Статья Приёмы активизации познавательной деятельности

Позвольте представить Вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему: «Приемы активизации познавательной деятельности». Как мы уже говорили урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения продолжительностью и структурой.Основным структурным элементом урока производственного обучения является текущий инструктаж, который предполагает самостоятельную работу обучающихся, что само по себе является активизацией деятельности обучающихся. Таким образом, наиболее во...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

51

ВВЕДЕНИЕ

Преобразования, происходящие в обществе, требуют существенных перемен в системе профессионального образования, подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социальных условиях, формах хозяйствования. Сегодня нужны люди, умеющие творчески мыслить, способные принимать нестандартные решения.

В настоящее время в связи с происходящими изменениями в стране, переоценкой ценностей у многих молодых людей отмечается снижение интереса к учебе, среди них много слабоподготовленных, детей из неблагополучных семей.

В связи с этим перед педагогами организаций профессионального образования ставятся задачи поиска новых форм обучения, способствующих развитию интереса к обучению и получаемой профессии, помогающим слабым учиться, обрести уверенность в себе.

Необходима такая организация учебного процесса, при которой каждый урок стал бы интересным, учащиеся научились приобретать знания самостоятельно, у них появилась бы возможность проявить себя, найти применение своим способностям.

Познавательные процессы лежат в основе обучения и обуславливают выбор необходимых методов и приёмов работы. Проблема активизации познавательной деятельности в различных аспектах рассматривалась в трудах философов, педагогов, психологов.

Исследование формирования познавательной активности шло по разным направлениям: организация самостоятельной познавательной деятельности (Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова и др.); развитие и организация творческо-поисковой познавательной деятельности (Б.П. Коротков, В.Г. Разумовский, А.В. Усова и др.); активизация школьников в учении, как необходимое условие повышения качества знаний (Л.П. Аристова, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.); формирование познавательных интересов школьников в общедидактическом аспекте (Л.И. Божович, Г.И. Щукина и др.); поиск рациональных методов и приемов познавательной деятельности и вооружение ими учащихся (Е.Н. Кабанова-Меллер, Б.И. Коротяев).

Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся является проведение нестандартных уроков и внеклассных мероприятий.

Таким образом, актуальность проблемы активизации познавательной деятельности учащихся объясняется состоянием и тенденциями развития общества и государства. Проведенный анализ исследований и опыт активизации познавательной деятельности учащихся позволил нам определить тему выпускной квалификационной работы как «Приемы активизации познавательной деятельности».

Цель работы - выявление и обоснование приемов активизации познавательной деятельности учащихся в процессе производственного обучения профессии «Повар».

Объект исследования является учебный процесс в системе среднего профессионального обучения.

Предмет исследования - приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся в процессе производственного обучения профессии «Повар».

Рабочая гипотеза исследования заключается в следующем: познавательная деятельность учащихся может быть активизирована в процессе производственного обучения профессии «Повар», если будут использоваться нетрадиционные уроки

Достижение цели исследования предусматривает решение следующих задач:

  1. Проанализировать состояние проблемы развития и поддержания познавательной деятельности в современных положениях педагогической теории и практики.

  2. Раскрыть специфику познавательной деятельности учащихся.

  3. Обобщение опыта работы по активизации познавательной деятельности обучающихся, путем использования нетрадиционных форм и методов обучения на уроках производственного обучения по профессии «Повар».

  4. Выявить роль и возможности применения нетрадиционных уроков в активизации познавательной деятельности учащихся.

  5. Создать педагогический банк нетрадиционных уроков.

Методологической основой исследования являются:

- теория активности как основы жизнедеятельности личности (В.М. Бехтерев, Л.С.Выготский, В.Н.Мясищев, Д.Н.Узнадзе и др.);

- теория профессиональной деятельности (С.Я. Батышев, А.Т. Глазунов, Е.В.Ткаченко);

- общетеоретические положения о развитии познавательного интереса личности в обучении (Н.Ф. Добрынин), мыслей, помыслов, проявлений умственной и эмоциональной активности обучающихся (С.Л. Рубинштейн);

- теория познавательной активности человека и познавательной активности в обучении (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Г.Ц. Молонов, З.Ф. Чехлова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина);

Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняемых методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме; изучение нормативных документов; анализ и синтез результатов поиска в информационно-поисковых системах с целью определения ведущих понятий, разработка программы исследования и прогнозирования итогов работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: обобщены научные представления о сущности познавательной деятельности личности и выявлена специфика ее развития в системе среднего профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в:

- определении путей активизации познавательной деятельности учащихся;

- обогащении опыта активизации познавательной деятельности;

- создании банка нетрадиционных уроков.

Материалы исследования могут быть использованы в массовой практике системы начального и среднего профессионального образования, а также в системе дополнительного профессионально-педагогического образования.

Апробация результатов исследования в практику осуществлялась через публикацию статьи в сборнике материалов Международной научно практической конференции в г. Тирасполе «Профессиональное образование ПМР (начальный и средний уровень): опыт, проблемы, перспективы».

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения к работе.

