Дидактический материал к урокам по ФГОС

Начиная работать в технологии системно-деятельностного подхода, учителю бывает очень трудно подобрать приемы и методы к различным этапам урока, которые будут способствовать формированию тех или иных универсальных учебных действий. Предлагаю «Конструктор урока» с описанием приёмов и методов, ориентированных на достижение новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) ФГОС НОО и ООО. К каждому приём прилагается методическая инструкция по использованию учителем для орга...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологии системно-деятельностного подхода в обучении:

выбор и способы использования на различных этапах урока

Современное состояние перехода от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества требует отказа от понимания образования как получения готового знания. Сменяет его осознание образования как средства самореализации в жизни, средства построения личной карьеры. Следовательно, должны измениться цели обучения и воспитания, его мотивы, нормы, формы и методы, роль педагога.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования призван направить и сопроводить процесс смены парадигмы образования. Ключевым положением новых стандартов является системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Г.Асмолова и других.

Первые шаги педагоги делают в направлении изменения проектирования образовательного процесса. Предлагаю ознакомиться с теми небольшими методическими находками и открытиями в использовании педагогических технологий, приёмов и техник, ориентированных на достижение новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) ФГОС НОО и ООО.

«Хороший учитель не только даёт прочные знаия - он ещё и показывает их границы. Пусть на ваших уроках найдется место открытым проблемам: вот это, дети, мы изучили; а вот это, это и это осталось за пределами нашей программы; вот этого я не знаю сам; а вот этого пока не знает никто… Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний» В.Гин


Конструктор урока

Начало урока

Идеальный опрос

«Да-нетка»

«Светофор»

Щадящий опрос

Взаимоопрос

Учебный мозговой штурм (УМШ)

Игра в случайность

Театрализация

Обсуждение д/з

Отсроченная отгадка

Фантастическая добавка

Удивляй!

«Оратор»

«Автор»

«Линия времени»

Прием «З-Х-У»

Вопрос к тексту

Брейнрайтинг

Записные книжки

Информационный лабиринт

Приём «Идеал»

Интеллектуальная разминка

Кумир

«Профи»

Объяснение нового материала

Практичность теории

Пресс-конференция

Вопрос к тексту

Баскет-метод

Лови ошибку!

Доклад

Деловая игра

«Точка зрения»

Приём «Зигзаг»

Деловая игра «НИЛ»

Фантастическая

добавка

Театрализация

Приём «Инсерт»

Логико-смысловые модели

Интеллектуальные карты

Стратегии письма

Методика Ривина

Приём «Послушать - сговориться - обсудить»




Закрепление

Игра-тренинг

Деловая игра

«Компетентность»

Деловая игра

«Точка зрения»

Деловая игра «НИЛ»

Информационный лабиринт

Решение ситуационных задач

Симуляторы

Имитационные игры

Метаморфическая игра

Перекрёстная дискуссия

Проектирование

Приём «Хорошо-плохо»

Тренировочная контрольная работа

Устный

программируемый опрос

Взаимоопрос

Щадящий опрос

Лови ошибку!

Пресс-конференция

«Да-нетка»

Учебный мозговой штурм (УМШ)

Пинг-понг




Повторение

Своя опора

Повторяем

с контролем

Повторяем с

расширением

Свои примеры

Опрос - итог

Пересечение тем

Показательный

ответ

Обсуждение д/з

Деловая игра

«Компетентность»

Деловая игра

«Точка зрения»

«Да-нетка»

Деловая игра «НИЛ»

Приём «Связи»

Взаимообмен

мнениями

Приём «Целое-часть. Часть-целое»

Разработка изобретательской задачи

Конструктор «События»

«Мозговой штурм»

Конструктор «Совмещение противоположностей»

Фантастическая добавка

Повторяем с расширением

Свои примеры

Пересечение тем


Контроль

Светофор

Опрос по цепочке

Тихий опрос

Бортовой журнал

Устный программи-

руемый опрос

Идеальный опрос

Фактологический

диктант

Оценка и экспертиза

Блиц- контрольная

Релейная

контрольная

работа

Выборочный

контроль

Метод многопозиционных игр

Метод инцидента

Релейный зачёт

Синквейн

«Попс-формула»

Тренировочная контрольная работа

Повторяем с контролем

Опрос-итог


Домашнее задание

Задание массивом

3 уровня

домашнего задания

Необычная

обычность

Задание другому

Особое задание

Идеальное задание

Творчество работает

на будущее

Клубная форма работы

Обсуждаем д/з




Конец урока

Отсроченная

отгадка

Роль «адвокат»

Роль «психолог»

Роль

«подводящий итог»

Опрос-итог

Обсуждение домашнего задания





  1. НАЧАЛО УРОКА

«Да-нетка»

ФОРМУЛА: учитель загадывает нечто (число, предмет, лите­ратурного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет". Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установ­ленным жестом.

Идеальный опрос

Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…

Светофор

«Светофор» - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой - зеленая.

ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса. Есть два совершенно разных типа устного опроса - назовем их условно А и Б. Они требуют разных видов умствен­ной деятельности, которые лучше не смешивать. Тип А - опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает «Я не знаю!» Это - сигнал тре­воги. Ученик как бы сам себе ставит двойку - пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал - «Знаю!»

При опросе типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: «Хочу ответить!» Красный цвет - «Не хочу». Ко­нечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от «светофора» опять-таки в активной позиции ученика: он вынужден снова фиксировать свою готовность по каждому вопросу.

Щадящий опрос

Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников.

Класс разбивается на 2 группы по рядам-вариантам. Учитель задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик отвечает своему соседу по парте - ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто плюс или минус. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают и оценивают.

Театрализация

Разыгрывается сценка на учебную тему.

Игра в случайность

Учитель вводит в урок элементы случайного выбора.

Это могут быть: рулетка, игральные кости, монетка (орёл или решка), жеребьёвка и даже бумажный самолётик - в кого попадёт. Разыгрываются вопросы, домашние задания, упражнения, темы для повторения и многое другое.

Учебный мозговой штурм

Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.

ТЕХНОЛОГИЯ

Штурм проводится в группах, численностью 7-9 учащихся.

  1. Группу перед штурмом инструктируют. Главное - НИКАКОЙ КРИТИКИ! Выбирается ведущий и секретарь. Ведущий следит за выполнением правил штурма, секретарь фиксирует идеи. 2. Проводится уточнение условия задач. 3. Определяется время на первый этап (до 20 мин.).

