- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа для студентов СПО Школа лидерства
Программа для студентов СПО Школа лидерства
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гек О.С. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки республики Татарстан
ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж»
Рабочая программа
Факультатива Школа лидерства
Для специальности Преподавание в начальных классах
2015 год
Образовательная программа «Основы лидерства.
Курс личностного развития для подростков и молодежи»
Паспорт программы
Наименование проекта:
Образовательная программа личностного развития старшеклассников и студентов, формирования системы компетенций межличностного общения «Основы лидерства»
Государственный заказчик-координатор проекта:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Основной разработчик проекта:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Цель проекта: Развитие лидерских качеств у старшеклассников и студентов в различных видах общественной и личностно значимой деятельности, личностное развитие, приобретение навыков межличностного общения и качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности в современном обществе.
Задачи Программы:
-
Сформировать умения и навыки выделения приоритетов в жизни и учебе и определение путей их достижения;
-
Развитие организаторских коммуникативных способностей в информационной и коммуникативной сферах.
-
Провести подготовку группы подростков - лидеров, способных реализовывать программу развития сотрудничества в разных возрастных группах.
-
Создать условия для самореализации подростков и повышения их социальной активности.
-
Развитие самоконтроля.
-
Обучение приемам межличностного взаимодействия и применение их в различных жизненных ситуациях.
-
Обучение методам управления и регулирования конфликтных ситуаций.
-
Формирование умений и навыков тайм - менеджмента;
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
По окончанию курса программы студенты должны
знать:
-
закономерности формирования лидерских качеств, основные функции и характеристики лидерства;
-
стратегию управления коллективом;
-
принципы командного самоуправления;
-
основные условия и механизмы саморазвития личности;
-
основы самоуправления, целеполагания и планирования.
уметь:
-
выделять приоритеты в жизни и учебе и определять пути их реализации;
-
осознанно и целенаправленно выстраивать коммуникативное взаимодействие;
-
принимать самостоятельные рациональные решения в нестандартных ситуациях;
-
управлять своим внутренним миром и эмоциональным состоянием;
-
анализировать потенциальные конфликтные ситуации и находить пути выхода из них;
-
организовывать межкомандную коммуникацию;
-
разрабатывать и реализовывать социально-значимые проекты;
владеть:
-
техникой речи;
-
техникой публичного выступления;
-
приемами бесконфликтного поведения со сверстниками;
-
способами выхода из конфликтных ситуаций;
-
техникой организации и управления временем;
-
навыками личной эффективности
-
навыками саморазвития и самосовершенствования;
-
приемами работы над самооценкой;
-
этикой управления и социальной ответственности;
-
навыками развития волонтерства и вовлечения в эту деятельность ближайшего окружения.
Основные принципы программы:
Системность. Заключается в формировании у школьников и молодежи навыков успешного взаимодействия во всех сферах деятельности (учебной, общественной, социальной) и общения.
Развитие. Включает два взаимосвязанных процесса: развитие социальных способностей школьников и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности в современном обществе.
Аксиологичность. Содержание занятий направлено на формирование общечеловеческих ценностей, ответственности за себя и других, уважения к человеку, государству, обществу, стремления к оказанию помощи слабым и нуждающимся через волонтерское движение.
Преемственноость. Содержание занятий, методов и форм обучения последовательны, логически взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Добровольность. Курс предполагает добровольное участие в программе
( участие по желанию, а не по принуждению)
Привлекательность и доступность. Содержание курса программы подобрано таким образом, чтобы вызвать познавательную активность. Практические задания, упражнения, задания для самостоятельного выполнения подобраны с учетом возрастных особенностей.
Содержание и структура программы.
Программа содержит пять составляющих:
-
Теоретический курс и практические занятия. Основными интерактивными методами и технологиями обучения являются моделирование ситуаций, ролей, мозговой штурм, диалогические ситуации, рефлексия опыта, групповая работа, командное взаимодействие, деловые и ролевые игры, тренинги, публичные выступления, семинары-практикумы, самодиагностика, дискуссия, доклад.
-
Достижение личной победы каждого участника Программы. Основными достижениями является личностный рост, сформированность умений и навыков, на которые направлена Программа.
-
Достижение общей победы-активное волонтерство. Оказание социальной помощи тем, кто в ней нуждается: воспитанникам детских домов, интернатов, детских социальных приютов, детям с ограниченными возможностями здоровья, ветеранам, одиноким людям и т.п.
-
Система открытых уроков.
-
Проведение профильных смен для участников Программы.
Особенности педагогической деятельности.