Глава I. Научно-теоретические основы активизации познавательной деятельности личности в образовательном процессе

системы среднего профессионального образования

1.1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся

Процесс реформирования современного общества создал потребность в новом типе специалиста как творческой, саморазвивающейся, постоянно совершенствующейся личности, готовой и способной к обновлению всех сфер общественного бытия. Достижение этого требует, чтобы система образования стала социальным институтом, который в течение всей жизни человека предоставлять ему самые разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать возможность получения базового, профессионального и дополнительного образования. Это предполагает реализацию новых подходов в образовании, ориентированных на развитие субъектности обучающихся, на активизацию их сознательной и самоуправляемой познавательной деятельности.

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Изучение психолого-педагогической литературы позволило провести родовидовой анализ ключевых понятий «познавательная деятельность», «активность личности», «активная познавательная деятельность», на основе которых нами было уточнено понятие «активизация познавательная деятельности». При этом мы опирались на современные дидактические концепции формирования познавательной деятельности учащихся (Л.И. Божович, Г.И. Щукина и др.), развития познавательной активности и условий активизации познавательной деятельности школьников (Б.И. Коротяев, М.И. Махмутов, В.Ф. Шморгун и др.), а также сложившиеся в педагогике подходы к организации познавательной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений.

Проблемой активизации познавательной деятельности (АПД) занимались такие ученые, как: А.А. Вербицкий, В.М. Вергасов, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Р.А. Низамов, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, Г. Лозанов, Г.А. Китайгородская, И.Ю. Шехтер, Б.А. Лапидус, А.Л. Бердичевский и др.

Анализ педагогической литературы и методической литературы свидетельствует о наличии неоднозначных подходов к проблеме исследования. Исследователи рассматривают проблему активизации познавательной деятельности в рамках контекстного подхода (А.А. Вербицкий), с точки зрения проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), совместной учебно-познавательной деятельности учителя и студента (Г.И. Щукина), использования технических средств обучения (В.В. Петрусинский), в процессе лекции (Р.А. Низамов).

Одной из актуальных проблем является создание, с помощью определенных элементов обучения (методов, форм, приемов), условий, способствующих активному включению обучающегося в процесс обучения.

Что же представляет собой познавательная активность?

Ф.И. Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность обучающегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний» [28].

А.К. Маркова под проявлениями познавательной активности понимает «все виды активного отношения к учению как познанию: наличия смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов...» Признавая за учащимися активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого обучающийся формируется как субъект учебной деятельности.

Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование обучающегося, которое выражает особое состояние обучающегося и его отношение к деятельности» [31]

С данной трактовкой познавательной активности перекликается определение Т.И.Шамовой: «Активность в учении не просто деятельностное состояние обучающегося, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность обучающегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия, на достижение учебно-познавательной цели»

Перечисленные выше определения характеризуют позицию обучающегося, поскольку речь идет об их познавательной активности. Между тем активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия активизирующие процесс познания, создает прежде всего педагог, а демонстрирует результат этих условий - собственно познавательную активность - обучающийся [16].

С.Л. Рубинштейн отмечал, что «один и тот же процесс может быть и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым». В силу индивидуальных и возрастных различий для одних обучающихся процесс обучения опирается более всего на эмоциональную основу, у других - на интеллектуальную, у третьих - на волевую, у четвертых и т.д. - на самое различное сочетание этих основ. Поэтому одни обучающиеся активно включаются только в отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течении всего занятия. Но нельзя игнорировать позицию того обучающегося, который пассивно принимает знания, и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации [21].

Из этого следует, что, активизация познавательной деятельности обучающихся - это целенаправленная деятельность педагога по повышению уровня их учебной активности.

Многие исследователи отмечают, что для преподавателей любой ступени образования очень важны установки на выстраивании доверительных, доброжелательных отношений с учащимися. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А. и др.

Проблеме активизации обучения посвящены труды многих учёных-педагогов: Беспалько В.П., Шаталова В.Ф., Лысенковой С.Н, Окунева А.А., Селевко Г.К. Щукиной Г.И. и др.

Примерами педагогических технологий на основе активизации познавательной деятльности обучающихся являются игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова., технология проектного обучения Д.Дьюи, Х.Паркхест и др.

Исходя из анализа педагогической, методической литературы и собственного педагогического опыта, мы уточняем сущность понятия «активизация познавательной деятельности» следующим образом: АПД - это двусторонний процесс, который затрагивает и деятельность студента, и деятельность преподавателя. Действия преподавателя включают в себя выработку дидактических условий, методов и средств обучения, активизирующих познавательные процессы студентов - внимание, восприятие, память, мышление, и способствующих развитию познавательной активности, инициативности и самостоятельности студентов; действия студента - активное, творческое усвоение учебного материала. Мы подчеркиваем в данном определении необходимость активизации познавательных процессов субъекта образовательного процесса под влиянием применяемых методов и средств обучения.

Под активизацией познавательной деятельности учащихся нами понимается целенаправленное внешнее воздействие на обучаемых при организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования, направленное на формирование учебно-познавательной компетентности.

Учебно-познавательная компетентность определяется как совокупность общеучебных компетенций, направленных на поэтапное освоение учебного материала, впоследствии необходимых в будущей профессии.