I этап: Создание банка идей.

II этап: Анализ идей.

III этап: Обработка результатов.

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу. В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

Каждая из групп может штурмовать свою задачу.

III этап можно провести на другом уроке.

Иногда целесообразно ограничится только первым этапом.

Взаимоопрос

Ученики опрашивают друг друга по базовым листам.

Темы - по собственному усмотрению, либо их указывает учитель

Удивляй!

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

ФОРМУЛА: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Пример. Тема «Вода».

Можно заставить ребят удивиться.

  • Однажды, - говорит учитель, - в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! (У некоторых ребят при этом глаза на лоб лезут.) А те­перь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Де­ло происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.

Обсуждение домашнего задания

Учитель, вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён.

Отсроченная отгадка

А) В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Б) Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующие занятия.

ФОРМУЛА 1: в начале урока учитель дает загадку (удиви­тельный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

ФОРМУЛА 2: загадку (удивительный факт) дать в конце уро­ка, чтобы начать с нее следующее занятие.

Интеллектуальная разминка

ФОРМУЛА: учитель начинает урок с "настройки".

Например, знакомство с планом урока. Это можно делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе вос­хитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - по­решаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)".

Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажор­но-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Боле­ро" Равеля, или минорно-успокаивающей, как романс Глинки. Можно начать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки - два-три не слишком сложных во­проса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса - простого опроса, ибо основная его цель

  • настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с голо­вомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок.

Вопрос к тексту

ФОРМУЛА: перед изучением учебного текста ребятам ста­вится задача: составить к нему список вопросов.

Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

Фантастическая добавка

ФОРМУЛА: учитель дополняет реальную ситуацию фанта­стикой.

Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастиче­скую планету; изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение/животное и рас­смотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или ли­тературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения: например, глазами инопланетянина или древнего грека...

Пример. Задача: исследователи опустили зонд на линию эк­ватора шарообразной планеты Арктур VI . К удивлению ученых, вес зонда оказался равен нулю. Как это могло получиться? Како­ва продолжительность суток на планете, если ее масса М, а ради­ус R?

"Автор"

... Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

... Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

... Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

"Оратор"

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

"Линия времени"

Черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изуче­ния темы, формы контроля; проговариваю о самых важных пе­риодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно "передохнуть". "Линия време­ни" позволяет детям увидеть, что именно может являться конеч­ным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для ус­пешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

Приём «3-Х-У»

Стратегия 3-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в техноло­гии развития критического мышления: вызов, осмысление, реф­лексия.

Формирует:

  • умение определять уровень собственных знаний;

  • умение анализировать информацию;

  • умение соотносить новую информацию со своими устано­вившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятель­ность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» - это определение то­го, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой инфор­мации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые пред­ставления на основании имеющихся знаний. Работа с использо­ванием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понима­ние, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них ин­формацию, увязать новую информацию с известной.

Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Пример:

"Знаю". Первые люди жили стаей, затем общинами.

Чтобы добыть себе питание люди кочевали.

"Хочу узнать"

Где появились первые люди?

Как люди заселили нашу Землю?

Почему сейчас люди не кочуют?

"Узнал"

  • Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.

  • Если нет ответа на поставленный вопрос, работа про­должается дома.

Приём "ИДЕАЛ"

Это стратегия технологии развития критического мышле­ния. Стратегия позволяет формировать:

  • умение определять проблему;

  • умение находить и формулировать пути решения про­блемы;

  • умение выбирать сильное решение.

Пример

Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.

- Давайте найдем как можно больше решений данной про­блемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества пред­ложенных решений хорошие, эффективные.

А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Плани­руется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

"Кумир"

На карточках раздать "кумиров по жизни". Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?

"Профи"

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

2. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Лови ошибку!

А) Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Школьники мгновенно реагируют на ошибки условным знаком.

Б) Ученик получает текст со специально допущенными ошибками - пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

Универсальный приём, активизирующий внимание учащих­ся. Формирует:

. умение анализировать информацию;

. умение применять знания в нестандартной ситуации;

  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую

неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку груп­пой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к опреде­ленному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример. Русский язык. Учитель дает несколько грамматиче­ских (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них - неверны. Найти и доказать ошибочность.

Литература. История. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

Пресс - конференция

Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.

Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.

Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них - повторение уже известного.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое, но не претендуют на значительное усложнение знания.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Проведите конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный, самый важный, самый оригинальный вопрос.

Можно организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам. Использовать вопросы, как темы будущих докладов.

Практичность теории

Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

Вопрос к тексту

Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3-х репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

Доклад

Подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов.

ТЕХНОЛОГИЯ

1 этап. КАРТА СООБЩЕНИЯ

Учащиеся делают короткие сообщения (4 мин.). Темой могут быть: аннотация на книгу или статью, рассказ об интересном факте и т.п. Главная цел первого этапа - научить пользоваться «картой сообщения», которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс план текста.

2 этап. ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА

Цель этапа - научить чувствовать время. Удобно работать с таймером.

3 этап. ДОКЛАД

Оптимальное время доклада: 5 - 7 минут.

4 этап. ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ

Докладчика во время речи сбивают вопросом. Он должен спокойно и аргументировано отреагировать и связно продолжить свою речь. За 5 минут до доклада ученик получает карточку со словами, которые должен вставить в доклад.

Деловая игра «НИЛ»

НИЛ - научно - исследовательская лаборатория.

Участники:

задачедатель - эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик;

изобретатели, или исследователи - группа или несколько групп учеников;

приёмная комиссия - учитель с 2 - 3 учениками.

До игры: учитель готовит творческие задания. Во время игры:

  1. Группы решают задачи. Можно использовать мозговой штурм.

  2. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера, который будет представлять результат классу.

  3. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приёмная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решение.

Можно предложить разновидность игры «ТЕНДЕР». Группы решают одну и ту же задачу. Приёмная комиссия определяет, чьи решения лучше. Отличным творческим заданием для игры «НИЛ» может быть разработка какого-либо проекта.

Деловая игра «Точка зрения»

Участники:

оппоненты - группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения;

Наблюдатели - учитель с несколькими помощниками.

Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоёв, учёных разных эпох.

До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами.

Во время игры:

1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.

2. Группы вступают в диспут.

3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)?

