- Преподавателю
- Директору, завучу
- Типовой паспорт безопасности учащегося
Типовой паспорт безопасности учащегося
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Павленко Н.В. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Типовой паспорт безопасности учащегося (воспитанника)
СОДЕРЖАНИЕ
-
Введение__________________________________________________3
-
Содержание типового паспорта безопасности учащегося школы____________________________________________________4
-
Важность и польза введения в школах паспорта безопасности учащегося_________________________________________________ 6
-
Заключение_______________________________________________ 12
-
Литература_______________________________________________ 13
ВВЕДЕНИЕ
Тема моего проекта очень актуальна, т.к. очень важны проблемы поведения людей в опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера, растет интерес к обучению подростков алгоритмам безопасного поведения.
Сейчас проводится очень много экспериментов по вопросам усиления безопасности в общеобразовательных учреждениях.
Одна из идей этих экспериментов заключается в обеспечении каждого учащегося личным «паспортом безопасности». Первые его варианты разработали в Департаменте образования г. Москвы еще в 2004 году, чтобы в удобной и доступной форме обеспечить школьников необходимыми идентификационными средствами и одновременно - краткими алгоритмами безопасности.
Тему личной безопасности и профилактики правонарушений в школе можно сделать не только сурово-деловой, но и интересной, как модно теперь говорить - креативной.
С детьми и подростками необходимо взаимодействовать на увлекательно-познавательном, позитивном фоне, когда еще никого не нужно наказывать, и в наших взаимоотношениях нет трагических ноток ожидания неприятностей.
СОДЕРЖАНИЕ ТИПОВОГО
ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ШКОЛЫ
Книжечка является одновременно и своего рода «удостоверением личности» школьника, и памяткой - сборником рекомендаций о порядке действий в различных чрезвычайных ситуациях, в которых он может оказаться. Она имеет карманный формат, что очень удобно.
На второй странице обложки этого «паспорта - памятки» предусмотрено место для указания личных данных ее владельца (ученика) и его фотографии, которые заверяются печатью школы.
Паспорт безопасности учащегося
Фамилия, имя, отчество родителей Управление образованием _____ района
(лиц их заменяющих): (название школы)
Класс __________________
Мать _________________________
______________________________ Фамилия _______________ (ФОТО)
Отец _________________________
______________________________ Имя ___________________
Лицо их заменяющее ____________
______________________________ Отчество _______________
Домашний адрес Адрес и телефон образовательного
учреждения: _______________________
Домашний телефон ______________
Контактные телефоны ___________ Классный руководитель ______________
_______________________________ (подпись)
Группа крови учащегося __________ Ф.И.О. _____________________________
Резус-фактор ___________________
Медицинские противопоказания: Директор школы _____________________
_______________________________ ( печать, подпись)
Это особенно актуально для тех, у кого еще нет гражданского паспорта. Например, при посещении культурно-массовых и спортивных мероприятий - концертов современной музыки, футбольных матчей, дискотек и т.д.
Органы полиции рекомендуют лицам, бывающим на подобных мероприятиях, брать с собой документ, удостоверяющий личность, что позволит избежать всякого рода недоразумений. Но, как известно, у детей такого документа нет. Поэтому, случалось, что сотрудники полиции при проведении рейдов задерживали подростков и доставляли в ОВД для выяснения личности. И вот тут тех из них, которые имели при себе «паспорта безопасности» с личной фотографией и печатью школы, сразу отпускали. Более того, сотрудники правоохранительных органов не раз высказывали позитивные оценки такой формы правовой защиты юных граждан, а также такого способа их обучения действиям в условиях возникновения различных опасностей.
Школьники и родители найдут в памятке краткую информацию о техногенных и природных опасностях, правилах поведения в различных жизненных ситуациях, номера телефонов экстренных служб. Информация удобно распределена по разделам: "Безопасность в быту", "Пожарная безопасность", "Безопасность на дорогах", защита от криминала, проявлений терроризма и т.д. ...
