- Преподавателю
- Директору, завучу
- Педагогический семинар Эффективность урока
Педагогический семинар Эффективность урока
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Руденко Т.И. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика.
Задание 1.
Вспомните школьные годы, любимого учителя, доброго, милого, интересного. Возможно, под действием обаяния этого учителя вы решили стать педагогом. Вам даны чистые листочки и фломастеры. Изобразите графически ваш творческий путь к учительству. Рисуйте так, как вам хочется, а затем желающие попробуют рассказать об этом остальным участникам группы. На выступление участнику группы дается до одной минуты.
Анализ результатов первого упражнения - на выбор профессии оказали влияние школьные учителя, интересные уроки, желание работать с детьми.
Как бы не изменялись времена, но урок, придуманный Яном Амосом Каменским 400 лет назад, остается.
Для современного урока характерны признаки:
- гуманитарный потенциал и гуманизация обучения;
-
вариативность и гибкость структуры урока;
-
направленность урока на личность ученика;
-
системный подход к процессу обучения;
-
направленность урока на генерализацию обучения;
-
полное усвоение нового материала на уроке;
-
оптимизация форм работы на уроке.
Современный урок - урок демократичный. Он проводится не для учащихся, а вместе с ними. Его характеризирует не обучение словом, а обучение делом. В подготовке урока выделяют три этапа:
-
Диагностический - определение особенностей и интересов учащихся, их уровня подготовки к уроку, анализ учебного материала.
-
Прогнозирование - выбор наиболее оптимальной стратегии обучения учащихся, оценивание разных вариантов проведения уроков в контексте обратной связи.
-
Планирование - подготовка плана и программы управления учебной деятельностью учащихся.
Составление плана урока предусматривает три стадии:
-
определение цели;
-
разработку дидактической модели процесса;
-
определение структуры урока.
Эффективность урока. Какой урок, по вашему мнению, можно считать эффективным?
Задание 2. Работа в малых группах.
1 группа. От чего зависит эффективность урока.
2 группа. Способы организации слаженной деятельности коллектива класса и учителя на уроке.
3 группа. Оценка эффективности видов деятельности учащихся на уроке
(низко эффективные виды деятельности)
4 группа. Оценка эффективности видов деятельности учащихся на уроке
(высоко эффективные виды деятельности)
5 группа. Основные требования к личностно ориентированному обучению.
Э ф ф е к т и в н о с т ь:
-
конкретность поставленной цели и задачи;
-
заинтересованность учителя и учеников;
-
результативность;
-
качество материала;
-
формирование умений и навыков;
-
разнообразие методов;
-
эмоциональная подача материала;
-
индивидуальная работа;
-
выбор типа урока;
-
прогнозирование результата урока;
-
учебные возможности ученика;
-
мастерство;
-
умение общаться;
-
доступность изложения материала;
-
активная работа учащихся;
-
результаты;
-
самостоятельность учащихся;
-
творчество;
-
индивидуальная работа;
-
ТСО;
-
сотрудничество;
-
эмоциональная атмосфера;
-
насыщенность урока;
-
цель: умение поставить и добиваться ее на практике; цель - результат;
-
обратная связь;
-
работа;
-
наибольший результат;
-
наименьшие «затраты»;
-
педагогические находка учителя;
-
умение дать - умение взять;
-
заинтересованность, доступность;
-
личность учителя;
-
взаимодействие учителя и ученика;
-
умение мыслить;
-
сотрудничество учителя и ученика;
-
стиль общения;
-
достижение целей.
Основные требования к личностно ориентированному уроку:
-
приоритет личности учащегося в организации образовательного процесса;
-
ориентация на процесс обучения;
-
ориентация на индивидуальные достижения учащегося;
-
создание эмоционально актуального фона урока;
-
четкое определение образовательных, воспитательных, развивающих задач урока;
-
рациональное сочетание словесных, научных и практических методов обучения;
-
связь с ранее полученным учеником опытом;
-
формирование умений самостоятельно получать знания, применять их на практике;
-
заинтересованность учащихся в поиске своего способа работы с учебным материалом.
Целью личностно ориентированного урока является создание условий для выявления познавательной активности учащихся. Способами достижения учителем этой цели могут быть:
-
использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт учащихся;
-
создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в результатах работы всего класса;
-
стимулирование учащихся к высказыванию своих мыслей, использование разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, дать не правильный ответ, получить низкую оценку;
-
использование в течение урока дидактического материала, который позволяет учащемуся получить наиболее значимые для него вид и форму содержания учебного материала;
-
оценивание достижений учащихся в течение всего процесса его деятельности, а не только по конечному результату;
-
создание на уроке педагогических ситуаций, которые позволили бы каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в работе, создание условий для самовыражения ученика.
Ученик как личность - центральная фигура учебного процесса.