Приём "Инсерт"

Приём технологии развития критического мышления. Ис­пользуется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать инфор­мацию. Авторы приёма - Воган и Эстес. "Инсерт" - это:

  • I - interactive - самоактивизирующая

  • N - noting

  • S - system - системная разметка

  • Е - effective - для эффективного

  • R - reading - чтения

  • Т - thinking - и размышления

Приём используется в три этапа:

  1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал;" + " - новое;" -" - думал иначе;" ? " - не понял, есть вопросы).

  2. Затем заполняют таблицу, количество граф которой со­ответствует числу значков маркировки.

  3. Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Приём «Послушать - сговориться - обсудить»

Приём интерактивного обучения. Данный приём способст­вует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную рабо­ту учеников с любыми уровнями подготовки. Автор - Е.Д. Роза­нова. Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, отно­сящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу.

Пример. На уроке иностранного языка при изучении темы "Времена года. Зима" ученикам предлагается подумать и напи­сать 3 слова, относящихся к зиме. Затем показать соседу по пар­те, из 6 слов отбираются 3 и предлагаются классу через 1,5 мину­ты. Работа с этим упражнением занимает около шести-семи ми­нут. За это время каждое из слов «зимней» лексики повторяется вслух несколько раз, фактически затрагиваются вопросы слово­образования, переносных значений слов. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор трёх слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение, к тому же обычно нетри­виальное («Мороз - это температура ниже нуля, она может встречаться не только зимой, но и летом в холодильнике»). В этом наборе встречаются почти все модельные грамматические конструкции. Таким образом, за несколько минут проделана ра­бота, на которую при обычных подходах не хватит урока.

Приём "Зигзаг"

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

  • анализировать текст совместно с другими людьми;

  • вести исследовательскую работу в группе;

  • доступно передавать информацию другому человеку;

  • самостоятельно определять направление в изучении како­го-то предмета с учетом интересов группы.

Пример. Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала раз­бить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количе­ство отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Устный программируемый опрос

Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.

В результате можно получить столкновение мнений. Сам учитель может позащищать один из неверных ответов - пусть поспорят

Тренировочная контрольная работа

Учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников

Возможны и другие послабления: например, пользование учебником или списком словарных слов. Тренировочная контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.

Деловая игра «Компетентность»

Участники: 2 команды учащихся - конкуренты.

Группа учеников, определяющих победителя - наниматели.

Спорные вопросы решает арбитр.

До игры:

1.Учитель знакомит класс со схемой игры. 2. Формируются команды, определяется состав фирмы - нанимателя.

Во время игры:

  • Учитель задаёт тему. 2. Команды придумывают друг для друга 5 заданий по данной теме. 3. Команды поочерёдно дают друг другу задания, соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма - наниматель оценивает по 5-балльной системе каждое задание и по 10-балльной системе - каждый ответ. 4. Наниматели совещаются и принимают решения - кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы.

Оптимальный состав команды - 4 - 6 человек.

Игра - тренинг

ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ

Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА

Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего

Приём "Хорошо-плохо"

Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на ак­тивизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, фор­мирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные сторо­ны в любом объекте, ситуации;

  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», со­храняя «плюсы»);

  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Вариант 1. Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

Вариант 2. Учитель задает объект (ситуацию). Ученик опи­сывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

Вариант 3. Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Даль­ше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа - продавца, а «минусы» - с позиции персонажа - покупателя.

Вариант 4. Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противо­речие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

Пример 1. Класс делится на две команды. Первая будет нахо­дить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая - «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.

У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?

Д: Потому что быстрее вырастут грибы.

У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?

Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут чер­вивыми.

У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?

Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.

Пример 2. Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель - Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая - за Мальвину.

Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.

Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.

Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.

Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учить­ся аккуратному письму... и т.д.

Пример 3. Игра «суд». Класс делится на три команды: адво­каты, прокуроры, судьи.

У: Объявляем суд над портфелем. Прокуроры, ваше обвине­ние.

Д (прокуроры): Портфель тяжелый, его трудно носить с со­бой - это плохо.

Д (адвокаты): Он тяжелый, потому что в нем все учебники, которые в школе нужны, - это хорошо.

У: Судьи, как сделать, чтобы в портфеле были все учебники - и его можно было легко носить с собой.

Д (судьи): сделать портфель на колесиках и т. д.

Приём Пинг-понг «Имя - Значение»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализа­цию знаний учащихся, способствующий накоплению информа­ции о признаках объектов и диапазонах их возможных значений. Формирует:

  • для заданного конкретного объекта выделять имена при­знаков;

  • определять значения признаков объекта по заданному имени признака.

Задается конкретный объект. Игроки первой команды назы­вают имя признака, игроки второй команды отвечают значением признака. На следующем шаге роли меняются (2-я команда назы­вает имена признаков, 1 -я - значения признаков). Команда про­игрывает, если не может назвать имя признака или ответить зна­чением. Фиксируя наиболее типичные имена признаков, можно собрать копилку имен признаков и на ее основании строить пас­порта объектов. Игра может использоваться в любом учебном предмете. Особенно - для объектов, которые требуется описы­вать по определенному плану (части речи, природные зоны, жи­вые организмы и т. д.).

Пример

У: Играем в пинг-понг с объектом «одуванчик». Первая ко­манда называет имя признака, вторая - соответствующее значе­ние признака. Затем наоборот. Будьте внимательны, называйте имена, которые имеют одно конкретное значение признака.

Д (1): Цвет.

У: Уточните, цвет чего?

Д (1): Цвет цветка.

Д (2): Желтый. Способ размножения?

Д (1): Семенами. Способ питания?

Д (2): Автотроф. и т. д.

4. ПОВТОРЕНИЕ

Своя опора

а). Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.

б). Несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту.

После работы в отведённое время над определённой темой тренеры меняют группы, и процесс повторяется. Важно: группы должны получать от тренеров какое-то задание. Например, составить список вопросов по повторяемому конспекту, или найти ошибку, которая специально внесена в конспект.

Повторяем с контролем

Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.

Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков.

Повторяем с расширением

Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволят дополнить знания по всей ранее изученной теме.

На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем необязательно на все

Пересечение тем

Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезу, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

Опрос - итог

В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

Например:

  • Что на уроке было главным?

  • Что было интересным? (следует различать главное и интересное)

  • Что нового сегодня узнали?

  • Чему научились?

На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек.

Свои примеры

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу

Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

Показательный ответ

Один ученик отвечает у доски, остальные слушают.

Такой опрос используется не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ - чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена.

