• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Сборник из опыта работы Технология совершенствования воспитательной системы школы на современном этапе развития образования

Сборник из опыта работы Технология совершенствования воспитательной системы школы на современном этапе развития образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








































Областной Интернет-конкурс-2013

«Выставка-ярмарка педагогических идей»

Сборник из опыта работы Технология совершенствования воспитательной системы школы на современном этапе развития образования


Сборник из опыта работы Технология совершенствования воспитательной системы школы на современном этапе развития образования













Трунина А.В., заместитель директора по ВР

МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области




Технология

«Совершенствование воспитательной системы школы на современном этапе развития образования»

/тезисы/




Мамоново 2013














































Трунина А.В., заместитель директора по ВР

МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области





Сборник из опыта работы Технология совершенствования воспитательной системы школы на современном этапе развития образования












Мамоново 2013













































Дипломом III степени награждена Трунина Антонина Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе

МОУ "Мамоновская ООШ"

Пронского района Рязанской области -

занявшая третье место в конкурсе


Сборник из опыта работы Технология совершенствования воспитательной системы школы на современном этапе развития образования


Технология

«Совершенствование воспитательной системы школы на современном этапе развития образования»


За тридцать пять лет существования школа претерпевала различные изменения, но во все времена давала своим ученикам разносторонние знания, благодаря чему среди выпускников школы государственные служащие, технологи, военные, врачи и учителя. И не последнюю роль в том, что выпускники школы получают отличное образование и могут состояться как профессионалы, играет выбор концепции воспитания.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-предметной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Развитие воспитания в системе образования России в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России, органов управления образованием субъектов РФ, образовательных учреждений.

3

Это стало возможным, прежде всего потому, что произошли существенные позитивные изменения в обществе и в государстве в целом, определились цели воспитания и обучения как единого процесса. Возникла очевидная необходимость повышения статуса воспитательной работы в школе.

Организация воспитательного процесса в ОУ закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество.

Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.

Воспитательная система создается и развивается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности, как воспитанника, так и педагога.

Цель воспитательной системы - развитие личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для развития творческих способностей, инициативности, самостоятельности учащихся с учетом интересов, склонностей, личностных и возрастных особенностей.

2. Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности.

3. Развитие системы самоуправления учащихся.

4. Создание условий для укрепление здоровья учащихся, профилактики правонарушений.

Успешной реализации концепции воспитания способствует разработанная Программа развития воспитания, где отражены цели, задачи, направления работы, этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной системы школы; скоординированность действий всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, родителей и учащихся.

В качестве подпрограмм в школе разработаны и действуют:

- Программа «Одаренные дети»;

- Программа «Здоровье»;

- Программа гражданского воспитания учащихся «Я - гражданин

России»;

4






















- Программа дополнительного образования;

- Проект по профориентации учащихся «Предпрофильная и

подготовка учащихся»;

- Проект «Я и моя малая Родина»;

- Проект «Наши славные дела»;

- Проект «Зеленая аллея памяти»;

- Проект «Чистый берег - чистая совесть»;

- Проект «Спорт нам поможет силу умножить».

Воспитательная система - это открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач.

Процесс воспитания должен обновляться на основе качественного нового представления о его статусе с учетом отечественных традиций, достижений передового педагогического опыта, включает формирование разнообразных воспитательных систем.

Каждая хорошая школа, целенаправленно реализующая не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием школьников, должна иметь свою воспитательную систему.

Для воспитательной системы характерны: развитие, ориентация учащихся и учителей на творчество, глубокая интеграция основного и дополнительного образования, благоприятный психологический климат, представление права выбора, поиск личностно-ориентированных технологий и форм воспитания.

К системообразующим видам деятельности можно отнести познавательную, научно-исследовательскую, творческую и досуговую деятельность. Следует отметить, что ученик имеет возможность обогатить и расширить свои знания через кружки, секции, факультативы.

Воспитательная система играет существенную роль в развитии личности. Управление воспитательной системой - это особое управление, оно глубокое и много аспектное. Управление осуществляется системой в целом и каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия.

Первое осуществляется через моделирование, создание образа своей школы в сознании педагогов, родителей, учащихся. В школе проведена диагностика определения приоритетов ценностей субъектов воспитательной системы. Проведен анализ диагностики и создана модель выпускника школы.

Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты:

  • цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается);

  • деятельность, обеспечивающая достижение целевых ориентиров (содержание воспитания) субъект деятельности, ее организующего и в ней участвующий;

5

  • отношения, рождающиеся в деятельности и в общении, интегрирующий субъект в некую общность;

  • среда системы, освоенная субъектом;

  • управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Модель выпускника

Нравственный потенциал

Осмысление целей и смысла жизни, понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости; готовность к профессиональному самоопределению и самореализации; активность в общешкольных и классных делах

Познавательный потенциал

Желание и готовность продолжать обучение после школы или включаться в трудовую деятельность, потребности в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний

Коммуникативный потенциал

Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально устойчивое поведение в жизненных кризисных ситуациях

Культурный потенциал

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими

Физический потенциал

Стремление к физическому совершенствованию, умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования

Управление воспитательной системой школы осуществляется через структурные компоненты: классы, кружки, объединения, секции, методическое объединение классных руководителей, родительский комитет.

Создание и развитие воспитательной системы школы происходит в несколько этапов.

6






















1 Этап - Этап становления.

Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.

Задачи:

  1. Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами.

  2. Введение инноваций в школьную жизнь.

  3. Создание модели выпускника.

