- Преподавателю
- Директору, завучу
- Реферат по теме «Педагогический совет как постоянно действующий орган самоуправления образовательного учреждения»
Реферат по теме «Педагогический совет как постоянно действующий орган самоуправления образовательного учреждения»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нечаева А.Р. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»
РЕФЕРАТ
по образовательной программе дополнительного профессионального
образования «Современный образовательный менеджмент.
Принцип государственно-общественного управления в образовании»
на тему:
«Педагогический совет как постоянно действующий орган самоуправления образовательного учреждения»
ВЫПОЛНИЛА: Нечаева Алсу Ринатовна
НОМЕР ГРУППЫ:
РЕЦЕНЗЕНТ:
Челябинск - 2015
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Понятие педагогического совета как постоянно действующего органа самоуправления образовательного учреждения
1.1. Цели и функции педагогического совета………………………………..……..5
1.2. Типология педагогических советов по методам и формам…………………..10
Глава 2. Этапы планирования и проведения педагогического совета
2.1. Содержание педагогического совета ……………………………………….....17
2.2. Планирование содержания педагогического совета ……………………........19
2.3. Этапы проведения педсовета…………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………………..24
Список используемой и цитируемой литературы…………………………………..
Введение
Эффективная работа современной общеобразовательной школы обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников, которые ежедневно несут ответственность перед обществом за свою деятельность. Итоги своей работы школа подводит на педагогическом совете. В современной педагогической практике его роль значительно повышается: усиливается его методическая функция, он превращается в источник педагогических идей, инноваций, становится инструментом коллективного управления образовательным учреждением. Выбранная администрацией школы технология формирования единого педагогического коллектива через педсовет позволяет сформулировать стратегическую цель - создание новой образовательной практики - и на ее основе обеспечить эффективную деятельность педсовета. В этой связи изменение педагогического сознания является приоритетным в управленческой политике.
По определению Е.К.Селевко педагогический совет - это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников:, рассматривающий и решающий основные вопросы учебно-воспитательной работы школы [12,3]. Н.Ф.Дик считает, что педсовет - совещание педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса для совместного решения вопросов и педагогических задач, возникающих в повседневной жизни школы. Это основной орган управления образовательным процессом в школе [3,58].
Л.Д.Киселева определяет педсовет как разновидность делового профессионального общения, организуемого для принятия коллегиального решения по определенному кругу вопросов; разновидность профессиональной педагогической речи; организационный вид совместной коллективной деятельности; процесс работы педколлектива, где обсуждаются проблемы, коллективно принимаются решения; разновидность делового совещания, которому присущ регламентированный характер общения; юридически обоснованное мероприятие, которое для подтверждения своего статуса должно быть зафиксировано в документе [См.: 56, сс.13, 33; 99-100; 117-118, 129].
Педсовет действует на основании Закона РФ «Об образовании», типового Положения об образовательном учреждении, других нормативных актов об образовании, Устава образовательного учреждения, Примерного положения о Педагогическом совете образовательного учреждения [См.: 41, с. 16]. Деятельность педсовета определяется «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы», которое является одним из обязательных локальных актов общеобразовательного учреждения и утверждается педсоветом школы. Срок действия данного Положения не ограничен [См.: 41, с.20].
Сегодня педсовет следует рассматривать как составную часть внутришкольного управления, орган коллективного мышления, думающий и мыслящий нестандартно, находящий выход из затруднительных положений, принимающий решение, иногда неожиданное, рискованное, но в большинстве случаев ведущее к позитивному результату; как орган, предоставляющий возможность реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием. Актуальной является проблема, заключающаяся в том, как сделать педсовет интересным, какие формы педсовета наиболее эффективны, какими средствами педсовет может реализовать идею формирования коллектива единомышленников. Необходима конкретизация задач педсовета, разработка мер предупреждения формализма в его деятельности.
Цель данной работы: рассмотреть педагогический совет как постоянно действующий орган самоуправления образовательного учреждения.
