Программа военно-патриотического воспитания в школе

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Актуальные проблемы патриотического воспитания

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Неотъемлемый элемент патриотического воспитания - подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. В Конституции записано:«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ, практическая учёба на ежегодных полевых сборах, экскурсии в воинские части, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.
Кроме того, следует обратить внимание и на физическое развитие обучающихся, так как значительная часть молодых людей, призванных на военную службу, не справляется с физическими нагрузками первых месяцев военной службы. Это является следствием не только проблем с состоянием здоровья, но и недостаточным уровнем физического развития допризывников. С этой целью в образовательных учреждениях увеличено количество часов на занятия объёмы физической нагрузки на занятиях физической культурой, проводится работа по вовлечению обучающихся к участию в массовых спортивных мероприятиях. С целью популяризации здорового образа жизни, повышения эффективности допризывной спортивной подготовки в Кольском районе функционирует детско-юношеская спортивная школа.


Однако МОУ Урагубская СОШ расположена в 50 км от районного центра. На территории села нет организаций, напрямую занимающихся данным направлением. Поэтому работа по военно - патриотическому воспитанию, физическому развитию обучающихся ОУ ведётся не в системе. Кроме того, в школе отсутствует полноценный спортивный зал. Уроки проходят в приспособленном помещении.

Выявленные проблемы требуют определённой системы по созданию условий для патриотического воспитания обучающихся.


2. Основные положения Программы

Программа патриотического воспитания обучающихся МОУ Урагубской СОШ разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», приказом Министерства образования и наукиМурманской области от 20.03.2013 № 556 «Об утверждении Комплекса мер, направленных на совершенствование работы по патриотическому воспитанию и физическому развитию обучающихся, воспитанников, студентов образовательных учреждений Мурманской области, на 2013 - 2015 годы», Постановления администрации Кольского района от 12.10.2012 № 1289 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Патриотическое воспитание молодежи Кольского района" на 2013- 2015 годы» и в целях повышения эффективности работы по патриотическому воспитанию, физическому развитию обучающихся МОУ Урагубской СОШ.

Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

Оно строится на принципах:

  • открытости для творческого использования педагогами школы;

  • субъектной позиции учащихся;

  • интеграции усилий всех заинтересованных организаций и учреждений с. Ура - Губа.

Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся и коллектив педагогов. При разработке программы учитывался опыт деятельности школы, современная образовательная и социальная тенденция.

3. Цель и задачи Программы

Цель программы - формирование личности гражданина - патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи программы:

  • создание условий для формирования духовно-богатого, социально- активного гражданина;

  • снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;

  • разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;

  • обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;

  • разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся;

  • реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.

4. Основные направления реализации Программы

1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.

2. Совершенствование деятельности администрации школы и педагогов в патриотическом воспитании школьников.

3. Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников.

4. Координация деятельности всех учреждений села в интересах патриотического воспитания школьников.

5. Этапы реализации Программы

I этап: проектный - 2012 -2013 учебный год.

Цель: подготовка условий для создания системы гражданско-патриотического воспитания, физического развития обучающихся МОУ Урагубской СОШ.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2. Разработать и утвердить Программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.

4. Подготовка проектно - сметной документации для реконструкции спортивного зала.

5. Работа по получению разрешения на установку спортивной площадки.

II этап: практический - 2013-2015 учебные годы (Приложение № 1).

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию физическому развитию обучающихся МОУ урагубской СОШ.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3. Развивать ученическое самоуправление.

4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.

6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический - IV квартал 2015 года.

Цель: анализ итогов реализации Программы.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы школы по данному направлению.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации Программы.

3. Спланировать работу на следующий период.

6. Оценка эффективности реализации Программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию и смаообразованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права и свободы человека и гражданина;

- символика Российской Федерации;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан;

- гражданственность.

Количественные параметры:

1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

3. Отсутствие детей с девиантным поведением;

4. Деятельность ОЮПП;

5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

6. Проведение мероприятий.

7. Ожидаемые результаты Программы

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

- создание системы патриотического воспитания;

- обогащение содержания патриотического воспитания;

- вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, организаций дополнительного образования села.

2. В образе выпускника:

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;

- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Приложение № 1

Мероприятия

по реализации программы патриотического воспитания в МОУ Урагубской СОШ на 2013 - 2115 гг.

п.п.

Название мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

I этап (проектный)

1

Изучение и создание нормативно - правовой базы.

II квартал

2013 г.

Администрация, педагог - организатор ОБЖ, учитель физ - ры

2

Анализ материально-технических, педагогических условия реализации Программы.

II квартал

2013 г.

Администрация ОУ

3

Разработка и утверждение Программу по патриотическому воспитанию.

II квартал

2013 г.

Заместитель директора по УВР

4

Подготовка проектно - сметной документации для реконструкции спортивного зала.

IV квартал

2013 г.

Администрация ОУ

5

Работа по получению разрешения на установку спортивной площадки.

IV квартал

2013 г.

Администрация ОУ

II этап (практический)

  1. Разработка мероприятий,

направленных на патриотическое воспитание в урочное время

1

Проведение уроков, классных часов по военно-патриотическому направлению.

ежегодно

Заместитель директора по УВР учителя-предметники

2

Проведение тематических уроков.

ежегодно

Учителя-предметники

3

Проведение интегрированных уроков по патриотической тематике.

ежегодно

Заместитель директора по УВР

4

Проведение семинаров-практикумов на тему «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»

ежегодно

Заместитель директора по УВР

педагог - организатор ОБЖ

учителя-предметники

2. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у обучающихся ОУ

2.1. Проведение классных и общешкольных мероприятий

1

Проведение месячников, соревнований военно-патриотической и спортивно-массовой направленности.

