Реферат по теме «Педагогический совет как постоянно действующий орган самоуправления образовательного учреждения»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»


РЕФЕРАТ

по образовательной программе дополнительного профессионального

образования «Современный образовательный менеджмент.

Принцип государственно-общественного управления в образовании»

на тему:

«Педагогический совет как постоянно действующий орган самоуправления образовательного учреждения»


ВЫПОЛНИЛА: Нечаева Алсу Ринатовна

НОМЕР ГРУППЫ:

РЕЦЕНЗЕНТ:

Челябинск - 2015

Содержание


Введение …………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Понятие педагогического совета как постоянно действующего органа самоуправления образовательного учреждения

1.1. Цели и функции педагогического совета………………………………..……..5

1.2. Типология педагогических советов по методам и формам…………………..10

Глава 2. Этапы планирования и проведения педагогического совета

2.1. Содержание педагогического совета ……………………………………….....17

2.2. Планирование содержания педагогического совета ……………………........19

2.3. Этапы проведения педсовета…………………………………………………..21

Заключение…………………………………………………………………………..24

Список используемой и цитируемой литературы…………………………………..

Введение

Эффективная работа современной общеобразовательной школы обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников, которые ежедневно несут ответственность перед обществом за свою деятельность. Итоги своей работы школа подводит на педагогическом совете. В современной педагогической практике его роль значительно повышается: усиливается его методическая функция, он превращается в источник педагогических идей, инноваций, становится инструментом коллективного управления образовательным учреждением. Выбранная администрацией школы технология формирования единого педагогического коллектива через педсовет позволяет сформулировать стратегическую цель - создание новой образовательной практики - и на ее основе обеспечить эффективную деятельность педсовета. В этой связи изменение педагогического сознания является приоритетным в управленческой политике.

По определению Е.К.Селевко педагогический совет - это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников:, рассматривающий и решающий основные вопросы учебно-воспитательной работы школы [12,3]. Н.Ф.Дик считает, что педсовет - совещание педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса для совместного решения вопросов и педагогических задач, возникающих в повседневной жизни школы. Это основной орган управления образовательным процессом в школе [3,58].

Л.Д.Киселева определяет педсовет как разновидность делового профессионального общения, организуемого для принятия коллегиального решения по определенному кругу вопросов; разновидность профессиональной педагогической речи; организационный вид совместной коллективной деятельности; процесс работы педколлектива, где обсуждаются проблемы, коллективно принимаются решения; разновидность делового совещания, которому присущ регламентированный характер общения; юридически обоснованное мероприятие, которое для подтверждения своего статуса должно быть зафиксировано в документе [См.: 56, сс.13, 33; 99-100; 117-118, 129].

Педсовет действует на основании Закона РФ «Об образовании», типового Положения об образовательном учреждении, других нормативных актов об образовании, Устава образовательного учреждения, Примерного положения о Педагогическом совете образовательного учреждения [См.: 41, с. 16]. Деятельность педсовета определяется «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы», которое является одним из обязательных локальных актов общеобразовательного учреждения и утверждается педсоветом школы. Срок действия данного Положения не ограничен [См.: 41, с.20].

Сегодня педсовет следует рассматривать как составную часть внутришкольного управления, орган коллективного мышления, думающий и мыслящий нестандартно, находящий выход из затруднительных положений, принимающий решение, иногда неожиданное, рискованное, но в большинстве случаев ведущее к позитивному результату; как орган, предоставляющий возможность реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием. Актуальной является проблема, заключающаяся в том, как сделать педсовет интересным, какие формы педсовета наиболее эффективны, какими средствами педсовет может реализовать идею формирования коллектива единомышленников. Необходима конкретизация задач педсовета, разработка мер предупреждения формализма в его деятельности.

Цель данной работы: рассмотреть педагогический совет как постоянно действующий орган самоуправления образовательного учреждения.

В соответствии с целью определены задачи:

1.Изучить цели, функции и типологию педагогических советов

2. Рассмотреть вопросы планирования и подготовки педагогического совета

Глава 1. Понятие педагогического совета как постоянно действующего органа самоуправления образовательного учреждения

1.1. Цели и функции педагогического совета

Педагогический совет - постоянно действующий коллегиаль­ный орган самоуправления педагогических работников. Он прово­дится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-вос­питательной работы школы. Педагогический совет создается во всех общеобразовательных уч­реждениях, где больше трех учителей.