В соответствии с целью определены задачи:
1.Изучить цели, функции и типологию педагогических советов
2. Рассмотреть вопросы планирования и подготовки педагогического совета
Глава 1. Понятие педагогического совета как постоянно действующего органа самоуправления образовательного учреждения
1.1. Цели и функции педагогического совета
Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы школы. Педагогический совет создается во всех общеобразовательных учреждениях, где больше трех учителей.
В постоянный состав педагогического совета входят директор школы (председатель), его заместители, все учителя, воспитатели, организаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекарь, врач, председатель общешкольного родительского комитета. В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотрудничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены общешкольного и классного родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, школьники. Председателем педагогического совета школы является директор школы (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель).
Возможные цели педагогического совета:
-
наметить перспективы работы коллектива, поставить задачи;
-
определить пути, формы обновления школьного образования;
-
познакомить с достижениями педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом;
-
осуществить анализ:
-
состояния учебно-воспитательного процесса;
-
уровня преподавания;
-
качества знаний учащихся;
-
показателей работы за полугодие (год);
-
состояния нравственного воспитания учащихся, уровня их культуры, соблюдения ими правил поведения;
-
состояния преподавания отдельных предметов;
-
раскрыть специфику работы школы по профилю, познакомить с опытом работы другой школы, гимназии, лицея такого же профиля;
-
подвести некоторые итоги работы по модернизации учебно - воспитательного процесса;
-
обеспечить повышение квалификации педагогов и т.д.
Главные цели и задачи педагогического совета - объединить усилия коллектива школы на повышение уровня учебно-воспитательной работы, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
Современный педагогический совет является полифункциональным. Он выполняет следующие функции:
-
управленческие;
-
методические;
-
воспитательные;
-
социально-педагогические.
Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива и его руководителей.
Управленческие (административные) функции педагогического совета включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие.
Законодательные: выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником (принятие рекомендаций органов образования: решений, касающихся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов; осуществление всеобуча, допуска к экзаменам, перевода, награждения; аттестации педагогических работников и др.).
Совещательные: обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций.
Обобщающе-диагностические: проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований.
Планово-прогностические: обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ.
Экспертно-контролирующие: заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников о выполнении учителями и учащимися Устава школы, единых требований к учащимся, о работе с родителями.
Корректирующие: внесение изменений и поправок в планы работы школы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.
В методических функциях педагогического совета можно отметить информационное, обобщающе-аналитическое, развивающее, обучающее, активизирующее направления.
Информационное направление: сообщение о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.
Обобщающе-аналитическое направление: анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта.
Развивающее направление: развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий.
Обучающее направление - это, прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.
Активизирующее направление: активизация усилий педагогического коллектива, всех звеньев методической службы: научно-методического совета, проблемных групп педагогического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого учителя над своей методической темой.
Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.
Формирование индивидуальности: помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого учителя во всем ее богатстве и многообразии.
Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности.
Формирование мотивации: выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разработка единых требований к действиям коллег.
Социально-педагогические функции состоят:
-
в коммуникации, связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ;
-
в координации и интеграции усилий всех субъектов воспитания: школы, семьи, общественных организаций;
-
в согласовании, установлении целесообразных связей, последовательности действий;
-
в социальной защите детей и учительских коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, питания, социального обеспечения, приема и увольнения и т. д.).
Функции педагогического совета
Управленческие
Методические
Воспитательные
Социально-педагогические
Законодательные
Информационные
Индивидуально-формирующие
Коммуникационные
Совещательные
Обобщающе-аналитические
Коллективно-образующие
Интегрирующие
Обобщающе-диагностические
Развивающие
Мотивационно-целевые
Координирующие
Планово-диагностические
Обучающие
Мировоззренчески - идеологические
Защитные
Экспертно-контролирующие
Активизирующие
Организационно-воспитательные
Корректирующие
1.2. Типология педагогических советов по методам и формам
Технология управления развитием школы с помощью педагогических советов отличается большим разнообразием методов и форм, которые определяют результат воздействия на коллектив. Методы и формы - тот организационный механизм, который обеспечивает высокую активность учителей, учащихся и родителей. Существует довольно тесная аналогия между методами и формами, применяемыми в технологиях педагогических советов, и методами и формами образовательного процесса. Так, в работе педагогических советов, как и в процессе обучения, выделяются:
1) словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой);
2) наглядные методы (рисованная наглядность, демонстрация фото-, кино, теле-материалов, компьютерные средства);
3) практические методы (действия учителей, моделирование разнообразных ситуаций, наблюдения за практической деятельностью учителей в учебно-воспитательном процессе).