Обобщение опыта исследователей, а также собственный педагогический опыт позволили дифференцировать уровни активизации познавательной деятельности студентов. В качестве критериев выступили следующие:

  1. Когнитивный;

  2. Потребностно-мотивационный;

  3. Операционно-практический.

Таблица 1

Уровни познавательной деятельности


Критерии

Показатели

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Когнитивный


Сфомированность знаний, умений, навыков

Знания, умения, навыки четко сформированы, иногда выходят за рамки программы.

Сформированы, но недоста-

точно

Не сформированы.

Степень развития познаваель-

ных процессов (внимания восприятия, памяти, представле-

ния и воображе-

ния, мышления).

Достаточно развиты. Сформированы различные виды мышления. Наблюдается стремление к синтезу и анализу изучаемых явлений. Студенты активно воспринимают и усваивают информацию. Развита произвольная и непроизвольная память. Наблюдается высокая осознанность мыслительной деятельности, стремление к интеллектуальному напряжению. Студенты проявляют волевые усилия в процессе овладения знаниями.

Развиты, но недоста-

точно. Внимание, восприятиеситуатив-

ны.

Развиты отдельные виды мышления.

Слабо развиты. Внимание ситуативно. Восприятие материала затруднено из-за недостаточно сформированных знаний, умений, навыков. Мышление слабо развито. Наблюдается умственная пассивность. Характерна слабая осознанность мыслительного процесса, низкая продуктивность памяти, отсутствие волевых усилий к овладению знаниями.

Потребностно-мотивационный

Мотивы

Ярко выражена мотивация к изучению иностранного языка, наблюдается стремление студента узнать информацию, выходящую за рамки учебной программы.

Мотивация нестабиль-

на, ситуативна

Мотивы к изучению иностранного языка неустойчивы или отсутствуют, возможно нежелание студента изучать язык, выполнять задания, работать на занятиях.

Интерес

Прочный, сформированный. Наблюдается не только к учебной, но и к исследовательской деятельности.

Стабиль-

ный интерес.

Неустойчивый, ситуативный, либо его отсутствие.

Инициатив-

ность

Ярко выражена, студент постоянно вовлечен в работу, ему все интересно, активно работает, отвечает на вопросы.

Нестабиль-

на. Ситуативна.

Отсутствует. Участие в учебно-познавательной деятельности минимальное.

Операционно - практический

Самостоя-

тельность

Студент достаточно самостоятелен, способен выполнять задания без посторонней помощи. Может творчески преобразовывать информацию.

Самостоя-

тельность ситуатив-

на, зависит от сложности задания и интереса для студента

Наблюдается нежелание выполнять самостоятельную работу, ссылка на «трудность» задания.

Умение решать коммуника-

тивные задачи

Успешно решает, выполняет задания.

Характерен творческий подход.

Решение задач не всегда успешно, зависит от уровня сформиро-

ванности знаний, умений, навыков.

Испытывает трудности при выполнении заданий из-за низкого уровня сформированности знаний, умений, навыков.

Высокий уровень познавательной деятельности характеризуется высокой осознанностью мыслительной деятельности, стремлением к интеллектуальному напряжению, ярко выраженной мотивацией, интересом к изучению иностранного языка, пониманием его значимости, устойчивым стремлением к его познанию, высоким уровнем самостоятельности и инициативности, сформированностью знаний, умений, навыков, а также умением оперировать ими в конкретных ситуациях, самостоятельно извлекать эти знания из источников. Студенты умеют анализировать и оценивать факты, явления, события, раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения.

У студентов со средним уровнем мотивация нестабильна, инициативность и самостоятельность ситуативны, зависят от степени заинтересованности студента в выполнении данного действия, студент участвует в учебно-познавательной деятельности, но не проявляет волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Низкий уровень характеризуется отсутствием интереса к изучению языка, низким уровнем коммуникативной компетенции. Знания отрывочны, иногда совсем отсутствуют. Умения и навыки не сформированы, участие в учебно-познавательной деятельности минимальное. Познавательные процессы развиты слабо. Наблюдается умственная пассивность.

Принципы активизации познавательной деятельности

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося [7].

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.

Принцип проблемности. Прежде всего в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений.

Особенности применения данного принципа в процессе преподавания приозводственных дисциплин требуют и специфических форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся.

Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания.

Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

Принцип взаимообучения. Не мене важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

Принцип индивидуализации. Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:

состав аудитории (комплектование групп),

адаптация к учебному процессу,

способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

Принцип самообучения. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.

Факторы, побуждающие учащихся к активности

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:

Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход это прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя не возможно.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.

Активация учения учащихся не как усиление деятельности, а как мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.

Методы активизации познавательной деятельности учащегося

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Словесные методы.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организуется самостоятельная работа следующим образом: дается группе конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося.

Здесь есть свои требования:

- текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)

- нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.

Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами.

Их условно делят на три типа:

  • Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.

  • Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.

  • Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.

  • Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.

1) Карточка с вопросами для размышлений.

2) Карточка с расчетной задачей.

3) Карточка с заданием выполнить рисунок.