В постоянный состав педагогического совета входят директор школы (председатель), его заместители, все учителя, воспитатели, орга­низаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекарь, врач, председатель общешкольного родительского коми­тета. В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотруд­ничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены об­щешкольного и классного родительских комитетов, представители дет­ских общественных организаций, родители, школьники. Председателем педагогического совета школы является директор школы (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель).

Возможные цели педагогического совета:

  • наметить перспективы работы коллектива, поставить задачи;

  • определить пути, формы обновления школьного образования;

  • познакомить с достижениями педагогической науки, их ис­пользованием педагогическим коллективом;

  • осуществить анализ:

  • состояния учебно-воспитательного процесса;

  • уровня преподавания;

  • качества знаний учащихся;

  • показателей работы за полугодие (год);

  • состояния нравственного воспитания учащихся, уровня их культуры, соблюдения ими правил поведения;

  • состояния преподавания отдельных предметов;

  • раскрыть специфику работы школы по профилю, познако­мить с опытом работы другой школы, гимназии, лицея такого же профиля;

  • подвести некоторые итоги работы по модернизации учебно - воспитательного процесса;

  • обеспечить повышение квалификации педагогов и т.д.

Главные цели и задачи педагогического совета - объединить усилия коллектива школы на повышение уровня учебно-воспита­тельной работы, использование в практике достижений педагогиче­ской науки и передового опыта.

Современный педагогический совет является полифункциональным. Он выполняет следующие функции:

  • управленческие;

  • методические;

  • воспитательные;

  • социально-педагогические.

Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива и его руководителей.

Управленческие (административные) функции педагогиче­ского совета включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие.

Законодательные: выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником (принятие рекомендаций органов образования: решений, касающихся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов; осуществление всеобуча, допуска к эк­заменам, перевода, награждения; аттестации педагогических работников и др.).

Совещательные: обсуждение объективной информации о со­стоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций.

Обобщающе-диагностические: проведение опытно-экспери­ментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований.

Планово-прогностические: обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных пла­нов, программ.

Экспертно-контролирующие: заслушивание отчетов, заключе­ний о деятельности педагогических и руководящих работников о вы­полнении учителями и учащимися Устава школы, единых требо­ваний к учащимся, о работе с родителями.

Корректирующие: внесение изменений и поправок в планы ра­боты школы в связи с изменениями государственной политики, со­циальной обстановки, социального заказа.

В методических функциях педагогического совета можно от­метить информационное, обобщающе-аналитическое, развивающее, обучающее, активизирующее направления.

Информационное направление: сообщение о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о дости­жениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.

Обобщающе-аналитическое направление: анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педа­гогического опыта.

Развивающее направление: развитие педагогического мастер­ства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающи­ми наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных тех­нологий.

Обучающее направление - это, прежде всего повышение квали­фикации педагогических работников путем различных форм переда­чи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.

Активизирующее направление: активизация усилий педагоги­ческого коллектива, всех звеньев методической службы: научно-методического совета, проблемных групп педагогического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого учителя над своей методической темой.

Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.

Формирование индивидуальности: помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого учителя во всем ее богатстве и многообразии.

Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки за­седаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответствен­ность, способность к планомерной деятельности.

Формирование мотивации: выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разработка единых требований к действиям коллег.

Социально-педагогические функции состоят:

  • в коммуникации, связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ;

  • в координации и интеграции усилий всех субъектов воспита­ния: школы, семьи, общественных организаций;

  • в согласовании, установлении целесообразных связей, после­довательности действий;

  • в социальной защите детей и учительских коллективов, вы­полнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, питания, социального обеспечения, приема и увольнения и т. д.).

