Статья развитие этнической толерантности

Сейчас в России, как и во всем мире, возникла новая этническая и социально-психологическая ситуация, характеризующаяся ростом межэтнической напряженности, локальных межэтнических конфликтов, ярких проявлений нетерпимости, дискриминации по национальному или по конфессиональному признаку. В связи с этим, остро встает вопрос о формировании у граждан толерантности по отношению к любой культуре, уважения к своему и другим этносам, доброжелательного отношения к миру. Национальная проблематика начинает проникать и в сферу образования. Сегодня и общество, и государство заинтересованы в том, чтобы школа, являясь основным социальным институтом образования, активизировала себя и как инструмент консолидации этнически разнородного населения. Из множества подходов к воспитанию, выделяемых в педагогической науке, этнопедагогический подход сформировался сравнительно недавно. Его формирование объясняется новыми условиями школьного образования в Российской Федерации, в... В городе Пятигорске проводится большая работа по воспитанию этнической толерантности. И это не случайно, в городе проживают представители более  80-ти национальностей и функционируют 15 только зарегистрированных общин. Интересен опыт работы МБОУ СОШ №27 города Пятигорска по воспитанию толерантности. Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Содержание воспитания в этой школе, а она является школо... - обеспечение каждому ученику возможности идентифицировать себя как представителя той или иной национальности и культурной традиции; - создание условий для равноправного диалога с этнокультурным окружением; - вовлечение растущих личностей в цивилизационный прогресс, основанный на взаимодействии национальных, общероссийских общечеловеческих ценностей.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Екатерина Евгеньевна Бурховецкая

город Пятигорск

МБОУ СОШ № 27



Развитие этнической толерантности в условиях многонационального образования.

Сейчас в России, как и во всем мире, возникла новая этническая и социально-психологическая ситуация, характеризующаяся ростом межэтнической напряженности, локальных межэтнических конфликтов, ярких проявлений нетерпимости, дискриминации по национальному или по конфессиональному признаку. В связи с этим, остро встает вопрос о формировании у граждан толерантности по отношению к любой культуре, уважения к своему и другим этносам, доброжелательного отношения к миру.

Понятие толерантности относится к группе полифункциональных категорий общенаучного знания. Активно используется в области естественных, общественных, гуманитарных и технических наук. Сам термин «толерантность» в русский язык перешел из латинского (tolerantia) и выражает как минимум три пересекающихся значения: 1. устойчивость, выносливость; 2. допуск, допустимое отклонение; 3. терпимость. «Толерантность-это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году[1:7]. Толерантность как социокультурный феномен рассматривается как целостное психологическое явление, имеющее ценностную природу, содержанием которого является гуманное, терпимое отношение к личностному, национальному, религиозному и культурному многообразию, обусловливающее принятие индивидуально-психологических отличий другого. Этническая толерантность - частный случай общей толерантности личности. Поэтому толерантность, проявляемую субъектом в новом для него социокультурном окружении, можно назвать этнической толерантностью. Этническая толерантность- способность человека проявлять терпение к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Внешне этническая толерантность отражается в выдержке, самообладании, способности индивида длительно выносить непривычные воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей. Этническая толерантность проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, сопровождается психологической напряженностью. Она имеет степень выраженности в зависимости от наличия у человека опыта общения с представителями той или иной этнической общности (2, с. 302-303).

Национальная проблематика начинает проникать и в сферу образования. Сегодня и общество, и государство заинтересованы в том, чтобы школа, являясь основным социальным институтом образования, активизировала себя и как инструмент консолидации этнически разнородного населения. Из множества подходов к воспитанию, выделяемых в педагогической науке, этнопедагогический подход сформировался сравнительно недавно. Его формирование объясняется новыми условиями школьного образования в Российской Федерации, важнейшим из которых является изменение этнического состава школьников: этнический состав учащихся становится все более неоднородным. Принимая во внимание, что этнопедагогический подход к воспитанию в наибольшей степени учитывает важнейшую составляющую школьных ученических коллективов - их этническую разнородность, этнопедагогический подход к воспитанию становится все более востребованным в общеобразовательной школе.

Конституция РФ, Закон РФ «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании» указывают на воспитание толерантности как на одну из самых важных задач образования. Воспитание этнической толерантности особенно важно в старшем школьном возрасте, когда укрепляется осознание своей этнической принадлежности. В это время на формирование этнического сознания учащихся наибольшее воздействие оказывает образовательное учреждение, целенаправленно влияющее на процесс развития самосознания личности. Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе "Многокультурное образование" выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

I. Обучение толерантности.

- Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

- Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры.