Приём «Связи»

Универсальный прием-игра ТРИЗ, предложен мастером ТРИЗ Г.И. Ивановым, в другой интерпретации подобную игру предложила преподаватель Карельского ИПК Л.И. Фрадкова (она разработала эту игру для занятий по экологии). Формирует:

  • умение находить связи между объектами в системе;

. умение устанавливать связи между объектами, находящи­мися в различных надсистемах путем построения цепочки свя­занных объектов;

  • умение устанавливать связи между любыми объектами.

Учитель задает' (или ученики выбирают) два объекта, на

первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.

Пример 1

У: Древние мудрецы говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду...». Согласны ли вы с этим утверждением, можете ли его объяснить... Действительно, в мире все связано со всем, и мы по­пробуем сейчас это доказать. Назовите два как можно более раз­личных, далеких друг от друга, объекта.

Д: Вулкан - тетрадь.

У: Принимается. Наша задача построить цепочку, которая показала бы, как связаны эти два объекта.

Д: Слово «вулкан» написали в тетради.

У: Хорошо. А теперь давайте все же попробуем связать ре­альный вулкан с реальной тетрадью, например, с той, что лежит у меня на столе. Не обязательно искать прямую связь, можно свя­зать их через другие объекты, построить длинную цепочку.

Д: Из вулкана сыпется пепел, он летит по воздуху. Кусочек пепла примешался к капельке воды. Эта капелька попала в океан, а оттуда - в Белое море. Потом она испарилась, был ветер, поток воздуха принесло к нам, он залетел в форточку и попал на тет­радь...

У: Замечательно. Кто предложит другие варианты..?

Пример 2

У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т.д. Бро­саем кубики. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом - птица.

У: Ваша задача - найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход.

Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.

У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.

Приём "Целое-часть. Часть - целое"

Прием на развитие логического мышления.По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу

Пример

  1. Автомобиль - колесо;

ружье -

а) стрелять б) курок в) оружие

  1. копейка - рубль;

рукав -

а) пришивать б) пуговица в) рубашка

Разработка изобретательской задачи

Пример разработки изобретательской задачи на уроке ин­форматики и ИКТ. Работа с компьютером требует от глаз значи­тельных энергетических затрат - больших, чем при обычном чте­нии. Долгая работа или игра перед монитором может привести к близорукости и астенопии - отсутствию силы зрения. Тем не ме­нее, по данным ВОЗ 90% пользователей нарушают режим непре­рывной работы за компьютером, а 52% пользователей при по­садке не соблюдают расстояния «вытянутой руки» от глаз до мо­нитора. Многочисленные напоминания, рекомендации, разве­шанные на стенах, не помогли решить данную проблему. Пред­ложите способ борьбы за сохранение здоровья пользователей персонального компьютера.

Решение задачи

  1. Переформулируем задачу в изобретательскую: Как научить пользователей соблюдать правила работы за монитором и заботиться о своем здоровье?

  2. Сформулируем противоречие: Пользователю необходимо много времени проводить за компьютером. Пользователю нельзя долго работать перед монитором без перерыва.

Идеальный конечный результат: Пользователи проводят пе­ред монитором столько времени, сколько необходимо, но при этом регулярно делают перерыв и приближаю монитор к глазам ближе 50 см.

  1. Ресурсы. Возможны варианты использования следующих ресурсов:

человеческие: в штат введена должность служащего, который будет регулярно напоминать пользователям о необходимости сделать перерыв и следить за правилами посадки перед монито­ром;

материальные: поставить перед монитором на расстоянии 50 см второй экран из прозрачного материала, чтобы пользователи соблюдали безопасное расстояние;

энергетические: встроить в монитор устройство, которое бу­дет самостоятельно отключать монитор через определенные про­межутки времени, делая тем сам принудительный перерыв в ра­боте.

Из указанных ресурсов наиболее эффективным является энергетический ресурс.

  1. Способ разрешения противоречия: разрешение в струк­туре. Встроить в монитор тепловой датчик, который будет от­ключать монитор, если человек приблизится к монитору ближе 50 см, а так же будет отключать монитор через равные проме­жутки времени, устраивая, таким образом, перерыв в работе пользователя.

  2. Оценка решения: решение требует в любом случае за­трат, наиболее эффективно использовать возможности самой сис­темы - монитора.

Конструктор «События»

Универсальный конструктор ТРИЗ для разработки заданий двух типов: узнать возможные следствия по заданной причине и узнать возможные причины по заданному следствию. Кроме того, конструктор помогает строить задания, позволяющие детям рабо­тать с уже известными им закономерностями, т.е. дополнять ут­верждения известной им информацией. Опорные слова для син­теза заданий: «что будет, если...», «что следует из того, что...», «какой вывод можно сделать из того, что...», «закончите фразу...» и «при каком условии...».

Конструктор 1 вида

Было

Стало

Изменилось

+

+

7

+

?

+

?

+

+





Конструктор 2 вида

событие или состояние 1 (причина)

событие или состояние 2 (следствие)

Если

+

т

О

7

?

+





Пример заданий по математике I

событие или состояние 1 (причина)

событие или состояние 2 (следствие)

Если

В треугольнике есть прямой угол

то

7





Задание:

  1. Закончите утверждение: «Если в треугольнике есть прямой угол,

то...»

  1. Какие выводы можно сделать, выяснив, что треугольник имеет прямой угол?

Результат выполнения задания Возможны варианты

  • Если треугольник - прямоугольный, то его наибольший угол - прямой.

  • Если треугольник - прямоугольный, то наибольшая по длине сторона лежит против прямого угла.

  • Если треугольник - прямоугольный, то из двух таких треуголь­ников можно сложить прямоугольник.

  • Если треугольник - прямоугольный, то его площадь равна поло­

вине произведения катетов.

Пример заданий по математике 2

событие или состояние 1 (причина)

событие или состояние 2 (следствие)

Если

?

то

его площадь равна половине произведения катетов (т.е. двух меньших смежных сторон)





Текст задания:

Какими свойствами должен обладать треугольник, чтобы его пло­щадь была равна половине произведения двух меньших смежных сторон?

Результат выполнения задания

  • «Если треугольник прямоугольный...» или

  • «Если из двух равных фигур можно сложить прямоугольник, то площадь каждой из них равна половине произведения смежных сторон этого прямоугольника».