Функции педагогического совета

Управленческие

Методические

Воспитательные

Социально-педагогические

Законодательные

Информационные

Индивидуально-формирующие

Коммуникационные

Совещательные

Обобщающе-аналитические

Коллективно-образующие

Интегрирующие

Обобщающе-диагностические

Развивающие

Мотивационно-целевые

Координирующие

Планово-диагностические

Обучающие

Мировоззренчески - идеологические

Защитные

Экспертно-контролирующие

Активизирующие

Организационно-воспитательные

Корректирующие






















1.2. Типология педагогических советов по методам и формам

Технология управления развитием школы с помощью педагогических советов отличается большим разнообразием методов и форм, которые определяют результат воздействия на коллектив. Методы и формы - тот организационный механизм, который обеспечивает высокую активность учителей, учащихся и родителей. Существует довольно тесная аналогия между методами и формами, применяемыми в технологиях педагогических советов, и методами и формами образовательного процесса. Так, в работе педагогических советов, как и в процессе обучения, выделяются:

1) словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой);

2) наглядные методы (рисованная наглядность, демонстрация фото-, кино, теле-материалов, компьютерные средства);

3) практические методы (действия учителей, моделирование разнообразных ситуаций, наблюдения за практической деятельностью учителей в учебно-воспитательном процессе).

Имеют место объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы. В форме проведения педагогических советов аналогия с формами обучения менее применима. Педагогический совет традиционно представляет, прежде всего, публичное собрание, деловое совещание.

В практике передовых коллективов сложилось большое разнообразие технологических вариантов педагогических советов с применением различных форм и методов. В зависимости от этого можно выделить три группы педагогических советов:

 традиционные (авторитарные, догматические);

 современные интенсифицированные (модернизированные, модифицированные), представляющие то или иное улучшение традиционных педсоветов;

 нетрадиционные (альтернативные), по аналогии с альтернативными обучающими технологиями.

Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с учителями. По форме и организации деятельности участников этих педсоветов выделяются, прежде всего, такие технологии: традиционный педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями); доклад с содокладами; с приглашением докладчика-специалиста.

Наряду с этим на заседании совета может не быть основного доклада, его заменит серия сообщений, объединенных одной тематикой.

Современной интенсифицированной формой традиционного педсовета является педагогический совет-семинар. Семинар проводится как групповое занятие для повышения квалификации учителей. Заранее вывешиваются вопросы, по которым планируется собеседование. Подготовка требует предварительного изучения - чтения, конспектирования, а в ходе педсовета - активного участия в собеседованиях. Выступающие должны быть достаточно подготовлены, особенно если поднята новая проблема, вызывающая споры, вопросы.

Затем проходит курс практических занятий по какому-либо вопросу, проблеме. В традиционную словесно-логическую «партитуру» педагогического совета могут включаться интенсифицирующие деятельность учителей формы организации: открытый урок или мероприятие; показ моделей уроков и мероприятий; использование видеоматериалов; показ результатов образовательного процесса деятельности школьников.

Среди нетрадиционных педагогических советов, получивших распространение в последнее десятилетие, можно назвать такие: деловая игра в форме коллективного творческого дела, «круглый стол», диспут, дискуссия, конференция, педагогический консилиум, творческий отчет, презентация, конкурс, аукцион, фестиваль и др.

Педагогический совет-деловая игра - обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация. Одна из форм деловой игры - «мозговая атака».

Педагогический совет в форме КТД (коллективного творческого дела) предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы являются:

 осознание целей как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива;

 разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости;

 частичное осуществление контроля членами коллектива;

 деловое общение коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.

Педагогический совет-диспут, дискуссия. Диспут (научная полемика) - это форма сотрудничества, которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины. Педагогический совет-дискуссия предполагает, что каждый учитель (или большинство) коллектива выскажет свое мнение по какому-то вопросу, ознакомится с мнением коллег. Участникам педагогического совета-диспута, дискуссии целесообразно сесть лицом друг к другу: так удобнее противостоять друг другу, отстаивать противоположные взгляды, вырабатывать общее мнение. Разновидностями дискуссии являются формы «круглого стола», «философского стола» и др.

Педагогический совет-консилиум проводится для координации действий педагогов в работе с учащимися определенного класса, определения причин выявленных затруднений и поиска способов их разрешения. Педагогический консилиум делает знания об учениках наиболее многосторонними, более объективными, способствует обмену опытом индивидуального подхода к школьникам.