- Путем понимания и принятия культурного плюрализма, увеличения знаний о культуре другой этнической группы.

III. Уважение культурных различий.

- Cтановление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий.

- Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

В городе Пятигорске проводится большая работа по воспитанию этнической толерантности. И это не случайно, в городе проживают представители более 80-ти национальностей и функционируют 15 только зарегистрированных общин. Интересен опыт работы МБОУ СОШ №27 города Пятигорска по воспитанию толерантности. Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Содержание воспитания в этой школе, а она является школой с многонациональным составом, включает в себя три взаимосвязанных компонента:

- обеспечение каждому ученику возможности идентифицировать себя как представителя той или иной национальности и культурной традиции;

- создание условий для равноправного диалога с этнокультурным окружением;

- вовлечение растущих личностей в цивилизационный прогресс, основанный на взаимодействии национальных, общероссийских общечеловеческих ценностей.

Определенное отношение к людям разных национальный культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей в производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников. В МБОУ СОШ №27 проводятся ежегодные мероприятия: «Час толерантности», «Фамильный герб», «Новый год у разных народов мира». Все мероприятия учитывают традиции каждого народа. Для гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в школе с многонациональным составом учащихся дополнительно включены некоторые компоненты внеурочной деятельности. Например, работа кружков, в программах которых отражены элементы культур Северного Кавказа. Важнейшим вкладом школы в становление личности нового толерантного типа является обеспечение минимума этнокультурной грамотности каждому учащемуся. Для реализации этой задачи в школе проводится цикл мероприятий: «Межэтническая толерантность путь к согласию и миру», «Толерантность- гармония многообразия», «Все мы разные, но такие одинаковые», «Вместе лучше».

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим

примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Особое значение имеют общешкольные родительские собрания: «Народная педагогика в семье», «Доброта формируется с детства», «Семейные традиции в воспитании детей» [3:393,403,425].

Воспитание толерантности - общее дело многих го­сударственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и от­ветственность в работе с ними ложится именно на об­разовательную среду, на педагогов - учителей, воспита­телей, социальных педагогов, психологов, вожатых.

Им в этом труднейшем деле остро необходимы:

- во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях;

- во-вторых, представление о возможных средствах - технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях;

- в-третьих, толерантность необходима и самому педагогу - во всей неразрыв­ности личностного и профессионального.

В МБОУ СОШ № 27 сложилась целая система для развития педагогического мастерства по данному вопросу. Следует отметить педагогические советы: «Образование- путь к культуре мира и толерантности», «Толерантность личности в структуре профессионального мастерства» «Школа без агрессии: проектные воззрения педагогов, учащихся родителей» [3:126]; круглый стол «Формирование установок толерантного сознания»; методическое объединение классных руководителей: «Воспитание толерантности: сущность и средства». Большое значение для воспитания милосердия дружбы, гуманности имеют отчетные концерты краевой экспериментальной площадки дополнительного образования. Решение проблемы межэтнической толерантности во взаимоотношениях учеников возможно за счет предъявления особых требований к профессионализму психолога многонациональной школы. В результате целенаправленной работы школьного психолога по формированию межэтнической толерантности, системе мониторинга межэтнической толерантности школьной среды, личностно - ориентированных технологий наблюдается повышение показателей этнической толерантности школьников.

МБОУ СОШ№27 владеет богатой научной, организационно-методической, информационной и нормативно-правовой базой по воспитанию толерантности в целом и этнической толерантности в частности, а также эффективной системой мониторинга по данной проблеме.

Хочется отметить, что для развития этнотолерантности у учащихся многонациональных школ следует соблюдать следующие положения:

- содержание учебных планов должно с научных позиций отражать особенности этносоциумов в поликультурном обществе;

- личность школьника должна быть включена не только как объект, но и как субъект педагогического процесса, соответствующего его интересам и потребностям, национально-психологическому укладу;

- образовательный процесс должен рассматриваться как сложное историческое и этнопедагогическое явление, представляющее собой совокупность исторических, социальных, психологических, этнокультурных явлений. Поэтому целью многонациональной школы является не только получение общего образования, но и приобщение детей разных национальностей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений.

Толерантность- это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность-это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.



Библиографический список


1. Декларация Принципов толерантности // Материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО. М. 1995 год

2. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь/ под редакцией В.Г. Крысько. М.: Москов.психолого-социальный ин-т, 1999.

3.Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М.:ТЦ «Сфера», 2003-160с.

4. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений /М.П. Осипова, Г.А. Бутрим, И.А. Мельничук и др.; Под общей ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бутрима.-мн., «Экоперспектива», 2003.-480с.

© 2010-2022