Данный способ конструирования заданий дает больше возможно­стей, чем традиционный способ опроса материала, что заставляет заду­маться о реальных ограничениях, наложенных моделью, и о возможных обобщениях известных правил.

Конструктор «Совмещение противоположностей»

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на разработку заданий с совмещением противоположностей элементов в одном объекте.

Вид конструктора

Элемент (объ­

Разрешение (противопо­

Опора для разреше­

ект)

ложные / разные) значе­

ния противоречия

ния признака






Дидактический материал к урокам по ФГОС

В модели разрешенного противоречия тоже выделяются три части:

  1. Объект (элемент).

  2. Противоположные значения признака.

  3. Словесная опора, указывающая на способ разрешения.

Скрывая одну часть и предъявляя остальные, можно получить три


типа заданий.

Пример задания по математике:

Элемент

(объект)

Совмещенные проти­воположности

Способ совмещения

?

круг и прямоуголь­ник

сверху круг, спереди - прямоугольник

Задание:


По одному измерению - круг, по другому - прямоугольник. Что это?

Элемент

(объект)

Совмещенные про­тивоположности

Способ совмещения

?

j

|

цилиндр

круг и прямоуголь­ник

?





Задание:

Объясни, как совмещаются в цилиндре круг и прямоугольник.

"Мозговой штурм"

Обучающиеся делятся на 3 группы по 7-8 человек. Препода­ватель читает текст и задает вопрос парадоксального характера: "По всем нашим представлениям древний человек должен был быть сильным и ловким - таковы были условия выживания. Но вот при раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а руку он потерял (правую) еще в юношеском возрасте. Как выжил этот че­ловек?" Получение такого вопроса активизирует группу. Обу­чающиеся не боятся отвечать, обсуждать. Это способ создания неизвестного обучающимся ранее продукта в результате опреде­ленных умственных действий. Обучающиеся стараются активно участвовать в работе, что способствует развитию личности.

Повторяем с расширением

ФОРМУЛА: ученики составляют серию вопросов, допол­няющих знания по новому материалу. При этом совсем не обяза­тельно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все они) останутся как открытые проблемы данной те­мы.

Свои примеры

ФОРМУЛА: ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

Пересечение тем

ФОРМУЛА: ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие послед­ний изученный материал с любой ранее изученной темой, ука­занной учителем. Прием хорош тем, что повторение предыдуще­го, сколь угодно давно изученного материала, происходит без от­рыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим уг­лом зрения.

Пример. При изучении темы «Сопротивление проводников» несколько учеников получили задание сочинить задачу, объеди­няющую последнюю тему с изученной ранее темой «Плавление вещества». Ученик Виктор К. предложил такое условие: какое

34

количество тепла необходимо для расплавления медного прово­да, длина которого 10 м, а сопротивление R=0,017 Ом. Темпера­тура провода 0°С. Потом задача Виктора была предложена всему классу.

Рефлексивная техника "ПОПС-формула" (автор - профес­сор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР)

Участникам предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС-формулы:

П - позиция

О - объяснение (или обоснование)

П - пример

С - следствие (или суждение)

Первое предложение (позиция) начинается со слов: «Я счи­таю, что блог...». Второе предложение (объяснение, обоснова­ние своей позиции) начинается со слов: «Потому что ...». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту сво­ей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это дока­зать это на примере ...». Четвертое предложение (следствие, суж­дение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...».

5. КОНТРОЛЬ

Опрос по цепочке

Применим в случае, когда предполагается развернутый, ло­гически связный ответ.

ФОРМУЛА: рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Пример. Учитель разобрал на доске задачу. Теперь прове­рить и закрепить ее понимание удобно с помощью развернутого комментария: как решалась задача. Проводить комментарий по­лезно по цепочке.

Устный программируемый опрос

ФОРМУЛА: ученик выбирает один верный ответ из несколь­ких предложенных. В устном опросе эту форму обычно не ис­пользуют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором «переплавится» непонимание. Не запрещено и самому учителю позащищать один из неверных ответов - пусть поспо­рят.

Пример. На доске нарисован автомобиль и четыре стрелки. Вопрос: куда направлена равнодействующая сила, если автомо­биль движется вперед с постоянной скоростью?

Идеальный опрос

Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…

Тихий опрос

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время, как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной или групповой работой.

Фактологический диктант

Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов - 1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведётся в высоком темпе.

Когда диктант завершён, следует чёткая команда об окончании работы, затем 2 - 3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.

Блиц - контрольная

Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики.

Включает в себя 7 - 10 стандартных заданий. Время - примерно по минуте на задание.

ТЕХНОЛОГИЯ:

  • До: условия по вариантам открываются на доске или на плакате.

  • Во время: на парте - чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе, прекращают также по команде.

  • После: а) учитель диктует правильные ответы. Ученики отмечают знаком «+» и «-» свои результаты; б) небольшое обсуждение по вопросам учеников; в) задаётся норма оценки; г) отметки выставляются в журнал по усмотрению учителя.

Релейная контрольная работа

ФОРМУЛА: контрольная проводится по текстам ранее ре­шенных задач. Вы задаете д/з массивом. Избыточным массивом: не все задачи решать обязательно (см. прием "Задание масси­вом"). Проводите релейные работы. Задания этих контрольных формируются из массива. Можно включить и когда-то разобран­ные в классе. Чем больше задач нарешал, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней. Хороший стимул к выполнению до­машнего задания.

Выборочный контроль

ФОРМУЛА: проверять работы учеников выборочно. Перед учителем - исписанные неровным почерком листки. Это резуль­тат фактологического диктанта. Но проверяет он не все работы, а только часть их. Те, которые сочтет нужным, или отобранные случайным образом: «перетасовал и вытащил». Учителю это удобно. Коль времени в обрез - учитель проверяет 5-6 работ. Но может проверить 20 или все. Чьи работы будут проверены - ни­кто из пишущих не знает. Стараются все. Конечно же, такой спо­соб проверки оговаривается заранее.

Тренировочная контрольная работа

ФОРМУЛА: учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников. Возможны и другие послабления: например, пользование учебником или списком словарных слов. Тренировочные контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Ес­ли вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.

Повторяем с контролем

ФОРМУЛА: ученики составляют серию контрольных вопро­сов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики зада­ют свои вопросы, другие - по вызову учителя или спрашивающе­го одноклассника на них отвечают. Постепенно приучайте учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал. Вариант: ученики попарно отвечают на во­просы друг друга.