На педагогическом совете - творческом отчете отдельного учителя или кафедры (методического объединения) обобщается передовой педагогический опыт, отбираются наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Опыт отдельного учителя становится достоянием всех. Такой педсовет - один из важнейших способов повысить методический уровень учителей.

Педагогический совет-презентация проводится для официального представления новых программ, учебников, учебных кабинетов, нового опыта по определенной проблеме. Цель презентации - привлечь внимание к чему-либо, ознакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку.

Педагогический совет-конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумывается подведение итогов.

Педагогический совет-конференция предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов школы. Творческий обмен опытом - суть педсовета-конференции.

Педагогический совет-аукцион рассматривает множество представленных идей (методик, методических приемов) по определенной проблеме. Учителя «покупают» только те, которые заслуживают внимания, более реальны, жизнеспособны. Педагогический совет-аукцион может быть проведен и в форме «защиты проекта» поощряет рост инициативы учителей, их самостоятельность и творчество, попытку создать свой неповторимый опыт (форму, прием), свою программу - учебную, развивающую. Желательно посадить участников «треугольником», чтобы они видели друг друга и легко общались между собой. Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем «круглый стол», и в то же время в какой-то мере выделить положение руководителя (жюри).

Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.

По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т. д.), объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников).

Постоянный состав педагогического совета определен «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы» и включает весь педагогический коллектив.

На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, ученики.

Объединенный педагогический совет решает с другим коллективом общие проблемы, обсуждает цели, содержание, формы, методы, приемы работы. В зависимости от обсуждаемых вопросов педсовет может быть проведен совместно с педагогическим коллективом другой школы или ПТУ.

Малый (ограниченный) педагогический совет, занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней, например, учителей выпускных начальных классов и тех, кто работает в 5-х классах, если рассматривается преемственность начальной школы и среднего звена, и т. д.

По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть тактическим, стратегическим; стартовым, текущим, итоговым; четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным: по итогам проверок, смотров и т. д.

Тактический педагогический совет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, рассматривает актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом.

Стратегический педагогический совет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат его работы - перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.

Стартовый (установочный) педагогический совет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития.

Текущий (рабочий) педагогический совет дает анализ состояния воспитательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной - посвящен подведению итогов работы школы за четверть. Полугодовой - подводит итоги работы за полугодие.

Итоговый педагогический совет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы (в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя выявить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха.

Все педагогические советы должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний.

Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данной школе технологии.








Глава 2. Вопросы планирования и подготовки педагогического совета

2.1. Содержание педагогического совета

Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления:

  • управление развитием образования;

  • обновление содержания образования в связи с появлением новых стандартов образования;

  • повышение уровня профессионализма педагогов через внедрение новых образовательных технологий;

  • личностно-ориентированное общение.

Содержание педсоветов позволяет педагогам познакомиться с теоретическими основами многих инновационных направлений в образовании и увидеть их практическое применение, или самим в процессе практикумов отработать многие теоретические идеи. Управленческие педсоветы в начале и в конце учебного года позволяют сформировать аналитические умения педагогов, усвоение коллективом составляющих качеств образования, и умения планировать деятельность исходя из выявленных проблем и приоритетов развития школы.

Современную проблематику педсоветов можно представить такими модулями:

  • Модуль А: знания, умения, навыки учащихся

  • Модуль В: образовательные технологии.

  • Модуль С: урок

  • Модуль Д: воспитание.

  • Модуль Е: работа классного руководителя.

  • Модуль F: развитие школы.

  • МодульG: школьник.

  • Модуль H: учитель.

  • Модуль J: родители (семья, социум).

Модули А, В, С охватывают процесс обучения, модули Д,Е воспитание, Р- управление, а модули G ,H ,J включают проблемы связанные с субъектами и объектами этих процессов. В живом образовательном процессе все эти проблемы находятся во взаимодействии, в движении, изменяются, проявляясь то наиболее остро, то отодвигаясь на задний план. Этим процессом управляют администрация и методическая служба школы с помощью совещаний, семинаров, лекций, посещений уроков, индивидуальных бесед с учителями. Важнейшим средством управления регулирования и разрешения возникающих проблем выступает педагогический совет. Он определяет пути и средства решения проблем, дает рекомендации на длительный срок, таким образом, управляя уровнем и результатами образовательного процесса. Как известно искусство управления состоит в том, чтобы предупредить многие проблемы сгладить их остроту.