  4. Формирование связей с внешней средой.

Ожидаемый результат:

Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

2 Этап - Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы.

Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.

Задачи:

  1. Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.

  2. Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные.

  3. Развивать самоуправление.

  4. Развивать взаимодействие школы с внешней средой.

  5. Обеспечить нормативно-правовые условия функционирования воспитательной системы.

Ожидаемый результат: Программа развития воспитания как часть Программы развития школы. Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы.

3 Этап - Завершающий. Система окончательно сформирована.

Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Задачи:

  1. Содружество детей и взрослых.

  2. Реализация личностного подхода.

  3. Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве.

  4. Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.

Ожидаемый результат: Создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций.

7

4 этап - Этап обновления и перестройки.

Цель: Рост социальных потребностей коллектива.

Задачи:

  1. Введение инноваций, ведущих к изменениям системы.

  2. Разнообразие содержания.

  3. Усложнение организационных и управленческих процессов.

Ожидаемый результат: Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень.

В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания разработаны критерии и показатели эффективности воспитательной системы:

Критерии

Показатели

Формирование познавательного потенциала личности учащегося

  1. Освоение образовательной программы

  2. Развитие мышления

  3. Познавательная активность

  4. Сформированность учебной деятельности

Формирование нравственного потенциала личности учащегося

  1. Нравственная направленность личности

  2. Сформироавнность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду

Формирование коммуникативного потенциала личности учащегося

  1. Коммуникабельность

  2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

  3. Знание этикета

Формирование физического потенциала личности

  1. Состояние здоровья учащихся

  2. Развитость физических качеств личности

Формирование

общешкольного коллектива

  1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

  2. Развитость самоуправления

  3. Сформированность совместной деятельности

Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе

  1. Комфортность ребенка в школе

  2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

8






















Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Структуры воспитательной системы школы:

- Программа патриотического воспитания;

- ученическое самоуправление: школьная Дума;

- детская общественная организация «Союз»;

- система реализации коллективно-творческих дел;

- Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

- социально-психологическая служба школы;

- система работы с родительской общественностью;

Выпускник школы, выйдя из стен школы, должен не только иметь знания по различным предметам, но и минимум правовых, этических знаний, умений, не потеряться во взрослой жизни, приобрести навык общения, организаторские способности, найти свое место в условиях рынка, экономики, познакомиться с азбукой бизнеса, уметь создать семью, воспитать своих детей.

В МОУ «Мамоновская ООШ» создана воспитательная система школы, которая должна стать единством педагогических целей и целей самих детей. В состав воспитательной системы школы входят: процесс обучения, внеклассная образовательная деятельность и внеучебная деятельность. В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.

Проблемы воспитания стоят в центре внимания педагогического коллектива школы и требуют от учителей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. В школе созданы все условия для успешного развития воспитательной системы. Разработаны программы и проекты, посредством которых реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса.

Анализ исследования личности учащихся, их интересов и их склонностей предполагает формы работы, которые помогут создать эффективную технологию воспитания личности через систему дополнительного образования с учетом личностно-ориентированного подхода к ребенку.

9

В нашей школе созданы условия для успешного развития дополнительного образования, налажена связь с учреждениями дополнительного образования: Домом детского творчества, школой искусств, спортивной школой и другими.

Для развития интересов, склонностей и способностей учащихся создана система секций, кружков, объединений, где каждый ребенок имеет возможность проявить свои способности, почувствовать стремление к тому или иному виду деятельности, реализовать его под руководством опытного специалиста - педагога дополнительного образования.

На базе нашей школы работают 10 кружков и объединений, 3 секции. 75% учащихся школы заняты в кружках и секциях дополнительного образования.

В школе реализуется модель «Школа полного дня». Дополнительное образование школьников ведется по направлениям: эколого-биологическое, туристско-краеведческое, художественное творчество, культурологическое и другие.

В течение ряда лет школа едет по пути формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, воспитанности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; гармоничное развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов, а так же воспитанность личности школьника.

В связи с поставленными задачами и для их реализации воспитательная работа школы ведется по следующим направлениям:

- развитие творческих способностей детей;

- воспитание ответственного отношения к учебе;

- физическое воспитание;

- воспитание гражданина и патриота;

- трудовое воспитание;

- профориентация;

- развитие системы самоуправления;

- профилактическая работа по предупреждению правонарушений;

- работа с родителями.

Мониторинг качества воспитательной системы школы дает возможность ощутить позитивный результат в воспитательной работе с учащимися.

Основным критерием эффективности воспитательной системы является стабильное повышение уровня воспитанности учеников, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, правовое и мировоззренческое развитие.

10






















Критерием оценки служат и меры развития классных коллективов, рост педагогического мастерства классных руководителей и их активная жизненная позиция в жизни школы.

Практическая значимость данного опыта состоит в том, что усовершенствована система воспитательной деятельности школы, разработана модель мониторинга качества воспитательной системы школы, которая позволяет целенаправленно развивать воспитательную работу в школе.







11









Областной Интернет-конкурс-2013

«Выставка-ярмарка педагогических идей»


Трунина А.В., заместитель директора по ВР

МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области



Сборник из опыта работы Технология совершенствования воспитательной системы школы на современном этапе развития образования








Технология

«Совершенствование воспитательной системы школы на современном этапе развития образования»

/тезисы/





Сборник из опыта работы Технология совершенствования воспитательной системы школы на современном этапе развития образования


Сборник из опыта работы Технология совершенствования воспитательной системы школы на современном этапе развития образования

© 2010-2022