3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.

1) Карточка с немым рисунком.

Используется нами в нескольких вариантах. Для всего группы - 2-4 варианта. И как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

2) Тестовые задания.

Их применяем также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.

В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.

4) Метод проблемного изложения.

На уроках используется проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

-выдвижение проблемного вопроса,

-создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

-создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

-демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Но в каждой параллели задачи дифференцирую - более сложные, творческого характера - сильным учащимся.

А аналогичные - слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

Наглядные методы.

Частично-поисковый.

При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Практические методы.

Частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Также используются методы устного изложения - рассказ и лекции.

При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.

а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б) эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

Прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).

2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.

3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.


1.2. Приемы активизации познавательной деятельности

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.

В процессе обучения учащийся также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г.М. Лебедев указывает, что «познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.

Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.

Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности учащегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.

Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.







Глава II. Исследовательский аспект Активизация познавательной деятельности: практико-исследовательский аспект

2.1. Характеристика нетрадиционных учебных занятий

Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным».

Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Мы считаем, что снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие педагоги ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации познавательной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках учащиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно, определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как Российских, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает учителю и мастеру производственного обучения в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поурочных планов и внеклассной работе, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса. Как и многие педагоги, мы ищем разные способы привлечения учащихся к активной деятельности, используем разнообразные формы объяснения нового материала и закрепления пройденного.

Значимость нетрадиционных учебных занятий определяется тем, что создаются предпосылки для формирования личностно-профессиональных качеств, определяющих облик квалифицированного рабочего, имеющего способность к самореализации, самодостаточного, творческого, инициативного, способного смело проявлять свои профессиональные качества.

Существенное преимущество нетрадиционных учебных занятий, их эффективность определяют следующие факторы:

- организация учебной деятельности учащихся чаще всего построена на групповых или коллективных способах обучения;

- изменяется характер домашних заданий, которые направлены на самостоятельную, творческую деятельность и способствуют выработке умений переноса и применения полученных знаний на практике;

-усиливается роль сопутствующего закрепления, когда новый материал усваивается на уроке с помощью методов, выводящих учащихся на эмоциональный путь усвоения знаний;

- гибкая структура учебного занятия позволяет преподавателю варьировать содержание, методы, средства и формы работы с учащимися в зависимости от творческого замысла учебного занятия.

Последнее время была предпринята попытка классифицировать нетрадиционные виды учебных занятий. Приведем пример одной из классификации:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п (приложения 1,2.3,4).

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Тем не менее, не все формы и методы приемлемы для проведения их на уроках производственного обучения. Специфика урок производственного обучения предполагает практическую деятельность учащихся, кроме того урок длится 6 часов.

Построение и организация урока производственного обучения

Основной формой организации занятий в учебных мастерских является урок. Рассматривая урок производственного обучения, следует отметить, что он отличается от урока теоретического обучения по общеобразовательным или специальным предметам.

Цель урока производственного обучения заключается в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии. Учащимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. Следовательно, основная цель - не запоминание информации, а умение переработать и применять ее на практике.

Специфика проведения уроков производственного обучения отражена в следующих факторах:

а) временное (занятие продолжается 6 часов);

б) содержательном (обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда учащихся, в процессе созданиями материальных ценностей);

в) в методическом (основная часть времени на занятии учащиеся работают самостоятельно, мастер осуществляет лишь общее руководство деятельность учащихся)

г) организационном (необходимы условия, обеспечивающие работу каждого учащегося в доступном ему темпе поэтому формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работе, как с сильными, так и со слабыми учащимися).

Уроки производственного обучения в зависимости от основной дидактической цели и содержания изучаемого учебного материала подразделяются на следующие типы:

вводный урок - занятие ознакомительно-информационного характера, связанное, как правило, с первоначальным знакомством содержания будущей профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии, спецификой предстоящих работ и т.п. (проводится обычно в начале учебного периода);

урок по изучению трудовых приемов и операций - занятие по формированию у учащихся первоначальных профессиональных умений;

урок по выполнению комплексных работ - занятия, на которых при выполнении простых или сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения характерные для профессии;

урок по проверке знаний, навыков и умений учащихся - контрольно-проверочный.

Возможное разнообразие занятий по производственному обучению характеризует приведенный ниже целый арсенал видов уроков:

урок-конкурс профессионального мастерства (приложение 4);

урок-зачет (приложение 1);

урок-практикум (самостоятельная работа учащихся);

семинар производственного обучения;

производственная конференция;

производственная экскурсия;

урок - праздник первой детали;

урок с участием новаторов производства;

урок изобретательства и рационализации;

урок-аукцион ученических изделий;

урок-отчет (приложение 2,3);

урок «деловая игра» и т.д.

Рассматривая структуру урока, следует говорить не об отдельных, обособленных его частях, а лишь о структурных элементов, группируемых по характеру деятельности мастера и учащихся. Этими элементами являются: организационный момент, вводная, основная и заключительная части. Каждый из них выполняет определенную только ему присущую роль, но все они тесно связаны. Кратко рассмотрим каждый структурный элемент урока.