Конкретная тема, встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается:

  • освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области;

  • состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков и т.д.);

  • обзор учебно-методического обеспечения;

  • рекомендации по затронутым проблемам.

Формулировки темы и обсуждаемых вопросов в объявлении о повестке дня должны быть проблемными, лаконичными, доступными, выразительными и эмоциональными.

2.2. Планирование содержания педагогического совета

В каждой школе - своя технология педагогических советов, в связи с этим различают три модели их планирования:

  1. Планирование в локально-модульной технологии исхо­дит из ориентации на наиболее актуальные для школы социально-педагогические проблемы (реализация ближних перспектив в пре­делах одного учебного года). Учитывается специфика темы, над ко­торой работает школа. При этом в поле зрения оказываются лишь один-два модуля содержания педагогических советов.

  2. Использование педагогического совета вместе с другими средствами управления (частнометодический уровень технологии, стратегия модульных изменений), В такой модели педагогические сове­ты ориентируются на средне-перспективное планирование, на последо­вательное рассмотрение основных проблем в ближайшие 2-3 года.

  3. Педагогический совет может стать основным системообра­зующим средством построения и реализации программы разви­тия школы. Такая его модель опирается на стратегическое, долго­срочное (3-5 лет) планирование на диагностической основе, рассчи­танное на дальнюю перспективу охвата всех актуальных для школы проблем с диалектическим развитием (углублением и расширением) уровня их рассмотрения на каждом следующем витке развития.

Первая модель исходит из актуальности, учитывает, прежде всего, конкретный социальный заказ школе, указания вышестоящих органов, а также реальные (сегодняшние) проблемы учебно-воспитательного процесса. Однако педагогические советы, пред­ставляющие только ответ на ситуацию, назревшую проблему, не от­вечают требованиям преемственности, не выстраиваются в систему, не выполняют прогностической функции и поэтому являются недос­таточно эффективными для развития школы.

Поэтому более эффективна вторая модель, организующая пла­номерное развитие образовательного процесса, его коллективное изучение, обсуждение и общественную экспертизу.

Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наибо­лее часто встречающаяся структура годового цикла состоит из пяти составляющих:

• первый - аналитическо-планирующий педагогический совет, проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящен анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентировке на решение предстоящих проблем;

  • второй, третий и четвертый педагогические советы - тема­тические с промежуточными итогами;

  • пятый - итогово-организационный. На нем подводятся итоги года, допуск к экзаменам, перевод в следующий класс и т. п.





2.3. Этапы проведения педсовета

1 этап - этап разработки осуществляется администрацией и методическим советом школы (или методическими объединениями). Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагается разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план совета, вопросы для обсуждения, библиография.

2 этап - этап подготовки (творческие проблемные группы). Подготовку к педагогическому совету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией, предметные кафедры или методические объединения. Разрабатываются планы работы педагогического совета.

Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. К работе группы подключаются (оказывают помощь) члены администрации, руководители методических объединений.

Проблемные группы совместно с администрацией:

- занимаются разработкой вопросов к педагогическому совету;

- проводят анкетирование педагогов и учащихся;

- продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни);

- посещают уроки и внеклассные мероприятия;

- оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме;

- изучают документацию образовательного учреждения;

- разрабатывают памятки;

- готовят объявление о предстоящем педагогическом совете;

- разрабатывают проект решения и рекомендации.

Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педагогическому совету обеспечивается тем, что на методическом стенде школы за месяц или более вывешивается плакат-объявление о предстоящем педсовете. На нем - дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой проблеме.

3 этап - этап проведения . Длительность педагогического совета по времени - 2 - 2,5 часа. Эффективность проведения педагогического совета существенно повышает памятка о требованиях к выступающим:

- уметь слушать и не прерывать оратора;

- мнение каждого должно быть услышано, учтено и принято;

- мысли и предложения надо сформулировать четко и кратко;

- чужое мнение должно уважаться, но при этом нужно высказывать и свое;

- доказывать свою точку зрения необходимо, опираясь на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только педагогики, но и психологии, физиологии, дефектологии и других наук;

- вносить конкретные предложения, точно их адресовать. Критиковать по-деловому, принципиально. Не допускать эмоциональных всплесков, помнить, что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями.

