Статья «Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов в школе»

В статье раскрыты проблемы конфликтного взаимодействия в общеобразовательной школе и обоснована необходимость профилактики деструктивных конфликтов.Само по себе наличие конфликтов в школе естественно и нормально. Влияние конфликтов на оппонентов, на межличностные отношения, на развивающуюся личность ребенка, родителей и педагогов может быть как конструктивным, так и деструктивным. Предлагаемое содержание социально-педагогической деятельности по профилактике деструктивных конфликтов может заинтер...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов в школе

Ситникова Марина Михайловна,

директор МКОУ «Волковская СОШ»

Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения людей между собой столько времени, сколько существует человек. Они проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства и общества в целом. Конфликты являются естественным состоянием всего глобального социума, любого общества - государства, регионального социума, муниципальной общины, организаций всех типов и форм. Конфликты постоянно воспроизводятся в межличностных отношениях между людьми в различных видах человеческой деятельности [4].

По мнению Ю. Ф. Лукина, сфера образования является одной из самых конфликтных в жизнедеятельности общества. Это связано с преобладанием отношений типа «человек - человек» в образовательных учреждениях всех типов и видов [9] .

В образовательном учреждении все субъекты школьного сообщества взаимосвязаны между собой сложной системой взаимодействия, связанного с развитием личности ребёнка. Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между субъектами взаимодействия, вызывают глубокие стрессовые состояния участников конфликта и общую неудовлетворённость результатами деятельности образовательного учреждения.

Проблемы взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. Школьные конфликты служат причиной многих негативных явлений. Поскольку имеют тенденцию деструктивного развития. Конфликты ухудшают качество деятельности всего образовательного учреждения. При этом ответственность за последствия подобных конфликтов в общеобразовательном учреждении ложится на администрацию, педагогов, социального педагога, психолога и т.п.

Об актуальности этой проблемы еще В. А. Сухомлинский писал: «Конфликт между педагогом и ребенком, учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы» [12].

Анатолий Яковлевич Анцупов акцентирует внимание на необходимости профилактики конфликтов в школе, с ним соглашаются Василий Иванович Журавлёв, Август Соломонович Белкин и др.

Актуальность проблемы профилактики конфликтов в школе очевидна и обусловлена рядом причин:

  1. Школа является одной из самых конфликтных сфер в жизнедеятельности общества. Это связано с преобладанием отношений типа «человек - человек».

  2. В школьных конфликтах часто бывают задействованы все субъекты образовательного сообщества: учителя, ученики, родители.

  3. Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между субъектами взаимодействия, ухудшают качество деятельности всего образовательного учреждения, вызывают глубокие стрессовые состояния участников конфликта и общую неудовлетворённость результатами деятельности образовательного учреждения. При этом ответственность за последствия подобных конфликтов в общеобразовательном учреждении ложится на администрацию, педагогов, социального педагога и т.п.

Современные подходы к рассмотрению конфликтов показывают, что конфликт содержит в себе и конструктивные возможности развития. Являясь формой про­тиворечия, он способствует интеллекту­альному развитию, стимулирует активность, выполня­ет сигнальную функцию, может стать последней благоприятной возможностью для установления взаимопонимания и сближения, способствует разрядке напряжения, «оздоровления» отношений. Следовательно, отказываться от него не стоит, а необходимо осуществлять профилактику деструктивного развития конфликтов. Признаки деструктивности по М. Дойчу, М. Фолгеру выражены в процессах конкуренции, искажении восприятий, эмоциональности, уменьшении коммуникаций, ухудшении понимания основного вопроса конфликта, жестких предпочтениях, преувеличении различий, эскалации конфликта [7].

Доктор психологических наук Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Владимировна Гришина утверждает, что цель профилактики состоит не в том, чтобы избегать конфликта, подавлять или устранять его, а в том, чтобы минимизировать и держать под контролем деструктивные элементы, а конструктивные вводить и использовать для эффективного разрешения или урегулирования конфликта [5].

Анализ теоретических подходов понимания сущности конфликтов, их видах, функциях, структуре и этапах развития позволяет охарактеризовать конфликт как взаимосвязанную целостную систему и процесс, сформировать представление о конфликтном взаимодействии его участников.

Сущностью конфликта является противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причём стороны конфликта представлены активными субъектами (субъектом) [5].

Неоднозначность влияния конфликтов на психику, поведение, деятельность, как оппонентов, так и окружающих людей, выражена в функциональных характеристиках их, как конструктивных, так и деструктивных. Конструктивный конфликт, являясь формой про­тиворечия, способствует интеллекту­альному развитию, стимулирует активность, выполня­ет сигнальную функцию, способствует разрядке напряжения, «оздоровления» отношений. Деструктивный конфликт, напротив, негативным образом влияет на процессы социализации, развития и становления личности [1; 6; 9].

Оценивая конфликт, нельзя забывать о следующих обстоятельствах:

  1. подавляющее большинство конкретных конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

  2. конструктивность и деструктивность конкретного конфликта зависят от многих факторов, основными из которых являются процессы разрешения конфликта и его результаты;

  3. степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития [5; 7].

Проблемы конфликтного взаимодействия субъектов образовательного процесса приобретают все большую остроту для современной школы, поскольку школьные конфликты имеют тенденцию деструктивного развития, что нашло отражение в научной литературе. Это подтвердило и эмпирическое исследование, проведённое в школе. В процессе наблюдения наиболее явных, выраженных школьных конфликтов, во всех были зафиксированы деструктивные элементы по М. Дойчу, М. Фолгеру [6; 7]. Таким образом, пилотное исследование показало, что школьные конфликты деструктивны и существует объективная необходимость их профилактики.

