у информаторов)

6.



Национальная кухня.

5

Интерактивная групповая лекция

Беседа индивидуальная

Знать:

  1. знать элементы национальной кухни народов нашего края;

  2. приёмы приготовления пищи.

Уметь:

  1. сравнивать блюда национальной кухни народов, проживающих в нашем крае;

  2. характеризовать ежедневные блюда, блюда для торжеств, поминальных обедов.

Представление, описание и защита блюд

Беседа с информаторами, запись рецептов традиционных блюд

Составление таблицы о блюдах, приготовляемых на различных мероприятия

77.

Хозяйственная деятельность

5

Интерактивная индивидуальная лекция

Знать:

  • домашние занятия;

  • собственное подворье;

  • ведение хозяйства.

Уметь:

  • оценивать социальный статус разных народов;

  • характеризовать хозяйство;

  • проводить сравнительную характеристику ведения хозяйства жителями нашего посёлка и близлежащих территории.

Сообщения учащихся в сопровождении презентации.

Составление рассказа и кроссворда.

Заключительная часть (12 часов)

1

Выводы и заключение

2

Оформление заключения работы. Оформление тезисов к работе.

Знать:

- правила оформления заключения, выводов по работе;

- правила оформления тезисов к работе

Самостоятельная работа

2

Оформление списка литературы

2

Правила оформления списка литературы и различных источников.

Знать: требования

3.

Оформление портфолио по окончании курса.

2

Семинар - практикум

Знать:

  • что включает портфолио;

  • способы оформления портфолио;

Уметь:

  • оформлять папку собранных материалов;

  • создавать личный архив исследовательской деятельности

Тестирование.

Рефлексия.

Оформление портфолио.

3

Подготовка к защите работ

4

Практическая работа по подготовке презентации

Знать:

- требования к созданию презентаций;

- требования к презентации своей работы;

- правила защиты работы

4

Защита работ

3

Пробная индивидуальная защита

Видеоконференция

Знать:

  1. требования при защите проекта к учащемуся;

  2. требования по оформлению презентации дл защиты.

Уметь:

  1. представлять и защищать работу;

  2. уметь отвечать на вопросы.

Круглый стол.

Защита проекта.

Подготовка материалов итоговой работы.

5

Районная научно - практическая конференция

1


Итого:

70


Практическая часть дистанционного курса направлена на использование и анализ литературы, материалов из сети Интернет, информаторов, архивов музеев. Теоретическая часть предусматривает изложение теоретических аспектов данной программы. Во время прохождения предлагаемого дистанционного курса, учащиеся осваивают разные методы работы: анализ, сравнение, выявление причинно-следственных связей, выявление особенностей хозяйственной деятельности, традиционной, материальной, духовной культуры русских и тюркскоязычного населения нашего края.

Деятельность учащихся в рамках реализации программы дистанционного курса носит творческий характер, способствует приобретению новых знаний и их использования, формированию умений выполнять проектные работы и защищать их, воспитанию духовно-нравственной культуры.

Изучение народов Южного Урала, их истории происхождения, культуры, в сочетании с другими элементами учебно-воспитательной работы является важным компонентом обучения и воспитания школьников.

Содержание программы курса

Раздел 1. Подготовительный этап (8 часов)

Виды итоговых работ учащихся, студентов. Основные понятия и термины. Требования к выполнению научно - исследовательских работ. Основные аспекты написания научно - исследовательских работ. Основные аспекты написания научно - исследовательских работ. Методы исследования. Правила составления библиографического списка. Основные разделы научно - исследовательской работы.

Раздел 2. Основная часть (50 часов)

Вводная часть по выбору тем (1 час).

  1. Взгляды историков и этнографов о происхождении народов Южного Урала (4 часа).

Обзор литературы о происхождении разных народов, изучение и анализ взглядов 18-19 веков, прошлого века и современных историков и исследователей. Территориальная структура расселения народов Южного Урала, этапы расселения по территории нашего края. Коренные жители и переселенцы в Карталинском районе.

2. Духовная культура (4 часа).

Богослужение и вероисповедание народов нашего края, церковная служба православных и тюркскоязычного населения. Уклад жизни, влияние православной церкви и мусульманской мечети на уклад жизни жителей нашего края. Центры духовенства.

3. Традиционное жилище (6 часов).