Опрос-итог

ФОРМУЛА: в конце урока учитель задает вопросы, побуж­дающие к рефлексии урока. Например: что на уроке было глав­ным? Что было интересным? (Следует различать главное и инте­ресное.) Что новое сегодня узнали? Чему научились? На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек. Мнения, воз­можно, и не совпадут. Важно: учитель не должен добиваться "административными мерами", чтобы главным назвали именно то, что считает таковым он. Другое дело - он может наравне со всеми сказать и свое мнение.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание массивом

ФОРМУЛА I: любой из уровней д/з учитель может задавать массивом.

Например, учитель дает десять задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного ми­нимального объема задания.

ФОРМУЛА 2: задается большой массив задач сразу - в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.

Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные - по желанию. А стимулировать это желание релейны­ми контрольными работами, составленными из задач этого мас­сива. Чем больше нарешал - тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив зада­ется не к следующему уроку, а на более продолжительный отре­зок времени.

Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей шко­лы, особенно в подростковом возрасте. А ваш учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

И еще один момент. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен "замахнуться". И, таким образом, сам как бы отслеживает уровень своей компе­тентности. Плюсы при задании массивом. Первый плюс - проис­ходит самосогласование ребенка и уровня задач, которые решает. Второй - дети решают разные задачи, у них появляется дополни­тельная возможность поговорить не на тему "мыльной оперы", а на тему учебную, обменяться решениями. Третий - выбирая свои задачи, ученик волей-неволей читает остальные. Таким образом, учебный кругозор становится гораздо шире, то есть он знает го­раздо больше задач, чем ему дают, а также учится с первого взгляда оценивать сложность задачи.

Необычная обычность

Учитель задаёт домашнее задание необычным способом.

Примеры:

  • устроить почту с письмами-заданиями, которые раздаёт дежурный в роли почтальона;

  • беспроигрышная лотерея, дети достают из коробки номера заданий;

  • с помощью кубика определяется номер задания на доске;

  • номера задач, упражнений даются в двоичной системе счисления. Это как бы интегрируется с информатикой и разнообразит подачу.

Особое задание

В классе есть ребята, которым вы уделяете особое внима­ние. Например, это ваш "олимпийский резерв". Раз особое вни­мание - то и особое задание.

ФОРМУЛА: продвинутые ученики получают право на вы­полнение особо сложного задания. (Учитель всячески подчерки­вает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.) Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности.

Пример. У учителя обычно было от 3 до 7 учеников, полу­чающих такое задание. Его нельзя было получить просто так - только заслужить. Задание давалось на неделю-две в зависимости от класса и имело две категории сложности. Реально более слож­ная категория отличалась заменой 3-5 средних задач на трудные. Но если ученик решился и получил такое задание, - отказываться уже не имеет права. Все серьезно. В конце тетрадки каждому "особисту" вклеивалась ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСОБОГО ЗАДАНИЯ:

  1. Выбор категории сложности осуществляйте самостоя­тельно.

  2. Задание аккуратно оформляется и сдается к строго огово­ренному сроку.

  3. В конце выполненной работы заполните анкету: РЛ (ука­зываются номера задач, решенных легко); РТ (указываются но­мера задач, решенных с трудом, с подсказкой); HP (указываются номера нерешенных задач).

  4. Задание проверяется в течение недели. Оценки ниже "4" не выставляются. Оценка "4" переносится в журнал только по желанию выполнившего работу.

  5. При заполнении анкеты попробуйте быть справедливыми по отношению к себе.

  6. В конце выполненного задания ДРУГИМ ЦВЕТОМ на­пишите: работа прочитана, ошибки исправлены, задачи сверены с ответом.

Творчество работает на будущее

Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов.

Если учитель регулярно пользуется этим приёмом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия.

Идеальное задание

Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

Это может быть любое из известных нам видов заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберёт пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п.

Обсуждаем д/з (домашнее задание)

ФОРМУЛА: учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен? При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается. Сильный учитель не даст ма­нипулировать собой при таком обсуждении, но всегда учтет и мнение учеников. Прием при регулярном использовании значи­тельно повышает сознательность выполнения д/з. Прием особен­но хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно дает учитель, достаточно разнообразны.

Три уровня д/з

ФОРМУЛА: учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.

Первый уровень - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и ПОСИЛЬНО любому ученику, за обучение которого вы беретесь.

Второй уровень задания - ТРЕНИРОВОЧНЫЙ. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимо­сти от темы урока, подготовленности класса. Это - ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Творчество работает на будущее

ФОРМУЛА: ученики выполняют ТДЗ (творческое домашнее задание).

Если учитель регулярно пользуется этим приемом, то за не­сколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия.

Пример. Ученик девятого класса Саша К. составил темати­ческий сборник из десяти задач по механике, в условиях которых фигурировали детские игрушки и аттракционы.

Пример. Ученики делают плакатики-аннотации самых инте­ресных статей из журналов "Юный натуралист" и "Биология в школе" в рекламно-интригующем стиле. Плакатики вывешива­ются на стене кабинета в период изучения соответствующей те­мы.

Пример. Ученики изготавливали слайды с задачами, в том числе задачами-шутками по физике. Потом сами проводили фрагменты урока по повторению пройденных тем с использова­нием этих слайдов.

Пример. Ученик разрабатывает авторский курс: серию ярких опытов (с пояснениями), цель которых - пробудить интерес к хи­мии у детей из начальных классов. "Защита" такого курса в фор­ме доклада перед своими одноклассниками - прекрасный повод повторить накопленные знания.

Необычная обычность

Даже подача домашнего задания может быть делом нескуч­ным. Привнесите в него некую тайну, загадку... Конечно, не каж­дый раз. Конечно, загадку посильную.

ФОРМУЛА: учитель задает домашнее задание необычным способом.

Творческий характер самого домашнего задания - это по­нятно. А вот подача? Обычно этому не придается особого значе­ния. Учитель может продиктовать задание, может записать его на доске. А если записать как-то по-новому, необычно? Вот что придумала одна учительница:

1."делать французс.ий р.стение ука.ка немец.ий выр.щенный". Ученики должны выписать только пропущенные буквы. Из этих букв у них получится слово "сказка". Значит, до­машнее задание будет: "Сочинить сказку на определенное прави­ло". Попутно мы повторяем правила: написание корней -раст -рос-; суффиксов -к- и -ск-; приставки с-; звонких согласных в корне слова.