Имеют место объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы. В форме проведения педагогических советов аналогия с формами обучения менее применима. Педагогический совет традиционно представляет, прежде всего, публичное собрание, деловое совещание.
В практике передовых коллективов сложилось большое разнообразие технологических вариантов педагогических советов с применением различных форм и методов. В зависимости от этого можно выделить три группы педагогических советов:
традиционные (авторитарные, догматические);
современные интенсифицированные (модернизированные, модифицированные), представляющие то или иное улучшение традиционных педсоветов;
нетрадиционные (альтернативные), по аналогии с альтернативными обучающими технологиями.
Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с учителями. По форме и организации деятельности участников этих педсоветов выделяются, прежде всего, такие технологии: традиционный педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями); доклад с содокладами; с приглашением докладчика-специалиста.
Наряду с этим на заседании совета может не быть основного доклада, его заменит серия сообщений, объединенных одной тематикой.
Современной интенсифицированной формой традиционного педсовета является педагогический совет-семинар. Семинар проводится как групповое занятие для повышения квалификации учителей. Заранее вывешиваются вопросы, по которым планируется собеседование. Подготовка требует предварительного изучения - чтения, конспектирования, а в ходе педсовета - активного участия в собеседованиях. Выступающие должны быть достаточно подготовлены, особенно если поднята новая проблема, вызывающая споры, вопросы.
Затем проходит курс практических занятий по какому-либо вопросу, проблеме. В традиционную словесно-логическую «партитуру» педагогического совета могут включаться интенсифицирующие деятельность учителей формы организации: открытый урок или мероприятие; показ моделей уроков и мероприятий; использование видеоматериалов; показ результатов образовательного процесса деятельности школьников.
Среди нетрадиционных педагогических советов, получивших распространение в последнее десятилетие, можно назвать такие: деловая игра в форме коллективного творческого дела, «круглый стол», диспут, дискуссия, конференция, педагогический консилиум, творческий отчет, презентация, конкурс, аукцион, фестиваль и др.
Педагогический совет-деловая игра - обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация. Одна из форм деловой игры - «мозговая атака».
Педагогический совет в форме КТД (коллективного творческого дела) предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы являются:
осознание целей как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива;
разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости;
частичное осуществление контроля членами коллектива;
деловое общение коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.
Педагогический совет-диспут, дискуссия. Диспут (научная полемика) - это форма сотрудничества, которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины. Педагогический совет-дискуссия предполагает, что каждый учитель (или большинство) коллектива выскажет свое мнение по какому-то вопросу, ознакомится с мнением коллег. Участникам педагогического совета-диспута, дискуссии целесообразно сесть лицом друг к другу: так удобнее противостоять друг другу, отстаивать противоположные взгляды, вырабатывать общее мнение. Разновидностями дискуссии являются формы «круглого стола», «философского стола» и др.
Педагогический совет-консилиум проводится для координации действий педагогов в работе с учащимися определенного класса, определения причин выявленных затруднений и поиска способов их разрешения. Педагогический консилиум делает знания об учениках наиболее многосторонними, более объективными, способствует обмену опытом индивидуального подхода к школьникам.
На педагогическом совете - творческом отчете отдельного учителя или кафедры (методического объединения) обобщается передовой педагогический опыт, отбираются наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Опыт отдельного учителя становится достоянием всех. Такой педсовет - один из важнейших способов повысить методический уровень учителей.
Педагогический совет-презентация проводится для официального представления новых программ, учебников, учебных кабинетов, нового опыта по определенной проблеме. Цель презентации - привлечь внимание к чему-либо, ознакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку.
