Программа для студентов СПО Школа лидерства

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки республики Татарстан

ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж»



Рабочая программа


Факультатива Школа лидерства

Для специальности Преподавание в начальных классах




















2015 год

Образовательная программа «Основы лидерства.

Курс личностного развития для подростков и молодежи»


Паспорт программы


Наименование проекта:

Образовательная программа личностного развития старшеклассников и студентов, формирования системы компетенций межличностного общения «Основы лидерства»

Государственный заказчик-координатор проекта:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Основной разработчик проекта:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Цель проекта: Развитие лидерских качеств у старшеклассников и студентов в различных видах общественной и личностно значимой деятельности, личностное развитие, приобретение навыков межличностного общения и качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности в современном обществе.

Задачи Программы:

  1. Сформировать умения и навыки выделения приоритетов в жизни и учебе и определение путей их достижения;

  2. Развитие организаторских коммуникативных способностей в информационной и коммуникативной сферах.

  3. Провести подготовку группы подростков - лидеров, способных реализовывать программу развития сотрудничества в разных возрастных группах.

  4. Создать условия для самореализации подростков и повышения их социальной активности.

  5. Развитие самоконтроля.

  6. Обучение приемам межличностного взаимодействия и применение их в различных жизненных ситуациях.

  7. Обучение методам управления и регулирования конфликтных ситуаций.

  8. Формирование умений и навыков тайм - менеджмента;

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

По окончанию курса программы студенты должны

знать:

  • закономерности формирования лидерских качеств, основные функции и характеристики лидерства;

  • стратегию управления коллективом;

  • принципы командного самоуправления;

  • основные условия и механизмы саморазвития личности;

  • основы самоуправления, целеполагания и планирования.

уметь:

  • выделять приоритеты в жизни и учебе и определять пути их реализации;

  • осознанно и целенаправленно выстраивать коммуникативное взаимодействие;

  • принимать самостоятельные рациональные решения в нестандартных ситуациях;

  • управлять своим внутренним миром и эмоциональным состоянием;

  • анализировать потенциальные конфликтные ситуации и находить пути выхода из них;

  • организовывать межкомандную коммуникацию;

  • разрабатывать и реализовывать социально-значимые проекты;

владеть:

  • техникой речи;

  • техникой публичного выступления;

  • приемами бесконфликтного поведения со сверстниками;

  • способами выхода из конфликтных ситуаций;

  • техникой организации и управления временем;

  • навыками личной эффективности

  • навыками саморазвития и самосовершенствования;

  • приемами работы над самооценкой;

  • этикой управления и социальной ответственности;

  • навыками развития волонтерства и вовлечения в эту деятельность ближайшего окружения.

Основные принципы программы:

Системность. Заключается в формировании у школьников и молодежи навыков успешного взаимодействия во всех сферах деятельности (учебной, общественной, социальной) и общения.

Развитие. Включает два взаимосвязанных процесса: развитие социальных способностей школьников и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности в современном обществе.

Аксиологичность. Содержание занятий направлено на формирование общечеловеческих ценностей, ответственности за себя и других, уважения к человеку, государству, обществу, стремления к оказанию помощи слабым и нуждающимся через волонтерское движение.

Преемственноость. Содержание занятий, методов и форм обучения последовательны, логически взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Добровольность. Курс предполагает добровольное участие в программе

( участие по желанию, а не по принуждению)

Привлекательность и доступность. Содержание курса программы подобрано таким образом, чтобы вызвать познавательную активность. Практические задания, упражнения, задания для самостоятельного выполнения подобраны с учетом возрастных особенностей.

Содержание и структура программы.

Программа содержит пять составляющих:

  1. Теоретический курс и практические занятия. Основными интерактивными методами и технологиями обучения являются моделирование ситуаций, ролей, мозговой штурм, диалогические ситуации, рефлексия опыта, групповая работа, командное взаимодействие, деловые и ролевые игры, тренинги, публичные выступления, семинары-практикумы, самодиагностика, дискуссия, доклад.

  2. Достижение личной победы каждого участника Программы. Основными достижениями является личностный рост, сформированность умений и навыков, на которые направлена Программа.

  3. Достижение общей победы-активное волонтерство. Оказание социальной помощи тем, кто в ней нуждается: воспитанникам детских домов, интернатов, детских социальных приютов, детям с ограниченными возможностями здоровья, ветеранам, одиноким людям и т.п.

  4. Система открытых уроков.

  5. Проведение профильных смен для участников Программы.

Особенности педагогической деятельности.