  1. 19, 12, 1,9, 12, 1 (сказка). Цифра - это номер буквы в ал­фавите: а - первая, б - вторая и т. д.

  2. Возьмите приставку из слова "предлагать"; корень - из слова "сложить"; суффикс - из слова "умножение"; окончание - из слова "вишня". (Получится слово "предложения".) А домашнее задание будет таким: выпишите из художественных произведе­ний предложения на определенное пунктуационное правило.

  3. Домашнее задание, аналогичное предыдущему (шесть предложений).

Пример. Номера задач, упражнений даются в двоичной сис­теме счисления. Это как бы интегрируется с информатикой и разнообразит подачу.

7. КОНЕЦ УРОКА

Опрос - итог

В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

Например:

  • Что на уроке было главным?

  • Что было интересным? (следует различать главное и интересное)

  • Что нового сегодня узнали?

  • Чему научились?

На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек.

Отсроченная отгадка

А) В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Б) Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующие занятия

Обсуждение домашнего задания

Учитель, вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён.

Роль «психолог». Ученик, которому досталась роль психолога оценивает атмосферу урока, степень её дружественности или наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме замечания любому участнику урока, в том числе учителю.

Роль «адвокат»Ученик, которому досталась роль адвоката защищает учеников от чрезмерно сложного домашнего задания, улаживает спорные вопросы об оценке по письменным работам и пытается разрешить другие спорные вопросы, возникающие на уроке. Эта роль может быть постоянной.

Роль «подводящий итог»

ФОРМУЛА: ученик участвует в управлении обучением, вы­полняя роль "подводящего итоги". Он скажет, какая мысль (вы­вод, результат...) на уроке была, по его мнению, главной.

Технологии развития мышления

Письменные техники

Брейнрайтинг.

В группах, проводящих традиционную моз­говую атаку, люди предлагают идеи по одной. Это последова­тельная обработка информации, так как идеи предлагаются по­следовательно по одной. Брейнрайтинг, напротив, позволяет од­новременно предлагать много идей. Это параллельная обработка информации, так как параллельно можно генерировать много идей. Таким образом, брейнрайтинг впечатляюще усиливает ге­нерацию идей. Если группа, проводящая брейнрайтинг, состоит из десяти членов, то будет генерировано до десяти идей вместо одной, полученной при типичной мозговой атаке с десятью уча­стниками. Основные принципы брейнрайтинга:

  1. Прежде всего обсудите проблему для ее прояснения. За­пишите проблему так, чтобы ее видели все члены группы.

  2. Раздайте участникам карточки размером семь на двена­дцать сантиметров и дайте инструкцию записывать на этих кар­точках свои идеи, по одной на каждой. Тогда как мозговая атака предполагает высказывание участниками идей вслух, при брейн- райтинге люди должны генерировать идеи, молча записывая их. Когда участники заполнят карточку, они молча передают ее сосе­ду справа.

  3. Скажите членам группы, чтобы они прочитали карточки, которые им передали, и относились к ним как к "стимулам". По­просите их на чистых карточках записывать любые новые идеи, вдохновленные стимулирующими карточками, и затем переда­вать их соседу справа. В течение нескольких минут несколько карточек с идеями будут передаваться вокруг стола.

  4. Через 20-30 минут соберите все карточки и предложите членам группы повесить их на стену. Карточки должны быть расположены колонками согласно различным категориям идей, над каждой колонкой должна быть карточка с названием. Удали­те повторяющиеся карточки.

  5. Оцените идеи, дав каждому участнику пакет самоклею­щихся точек, и попросите их приклеить точки на карточки с идеями, которые им понравились. Они могут размещать точки по своему усмотрению, наклеив все на одну карточку, по одной на каждую из пяти различных карточек или в любом другом сочета­нии.

Брейнрайтинг гарантирует, что не будет преимущества у обладающих более громким голосом, участники будут ощущать меньше давления со стороны менеджеров, идеи не могут быть отвергнуты, как только их предлагают. Вы можете придумать свой собственный формат брейнрайтинга, основываясь на сле­дующих двух принципах: (1) генерация идеи происходит молча, и (2) идеи создаются спонтанно и параллельно. Вот некоторые примеры:

Банк идей. Попросите участников молча генерировать идеи на карточках размером семь на двенадцать сантиметров и поло­жить карточки в центр стола вместо того, чтобы передавать их соседу справа. Всякий раз, когда участник хочет получить стиму­лирующую карточку, он просто обменивает свою карточку на карточку из банка.

Галерея. Эта техника изменяет процесс на противополож­ный. Вместо того, чтобы передавать идеи друг другу, чтобы рас­сматривать их, при использовании галереи перемещаются люди. Развесьте листы бумаги по комнате, по одному на каждого участ­ника. Участники в течение 10-15 минут молча стоят и записыва­ют свои идеи на листах (один лист на человека). Затем участни­кам дают 15 минут, чтобы они походили по "галерее", посмотре­ли на другие идеи и сделали заметки. Затем, используя другие идеи для стимулирования дальнейших размышлений, участники возвращаются к собственным листам и дополняют или совершен­ствуют свои идеи. Приблизительно через 10 минут участники рассматривают все идеи и выбирают лучшие.

Рисование идей. Другой вариант техники галереи состоит в том, чтобы попросить участников нарисовать или схематически изобразить свои идеи вместо того, чтобы записывать их. Рисунок и схематическое изображение полезны при творческом мышле­нии для извлечения из памяти информации, которая иначе могла бы быть недоступна. Например, сколько окон в вашем доме? Схематическое изображение дома позволяет увидеть и сосчитать окна. Рисунки или схематическое изображение проблемы стиму­лируют творческое мышление, поскольку они помогают нам за­метить некоторые особенности, которые могут быть пропущены.

Повесьте листы бумаги и затем попросите, чтобы участники на­рисовали эскиз или схему того, как могла бы быть решена про­блема. Затем участникам снова разрешают походить по "галерее" и сделать заметки. Они возвращаются к своим листам и, исполь­зуя эти заметки, совершенствуют собственные эскизы. Затем группа рассматривает все эскизы и придумывает окончательное решение из частей различных эскизов.

Три плюс. Каждый участник молча записывает три идеи в верхней части листов бумаги, по одной на каждом листе. Листы передают человеку, сидящему справа. Этот человек записывает идею, которая улучшает записанную наверху листа. Если участ­ники затрудняются улучшить идею, попросите, чтобы они запи­сали новые. Сделайте это для всех трех идей. Примерно через пять минут листы с идеями снова передают направо. Продолжай­те этот процесс, пока все участники не получат свои первона­чальные листы.