Урок всегда начинается с организационного момента. Мастер контролирует присутствие учащихся, проверяет их вешний вид, сообщает учащимся тему занятия. Затем мастер проводит повторение теоретических знаний учащихся. А также проверку их практической подготовленности. Этот элемент урока психологически готовят учащихся к восприятию и усвоению нового учебного материала.

Вводная часть урока направлена на подготовку учащихся к освоению новых навыков и умений, к выполнению определенных знаний, способствующих углублению и расширению профессиональных знаний, складывается из вводного инструктажа, инструктажа по безопасному ведению работ, рассказ об организации рабочего места, распределения и разбора заданий учащимися группы.

Вводный инструктаж начинается с ознакомлением учащихся с целями и задачами данного занятия. Поэтому в предварительно разрабатываемом плане урока его задачи следует формулировать конкретно. На вводном занятие мастер обязательно останавливается на правилах безопасного ведения работ, которые следует соблюдать на данном уроке. Мастеру следует подробно рассказывать об организации рабочего места при выполнении заданных работ, обратив внимание учащихся на его особенности. После этого сообщает критерии оценок, разъясняет и распределяет задания среди учащихся, говорит об ученическом норме времени, сравнивая ее с нормой времени квалифицированного рабочего.

В основной част занятия, текущем инструктаже, учащиеся выполняют задания, подобранные мастером заранее. В ходе их выполнения учащиеся осваивают заданные приемы и действия. В процессе выполнения работ учащиеся учатся применять свои знания в конкретных практических ситуациях

В процессе текущего инструктирования мастер направляет и корректирует трудовую деятельность учащихся. Индивидуальные инструктажи проводятся при обходе рабочих мест учащихся. Мастер заранее продумывает и определяет цель каждого обхода. Количество их зависит от содержания, сложности учебного материала и особенностей учебной группы.

В заключительной части подводят итоги занятия. Заключительная часть занятия состоит из итогового инструктажа, домашнего задания и уборки рабочих мет.

Построение урока должно способствовать возбуждению интереса учащихся к учебному материалу, развитию самостоятельности, воспитанию стремления к активному овладению умениями и навыками.

Решать поставленную цель выполнять задачи урока можно только при активной познавательной деятельности учащегося, с одной стороны и управления этой деятельностью мастером производственного обучения, другой стороны.


  1. Использование нетрадиционных форм и методов на уроках производственного обучения

В труде специалиста большое место занимают умения - способность использовать знания в практической деятельности, т.е. речь идет, прежде всего, о формировании общепрофессиональных умений. Для специалиста почтовой связи это не только выполнение операций связанных с приемом, обработкой и вручением почтовых отправлений, но и увеличение доходности своего структурного подразделения, способность принимать оперативные решения на основе анализа сложившейся ситуации, способность самостоятельно обобщать определенную информацию и реализовывать её на практике.

Как добиться этих умений? Какими же формами и методами возможно достичь познавательной активности и самостоятельности обучающихся?

В последнее десятилетие широкое распространение получили так называемые нетрадиционные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков.

Суть нетрадиционных методов, направленных на формирование умений и навыков, как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися таких задач, в процессе решения которых они овладели бы способом деятельности.

Для того чтобы развивать экономическое, аналитическое мышление, организаторские умения, необходимо учащихся систематически ставить в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде профессиональной деятельности. Этим целям и служат нетрадиционных методы обучения профессиональным умениям и навыкам.

Названные методы учебный процесс делают активным, деятельным, контекстным (включенным в профессиональную деятельность).

Рассмотрим примеры применения вышеперечисленных методов на уроках производственного обучения по профессии "Повар".

Проведение урока в форме КВН относится к играм соревнованиям. Это своеобразное состязание учащихся в знаниях, умениях и навыках, полученных на уроках специальных дисциплин и уроках производственного обучения. Здесь обязательны разделение участников на две (и более) команды и выбор судейской бригады или жюри. Для придания конкурсу динамичности и скорости следует при выполнение отдельными учащимися практических заданий предложить командам выполнение таких заданий как решение кроссвордов, криптограмм, числового диктанта и др. Существенным моментом в таком уроке становится система критериев оценки деятельности участников. Как правило, основные из них - это знание поварской терминологии, быстрота выполнения работ, правильность выполнения практических работ. Такой конкурс, как правило, служит составной частью урока, как мы уже говорили, продолжительность урока производственного обучения длится 6 часов. Целесообразно проводить его на вводном инструктаже контрольно-проверочного урока, по какой либо теме.

Кроме уроков КВН, к урокам с игровой состязательной основой можно отнести урок-игру «Придумай проект», урок типа игры «лото», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и др.

Еще одна из положительных тенденций таких уроков, то что в нем активное участие принимают и учитель и учащиеся. Учащиеся делятся на группы, получают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовить сообщения на тему урока (т.е. осуществить поисковую деятельность), составить кроссворды, вопросы, изготовить эмблемы и т.д.

Еще одной из проведения форм контрольно-проверочного урока может служить игра «Свидание»

Суть данной игры будет заключаться в следующем: каждый из учащихся в определенное время с 13ч. до 21ч. будет встречаться с кем-то, с кем назначена на определенный час встреча, и обсуждать вопросы, предложенные на это время в карточках заданиях, а также выполнять поэтапно практическую работу, предложенную в заданиях.