В программе «Основы лидерства» используются активные методы обучения, предполагающие групповое взаимодействие. Преимущество групповой работы заключается в том, группа «дает» возможность «репетиции поведения» в тех или иных ситуациях, с тем, чтобы в дальнейшем перенести лучшие из найденных вариантов в свою реальную жизнь. Участники группы при этом не являются «учениками ведущего», они учатся друг у друга способам преодоления трудностей, эффективным умениям общения и взаимодействия, перенимают ценности и взгляды, если сочтут их приемлемыми для себя.



Пояснительная записка.


«Лидерство - это загадочное, ускользающее качество.
Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других».
Д. Кэмбелл

На сегодняшний день, система образования в Российской Федерации переживает существенные изменения, в которые вовлекаются все новые звенья и элементы. Становится очевидно, что вся система образования постепенно приобретает профессиональную направленность. Школа перестает быть только лишь школой общеобразовательной. Изучение основ широкого спектра наук заменяется получением информации из различных областей знаний и жизненных сфер, практикуется создание специализированных школ и профильных классов. Ключевой характеристикой образования российской Федерации становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетенций.

Эти тенденции и нововведения влекут за собой необходимость обновления содержания образования. Обновления должны коснуться и системы психолого-педагогических условий, способствующих развитию установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций, формирования гражданской позиции, самоорганизации и самоопределения подростков в многообразии реалий жизни. Это значит, что образовательная программа должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся, где они будут иметь возможность заниматься проблемами саморазвития, развития социальной активности, формирования коммуникационных умений и навыков.

Вместе с тем, в российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, кроме этого, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, адекватного выбора жизненных ориентиров.

Изучение лидерства обуславливается силой его влияния на развитие личности. Формирование активной жизненной позиции личности предполагает ее оптимальную включенность в трудовой коллектив и исполнение лидерских функций. Лидерство встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности.

Поэтому разработка программы, направленной на решение вопросов формирования социальной активности подростков, умений и навыков конструктивного общения в период выбора ими жизненного пути, является актуальной.

Важнейшим аспектом, обуславливающим актуальность разработки и реализации программы, является востребованность и привлекательность рассматриваемых вопросов в подростково - молодежной среде.



Учебно-тематический план программы: «Основы лидерства»


Тема

Форма проведения

Кол-во часов

  1. Введение в программу. Основы лидерства.

1.1

Понятие «успешный человек», «лидер». Лидер и команда.

Мозговой «штурм»

1,5

1.2.

Самодиагностика «Лидер ли я?»

Самодиагностика

1

  1. Целеполагание.


2.1

Самооценка и саморазвитие.

Семинар-практикум

1,5

2.2.

Целеполагание. Планы, мечты, достижения.

Рефлексия опыта

2

2.3.

Эффект призмы и принципы, управляющие эффективностью человеческой деятельности.

Публичное выступление, доклад

1,5

2.4.

Навык и привычка. Навык проактивной личности.

Семинар-практикум

3

2.5.

Проектная деятельность.

Дискуссия, решение задач и ситуаций

1

2.6.

Разработка социального проекта.

Практическое занятие

2,5

  1. Управление временем.


3.1.

Тайм-менеджмент.

Тренинг

2,5

3.2.

Планирование.

Практическое занятие

2

  1. Установление отношений и разрешение конфликтов.

4.1.

Общение формальное и неформальное. Принципы эффективного общения.

Семинар-практикум

1,5

4.2.

Коммуникативные навыки. Типы собеседников.

Деловая игра

2

4.3.

Вербальное и невербальное общение.

Тренинг

2

4.4.

Коллектив. Конфликт. Основы конфликтологии.

Семинар-практикум

1

4.5.

Пути разрешения конфликтов.

Тренинг

2

  1. Публичное выступление.


5.1.

Ораторское мастерство. Принципы, правила публичного выступления.

Публичное выступление, доклад

1,5

5.2.

Правила подготовки выступления. Структура выступления.

Лекция, практическая работа

1

5.3.

Техника речи. Тренировка основных органов речи.

Лекция, выполнение артикуляционных упражнений

1,5

5.4.

Подготовка и проведение публичного выступления.

Практическое занятие.

1,5

  1. Принятие решений.


6.1.

Решение, как выбор альтернативы.

Дискуссия, групповое взаимодействие

1,5

6.2.

Социальные ситуации.

Решение ситуаций, учебная деловая игра

1,5

  1. Социальное проектирование.

7.1.

Понятие «социальное проетировнаие».Его объект, субъект. Этапы проектирования.

Мозговой «штурм», лекция

1,5

7.2.

Методики социального проектирования.

Практическое занятие

2

Всего:

39


© 2010-2022