Критериальное оценивание

В связи с переходом в пилотном режиме в 2014 – 2015 учебном году на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы основного общего образования, обеспеченной учебно-методическим и материально-техническим ресурсом, но и острая необходимость пересмотреть традиционные взглядыкак на результаты образования, так и на всю систему оценивания, прежде всего, на уровне образовательного учреждения.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новая система оценивания образовательных результатов

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований Федерального государственного образовательного стандарта.

СЛАЙД 1: Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное развитие выдвигает новые требования к оценке образовательных достижений учащихся: отказ от ориентации контрольных проверок преимущественно на оценку результатов зазубривания, на проверку алгоритмических знаний и переход к оценке уровня владения компетентностями.

Перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные умения, на развитие самостоятельности учебных действий влечет за собой изменения системы оценивания.

В связи с переходом в пилотном режиме в 2014 - 2015 учебном году на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы основного общего образования, обеспеченной учебно-методическим и материально-техническим ресурсом, но и острая необходимость пересмотреть традиционные взгляды как на результаты образования, так и на всю систему оценивания, прежде всего, на уровне образовательного учреждения.

Проводя проблемно-ориентированный анализ работы школы, мы осознали необходимость разработки системного оценивания образовательных достижений учащихся, критериев оценивания, инструментария - форм и методов оценивания.

Анализ ситуации поставил перед администрацией и коллективом школы ряд вопросов:

СЛАЙД 2:- Как оценить динамику изменений в индивидуальном росте ребёнка?

-Как представить образовательные результаты ребёнка?

-Как зафиксировать образовательные результаты ребёнка?

-Как управлять процессом оценивания?

-Как усовершенствовать систему оценивания образовательных результатов?

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что необходима разработка современной системы оценивания образовательных результатов обучающихся.

Следует сказать, что ООП ООО МБОУ «СОШ № 83» разрабатывалась с учетом особенностей ОУ и обеспечивает преемственность с начальным общим образованием, в том числе и в вопросах, касающихся системы оценивания образовательных результатов.

СЛАЙД 3: С 2010 года в МБОУ «СОШ № 83» реализуется Программа внедрения «Формирование системы контрольно - оценочной самостоятельности младших школьников», разработанная творческой группой педагогов нашей школы: зам.директора по НМР Вдовиной С.Л., зам.директора по УВР Целиковой Т.Ю., учителями начальных классов Соколовской Н.Н., Жуковской В.В., педагогом - психологом Усковой Е.М.

СЛАЙД 3: Цель Программы внедрения - создание устойчивых механизмов контрольно - оценочной самостоятельности младших школьников, обеспечивающих комплексную оценку образовательных результатов.

В 2013-2014 учебном году данная Программа стала победителем конкурсного отбора на получение денежного поощрения коллективами областных государственных и муниципальных образовательных организаций Томской области, внедряющих инновационные образовательные программы. Выигран грант - 1 млн.рублей.

Следующие уровни обучения - продолжение работы в новой системе оценивания для развития учебной самостоятельности. Документально это уже обозначено в проекте ООП ООО. Педагогам основной школы предстоит детально проработать механизмы внедрения Программы по формированию учебной самостоятельности. Идут активные поиски методов, приемов оценивания. Одним из таких приемов является критериальное оценивание.

СЛАЙД 4:Критериальное оценивание - это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Критерии - это признаки, по которым дети должны оценить свои знания и умения, а в дальнейшем определить пути коррекции своей деятельности. Критерии должны быть довольно четкие. Ученики договариваются с учителем, что за каждое правильно выполненное действие можно получить определенное количество баллов.

Критериальный подход дает информацию всем участникам образовательного процесса о том, как идет процесс обучения. Применение критериального подхода формирует у участников осознанное усвоение изучаемого, придает уверенность в себе, своих знаниях и умениях.


СЛАЙД 5:Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.

Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю - это определение степени приближения ученика к данной цели.

СЛАЙД 5: При грамотном проектировании показателей учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата.



Алгоритм.

СЛАЙД 6: В начале учебного года учитель и ученики договариваются:

  • по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году

  • как будут проводиться итоговые работы по теме

  • формы итоговых работ (тест, эссе, исследование, проекты и т.д.)

  • критерии оценивания итоговых работ

  • написание инструкций учащимся

Немаловажную роль играет проведение промежуточного оценивания небольших самостоятельных работ, которое показывает, насколько ученик успешно осваивает изучаемый материал данной темы. Это и функция обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты воспринимаются учеником как рекомендации для улучшения собственных результатов, т.к. оценки за них в журнал не выставляются.