Приходя в следующий час на «свидание» с другим учащимся, нужно проверить у него выполненную практическую работу, т.е. провести взаимоконтроль, предложить исправить ошибки в заполненных бланках почтовой документации, если таковые обнаружены. Кроме того, можно проконсультироваться по вопросам теоретического материала, если какие-то вопросы вызвали у вас затруднения при обсуждении на предыдущем «свидании».

Таким образом, каждый час, встречаясь с кем-то из учащихся группы, нужно повторите весь теоретический материал, данной темы и выполните практическое задание по пройденной теме.

Потом каждый учащийся отвечает всего лишь на один из вопросов, предложенных для обсуждения, и по результатам этого ответа получает оценку. Вторая оценка будет выставлена за выполненную практическую работу.

Использование метода ролевых игр кроме активизации познавательной деятельности, способствует решению таких целей как формирование коллективизма, общительности, коммуникативности, развитию мотивации учебной деятельности. Так можно привести пример использование на уроке по теме «Составление меню на банкет» ролевой игры, где роли распределяются следующим образом: в микрогруппе из 3 человек (шеф-поавр, официант, родители). При выполнении задания виден весь технологический процесс и роли участников его выполняющих.

Даже использование небольших игровых приемов способствует повышению познавательной активности. Провести фронтальный опрос можно, методами «перестрелка», «счастливый билетик», «лото». На уроке мы использовали для фронтального опроса методический прием «Светофор».

Развитие человека происходит в деятельности и закономерность его такова, что чем более активна деятельность, тем интенсивнее протекает его жизнь. Успешная деятельность приносит учащемуся удовлетворенность, является сильнейшим побудителем его познавательного интереса.

  1. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе мастера производственного обучения в целях активизации познавательной деятельности обучающихся

Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности обучающихся и её поддержание в течение всего периода занятий. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов и средств обучения.

Среди многих форм активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, в настоящее время используются информационно-коммуникационные технологии с применением компьютерных средств.

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществлять поиск информации, планировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, развивать интерес обучающихся к изучаемому материалу или предмету, стимулировать познавательную и творческую активность, самостоятельность обучающихся, формировать коммуникативные навыки, обеспечивать объективный контроль качества учебно-воспитательного процесса.

Для активизации познавательной деятельности на уроках производственного обучения мастерами производственного обучения разработана и успешно применяется методика письменного инструктирования. В основе этой методики лежит самостоятельная мыслительная деятельность учащихся на этапе подготовки и выполнения учебно-производственного задания. С этой целью каждое учебное задание сопровождается разработанными мастером раздаточными методическими материалами: инструкционно-технологическими картами, схемами, таблицами, карточками-заданиями, вопросами для самоконтроля и др.

В настоящее время на уроках теоретического и производственного обучения мастера и преподаватели всё чаще стали использовать современные компьютерные технологии, к которым относятся технологии мультимедиа.

В своей практике я применяю компьютерные технологии уже четвёртый год, что позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание обучающихся, повышает творческий потенциал личности и мотивацию, стимулирует мою деятельность, упрощая подготовку к занятиям в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования раздаточного материала к уроку. Появляются дополнительные возможности: развивать, модернизировать, накапливать электронные материалы

Технологии мультимедиа сочетают информационные и вычислительные возможности современных компьютеров, значительно расширяют возможности представления учебной информации.

Одно из главных преимуществ использования мультимедийных и компьютерных технологий в обучении состоит в возможности выведения иллюстративного материала на экран. При традиционном обучении можно нарисовать требуемые таблицы, схемы, иллюстрации на доске, бумаге или показать на плакате. Но рисование на доске прерывает контакт с учащимися, занимает много времени, ограничивает размеры и сложность схем. Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в любом масштабе. Например: на уроках производственного обучения в условиях технологической лаборатории, для подготовки поваров при изучении новой темы воспроизводятся в электронном виде такие инструктивно-методические материалы, как: схемы первичной обработки овощей, рыбы, мяса.. Таблицы видов нарезки и кулинарного использования овощей; видов и кулинарного использования полуфабрикатов из рыбы, мяса и др. продуктов; схемы приготовления блюд; инструкционные карты с указанием последовательности выполнения технологических операций и приёмов; карточки-задания, тесты, технологические карты и др.

Другое преимущество мультимедийной техники заключается в том, что информация на экране может появляться частями. Такая информация лучше запоминается, а сам текст можно представлять другим цветом. При этом не возникает никаких сложностей при возврате текста или другой информации назад для повторного объяснения, повторения или закрепления пройденного материала. Большим достоинством использования мультимедийных систем обучения является помощь в заполнении дневников по производственному обучению (запись тем, практических заданий, схем, таблиц). Дневник заполняется не только под диктовку или с помощью печатного на бумаге материала, но и с экрана; а также возможность показа электронных презентаций, слайдов, учебных фильмов, чередование в определённой последовательности просмотра фрагментов с практическим показом выполнения заданий.

