Статья Профориентационная работа в условиях коррекционной школы VIII вида

Профориентационная работа в условиях коррекционной  школы VIII вида. Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколением, как для учащихся массовых школ, так и для коррекционных школ встает вопрос: «Кем быть?». Наибольшее влияние на выбор профессии учащимися коррекционных школ  VIII  вида оказывает большая предварительная воспитательная работа педагогов. Пр...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профориентационная работа в условиях коррекционной

школы VIII вида.

Шамова Н.В.

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколением, как для учащихся массовых школ, так и для коррекционных школ встает вопрос: «Кем быть?». Наибольшее влияние на выбор профессии учащимися коррекционных школ VIII вида оказывает большая предварительная воспитательная работа педагогов.

Профориентационная работа в условиях специальной коррекционной школы VIII вида должна начинаться задолго до выпуска учащихся из школы. Формирование положительного отношения к труду происходит еще в начальной школе. С 1 по 4 классы осуществляется первоначальное знакомство с профессиями.

Основной задачей социального педагога совместно с учителями и воспитателями начальных классов является приобщение детей к труду, приобретение навыков самообслуживания, развитие их общетрудовых умений и навыков.

С этой целью проводятся занятия и экскурсии в мастерские для ознакомлениями с профессиями:

«Он мастер от бога - умелый портной» - экскурсия в школьную швейную мастерскую;

«Люби дело - мастером будешь» - экскурсия и знакомство со строительными профессиями.

«Плотник топором думает»- экскурсия в столярную мастерскую;

«Про нашу пряжу худо не скажут» - экскурсия на выставку вязаных изделий.

«Все работы хороши - выбирай на вкус», «Труд - всему голова» (беседы);

«Компас профессий» (профигры);

«Все умеют наши ручки» (конкурс поделок из природного материала);

«Профессии наших родителей» (беседа, конкурс рисунков).

Данные занятия корригируют и развивают личность ребенка, формируют интерес к самостоятельной деятельности и к достижению конечного результата. Это оказывает положительное влияние на последующее самоопределение воспитанников в выборе профессий.

Следующая ступень в профессиональной подготовке учащихся приходится на 5-8 классы. В процессе профессионально-трудового обучения проводится наблюдение за учащимися воспитателями, классными руководителями, учителями трудового обучения (в нашей школе-интернате это штукатурно-малярное дело, столярное дело, швейное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала, вязание, сельскохозяйственный труд, цветоводство и декоративное садоводство, рабочий подворья), ученикам прививаются и первичные профессиональные навыки.

Благодаря дифференцированному подходу учащиеся могут самостоятельно выполнять несложные виды работ. На уроках сельскохозяйственного труда учащиеся получают навыки ухода за растениями и домашними животными. Получают элементарные навыки владения столярными инструментами и их назначением, знакомятся с простыми операциями по обработке древесины на уроках столярного дела. Производят изделия необходимые для школы на уроках швейного дела и вязания, выполняют косметический ремонт помещений на уроках штукатурно-малярного дела. В школе введен предмет младший обслуживающий персонал, где дети знакомятся с работой уборщиков служебный помещений, младшего медицинского персонала. Учащиеся школы ежегодно проходят трудовую практику по трудовым предметам. Эти летом работали по благоустройству пришкольно - опытного участка, создали зону отдыха. Каждое направление трудового обучения было реализовано в оформлении зоны отдыха. На этом уровне происходит первичный выбор профессии.

На данной ступени профессионального самоопределения задействованы не только учителя трудового обучения, но и учителя гуманитарных дисциплин. Так на уроках истории мы знакомим наших детей с «ремеслами древних славян». Важными темами являются: на уроках географии - «Население нашей Родины и его основные занятия», на уроках СБО - «Жизнь и быт людей в новых экономических условиях»; «Занятость и трудоустройство»; «Трудовой договор»; «Заработная плата»; «Служба занятости»; «Документы, необходимые для поступления на работу»; «Деловые бумаги, правила их составления» и др. На уроках обществознания осуществляется знакомство с основными нормативными актами, документами. Важным инструментом успешного овладения выбранной специальности и профессиональной адаптации является речь. Развитие коммуникативных качеств необходимо также для успешного вхождения наших воспитанников в социум.