В программе «Основы лидерства» используются активные методы обучения, предполагающие групповое взаимодействие. Преимущество групповой работы заключается в том, группа «дает» возможность «репетиции поведения» в тех или иных ситуациях, с тем, чтобы в дальнейшем перенести лучшие из найденных вариантов в свою реальную жизнь. Участники группы при этом не являются «учениками ведущего», они учатся друг у друга способам преодоления трудностей, эффективным умениям общения и взаимодействия, перенимают ценности и взгляды, если сочтут их приемлемыми для себя.
Пояснительная записка.
«Лидерство - это загадочное, ускользающее качество.
Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других».
Д. Кэмбелл
На сегодняшний день, система образования в Российской Федерации переживает существенные изменения, в которые вовлекаются все новые звенья и элементы. Становится очевидно, что вся система образования постепенно приобретает профессиональную направленность. Школа перестает быть только лишь школой общеобразовательной. Изучение основ широкого спектра наук заменяется получением информации из различных областей знаний и жизненных сфер, практикуется создание специализированных школ и профильных классов. Ключевой характеристикой образования российской Федерации становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетенций.
Эти тенденции и нововведения влекут за собой необходимость обновления содержания образования. Обновления должны коснуться и системы психолого-педагогических условий, способствующих развитию установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций, формирования гражданской позиции, самоорганизации и самоопределения подростков в многообразии реалий жизни. Это значит, что образовательная программа должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся, где они будут иметь возможность заниматься проблемами саморазвития, развития социальной активности, формирования коммуникационных умений и навыков.
Вместе с тем, в российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, кроме этого, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, адекватного выбора жизненных ориентиров.
Изучение лидерства обуславливается силой его влияния на развитие личности. Формирование активной жизненной позиции личности предполагает ее оптимальную включенность в трудовой коллектив и исполнение лидерских функций. Лидерство встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности.
Поэтому разработка программы, направленной на решение вопросов формирования социальной активности подростков, умений и навыков конструктивного общения в период выбора ими жизненного пути, является актуальной.
Важнейшим аспектом, обуславливающим актуальность разработки и реализации программы, является востребованность и привлекательность рассматриваемых вопросов в подростково - молодежной среде.
Учебно-тематический план программы: «Основы лидерства»
№
Тема
Форма проведения
Кол-во часов
-
Введение в программу. Основы лидерства.
1.1
Понятие «успешный человек», «лидер». Лидер и команда.
Мозговой «штурм»
1,5
1.2.
Самодиагностика «Лидер ли я?»
Самодиагностика
1
-
Целеполагание.
2.1
Самооценка и саморазвитие.
Семинар-практикум
1,5
2.2.
Целеполагание. Планы, мечты, достижения.
Рефлексия опыта
2
2.3.
Эффект призмы и принципы, управляющие эффективностью человеческой деятельности.
Публичное выступление, доклад
1,5
2.4.
Навык и привычка. Навык проактивной личности.
Семинар-практикум
3
2.5.
Проектная деятельность.
Дискуссия, решение задач и ситуаций
1
2.6.
Разработка социального проекта.
Практическое занятие
2,5
-
Управление временем.
3.1.
Тайм-менеджмент.
Тренинг
2,5
3.2.
Планирование.
Практическое занятие
2
-
Установление отношений и разрешение конфликтов.
4.1.
Общение формальное и неформальное. Принципы эффективного общения.
Семинар-практикум
1,5
4.2.
Коммуникативные навыки. Типы собеседников.
Деловая игра
2
4.3.
Вербальное и невербальное общение.
Тренинг
2
4.4.
Коллектив. Конфликт. Основы конфликтологии.
Семинар-практикум
1
4.5.
Пути разрешения конфликтов.
Тренинг
2
-
Публичное выступление.
5.1.
Ораторское мастерство. Принципы, правила публичного выступления.
Публичное выступление, доклад
1,5
5.2.
Правила подготовки выступления. Структура выступления.
Лекция, практическая работа
1
5.3.
Техника речи. Тренировка основных органов речи.
Лекция, выполнение артикуляционных упражнений
1,5
5.4.
Подготовка и проведение публичного выступления.
Практическое занятие.
1,5
-
Принятие решений.
6.1.
Решение, как выбор альтернативы.
Дискуссия, групповое взаимодействие
1,5
6.2.
Социальные ситуации.
Решение ситуаций, учебная деловая игра
1,5
-
Социальное проектирование.
7.1.
Понятие «социальное проетировнаие».Его объект, субъект. Этапы проектирования.
Мозговой «штурм», лекция
1,5
7.2.
Методики социального проектирования.
Практическое занятие
2
Всего:
39