Доклад по методической теме Интерактивные методы обучения на уроках истории

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование интерактивных методов обучения

на уроках истории.

Автор:Школдина Н.А.

Современное общество ставит перед учителем новые требования. Изменения стали нормой нашей жизни. Меняется общество, меняется школа, меняется ученик, меняется учитель. Происходящее в мире выдвигает ряд важных качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности, что предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм и гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Немаловажную роль в становлении личности играет, конечно же, учитель, и главный вопрос, который незыблемо стоит перед ним - чему учить? От ответа на этот вопрос зависят содержание и структура исторического образования, и средства обучения, и методика. В постоянно меняющемся мире обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, поэтому поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. Исследования национального тренингового центра США показывают, что именно интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Однако следует отметить, что часто преподаватели считают, что для внедрения интерактивного обучения в образовательный процесс просто необходимо наличие компьютера, проектора в учебном кабинете или интерактивной доски. Для разъяснения понятия «интерактивные методы» стоит обратиться к истории. Нельзя сказать, что использование таких методов ново. Тема интерактивных методов в обучении изучена достаточно хорошо. История говорит, что интерактивные методы широко использовались в России в двадцатых годах прошлого столетия. Разработкой этих методов занимались Сухомлинский, Шаталов, Амонашвили, Лысенкова. В чем же заключается положительный фактор этих методов? Дело в том, что интерактивные методы дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут, они позволяют учиться взаимодействовать между собой. Эти методы наиболее соответствуют личностно - ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. Все это является весьма актуальным для нашего времени, когда объем информации увеличивается, и дидактическая функция учителя основывается уже не только на преподавании знаний, а на формировании навыков находить их. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Хочется обратить внимание на некоторые из них, которые я считаю на уроке истории наиболее действенными, например, к таковым я отношу «мозговой штурм». Основная задача этого метода - сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается штурм с разминки: быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждениями и старт. Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. Для штурма предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения. Этот метод весьма любим как учителями, так и учащимися.

Также в школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно решить через технологию игровых форм обучения. Игровая деятельность детей, возникая в дошкольном возрасте, проходит в своем развитии путь от элементарной подражательности к сложной ролевой игре. В начале обучения она отражает предметную деятельность людей, а затем - человеческие взаимоотношения, нормы и правила общественного поведения. Уже в школьном возрасте дети отдают предпочтение коллективным играм, которые приучают их к коллективным формам жизни и деятельности. Игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения. Во время игры учащиеся должны смоделировать определенную ситуацию прошлого или настоящего, оживить участников исторической драмы. Ученики как бы наполняют безлюдную историю персонажами, которые они сами и изображают, в играх различного типа. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

Еще хочется упомянуть такой интерактивный метод, как обучение в малых группах или обучение в сотрудничестве, которое широко используется в разных странах. Основная цель этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся. Учащимся предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и презентовать найденный совместно результат. Данный метод открывает большие возможности для кооперирования для возникновения коллективной познавательной деятельности у учащихся. Работу в группах следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно. Для эффективной организации такой работы необходимо соблюдать ряд условий: ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания, объединять учеников нужно в группы из трёх - пяти человек, все члены группы должны хорошо видеть друг друга. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, поощрение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы (коротко и разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников.

Описав эти три наиболее популярных метода, можно сказать, что на самом деле у учителя есть возможности использовать и другие интерактивные методы на уроке истории. Все зависит от профессионализма и творческого потенциала учителя. Хочется еще заметить, что все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания.



© 2010-2022