Заключительной ступенью профессионального самоопределения является выпускной 9 класс. В этот период профориентационная работа приобретает наибольшую активность. На этом этапе происходит профессиональное самоопределение учащихся, приобретение профессиональных навыков, изучение учебно-трудовых возможностей выпускников. Учащиеся закрепляют свои знания по профессиональному трудового обучению в правовом аспекте, что оказывает положительное влияние на дальнейшую реализацию выпускника, как личности. Педколлектив класса (классный руководитель и воспитатели) совместно с психологом, медперсоналом, учителями трудового обучения, изучив психолого-педагогические характеристики и возможности учащихся, ориентируют выпускников на продолжение профессионального образования в профессиональных училищах. Поскольку интерес к занятиям во многом определяет успешность обучения, формирование профессиональных представлений у учащихся является фундаментом для профессионального самоопределения и дальнейшего трудоустройства выпускников. Для этого осуществляется тесная связь школы-интерната с профучилищами. На сегодняшний день налажено сотрудничество со следующими учебными заведениями НПО и СПО: ПУ-8 г. Йошкар - Ола, Вятским аграрно - строительным техникумом, транспортно - энергетическим техникумом с. Красный Яр, Марийским политехническим техникумом Республиканским центром профессиональной реабилитации детей - инвалидов, Ардинское профтехучилище, ПУ - 28 г. Советска Кировской области. Педагоги профессиональных учебных заведений приглашаются в школу для профессиональной агитации учеников. В течение учебного года планируются экскурсии в профтехучилища, выпускники посещают дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях, где знакомятся с различными профессиями. Одним из важных методов формирования профессиональных представлений о данной профессии являются встречи с работающими или обучающимися в данных училищах выпускниками школы-интерната. В основном выпускники выбирают полученные в школе строительные специальности: каменщик, штукатур-маляр, столяр-плотник, а так же учатся на швей, вязальщиц и успешно адаптируются, интегрируются в обществе.

Активно профориентационная работа идет во внеурочное время. Ежегодно проходится школьный конкурс «Лучший по профессии. Профи-года», где дети показывают свои профессиональные знания, умения, навыки раскрывают свои творческие возможности, умение работать самостоятельно.

Одной из форм, активизирующих мотивационную сферу профессионального самоопределения школьников явился профориентационный проект «Профессия + Я», в ходе проекта учащиеся учатся определять уровень своих профессионально важных качеств, выявляют и оценивают свой "профессиональный интерес" и "склонности", создают фильмы о профилях трудовых уроков в нашей школе, выпускниках. Большое воспитательное и познавательное значение имеет кружковая деятельность. Выбор деятельности для таких кружков весьма разнообразен и является продолжением трудовых уроков. Например, кружок «Огород - круглый год», является продолжением уроков сельскохозяйственного труда, «Чудо-гипс» - уроки штукатурно-малярного дела и т.д. Учащиеся активно участвуют в выставках поделок, ярмарках-продажах изделий, выполненных своими руками.

Одной из основных проблем в профессиональном определении воспитанников является роль семьи. Участие семьи в трудоустройстве выпускников достаточно велико. Иногда родители не могут правильно оценить возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сопоставляя этот факт с несоответствием фактического трудоустройства полученной профессиональной подготовке, следует, что профориентационную работу с родителями надо проводить более основательно (родительские собрания, анкетированеи, тестирование,

консультирование). Тесное сотрудничество таких социальных институтов как семья и школа, может дать более успешные результаты трудового устройства воспитанников.

Поэтому для успешной профессиональной адаптации важно прийти к общему мнению, отвечающему интересам и способностям детей. Большой выбор профессий открывает для выпускников большие возможности по реализации личности, успешной адаптации их в социуме.

Вышеизложенные рассуждения показывают, что работа по формированию профессионального самоопределения является долговременным процессом и поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. В таком случае выпускники смогут, при помощи школы и семьи, сделать правильный выбор своей будущей профессии, что положительно скажется на их дальнейшей жизни. Трудоустройство выпускников и успешная их адаптация в социуме - конечная цель всей учебной, коррекционно-развивающей и воспитательной работы в нашей школе-интернате.


© 2010-2022