Стена идей. Каждый участник молча пишет идеи на само­клеющихся листках. Пока группа записывает идеи, собирайте их и приклеивайте на стену. Когда все закончат, всей группой сис­тематизируйте идеи. Попросите группу подойти к стене и осмыс­ленно рассортировать идеи. В итоге, идеи будут сгруппированы по различным темам и категориям. Обозначьте каждый набор идей карточкой с названием темы и приклейте ее над набором идей. Сделайте это для каждого набора. Участники могут развить идею или выразить свою обеспокоенность, записав свои мысли на дополнительных самоклеющихся листках и приклеив их рядом с идеей или набором идей. Определите приоритет идей, дав каж­дому участнику десять самоклеющихся точек. Участники опре­деляют приоритет идей, наклеив точку или точки на те идеи, ко­торые им нравятся. Они могут наклеить на любой идее столько точек, сколько захотят. Группа обсуждает наиболее высоко оце­ненные идеи.

Эффект Стравинского. Эта техника объединяет в себе письменное генерирование идей со случайной группировкой лю­дей и идей. Ее создание было вдохновлено работой Игоря Стра­винского, гения модернизма в музыке, который всегда стремился создать чт-то новое. Его "История солдата" ознаменовала собой отход от традиционного стиля исполнения, вводя понятие групп исполнителей (танцовщики, музыканты и рассказчик), которые занимались уникальным воссозданием творения композитора, при этом каждое исполнение было новым экспериментом. Руко­водящие принципы для использования этой техники при мозго­вой атаке:

  1. Помощник предлагает проблему или задачу для обсуж­дения. Например: "Какими способами мы могли бы эффективно разрешить ситуацию?"

  2. Каждый участник записывает восемь ответов или идей на карточках размером семь на двенадцать сантиметров по одной на карточку.

  3. Помощник собирает все карточки и перетасовывает их.

  4. Помощник в случайном порядке раздает каждому участ­нику по три карточки. Убедитесь, что ни один участник не полу­чил свои первоначальные карточки. Попросите, чтобы каждый изучил карточки и расположил их в порядке личного предпочте­ния. Помощник раскладывает оставшиеся карточки на столе ли­цевой стороной вверх.

  5. Помощник просит участников обменять карты, которые им не нравятся, на лежащие на столе. Участники подходят к сто­лу и обменивают любые или все карточки на оставшиеся.

  6. Затем участники обмениваются карточками друг с дру­гом. Каждый участник должен обменять по крайней мере одну карточку, но может и больше.

  7. Помощник просит участников разделиться на группы. Нет никаких ограничений на количество участников, которые мо­гут присоединиться к одной группе, но никакая группа не может иметь больше трех карточек.

  8. Помощник просит, чтобы каждая группа творчески представила свои три идеи группе. Они могут создать плакат, на­клейку на бампер, лозунг, логотип, футболку, телерекламу, пес­ню и т. д.

Раскадровка. Это техника мозговой атаки, заключающаяся в выкладке ключевых понятий, которые затем связывают вместе, чтобы сформировать единое целое. Раскадровку можно сравнить с развешиванием мыслей на стене во время работы над пробле­мой. Ниже изложены основные руководящие принципы, исполь­зуемые во многих методах раскадровки.

1. Тема. Прикрепите карточку с темой на стену.

  1. Цель. Обычно большинство людей начинает с заголовка "цель", что помогает группе обсудить цели рассмотрения кон­кретной темы. Каждую цель при мозговой атаке записывают на карточке и вывешивают под карточкой "цели".

  2. Заголовки. Определите и запишите заголовки, которые прежде всего являются категориями, описывающими основные проблемы, свойства или решения. Каждый заголовок записывают на карточке и вывешивают.

  3. Разное. Полезно включить заголовок "разное", чтобы этот раздел содержал все пункты, которые не соответствуют другим категориям. Записывайте мысли в эту колонку лишь после того, как рассмотрите все остальные колонки. Некоторые из них сами могут стать отдельными заголовками, если в колонке "разное" будет достаточно много похожих пунктов.

  4. Мозговая атака. Члены группы используют каждую кате­горию как стимул для решения проблемы и записывают свои идеи, решения и мысли на карточках. Каждая карточка вывеши­вается под соответствующей карточкой с заголовком.

  5. Вспомогательные идеи. В течение сессии раскадровки считайте все идеи уместными, независимо от того, насколько они кажутся неосуществимыми. Побуждайте группу думать в пози­тивных терминах и воздерживаться от оценок до более позднего времени. Как только участники начнут генерировать идеи, они погрузятся в проблему и будут использовать эти идеи в качестве вспомогательных, чтобы генерировать другие, более новые. По­буждайте участников исследовать принятые решения и пытаться генерировать на их основе дополнительные идеи или объединять решения по разным категориям и использовать их как стимулы для новых идей.

  6. Гибкость. При раскадровке проявляйте гибкость и дина­мичность. По мере накопления идей и предложений вы можете посчитать необходимым добавить больше заголовков. Относи­тесь к раскадровке как к живому, динамичному процессу, кото­рый постоянно развивается, приближая вас к идеальному реше­нию.

  7. Созревание идей. Этот процесс продолжается, пока группа не генерирует достаточное количество идей или не истечет время сессии. Обычно полезно провести мозговую атаку для генерации идей через несколько дней, чтобы идеи могли созреть и "перекрестно опылиться". Вы можете использовать самые разнообраз­ные материалы в качестве стола для раскадровки: пробковые па­нели, проекционное оборудование, классные доски - в общем, любая поверхность, куда вы можете добавлять, удалять или пе­ремещать карточки. Вы можете использовать разные цвета для заголовков и колонок. В зависимости от используемого стола вам могут потребоваться кнопки, ножницы, маркеры, мел, запас кар­точек, самоклеющиеся листки или бумага других типов. Сделайте фотографию законченного стола, чтобы его можно было восста­новить и переделать в будущем, если это будет необходимо. Пре­имущество раскадровки состоит в ее гибкости и адаптируемости к вашим потребностям. Вы можете изменять принципы раскад­ровки, чтобы они удовлетворяли вашим требованиям. Сначала лучше использовать простой процесс. Освоив раскадровку, вы можете при желании расширить ее.

18

© 2010-2022