Акцентирует внимание на необходимости профилактики конфликтов в школе Анатолий Яковлевич Анцупов, с ним соглашаются Август Соломонович Белкин, Василий Иванович Журавлёв и др. [1; 3; 8].

Важным моментом является определение содержания социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов в школе, через структурные компоненты её.

Поскольку целью профилактики конфликтов в школе является не подавление или устранение его, а минимизация и удержание под контролем деструктивных элементов, введение конструктивных элементов и использование их для эффективного разрешения или урегулирования конфликта, то целью социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов, является осуществление её на трёх уровнях: первичном; вторичном; третичном [5].

На первичном уровне социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов в школе осуществляется через информирование субъектов взаимодействия о сущности конфликтов, видах, конструктивных и деструктивных возможностях развития, способах конструктивного разрешения их.

Вторичный уровень предполагает: целенаправленную, глубокую диагностику конфликтов в школе, подбор адекватного диагностического инструментария, в соответствии с выделенными причинами.

Третичный уровень предполагает разработку комплекса мероприятий, направленных на предупреждение деструктивного развития конфликтов и усиление конструктивных тенденций их.

Ведущими субъектами социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов в школе являются социальный педагог, администратор, психолог [2; 4; 10].

Объектами этой деятельности являются учащиеся, учителя, родители, при обязательном принятии ими позиции субъектов в профилактическом процессе.

Достижение цели социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов в школе реализуется посредством решения задач по трём направлениям:

  1. работа с учащимися;

  2. работа с учителями (в том числе администраторами);

  3. работа с родителями.

Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов в школе реализуется через:

  1. образовательно-воспитательную функцию, как целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие интеграции педагогических потенциалов школы, семьи, самой личности как субъекта воспитательного процесса;

  2. диагностическую функцию, как постановку социального диагноза через изучение конфликтов в школе;

  3. организационно-коммуникативную функцию, как включение всех субъектов образовательного сообщества в профилактический процесс;

  4. психотерапевтическую функцию, как оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов участникам образовательного процесса, снятие депрессивных состояний, оказание содействия в изменении отношения ребёнка (подростка), взрослого к жизни, к окружению, к самому себе [2].

Конфликт всегда ситуативен и уникален по причинам возникновения и субъективным характеристикам его участников. Глубокий анализ конкретного конфликта позволяет выявить как объективные, так и субъективные причины возникновения его, что даёт основания для работы направленной на конструктивное разрешение проблемы, лежащей в её основе.

При этом необходимо отметить, что социально-педагогическая деятельность, осуществляемая при разрешении даже типичных конфликтов, будет отличаться по формам, методам, средствам. Таким образом, СПД по профилактике деструктивных конфликтов требует организации работы с конфликтами на творческом уровне, что предполагает наличие у субъектов этой деятельности научных знаний о конфликтах и закономерностях их развития, способах их завершения, достаточно широкого ассортимента адекватных форм, методов и средств его разрешения.

Углублённая диагностика позволила выявить основные причины деструктивного развития школьных конфликтов, которые заключаются в: конфликтологической некомпетентности педагогов, выборе деструктивных стратегий поведения в конфликте учащимися и родителями.

Таким образом, результаты исследования дают основания утверждать, что в содержание социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов в школе входит:

  1. изучение объективных и субъективных причин возникновения конфликтов;

  2. целенаправленный подбор диагностического инструментария, согласно причинам деструктивного развития конфликтов;

  3. определение структурных компонентов социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов в школе;

  4. определение профилактических средств.

Список литературы

1. Анцупов, А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А. Я. Акцупов, А. И. Шипилов. - М.: Юнити, 2001 - с. 551.

2. Басов, Н. Ф., Басова, В. М., Кравченко А. Н. Социальный педагог [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. - с. 252.

3. Белкин, А. С. Конфликтология: наука гармонии [Текст] / А. С. Белкин. - Екатеринбург, 1995.

4. Галагузова, М. А. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / М. А. Галагузова. - М.: Владос, 2001. - 416 с.

5. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. - 2-е изд. Спб.: Питер, 2008. - 544 с.

6. Дойч, М. Функции конфликта [Текст] / М. Дойч// Конфликтология: хрестоматия / сост. В. Н. Рябов, М. А. Шитив. - Ростов-на-Дону, 2001 - с. 89-90.

7. Дойч, М. Обзор «переменных», влияющих на ход конфликта [Текст] / М. Дойч // Конфликтология: хрестоматия / сост. В. Н. Рябов, М. А. Шитив. - Ростов-на-Дону, 2001 - с. 89-90.

8. Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. завед./ В. И. Журавлёв. - М.: Российское педагогическое общество, 1995. - 264 с.

9. Лукин, Ю. Ф. Конфликтология: управление конфликтами [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Ф. Лукин. - М.: Академический проект; Тринста, 2007. - 799 с.

10. Овчарова, Р. В. Справочник социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. - М.: Творческий центр, 2007. - 479 с.

11. Сгонникова, Е. М. Педагогическая рефлексия и формирование конфликтологической компетенции / Е. М. Сгонникова // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 60. - с. 70-75.

12. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1981. - с. 567.

13. Хасан, Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетент­ность [Текст] / Б. И. Хасан. - Красноярск, 1996.

14. Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта [Текст] / Б. И. Хасан. - СПб.: Питер, 2003. - 250 с.

6


© 2010-2022