Выступление на МО заместителей директоров Искусство управлять учителем

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на МО заместителей директоров Искусство управлять учителем

ИСКУССТВО УПРАВЛЯТЬ УЧИТЕЛЕМ

Должикова С.А., Карачинцев В.Н.,

заместители директора по учебно-воспитательной работе

Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 50

Зачем человеку работа? Казалось бы, вопрос простой, ответ очевидный, но многих наших коллег он застал врасплох. Для человека современного работать естественно, но отношение к труду, тем не менее, разное.

Слышали «Притчу о каменотесах»?

… Однажды по пыльной дороге шел путник и за поворотом, на самом солнцепеке, в пыли, увидел человека, тесавшего огромный камень. Человек тесал камень и очень горько плакал…
Путник спросил у него, почему он плачет, и человек сказал, что он самый несчастный на земле и у него самая тяжелая работа на свете. Каждый день он вынужден тесать огромные камни, зарабатывать жалкие гроши, которых едва хватает на то, чтобы кормиться. Путник дал ему монетку и пошел дальше.
И за следующим поворотом дороги увидел еще одного человека, который тоже тесал огромный камень, но не плакал, а был сосредоточен на работе. И у него путник спросил, что он делает, и каменотес сказал, что работает. Каждый день он приходит на это место и обтесывает свой камень. Это тяжелая работа, но он ей рад, а денег, что ему платят, вполне хватает на то, чтобы прокормить семью. Путник похвалил его, дал монетку и пошел дальше.
И за следующим поворотом дороги увидел еще одного каменотеса, который в жаре и пыли тесал огромный камень и пел радостную, веселую песню. Путник изумился. «Что ты делаешь?!!» - спросил он. Человек поднял голову, и путник увидел его счастливое лицо. «Разве ты не видишь? Я строю храм!»

В настоящее время по ряду социально-экономических причин (не будем на них останавливаться, они всем известны), мы наблюдаем стойкое снижение мотивации к труду в обществе. Что же необходимо предпринять менеджеру, чтобы труд приносил хотя бы моральное удовлетворение? Польский писатель Ярослав Ивашкевич утверждал, что «разве есть большая мечта, чем создание для человека условий наиболее соответствующих развитию его способностей?»

С целью создания творческой атмосферы в коллективе мы обратились к изучению теорий мотивации в менеджменте.

Система мотивации реализует три основные функции:

1. Планирование мотивации:

  • выявление актуальных потребностей;

  • установление иерархии потребностей;

  • анализ изменения потребностей;

  • анализ взаимосвязи между потребностями и стимулами;

  • планирование стратегии и целей мотивации;

  • выбор конкретного способа мотивации.

2. Осуществление мотивации:

  • создание условий, отвечающих потребностям;

  • обеспечение вознаграждением за требуемые результаты;

  • создание у работника уверенности в достижении поставленных целей;

  • создание впечатления у работника о высокой ценности вознаграждения.

3. Управление мотивационными процессами:

  • контроль мотивации;

  • сравнение результатов деятельности с требуемыми;

  • корректировка мотивационных стимулов.

Общим для всех функций является подбор кадров с высоким уровнем внутренней мотивации.

Проблемой мотивации занимались многие психологи и социологи. Одна из самых известных теорий - «пирамида» А. Маслоу. После её появления руководители разных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром его потребностей. Для того, чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который соответствует достижению целей всей организации.

Американский психолог Ф. Герцберг добился известности как автор двухфакторной теории мотивации, которая ввела в широкое обращение понятие мотиваторов и гигиенических факторов, стал одной из самых влиятельных фигур в сфере управления бизнесом.

В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения:

  • потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);

  • наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;

  • для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов;

  • для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.


Теория мотивации Ф. Герцберга имеет много общего с теорией А. Маслоу. Но в одном пункте эти теории расходятся. А. Маслоу рассматривал гигиенические факторы как нечто вызывающее ту или иную линию поведения (если менеджер предоставляет рабочему возможность удовлетворить одну из таких потребностей, тот будет работать лучше). Ф. Герцберг, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда их реализация кажется ему неадекватной или несправедливой.

В теории все ясно и понятно, а как её применить на практике, в конкретном коллективе? Для выявления мотивов к труду был проведен социологический опрос среди учителей нашей школы. Предлагался один вопрос: «Зачем Вы работаете?» Ответы были разные, но четко выделялись три тенденции: «я люблю свою работу, мне нравится учить детей, приносить пользу обществу» (мы назвали эту категорию учителей «идеалисты»), « не могу не работать, привык(ла)» («трудоголики»), «зарабатываю на жизнь, помогаю семье материально» («прагматики»). Большая часть коллектива, 87% оказались «идеалистами», что подтвердило вывод Ф. Герцберга о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором.

Учителя - это категория людей впечатлительных, ранимых, с обостренным чувством собственного достоинства. Искусство управлять учителем состоит в том, чтобы делать это незаметно, тонко, но действенно. Основные принципы состоят в следующем: поддержание у подчиненных чувства самоуважения, уверенности в себе; концентрация внимания на проблеме, а не на личности подчиненного; использование метода подкрепления; активное слушание; выдвижение ясных требований и поддержание контакта с работником.

Администрация нашей школы изучила и внедряет опыт Дж. Уелча, легендарного руководителя General Electric. Его цель - сделать свою корпорацию «наиболее конкурентноспособным предприятием в мире».

Четыре урока от Дж. Уелча:

Урок № 1. Будь больше лидером и меньше руководителем.

  • Будь лидером

  • Меньше управляй

  • Четко формулируй свое видение

  • Упрощай

  • Будь менее формальным

  • Заряжай других энергией

  • Смотри реальности в глаза

  • Воспринимай изменения как возможности

  • Ищи хорошие идеи везде

  • Доводи начатое до конца

Урок № 2. Создай чемпионскую организацию.

  • Уничтожь бюрократию

  • Разрушь границы

  • Поставь на первое место ценности

  • Выращивай лидеров

  • Создай культуру, направленную на непрерывное учение

Урок № 3. Раскрой потенциал своих людей.

  • Приобщи каждого

  • Сделай каждого игроком команды

  • Стремись к лучшему, новому

  • Вселяй в людей уверенность

  • Преобразуй работу в удовольствие

Урок № 4. Преобразуй организацию в лидера той сферы, в которой она работает.

  • Будь №1 или№2

  • Сделай качество стилем жизни

  • Постоянно внедряй инновации

  • Сделай скорость нормой

Насколько эффективны эти уроки, каждый определит для себя сам, применив их на практике в своем конкретном коллективе. Главное - добиться успеха! Если говорить о нашем коллективе, то на данный момент в МОШ № 50 7 учителей имеют звание «учитель-методист», 24 учителя - квалификационную категорию «специалист высшей категории». Творческий потенциал педагогического коллектива очень высок. Наши коллеги - активные участники профессиональных конкурсов разных уровней. Их печатные работы можно видеть в специализированных изданиях и в Интернет пространстве. «Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи» (К. Паустовский).

© 2010-2022