В ближайшее время к охране школ на постоянной основе будут привлечены штатные сотрудники милиции, а потом каждый получит "паспорт безопасности ученика", который сейчас разрабатывается. В документе безопасности будут фото и Ф.И.О. каждого ученика, контактные телефоны родителей и телефоны спецслужб, а также все необходимые в экстренной ситуации медицинские данные ребенка: группа крови, аллергия на лекарства, еду и так далее. Это поможет врачам грамотно и быстро оказать первую медпомощь. Кроме того, в паспорте безопасности ученика будет прописан алгоритм действий на случае нестандартных ситуаций: ребенок будет знать, как себя вести и куда звонить. Нам приходится привыкать жить так же, как вот уже десятки лет живут в Израиле, - в постоянной готовности к опасности…
Паспорт безопасности ученика, где будут указаны все данные школьника, - это попытка уберечь ребенка в экстремальной ситуации. Конечно, это первый шаг, и по его результатам можно что-то изменить. Сам по себе паспорт будет полезен, потому что поможет изменить ментальность детей и взрослых. Дети воспринимают этот мир максимально открыто, они не ждут от него ничего плохого, но - хотим мы этого или нет - нам надо им объяснить, что в мире много трагического. Нам надо объяснить ребенку, что с ним может произойти беда. Я думаю, что паспорт, пусть это и небольшая книжка, будет дисциплинировать ребенка. Немаловажно и то, что этот паспорт - уход от анонимности. Мы начинаем считать людей "почеловечно", а не сотнями, тысячами, миллионами или "списками". Слава богу, современные технологии позволяют нам это сделать. Нас осталось не так много, как это может показаться, нам пора учиться ценить каждого человека.
ВАЖНОСТЬ И ПОЛЬЗА ВВЕДЕНИЯ В ШКОЛАХ
ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Цель эксперимента - повышение культуры безопасного поведения учащихся в опасных ситуациях на основе формирования чувства их личной ответственности, собственных знаний, умений и навыков ОБЖ. Объектами педагогической работы является внутренний мир ребенка и формирование культуры безопасности не просто как элемента школьного образования, а как духовной ценности в сознании ученика, формирование ответственного отношения к вопросам собственной и общественной безопасности, которое поможет человеку в реальной жизни.
Задачи:
• Углубление у школьников понимания ценности жизни и здоровья.
• Развитие самодисциплины и чувства личной ответственности.
• Воспитание уверенности в себе и своих силах.
• Привитие правил безопасного поведения на дорогах.
• Профилактика преступлений и происшествий. Средства достижения целей и задач эксперимента:
• «Паспорт безопасности школьника» (далее - ПБ), объединенный с «Памяткой школьника»;
• установочные мероприятия, проводимые при вручении ПБ;
• стимулирующие мероприятия по освоению рекомендаций ПБ (соревнования, викторины, конкурсы рисунков и эссе, КВН и др.);
• психологические приемы привлечения внимания учащихся и родителей к содержанию рекомендаций ПБ;
• механизмы удовлетворения чувств собственной значимости учащегося и его потребностей в заботе о нем;
• приемы активизации желания заботы о себе и своих интересах, заботы о других членах общества;
• актуализация чувств самосохранения и умения выявлять признаки возможных опасностей.
Паспорт безопасности школьника представляет собой многоцветную брошюру-памятку из плотной бумаги удобного карманного формата с краткими алгоритмами и рисунками примеров безопасного поведения в 40 опасных ситуациях.
На второй странице обложки предусмотрено место для личных данных владельца, его фотографии и печати школы. По сути это первый официальный документ юного гражданина, что и определяет особое отношение к нему. ПБ выполняют и вспомогательную роль, например, использование вместо школьных пропусков, а также вместо гражданского паспорта теми, кому нет 14 лет.
Это актуально, например, при посещении культурно-массовых и спортивных мероприятий, концертов, футбольных матчей, дискотек и т.д.
Как известно, сотрудники полиции рекомендуют молодежи при посещении таких мероприятий брать с собой документы, что позволит избежать недоразумений и не потеряться. При проведении рейдов были случаи, когда проверяющие отпускали школьников, имевших при себе памятки с фотографией и печатью школы. Более того, сотрудники высказывали позитивные оценки такой формы пропаганды БЖ и защиты юных сограждан.
В «паспорте» даны: краткая информация о разных опасностях, номера телефонов экстренных служб, правила поведения в различных ситуациях. Информация удобно распределена по разделам: «Безопасность в быту», «Пожарная безопасность», «Безопасность на дорогах», «Защита от криминала, проявлений терроризма» и т.д.
Готовится полный охват учащихся всех возрастов индивидуальными «паспортами безопасности» и сопутствующими мероприятиями. Кульминационное мероприятие - вручение ПБ. Оно должно надолго остаться в памяти учеников, а значит, быть максимально торжественным, ярким. Например, в форме веселого представления с участием персонажей из памятки.