ежегодно

Заместитель директора по УВР

педагог - организатор ОБЖ

учитель физкультуры

2

Проведение бесед и экскурсий.

ежегодно

Заместитель директора по УВР

классные руководители

3

Проведение встреч учащихся школы с выпускниками - военнослужащими.

ежегодно

Заместитель директора по УВР

классные руководители

педагог - организатор ОБЖ

4

Сбор материала о земляках, участниках боевых действий и создание выставочных экспозиций: «Герои - земляки», «Труженики тыла» и др.

ежегодно

Педагог - организатор ОБЖ

5

Проведение операции "Забота":

  • оказание помощи пенсионерам;

  • поздравление ветеранов Великой Отечественной Войны и труда;

  • поздравление пенсионеров с "Днем пожилого человека"

ежегодно





Заместитель директора по УВР

педагог - организатор ОБЖ

классные руководители

6

Проведение тематических классных часов и праздничных мероприятий:

- Годовщина вывода советских войск из Афганистана;

- День защитника Отечества;

- Международный день освобождения узников фашистских лагерей;

- День космонавтики;

- День Победы советского народа в Великой Отечественной войне;

- День славянской письменности и культуры;

- День России;

- День памяти и скорби;

- День молодежи;

- День Государственного флага РФ;

- День памяти жертв блокады;

- Международный день пожилых людей;

- День народного единства.

- День героев России.

ежегодно

Заместитель директора по УВР

классные руководители

7

Участие в акции «Бессмертный полк»

ежегодно, октябрь, май

Заместитель директора по УВР

педагог - организатор ОБЖ


8

Участие в муниципальных, региональных и всероссийских творческих конкурсах

ежегодно

Заместитель директора по УВР

классные руководители

9

Участие в муниципальных военно-патриотических и спортивных соревнованиях

ежегодно

Педагог - организатор ОБЖ

учитель физкультуры

2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность

1

Организация экскурсий для обучюащихся школы по историческим и памятным местам с. Ура - Губа, Кольского района и Мурманской области.

ежегодно

Заместитель директора по УВР

классные руководители

2

Проведение походов по местам боевой славы.

ежегодно

Педагог - организатор ОБЖ

учитель физкультуры

классные руководители

3

Участие в Вахтах Памяти

ежегодно, октябрь, май

Заместитель директора по УВР


4

Организация экскурсий в музей Боевой славы ЗАТО Видяево и т.п.

ежегодно

Педагог - организатор ОБЖ

2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность

1

Участие в муниципальных и региональных спортивных соревнованиях, в военно - спортивной игре «Зарница», в соревнованиях «Школа безопасности»

ежегодно

Педагог - организатор ОБЖ,

учитель физкультуры

2

Проведение конкурсов "А ну-ка, парни" , «Богатыри земли Кольской».

ежегодно

Педагог - организатор ОБЖ

учитель физкультуры

4

Проведение соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетболу , стрельбе , многоборью и др.

ежегодно

Педагог - организатор ОБЖ

учитель физкультуры

5

Участие в легкоатлетическом пробеге, лыжных гонках и т.п.

ежегодно

Учитель физкультуры

6

Участие в легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы.

ежегодно

Учитель физкультуры


7

Обеспечение организационного участия обучающихся 10-х классов в учебно-полевых сборах.

ежегодно

Педагог - организатор ОБЖ

8

Обеспечение организационного участия обучающихся 10-х классов в Дне призывника

ежегодно



Педагог - организатор ОБЖ

2.4. Краеведение

1

Встречи:

с заслуженными людьми Ура - Губы, Кольского района;

ветеранами ВОв 1941-1945 г.

вдовами погибших на войне;

воинами-интернационалистами;

блокадниками;

призывниками;

военнослужащими - выпускниками ОУ и т.п.

ежегодно

Заместитель директора по УВР

классные руководители

2

Проведение конкурсов, сочинений, рисунков, викторин на темы:

  • "Край, в котором я живу";

  • "Я - гражданин России";

  • "Есть такая профессия - Родину защищать";

  • «Государственная символика» и т.п.

ежегодно

Учителя - предметники


3

Участие в муниципальных этапах региональных конкурсов - акций:

- "Я- гражданин России",

- «Овеянный славой флаг наш и герб»,

- «Растим патриотов России» и т.п.

ежегодно

Заместитель директора по УВР

4

Организация показа и обсуждение фильмов о войне, о современной армии.

ежегодно

Педагог - организатор ОБЖ

классные руководители

5

Участие в конкурсах научно-исследовательских работ патриотической направленности среди обучающихся

ежегодно

Учителя - предметники

6

Подготовка и проведение мероприятий в связи с годовщиной Победы в Великой Отечественной войне.

ежегодно,

октябрь, май

Заместитель директора по УВР

педагог - организатор ОБЖ

классные руководители

7

Проведение работ по восстановлению и благоустройству воинских мемориалов и захоронений, увековечению памяти погибших защитников Отечества.

ежегодно

Педагог - организатор ОБЖ

классные руководители

8

Мероприятия, посвященные православным праздниками обрядам.

2013-2015 г.г.

Заместитель директора по УВР классные руководители

учителя - предметники

III этап (аналитический)

1

Анализ и обобщение деятельности по данному направлению.

IV квартал

2015 г.

Заместитель директора по УВР

2

Коррекция затруднений в реализации Программы.

IV квартал

2015 г.

Заместитель директора по УВР

3

Планирование работы на следующий период.

IV квартал

2015 г.

Заместитель директора по УВР




Использованная литература:


1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.

// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. - № 7.

4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. - № 1.

10. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.











5


© 2010-2022