- Преподавателю
- Директору, завучу
- Выступление на педсовете Имидж школы6понятие и его содержательное наполнение
Выступление на педсовете Имидж школы6понятие и его содержательное наполнение
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Федотова Т.Н. |
Дата | 29.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Имидж школы: понятие и его содержательное наполнение
Выступление на заседании педагогического совета Федотовой Т. Н. руководителя МО учителей естественно- математического цикла
Понятие о педагогическом имидже
Понятие "имидж " в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В.М. Шепеля "Имиджелогия: Секреты личного обаяния" обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия "имидж", но и формирование новой области научного исследования - имиджелогии, а в профессиональной сфере формирование новой специальности - имиджмейкер.
Что же такое имидж? Многие справочные издания раскрывают содержание понятия "имидж", трактуя его как целенаправленно формируемый образ, как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Слово "имидж" (от англ. Image - образ) имеет несколько значений и в разных источниках трактуется по разному. Например, имидж (англ. image - образ) - целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и / или индивидуальном сознании.
На современном этапе можно констатироватьпоявлении новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж учителя - экспрессивно окрашенный стереотип восприятия образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми. Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь психологической науки и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на педагога, в рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий.
В учительской профессии процесс формирования имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Это еще один повод задуматься над вопросом: " Имидж - ничто или все?" Учителю необходимо помнить, что во всей своей работе, он просто обязан быть красивым.
Что же входит в имидж педагога? Это сложный феномен, в котором содержатся разнообразные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека идёт по разным каналам. Главным для имиджа становится его коммуникативная функция. Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% учителей испытывали наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками.
Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамку процесса взаимодействия. "Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности", - писал А.А. Бодалев. Формируя тактику и стратегию самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.
Имидж является инструментом общения с массовым сознанием; результатом сознательной работы, особенно это касается ситуаций, где имидж является частью профессионального успеха. Имидж учителя содержит такие компоненты, как индивидуальные и личностные качества, коммуникативные особенности профессиональной деятельности и поведения.
Проблема формирования педагогического имиджа
Проблема создания имиджа педагога в разное время рассматривалась учеными - педагогами, психологами, социологами, культурологами, но единой точки зрения на определение сущности и структурных компонентов педагогического имиджа не существует. Большинство авторов выделяют разные компоненты в структуре имиджа, опираясь на свое видение изучаемой проблемы. Справедливости ради надо сказать, что проблема формирования образа учителя связана с формированием имиджа не только конкретного учителя, но и, в конце концов, имиджа профессии учителя вообще.
При выборе школы родители начинают собирать информацию об учителях, порядке в школе, отношении в ней к детям и т.д., спрашивая тех, кто там уже учился или работал. И чаще всего прислушиваются к словам: "Этот учитель хороший, отдайте к нему детей, этот плохой учитель", "Это плохая школа, там порядка нет". Что это, как не имидж?
Имидж - обобщенный портрет личности или организации, создающийся в представлении групп общественности на основании заявлений и практических дел личности или организации; и формирующий в общественном или индивидуальном сознании эмоциональное отношение к личности или организации.
Сейчас уже фактически сложилась система статусной градации школ, вызванная более или менее удачной работой с имиджем учебного заведения.
А вот определенная часть педагогической общественности еще очень далека от того, что собственный имидж необходимо формировать.
Сегодня нет сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения.
Имидж - образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной. Деятельность человека раскрывается через процессуальную составляющую имиджа. Это то, как человек делает что-либо. Насколько он энергичен, как быстро он реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действия на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преобладают в общении.
Но в учительской среде, к сожалению, далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Учителя слишком занижают значение своего имиджа. Отрицательно относится к нему старшее поколение учителей: его понимают как "маску", убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное "быть а не казаться". Всякие разговоры про имидж учителя принимаются настороженно, как призыв быть неискренним.
А ведь имидж - своеобразный инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.
Обобщенный портрет "хорошего" учителя: гуманен, справедлив, демократичен, способен на чувственное сопереживание, легко налаживает контакт с классом и отдельными учениками. Скорее неформален, чем официален, в общении с учениками гибок и рефлексирующе относится к ним. Для него характерны положительные самооценки и восприятие других, оптимизм, принятие самого себя.
Имидж педагога - одно из основных средств реализации важного принципа гуманистической педагогики - принципа воспитания собой. При этом главное правило - собственный образ учителя должен быть привлекательным для детей.
В учительской профессии процесс формирования имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
Технология построения имиджа
С чего же начать формировать свой имидж?
Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них:
-
Внешний облик,
-
Использование вербальных и невербальных средств общения,
-
Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я",
-
Стилевые особенности педагогической деятельности,
-
Профессиональная направленность.
Первым шагом на пути к созданию "эффекта ореола" - это работа над внешним обликом. Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем с его богатым внутренним миром, любовью к детям, заботой о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха.
Вторым шагом является использование вербальных и невербальных средств общения - важных составляющих имиджа. Функцию самоподачи в педагогическом общении особенно важно грамотно реализовать учителю в момент формирования первого впечатления о себе. Так называемый "невербальный" имидж связан с тем, насколько учитель обладает приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимики, поза. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, установить коммуникативные связи с людьми. Важная часть имиджа педагога - красноречие. Искусство речи - это ее гибкость, выразительность, оригинальность. Еще древние мудрецы говорили, что ораторское мастерство - это умение внушать и убеждать словом.