Соответственно, большее количество времени на уроках производственного обучения уделяется практической деятельности обучающихся с целью формирования их познавательных интересов, решения обучающей задачи. Использование электронных презентаций делает урок более интересным, насыщенным, иллюстративным. Они могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала, выполнении практических заданий и при организации текущего контроля знаний.

В зависимости от построения сценария урока включаем в свою презентацию текстовые или графические фрагменты, анимацию, музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.

Как правило, мы используемю технологии мультимедиа на вводном инструктаже при изучении нового и повторении пройденного учебного материала. Презентация позволяет не просто вести беседу с обучающимися, задавая вопросы по теме, и тем самым, заставляя их актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, почему, как, какой, для чего и т.д.). Анализ представленной информации способствует развитию мышления обучающихся. Например: при повторении пройденного материала на вводном инструктаже задаю вопросы по теме урока "Приготовление салатов": "С каких последовательных операций состоит процесс приготовления салатов?" Обучающиеся отвечают. Затем, с использованием анимации и других возможностей программы MS Office Power Point, следует ответ на экране, и все сравнивают свой ответ с электронным. На вопрос: "Какие используют варианты оформления салатов?", обучающиеся отвечают, а затем на экране воспроизводятся ответы в виде иллюстрированных слайдов и красочных фотографий блюд. В другом случае, обучающийся рассказывает технологическую схему обработки овощей, рыбы или мяса, затем правильность его ответа сопоставляется с ответом на электронной схеме. Таким образом, обучающиеся легче усваивают изучаемый материал, а мастер может объективно и наглядно оценить уровень их теоретической подготовки.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе урока большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи мастера, преподавателя. Однако элементы занимательности на занятиях, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово, вызывают неподдельный интерес к изучаемой теме, желание узнать и научиться большему; в дальнейшем формируют устойчивую мотивацию изучения данного предмета или овладения теми или иными практическими навыками.

Сформировать глубокий познавательный интерес к предмету у всех обучающихся невозможно. Важно, чтобы всем обучающимся на уроке было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность перерастёт в стойкий интерес к обучению.

Применение разнообразных форм обучения на уроках и во внеурочное время (упражнения, конкурсы, викторины составление и разгадывание кроссвордов, поиск интересной и нужной информации для рефератов, стенгазет, посещение факультативных занятий), создают положительный эмоциональный фон деятельности обучающихся. Все формы обучения, перечисленные выше, можно реализовать с помощью информационно-коммуникационных технологий.

При проведении конкурса профессионального мастерства используем электронные презентации как наглядно-демонстрационный материал и для создания спокойной и приятной атмосферы для участников и присутствующих на конкурсе. На экране воспроизводится иллюстрированная схема приготовления горячего блюда и красочное слайд-шоу с различными вариантами оформления салатов. Демонстрация осуществляется музыкальным сопровождением, что способствует созданию благоприятного микроклимата в аудитории.

Использование мультимедийных технологий - есть применение наглядного метода иллюстраций, который во взаимосвязи с другими методами, позволяет не только сэкономить время на уроке, но и увеличить яркость восприятия материала, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте. Например, практикуем в своей работе использование электронных плакатов по изучению технологического оборудования предприятий общественного питания.

Информация, размещённая на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, показа практических приёмов, операций воспитывает интерес к уроку, делает его более привлекательным.

Удивить, - значит заинтересовать. Необычность действий, фактов, явлений, парадоксальность опыта, демонстрируемого обучающимся, всё это вызывает у окружающих какие-то эмоциональные проявления, а значит и интерес. Ежегодно, занимаясь привлечением обучающихся первого курса к занятиям факультатива "Карвинг", я использую электронную презентацию. Карвинг - это восточное искусство вырезания фигур, цветов из овощей и фруктов. Демонстрируя электронную презентацию факультатива "Карвинг", я стараюсь снять равнодушие, вызвать заинтересованность, создать положительный эмоциональный фон, расположить к выполнению тех заданий, которые кажутся на первый взгляд трудными и даже непреодолимыми.

Обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования культуры личности.

Изучение теоретической части многих тем образовательной области, предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с первого курса, обучающиеся получают задания для участия в конкурсах, предметных неделях, других внеклассных мероприятиях, по поиску дополнительной, занимательной информации для стенгазет, рефератов, электронных презентаций. Например: найти сведения об истории блюд, интересные старинные кулинарные рецепты, происхождение названий блюд, традиции, обряды, связанные с ними.

Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, так как приходится искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, компьютерной базе данных, в электронном документе, в интернете с использованием поисковых систем. Поиск и обработка информации могут рассматриваться, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучающихся с компьютером. При работе с большим объёмом информации у обучающихся формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность.

Работая с рейтинговой системой контроля качества учебно-воспитательного процесса в группе, также, используем информационно-коммуникационные технологии. Основная цель рейтинговой системы оценки качества - стимулирование равномерной учебно-воспитательной деятельности обучающихся в течение всего учебного года, создание условий для проявления их творческих способностей, предоставление каждому возможности самостоятельно выбирать уровень подготовки. Результаты рейтингового контроля отображаю в электронных таблицах MS EXEL, что позволяет обучающимся объективно и открыто оценивать свои результаты и результаты товарищей

Основная цель использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательной работе педагога - это активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического и производственного обучения, внеурочных мероприятиях, развитие творческого потенциала, воспитание смелости мысли, уверенность в себе, в своих творческих силах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся является актуальной для современной теории и практики профессионального образования. Этой проблеме посвящено много научной, методической и периодической литературы. В практике накапливаются различные способы активизации познавательной деятельности.