На вручение памяток заранее приглашаются родители, представители ОВД (ОДН, ГИБДД). Подготовка официальных речей и обращений к детям предполагается в форме бесед с юмором и шутками.
Апробирование идеи проводится в небольшой группе учащихся, на которых есть основания рассчитывать. Это не обязательно отличники, скорее самые интересующиеся и активные ребята. Заместитель директора школы по безопасности проводит совещание с активными учащимися и предлагает принять участие в подготовке мероприятия, выдает на руки несколько экземпляров ПБ, рассказывает, как им пользоваться.
Через педагогов и первых обладателей ПБ распространяется устная «интригующая» информация о предстоящих торжественных мероприятиях и приглашении важных и интересных гостей. Классы готовят номера для представления, финал которого - не формальная выдача, а вручение долгожданных «паспортов безопасности» членам «школьной семьи», заметно более сплотившейся вокруг коллективных мероприятий по теме ОБЖ.
Также учащимся разъясняется, что ПБ - не формальное бесплатное приложение, а документ, который приобретается на средства самих учащихся и их родителей. Это важно для придания серьезности последующим действиям с учетом фактического проникновения элементов рыночной психологии в сознание учащихся.
В процессе формирования культуры безопасности детей мы решили сделать акцент на проблемах безопасности на дорогах, так как эта тема в условиях мегаполиса чрезвычайно актуальна.
Помимо общих схем безопасного движения в школу, которые, как известно, должны висеть в каждом классном кабинете, мы оформили индивидуальные схемы движения. Каждый ученик имеет такую в своем дневнике с собственноручно вычерченным маршрутом от дома до школы. Маршрут проверен классным руководителем и подписан родителями.
Кроме того, все школьники имеют еще одно напоминание об актуальности безопасного движения: это обычный пропуск в школу, на обратной стороне которого разместили маленькие схемки безопасного подхода к школе.
Эти три элемента создают большую концентрацию внимания на «фронте» безопасного дорожного движения и находят отклик в детском сознании.
ПБ обязательно вручается в торжественной обстановке в присутствии родителей и официальных гостей. «Референтная» группа - дети постарше - напутствуют младших, рассказывают о своем опыте. Это важный момент работы с учащимися по формированию у них позитивного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, а также ответственности за правонарушения.
Тематические концерты по теме безопасности, все последующие беседы и творческие задания, конкурсы рисунков и сочинений, викторины, соревнования организуются, как правило, в свободное время на ярком эмоциональном фоне. Особый акцент делается на привлечении и проявлении творческих возможностей учеников, педагогов, родителей, специальных гостей школы, их креативных выступлений с хорошей дозой юмора. Всё нацелено на формирование позитивных установок учащихся и родителей в отношении органов правопорядка и проводимых профилактических мероприятий, направленных, в конечном итоге, на защиту здоровья, жизни, имущества и законных интересов каждой семьи и каждого человека.
Дети с удовольствием демонстрируют свой ПБ и в новой аудитории. Особенно если присутствуют люди, не имеющие отношения к нашей школе. Ведь у них нет же такой памятки! Ребенок выступает в роли просветителя и с указкой в руках раскрывает суть эксперимента... Вот так начинаются наши выступления на внешкольных конкурсах. А возвращается оттуда ребенок с личной победой - самоутвердившийся, ответивший на взрослые вопросы жюри, испытавший гордость за родную школу. Он - часть идеи, он - ее носитель, и он сегодня дал людям совет, как улучшить жизнь.
Удержанию внимания содействуют различные способы поддержки соревновательного духа. Для поддержания интереса к теме используются любимые ребятами элементы игр и соревнований. Например, провели конкурсы по ориентированию в разделах памятки. Игра проста: дети ищут ответы в памятке, состязаясь в быстроте и правильности определения раздела.
По мере проведения мероприятий создаются «очаги» увлеченных союзников, готовых провести концерт, выйти на внешкольное мероприятие, придумать символику, сделать презентацию с целью пропаганды своего опыта. Участие родителей в подобных профилактических мероприятиях крайне необходимо. Активные родители поддерживают идею своей энергией и самодеятельностью, поощряя тем самым интерес ребенка к проблемам безопасности. А приемы вовлечения пап и мам очень просты и доступны. Это приглашения на школьные мероприятия, просьбы поделиться своим мнением о происходящем (написать отзыв), различные творческие задания детям (на деле участвует вся семья), показ презентаций и фильмов.