Основные недостатки, существенно снижающие эффективность педсоветов:

- декларативные выступления членов администрации и учителей без диагностики недостатков педколлектива в учебно-воспи­тательном процессе, без прогнозирования их разрешения;

- авторитарность утверждений; превращение педсовета в инструктаж педколлектива;

- абстрактность принимаемых решений, отсутствие измерителей;

- Отсутствие контроля за исполнением принимаемых решений.

4 этап - этап принятия решения.

Процедура принятия решения имеет важное значение. Проект решения готовится заранее рабочим президиумом и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения и, наконец, проводится голосование окончательного варианта решения в целом. Решения принимаются большинством голосов, являются обязательными для всех членов школьного коллектива и могут служить основанием для управленческой деятельности администрации. При равном количестве голосов решающим является голос председателя совета.

Решение педсовета состоит из двух частей:

а) констатирующей;

б) постановляющей.

В констатирующей части делается анализ работы коллектива, дается ее оценка. Более подробно указываются нерешенные вопросы и недостатки, приводятся факты, цифры, причины недостатков, фамилии ответственных лиц, от которых зависит решение вопроса, и т. д.

Постановляющая часть содержит программу деятельности на предстоящий период по обсуждаемой проблеме. Обычно в решении каждому нерешенному вопросу и недостатку соответствует отдельный пункт решения, в которой четко указывается содержание предстоящей работы (дела), сроки и ответственные за исполнение.

Организацию работы по выполнению решений и рекомендаций педагогического совета осуществляет председатель педагогического совета. На очередном совете докладывают о ходе выполнения принятых решений те, на кого был возложен контроль.

Заключение

Управление современной школой осуществляется на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью. Руководители школы в своей работе опираются на коллегиальные органы управления, значение которых возросло; в связи с работой школы в последние десятилетия на основе принципов демократизации. Педагогический совет - это постоянно действующий, руководящий коллегиальный орган в образовательном учреждении для решения вопросов образовательного процесса, определения путей его совершенствования профессионалами одного педагогического коллектива.

В организации Совета педагогов происходит интенсивный информационный обмен, накопление, осмысление, и переработка информации всеми членами педагогического коллектива. Доклады из опыта работы педагогов и специалистов связаны с освоением или разработкой новых педагогических технологий и осмыслением их влияния на развитие детей.

Таким образом, технология Совета педагогов помогает осуществлять управление целостным педагогическим процессом образовательного учреждения и обеспечивает его развитие.




Список используемой и цитируемой литературы


  1. Воронина Е.В. Педагогический совет в системе работы школы: В помощь школьной администрации. 2-е изд. - М.: 5 за знания, 2008. - 176 С.

  2. Гафурова И.М. Педагогический! совет. Проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную. - СПб.: «Паритет», 2003.-48 С.

  3. Дик Н.Ф. Педагогический совет в общеобразовательном учреждении / Н.Ф.Дик Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 288 С.

  4. Журнал «Завуч» №6, 2006г. Статья «Педагогический совет в общеобразовательной школе»

  5. Журнал «Завуч» №6, 2008г. статья «Августовский педсовет».

  6. Журнал «Завуч» №7, 2006г. Положение о педагогическом совете

  7. Землянская E.H. Методическая - разработка педагогического совета в форме деловой игры // Завуч начальной школы, 2007, №1. С.54-591'

  8. Киселева Л.Д. Педагогический совет как жанровая разновидность публичного профессионального полилога / Дисс. канд. пед. наук. Новокузнецк, 2004. - 226 С.

  9. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студентов высш. и сред. учеб. заведений / И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, С.А.Смирнов и др.; под ред. С.А.Смирнова. - 6-е изд., перераб. М.: Академия, 2006. - 512 С.

  10. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

  11. Педсовет: идеи, методики, формы. - М.: Педагогический поиск, 2000.

  12. Селевко Г.К. Педагогический совет как управленческая технология // Сельская школа, 2006, №.6. С.3-15.

  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для 'пед. вузов и ин-тов повышения квалификации; Проф. пед. б-ка. М.: Нар. образование, 1998. - 255 С.


© 2010-2022