На сегодняшний день в педагогической науке и образовательной практике не сложилось единого подхода к пониманию сущности активизации познавательной деятельности и путей активизации познавательной деятельности..

В определенном смысле способы активизации - это совокупное творчество педагогов, так как многие сами конструируют различные игры и приемы активизации или адаптируют уже предложенные. Таким образом, способов активизации познавательной деятельности может быть столько, сколько педагогов занимаются этой проблемой.

Использование приемов и методов активизации обеспечивают не только субъективную позицию обучающихся, но и существенно повышают качество образования, интерес, мотивацию.

Так, по нашим наблюдениям:

  • повышается эффективность процесса обучения, качество усвоения материала, о чем свидетельствует повышение качественной успеваемости обучающихся;

  • интенсифицируется процесс обучения;

  • процесс обучения становиться творческим, увлекательным;

  • обучающиеся получают эмоциональное удовлетворение от процесса познания.

При наблюдении за мотивационным состоянием обучающихся на уроке производственного обучения отмечаем следующее: добросовестное, активное выполнение работы; увлеченность (обучающиеся порой «не слышат» звонка), эмоциональный подъем при выполнении работы, повторении, закреплении материала.

Как мы уже говорили урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения продолжительностью и структурой.

Основным структурным элементом урока производственного обучения является текущий инструктаж, который предполагает самостоятельную работу обучающихся, что само по себе является активизацией деятельности обучающихся. Таким образом, наиболее востребовано применение способов активизации познавательной деятельности на таких структурных элементах урока как вводный и заключительный инструктаж, а также как форма проведения контрольно- проверочного урока.

В своей работе мы выполнили поставленные цели, а именно рассмотрела проблему активизации познавательной деятельности учащихся техникума, какие методы активного обучения необходимо применять преподавателю в своей деятельности.

На наш взгляд, характерной особенностью совершенствования форм обучения на данном этапе является стремление учителей к применению разнообразных видов уроков в общей системе изучения определенного раздела или темы. При чем у наиболее опытных учителей больше возможностей, т.к. у них складывается свой методический почерк, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет разнообразия форм активизировать познавательную деятельность учеников.

Выполненная выпускная квалификационная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Дальнейшие исследования могут касаться углубленной разработки отдельных педагогических условий, определяющих специфику развития познавательной активности в системе начального профессионального образования.

Библиографический список литературы

  1. Абдухаирова А.Т. Приемы активизации мыслительной деятельности // Педагогика, 1998, № 8.

  2. Активизация познавательной деятельности и формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения истории в средней общеобразовательной школе. Методические рекомендации. Л.: Ленингр. обл. ин-т усовершенств. учителей, 1987. - 79 с.

  3. Алексашкина Л.Н. Самостоятельная работа школьников при изучении новейшей истории: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 128 с.

  4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Мн.: Университетское, 1990. - 560 с.

  5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - С. Пб.: Изд-во «Питер», 2001. - 272 с.

  6. Анастази А. Психологическое тестирование. 2 книга. М., Педагогика, 1982.

  7. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 2. - Казань: изд-во КГУ, 1998. - 320 с.

  8. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002

  9. Аристова Л.П. Активность учения школьника.- М., 1986.

  10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

  11. Беспалько В.П. Программированное обучение. - М., 2002.

  12. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2001.

  13. Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся // Педагогика, 1998, № 3.

  14. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. - М.: Просвещение, 1986.

  15. Кацубинская Л.А. Организация познавательной деятельности // Педагогика, 1990, № 8.

  16. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование. - 1995.-№ 10. - С. 156-159.

  17. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. - 117 с.

  18. Кулыгина А.Н. Активизация обучения: сущность и содержание// Педагогика, 1994, № 1.

  19. Орлов А.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М., 2004.

  20. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 576с.

  21. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1972. - 239 с.

  22. Ратанова Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. - 1990. - № 5. - С. 81-88.

  23. Ряболин Н. Познавательная активность учащихся на занятиях // Педагогика, 1996, № 3.

  24. Скакун В.А. Методическое пособие ля преподавателей профессиональных учебных заведений [Текст]: пособие для преподавателей/ В.А. Скакун - М.: Вита Пресс, 2001.-187с.

  25. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

  26. Талызина Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: Изд-во МГУ, 1975.

  27. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. - Минск: Нар. асвета, 1975.-208 с.

  28. Харламов Ф.И. Активизация учения школьников. Мн: Нар. асвета, 1970.

  29. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.

  30. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. -209 с

  31. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. 1988. М., Просвещение, 208 с.

  32. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст]: учебное пособие / Н.Е. Эрганова - М.: «Академия», 2007. - 160с.




Приложение


© 2010-2022