Педагогический совет-конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумывается подведение итогов.
Педагогический совет-конференция предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов школы. Творческий обмен опытом - суть педсовета-конференции.
Педагогический совет-аукцион рассматривает множество представленных идей (методик, методических приемов) по определенной проблеме. Учителя «покупают» только те, которые заслуживают внимания, более реальны, жизнеспособны. Педагогический совет-аукцион может быть проведен и в форме «защиты проекта» поощряет рост инициативы учителей, их самостоятельность и творчество, попытку создать свой неповторимый опыт (форму, прием), свою программу - учебную, развивающую. Желательно посадить участников «треугольником», чтобы они видели друг друга и легко общались между собой. Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем «круглый стол», и в то же время в какой-то мере выделить положение руководителя (жюри).
Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.
По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т. д.), объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников).
Постоянный состав педагогического совета определен «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы» и включает весь педагогический коллектив.
На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, ученики.
Объединенный педагогический совет решает с другим коллективом общие проблемы, обсуждает цели, содержание, формы, методы, приемы работы. В зависимости от обсуждаемых вопросов педсовет может быть проведен совместно с педагогическим коллективом другой школы или ПТУ.
Малый (ограниченный) педагогический совет, занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней, например, учителей выпускных начальных классов и тех, кто работает в 5-х классах, если рассматривается преемственность начальной школы и среднего звена, и т. д.
По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть тактическим, стратегическим; стартовым, текущим, итоговым; четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным: по итогам проверок, смотров и т. д.
Тактический педагогический совет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, рассматривает актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом.
Стратегический педагогический совет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат его работы - перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.
Стартовый (установочный) педагогический совет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития.
Текущий (рабочий) педагогический совет дает анализ состояния воспитательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной - посвящен подведению итогов работы школы за четверть. Полугодовой - подводит итоги работы за полугодие.
Итоговый педагогический совет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы (в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя выявить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха.
Все педагогические советы должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний.
Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данной школе технологии.
Глава 2. Вопросы планирования и подготовки педагогического совета
2.1. Содержание педагогического совета
Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления:
-
управление развитием образования;
-
обновление содержания образования в связи с появлением новых стандартов образования;
-
повышение уровня профессионализма педагогов через внедрение новых образовательных технологий;
-
личностно-ориентированное общение.
Содержание педсоветов позволяет педагогам познакомиться с теоретическими основами многих инновационных направлений в образовании и увидеть их практическое применение, или самим в процессе практикумов отработать многие теоретические идеи. Управленческие педсоветы в начале и в конце учебного года позволяют сформировать аналитические умения педагогов, усвоение коллективом составляющих качеств образования, и умения планировать деятельность исходя из выявленных проблем и приоритетов развития школы.
Современную проблематику педсоветов можно представить такими модулями:
-
Модуль А: знания, умения, навыки учащихся
-
Модуль В: образовательные технологии.
-
Модуль С: урок
-
Модуль Д: воспитание.
-
Модуль Е: работа классного руководителя.
-
Модуль F: развитие школы.
-
МодульG: школьник.
-
Модуль H: учитель.
-
Модуль J: родители (семья, социум).
Модули А, В, С охватывают процесс обучения, модули Д,Е воспитание, Р- управление, а модули G ,H ,J включают проблемы связанные с субъектами и объектами этих процессов. В живом образовательном процессе все эти проблемы находятся во взаимодействии, в движении, изменяются, проявляясь то наиболее остро, то отодвигаясь на задний план. Этим процессом управляют администрация и методическая служба школы с помощью совещаний, семинаров, лекций, посещений уроков, индивидуальных бесед с учителями. Важнейшим средством управления регулирования и разрешения возникающих проблем выступает педагогический совет. Он определяет пути и средства решения проблем, дает рекомендации на длительный срок, таким образом, управляя уровнем и результатами образовательного процесса. Как известно искусство управления состоит в том, чтобы предупредить многие проблемы сгладить их остроту.