Чтобы сделать впечатления детей более яркими и запоминающимися, предлагаем им необычные роли в эксперименте:
- третьеклассники ведут концерт (это всегда была прерогатива старшеклассников);
- ученики 1-2 классов выступают в роли жюри в судействе отдельных конкурсов;
- третьеклассник ведет видеосъемку конкурса старшеклассников, а его товарищи выступают ассистентами проводящего конкурс учителя;
- старшеклассники дают экспертную оценку снятому фильму;
- старшеклассники рисуют схемы последствий опасных и чрезвычайных ситуаций, например, заражения местности, не имея ни опыта, ни специальных знаний, опираясь только на собственные интуицию и логику;
- младшие школьники, нарисовав знаки безопасности, маршируют с ними перед публикой;
- дети с огромным желанием участвуют в массовках при снятии видеоматериалов;
- старшеклассники, находящиеся ввиду своего возраста не только в эксперименте, но и над ним пишут тематические эссе и даже стихотворения.
Таким образом, творческое и методическое поле эксперимента расширяется, появляется синергия. Разумеется, кроме всего прочего, такой подход дает детям возможность самоутвердиться, снять внутреннее напряжение, отвлечься от менее полезных занятий.
Замерять можно интерес и отношение к проблемам личной и общественной БЖ, до и после раздачи ПБ, после месяца работы с памяткой, а также в классах, где выдана и где не выдана памятка. Замерять можно и знание конкретных алгоритмов поведения. А контрольные замеры обставлять как праздник БЖ, как соревнования.
Делаем анкету, проводим замеры в средних классах. Дети показывают ожидаемые результаты - высший балл. Однако важней другое - в ответ получаем интерес и сотрудничество. В «творческой» 17-й строке (Укажите ситуации, действия по которым Вы не знаете, но хотели бы узнать) пишут:
- Как оторваться от маньяка?
- Что делать, если стал свидетелем вооруженного ограбления?
- Напали противники со всех сторон, некуда бежать.
- Надвигается цунами, торнадо, тайфун.
Владение личным документом побуждает детей к повышению самодисциплины. Очень показательно, что дети почти не теряют памятки (хотя некоторые носят каждый день) в отличие, например, от школьных пропусков. Крепнет чувство уверенности в себе, что закономерно для человека, знающего алгоритмы безопасного поведения, находящегося в коллективе, сплоченном единой идеей.
У учащихся появляется осознание того, что вопросами личной безопасности можно и нужно творчески и коллективно заниматься самим.
Феномены «собственная безопасность», «обученность полезным навыкам», «коллективные достижения» неуклонно переходят в разряд духовных ценностей, оттесняя на второй план некоторые искаженные ценности современного школьника (покурить, похулиганить, удовлетворять свои амбиции любым путем, «тусоваться бесцельно, ради самой тусовки»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате комплекса культурно-воспитательных мероприятий, связанных с внедрением памятки и паспорта безопасности, педагогам удаётся постепенно потеснить из сознания учеников воздействие агрессивной социальной и информационной среды. Отмечается спад моды на курение, случаев хамства, подопечные неплохо разбираются в вопросах безопасности.
Учащиеся более активно, более креативно и самодеятельно участвуют во внеклассных мероприятиях и самостоятельном поиске информации по проблематике БЖ.
Ученики прекрасно ориентируются в разделах памятки. Многие алгоритмы спасения, данные авторами документа, прочно закрепились в детском сознании. Характерно, что дети не только знают, что делать в той или иной ситуации, но и нацелены помогать людям, попавшим в беду. Практическая значимость памятки неоспорима. От 27 до 85% учеников в различных классах приводят случаи использования ее советов в жизненных ситуациях. Одни - в чрезвычайных, другие - в повседневных.
ЛИТЕРАТУРА
-
Н.В.Андреева, Х.М.Асеев, В.И.Беляев, А.И.Котова, Л.Я.Олиференко, В.Ф.Пилипенко, В.Ф.Сауткин, Т.И.Шульга «Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении (настольная книга руководителя)», «Айрис Пресс, Айрис Дидактика», Москва, 2005г.
-
Б.В.Вилков, М.А.Гаврилов, Б.В.Коваленко, А.И.Котова, Л.Я.Олиференко, В.Ф.Пилипенко, В.Ф.Сауткин «Комплексная безопасность образовательного учреждения (рабочий журнал заместителя руководителя по безопасности), ИПК и ПРНО МО, Москва, 2005г.
-
Петров С. В. Концепция безопасности образовательного учреждения. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. № 10. 2004.
-
В.А. Акимов. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное - М.: Высшая школа, 2007.