СЛАЙД 7: Пример критериального оценивания работы учащегося на уроке истории:


Критерии

Баллы

1. Активность в ответах на вопросы

- до 14 баллов

  • ученик называет факт, имя, событие

1

  • ученик дает определение

2

  • ученик использует дополнительный источник

2

  • ученик высказывает и объясняет свою точку зрения, называет причины события

4

  • ученик сопоставляет изученный материал с ранее изученным, делает правильный вывод

5

2. Составление таблицы по теме, работа с текстом учебника и другими источниками (иллюстрациями, документами и т.д.)

Учитываются:

активность, скорость, умение выделять главное, делать обобщение, сравнивать, умение правильно формулировать свои мысли

До 5 баллов

3. Работа с исторической картой, схемой

До 4 баллов

В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые

незначительные), соответствующие каждому баллу, при этом оценивается приращение: ты что-то сделал, это уже хорошо, получаешь за это балл. Обучающийся сам несет ответственность за свою учебу. При критериальном оценивании появляется дополнительная возможность оценивать и наращивать свои достижения по ому или иному критерию. Критериальное оценивание не предполагает отказ от цифровой отметки, важно, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.

Критериальное оценивание предполагает ряд установок:

  • оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность;

  • работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы); эталон известен учащимся заранее; разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку.

СЛАЙД 8: Особенности критериального подхода:

  • оценка образовательных достижений учащихся становится открытой. Прозрачной, более объективной;

  • появляется возможность рефлексии деятельности ученика;

  • ученик осмысливает результаты своей деятельности;

  • позволяет выделить отдельные элементы работы и оценивать их поэлементно;

  • позволяет повысить уровень обученности;

  • снижает школьную тревожность учащихся.

  • Каждый из нас знает, как трудно сохранить познавательный интерес ребёнка, развить в нём желание учиться, трудиться. Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель вместе решают проблемы.

Таким образом, критериальное оценивание позволяет:

СЛАЙД: Учителям:

  • разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;

  • иметь оперативную информацию для анализа и плнирования своей деятельности;

  • улучшить качество преподавания и обучения;

  • выстраивать индивидуальную траекторию каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и наклонностей;

  • использовать разнообразные подхода и инструменты оценивания;

  • вносить предложения по усовершенствованию содержания учебной программы.

СЛАЙД: Обучающимся:

  • знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;

  • участвовать в рефлексии, оценивания себя и своих сверстников

  • использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мылить.

СЛАЙД: Родителям:

  • получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;

  • отслеживать прогресс в обучении ребенка;

  • устанавливать обратную связь с учителем;

  • быть уверенными за комфортность ребенка в классе.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке.

Что же такое самооценка? Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности

Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты. Прежде всего мы обучаем алгоритму самооценивани

Алгоритм самооценки вводится в первом классе, когда обучающиеся начинают отвечать на основные вопросы после выполнения задания:

  1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы, учебную задачу - проблемную ситуацию, с разрешением которой и было связано освоение нового познавательного метода).

  2. Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью - это и есть качество как соответствие цели и результата).

  3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки, признаем право ребенка «на пробу и ошибку»).

  4. Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).

В случае несоответствия оценки ученика и оценки учителя появляется повод для рефлексии, которая влечёт за собой вывод, какое умение требует доработки.

Постепенно уровень вопросов усложняется:

Каков был уровень задачи? (Такие задачи мы решали много раз (опорный уровень «Выпускник научится»). В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией. Такие задачи мы никогда не учились решать, нам нужны новые знания (повышенный уровень «Выпускник получил возможность научиться»).

Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (Учим обосновывать самооценку, учим адекватно оценивать себя).

Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить (Учим переводить оценку в отметку и аргументировать ее).

Важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.

Заключение. Если мы хотим развивать социально активную, реализующую свои способности личность. Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.





Рейтинговая система оценки.

Рейтинг должен учитывать разные виды достижений (творческие работы, практические и лабораторные работы, изобретательские задачи, контроль ЗУН, владение физической терминологией, знанием формульного ряда и умением его преобразовывать и т.д)

Рейтинговая система оценивания результатов обучения учащихся способствует:

  • осуществлению предварительного, текущего и итогового контролей;

  • организации образовательного процесса и активному влиянию на его эффективность;

  • стимулированию познавательной активности, исследовательской деятельности;

  • формированию ответственного отношения к своевременному выполнению основных видов работ;

  • снижению числа пропусков уроков без уважительных причин.

Основная идея рейтинговой системы оценивания заключается в создании условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, усиления их мотивации к исследовательской деятельности и повышения объективности оценивания обученности учащихся.

Система начисления и учета баллов на примере биологии.

При составлении тематического планирования на учебный год материал курса разбивается на блоки-модули







© 2010-2022