Конкретная тема, встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается:
-
освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области;
-
состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков и т.д.);
-
обзор учебно-методического обеспечения;
-
рекомендации по затронутым проблемам.
Формулировки темы и обсуждаемых вопросов в объявлении о повестке дня должны быть проблемными, лаконичными, доступными, выразительными и эмоциональными.
2.2. Планирование содержания педагогического совета
В каждой школе - своя технология педагогических советов, в связи с этим различают три модели их планирования:
-
Планирование в локально-модульной технологии исходит из ориентации на наиболее актуальные для школы социально-педагогические проблемы (реализация ближних перспектив в пределах одного учебного года). Учитывается специфика темы, над которой работает школа. При этом в поле зрения оказываются лишь один-два модуля содержания педагогических советов.
-
Использование педагогического совета вместе с другими средствами управления (частнометодический уровень технологии, стратегия модульных изменений), В такой модели педагогические советы ориентируются на средне-перспективное планирование, на последовательное рассмотрение основных проблем в ближайшие 2-3 года.
-
Педагогический совет может стать основным системообразующим средством построения и реализации программы развития школы. Такая его модель опирается на стратегическое, долгосрочное (3-5 лет) планирование на диагностической основе, рассчитанное на дальнюю перспективу охвата всех актуальных для школы проблем с диалектическим развитием (углублением и расширением) уровня их рассмотрения на каждом следующем витке развития.
Первая модель исходит из актуальности, учитывает, прежде всего, конкретный социальный заказ школе, указания вышестоящих органов, а также реальные (сегодняшние) проблемы учебно-воспитательного процесса. Однако педагогические советы, представляющие только ответ на ситуацию, назревшую проблему, не отвечают требованиям преемственности, не выстраиваются в систему, не выполняют прогностической функции и поэтому являются недостаточно эффективными для развития школы.
Поэтому более эффективна вторая модель, организующая планомерное развитие образовательного процесса, его коллективное изучение, обсуждение и общественную экспертизу.
Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее часто встречающаяся структура годового цикла состоит из пяти составляющих:
• первый - аналитическо-планирующий педагогический совет, проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящен анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентировке на решение предстоящих проблем;
-
второй, третий и четвертый педагогические советы - тематические с промежуточными итогами;
-
пятый - итогово-организационный. На нем подводятся итоги года, допуск к экзаменам, перевод в следующий класс и т. п.
2.3. Этапы проведения педсовета
1 этап - этап разработки осуществляется администрацией и методическим советом школы (или методическими объединениями). Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагается разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план совета, вопросы для обсуждения, библиография.
2 этап - этап подготовки (творческие проблемные группы). Подготовку к педагогическому совету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией, предметные кафедры или методические объединения. Разрабатываются планы работы педагогического совета.
Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. К работе группы подключаются (оказывают помощь) члены администрации, руководители методических объединений.
Проблемные группы совместно с администрацией:
- занимаются разработкой вопросов к педагогическому совету;
- проводят анкетирование педагогов и учащихся;
- продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни);
- посещают уроки и внеклассные мероприятия;
- оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме;
- изучают документацию образовательного учреждения;
- разрабатывают памятки;
- готовят объявление о предстоящем педагогическом совете;
- разрабатывают проект решения и рекомендации.
Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педагогическому совету обеспечивается тем, что на методическом стенде школы за месяц или более вывешивается плакат-объявление о предстоящем педсовете. На нем - дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой проблеме.
3 этап - этап проведения . Длительность педагогического совета по времени - 2 - 2,5 часа. Эффективность проведения педагогического совета существенно повышает памятка о требованиях к выступающим:
- уметь слушать и не прерывать оратора;
- мнение каждого должно быть услышано, учтено и принято;
- мысли и предложения надо сформулировать четко и кратко;
- чужое мнение должно уважаться, но при этом нужно высказывать и свое;
- доказывать свою точку зрения необходимо, опираясь на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только педагогики, но и психологии, физиологии, дефектологии и других наук;
- вносить конкретные предложения, точно их адресовать. Критиковать по-деловому, принципиально. Не допускать эмоциональных всплесков, помнить, что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями.