В общении с учениками учителю важно не забывать о тоне, которым он разговаривает. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.
Многозвучным и разным должен быть и голос учителя. Типичные ошибки начинающих учителей - слишком тихий (тогда ученики не слышат, переспрашивают, шумят, отвлекаются) или слишком громкий голос (очень утомляет и раздражает, особенно учащихся со слабой нервной системой). Однотонный (постоянно высокий или постоянно низкий) голос не позволяет учителю создавать ритм своей речи, страдает и мелодика речи.
Третий шаг - немаловажное значение имеет и образ жизни учителя, который также влияет на имидж в целом. Имидж его образа жизни - это то, как люди воспринимают его личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, его моральные принципы, достоинство, поведение и характер.
Очень важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая такой образ, учитель тем самим самосовершенствуется. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Это чаще всего - оригинальность, непохожесть, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации. А также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке.
Внутренний образ - это, прежде всего, культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.
Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение уроков на интерактивный уровень, умелая режиссура всего хода урока.
Специфика педагогической деятельности учителя - в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы, что приводит к стрессам и "эмоциональному выгоранию".
Иногда бывает, что вроде бы все элементы имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха - привлекательности в глазах окружающих.
Структура имиджа, по моему мнению, складывается из семи представлений:
1. Об образе руководителя (персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы), представление о неосновной деятельности, семье, прошлом, окружении));
2. О качестве образования (показатель ЗУН, соответствие Госстандарту, сформированность способностей, познавательность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, самореализация, содержание обучения, ТСО, форма обучения (развивающая));
3. О стиле ОУ (контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники (призвание, манеры), визуальная самобытность школы, традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы (системный, штурмовщина), корпоративная культура);
4. О внешней атрибутике;
5. Об образе персонала (квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик);
6. О цене на образовательные услуги (платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, конкурентный прием, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения);
7. Об уровне психологического комфорта (представление об уровне комфортности школьной среды - компоненты: уважение учитель-ученик; бесконфликтное, духовно обогащающее общение подростков).
Главными субъектами формирования имиджа являются руководитель, педагоги и сотрудники школы, а также в силу обратной связи - различные социальные группы, заинтересованные в предоставлении образовательных услуг. К этим группам относятся учащиеся и их родители; работники образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги параллельно со школой; работники предприятия, организации, учреждений, принимающих выпускников школ; работники органов управления образованием и муниципальных органов власти; местные жители. 2
Публикации
Первые публикации по имиджу ОУ появились в середине 1990-х годов. Но вплотную занялись разработкой всевозможных аспектов формирования имиджа сравнительно недавно, только с начала 2000-х гг.
Большая часть работ по интересующей нас теме была издана в специализированном периодическом журнале «PR в образовании».
В публикациях рассмотрены разные виды имиджа, в зависимости от уровня и типа образовательного учреждения: «имидж вуза», «имидж государственного вуза», «имидж негосударственного вуза», «имидж средней школы», «имидж дошкольного образовательного учреждения», «имидж частной школы» и др.
Имидж может быть: «желаемым, реальным, традиционным, благоприятным, позитивным, идеализированным, новым (обновленным). Наиболее часто встречающиеся из них - желаемый имидж, благоприятный имидж. Упомянутые названия следует причислять не к разряду отдельных видов имиджа, а рассматривать как характеристики имиджа, грани одной призмы, новое качество объекта. Перечисленные характеристики имиджа не исключают друг друга, не противоречат и не отрицают друг друга, при этом имидж может переходить из одного качества в другое. Так желаемый имидж при определенных усилиях со стороны заинтересованной в нем организации может стать реальным, а традиционный имидж - перейти в новое качество или получить обновленное лицо. При этом, у учебного заведения может существовать одновременно несколько имиджей, которые актуализируются в зависимости от целей, которые преследует в данный момент ВУЗ, и социальной группы, с которой работает в этот момент».
К числу основных составляющих имиджа, как считает Даниленко Л.В., можно отнести: «общую известность и репутацию ОУ, скорость реагирования на изменения запросов потребителей, инновационный потенциал и его реализацию, престиж образовательных программ, рекламную политику ОУ, уровень развития и характер зарубежных связей, финансовую обеспеченность (устойчивость), конкурентный статус. Каждая из составляющих имеет свои критерии и показатели. Так, по последнему пункту перечня - место ОУ в системе рейтингов (по одному и более показателям), широко применяющейся теперь и в сфере образования, может служить показателем его конкурентоспособности, например, по процентному показателю поступающих в высшие учебные заведения, количеству медалистов, наличия конкурса в учебное заведение и др. (для школы). Важным аргументом конкурентоспособности ОУ является и наличие у него благоприятного имиджа, т.е. мнения родителей и детей, коллег, государственных органов».
Заключение
Успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. В качестве таковых могут выступать следующие принципы: принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души), принцип речевого воздействия. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства учителя.
Имидж школы: понятие и его содержательное наполнение
Выступление на заседании педагогического совета
Федотовой Т. Н. руководителя МО учителей естественно- математического цикла МБОУ СОШ №34
30 ноября 2012 года