Архитектурные особенности строительства жилищ в 18 - 19 вв. и начале 20 века. Структура традиционного жилища народов нашего края, интерьер и внутреннее убранство, особенности внешней отделки. Особенности строительства жилищ разных народов в сравнении с русским жилищем.

  1. Традиционная одежда (6 часов).

Территориальные особенности изготовления мужской и женской одежды, характеристика традиционной одежды. Праздничная, повседневная одежда. Функции одежды, различия детской, девичьей и женской одежды. Территориальные различия в одежде. Особенности декоративно-художественного оформления. Виды одежды и их отличительные особенности. Причины и виды трансформации одежды в нашем крае. Влияние моды 20 века на одежду народов нашего края.

5. Предметы быта, домашнего обихода (6 часов).

Названия, применение и использование предметов быта и домашнего обихода в хозяйстве и быту. Традиционная утварь, посуда и история их происхождения. Место разных предметов и домашнего обихода в доме. Быт хозяйки дома. Сравнительная характеристика предметов быта и домашнего обихода разных народов.

  1. Традиции, названия, история происхождения (13 часов).

Народные праздники и обряды, календарный цикл праздников. Название праздников и их происхождение. История происхождения народных бытовых обрядов. Похоронно-поминальный обряд, свадебная обрядность, приданое невесты. Народные праздники и обряды, соответствующие годовому циклу хозяйственных работ и временам года. Молодёжные игры, потехи, гулянья, девичьи посиделки. Гадания, приметы и их значения в жизни разных народов. Черты сходства и различий традиций русского и тюркскоязычного населения.

  1. Национальная кухня (5 часов).

Элементы национальной кухни, приёмы приготовления пищи. Сравнительная характеристика блюд национальной кухни народов, проживающих в нашем крае. Ежедневные блюда, блюда для торжеств, поминальных обедов. Традиционные блюда. Традиции и обряды, связанные с приготовлением различных блюд.

Оригинальность национальной кухни. Рецепты блюд, записанные со слов бабушек.

  1. Хозяйственная деятельность (5 часов).

Социальный статус народов нашего края. Домашние занятия, собственное подворье, ведение хозяйства.

Раздел 3. Заключительная часть (12 часов)

  1. Выводы и заключение (2 часа).

Подведение итогов научно - исследовательской деятельности. Оформление выводов по работе. Работа с заключением.

  1. Оформление портфолио по окончании курса (2 часа).

Методика исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность и её этапы, проведение исследования. Составляющие портфолио, папка и собранные материалы, картотека, личный архив.

3. Подготовка к защите работ (4 часа).

Требования при защите проекта к учащемуся; требования по оформлению презентации для защиты. Умение представлять и защищать работу, отвечать на вопросы. Подготовка к защите работ. Требования к созданию презентаций; требования к презентации своей работы; правила защиты работы.

4. Защита работ (3 часа)

Защита работ в индивидуальном порядке.


  1. Районная научно - практическая конференция (1 час).


Техническое обеспечение программы курса дистанционного обучения школьников


  1. Персональный компьютер участников дистанционного обучения.

  2. Выход в Интернет.

  3. Система онлайнового общения

  4. Система сетевого взаимодействия.







Список литературы.

1. Баклицкая Е.Р. Умения и навыки исследовательского изыскания. ж «Завуч» , №2, 2000, с113-122.

2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: 1985.

3. Занков Л.В. О предмете и методах исследований. М.: 1962.

4. Ишкова Л.В. Формирование исследовательской культуры - Новокузнецк: Издательство ИПК, 1997.

5. Кузьмина Л.В. Методы исследования педагогической деятельности. ж «Завуч» , №3, 1999, с101-108.

6. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006.

7. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.

  1. Нинбург Е.А. Выполнение и оформление самостоятельной исследовательской работы - Л.: Ленуприздат 1991, с 24

  2. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. - 1999. № 10. - С. 158-161.

10. Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.

11. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. - 2002. №1.

12. Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-

исследовательской деятельности учащихся. ж «Дополнительное

образование» № 2 2004, с 12-18

13. Рященко И.Р. Основы научно-педагогического исследования: Пособие по написанию и оформлению исследования. Томск, 1999.

Список литературы по теме исследования учащихся подбирается в зависимости от выбранной ими тематики по направлениям.



© 2010-2022