Основные недостатки, существенно снижающие эффективность педсоветов:
- декларативные выступления членов администрации и учителей без диагностики недостатков педколлектива в учебно-воспитательном процессе, без прогнозирования их разрешения;
- авторитарность утверждений; превращение педсовета в инструктаж педколлектива;
- абстрактность принимаемых решений, отсутствие измерителей;
- Отсутствие контроля за исполнением принимаемых решений.
4 этап - этап принятия решения.
Процедура принятия решения имеет важное значение. Проект решения готовится заранее рабочим президиумом и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения и, наконец, проводится голосование окончательного варианта решения в целом. Решения принимаются большинством голосов, являются обязательными для всех членов школьного коллектива и могут служить основанием для управленческой деятельности администрации. При равном количестве голосов решающим является голос председателя совета.
Решение педсовета состоит из двух частей:
а) констатирующей;
б) постановляющей.
В констатирующей части делается анализ работы коллектива, дается ее оценка. Более подробно указываются нерешенные вопросы и недостатки, приводятся факты, цифры, причины недостатков, фамилии ответственных лиц, от которых зависит решение вопроса, и т. д.
Постановляющая часть содержит программу деятельности на предстоящий период по обсуждаемой проблеме. Обычно в решении каждому нерешенному вопросу и недостатку соответствует отдельный пункт решения, в которой четко указывается содержание предстоящей работы (дела), сроки и ответственные за исполнение.
Организацию работы по выполнению решений и рекомендаций педагогического совета осуществляет председатель педагогического совета. На очередном совете докладывают о ходе выполнения принятых решений те, на кого был возложен контроль.
Заключение
Управление современной школой осуществляется на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью. Руководители школы в своей работе опираются на коллегиальные органы управления, значение которых возросло; в связи с работой школы в последние десятилетия на основе принципов демократизации. Педагогический совет - это постоянно действующий, руководящий коллегиальный орган в образовательном учреждении для решения вопросов образовательного процесса, определения путей его совершенствования профессионалами одного педагогического коллектива.
В организации Совета педагогов происходит интенсивный информационный обмен, накопление, осмысление, и переработка информации всеми членами педагогического коллектива. Доклады из опыта работы педагогов и специалистов связаны с освоением или разработкой новых педагогических технологий и осмыслением их влияния на развитие детей.
Таким образом, технология Совета педагогов помогает осуществлять управление целостным педагогическим процессом образовательного учреждения и обеспечивает его развитие.
Список используемой и цитируемой литературы
-
Воронина Е.В. Педагогический совет в системе работы школы: В помощь школьной администрации. 2-е изд. - М.: 5 за знания, 2008. - 176 С.
-
Гафурова И.М. Педагогический! совет. Проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную. - СПб.: «Паритет», 2003.-48 С.
-
Дик Н.Ф. Педагогический совет в общеобразовательном учреждении / Н.Ф.Дик Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 288 С.
-
Журнал «Завуч» №6, 2006г. Статья «Педагогический совет в общеобразовательной школе»
-
Журнал «Завуч» №6, 2008г. статья «Августовский педсовет».
-
Журнал «Завуч» №7, 2006г. Положение о педагогическом совете
-
Землянская E.H. Методическая - разработка педагогического совета в форме деловой игры // Завуч начальной школы, 2007, №1. С.54-591'
-
Киселева Л.Д. Педагогический совет как жанровая разновидность публичного профессионального полилога / Дисс. канд. пед. наук. Новокузнецк, 2004. - 226 С.
-
Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студентов высш. и сред. учеб. заведений / И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, С.А.Смирнов и др.; под ред. С.А.Смирнова. - 6-е изд., перераб. М.: Академия, 2006. - 512 С.
-
ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
-
Педсовет: идеи, методики, формы. - М.: Педагогический поиск, 2000.
-
Селевко Г.К. Педагогический совет как управленческая технология // Сельская школа, 2006, №.6. С.3-15.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для 'пед. вузов и ин-тов повышения квалификации; Проф. пед. б-ка. М.: Нар. образование, 1998. - 255 С.