Образовательный маршрут ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях школы

В своей работе я остановлюсь на  опыте работы администрации и педагогов нашей школы по внедрению инклюзивного образования.   Отправной точкой нашей общей работы в этом направлении  является  социальная сущность  государственности Российской Федерации.  Согласно Конституции (ст. 7), главная задача социального государства – достижение такого общественного прогресса, который основывается на   принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство п...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В своей работе я остановлюсь на опыте работы администрации и педагогов нашей школы по внедрению инкюзивного образования.

Отправной точкой нашей общей работы в этом направлении является социальная сущность государственности Российской Федерации. Согласно Конституции (ст. 7), главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Образовательный маршрут ребенка с особыми потребностями в условиях средней школы



В своей работе я остановлюсь на опыте работы администрации и педагогов нашей школы.

Отправной точкой нашей общей работы в этом направлении является социальная сущность нашей государственности. Согласно Конституции (ст. 7), главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

В этом направлении перед каждым ведомством и учреждением социальной сферы поставлена цель и сформулированы задачи.

Цель поставленная государством перед образовательными учреждениями - средней общеобразовательной школой - заключается в обеспечении равенства в доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей и подростков.

Уставной целью деятельности, для которой создана Муниципальная общеобразовательная организация «Средняя общеобразовательная школа №18», является усвоение обязательного минимума содержания общеобразовательных программ детьми для

- формирования общей культуры личности учащегося, его адаптации к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

- воспитания у учащихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни;

- создания условий для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В своей работе мы руководствуемся законами и нормативными актами Российской Федерации, в которых гарантируется реализация права на получение полноценного качественного образования каждому ребенку, независимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей. Государство гарантирует, а мы реализуем право на физическую, психологическую и социальную реабилитацию в условиях максимальной социальной интеграции для детей, нуждающихся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий их воспитания и обучения.

Немного о нашей школе. Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №18» в 2013 году исполнилось 55 лет.

В настоящее время мы обучаем без малого 1000 детей. Образовательную миссию сформулировали лучшие педагоги школы: «Открыть мир для ребенка и ребенка для мира». Коллектив работает над моделью школы гражданского и профессионального самоопределения.

У нас - современное здание, оснащенное учебными и специализированными кабинетами для организации полноценного современного образовательного процесса, проведения внеурочной и досуговой деятельности всех участников образовательного процесса.

Педагогический коллектив состоит из профессионалов своего дела, штат полностью укомплектован.

Огромное значение в работе с подрастающим поколением имеет система сотрудничества и взаимодействия со всеми заинтересованными учреждениями и ведомствами. Наши партнеры - родители, иные законные представители учащихся, представители бизнеса, законодательной и исполнительной власти, учреждений социальной защиты населения, системы образования, учреждений культуры и спорта, правоохранительные органы и учреждения, осуществляющие работу по защите прав и интересов несовершеннолетних:

- Министерство образования РК;

-Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара;

-Психоневрологический диспансер;

- Библиотека имени Л.Брайля, библиотека С.Я.Маршака;

- ГУ «Коми республиканским наркологическим диспансер;

- ГБУЗ «Сыктывкарская Детская поликлиника №2»;

- МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».

Взаимодействие с этими специалистами - неоценимый ресурс в работе по становлению полноценного, всесторонне развитого и образованного гражданина РФ.

В целях поиска новых продуктивных форм работы с детьми Школа взаимодействует и с общественными организациями и движениями, землячествами, религиозными организациями, средствами массовой информации:

- «Особое детство», «Общество слепых», представителями казачества г. Сыктывкара, движением «Коми войтыр»;

- Сыктывкарской и Воркутинской епархией, Мусульманской общиной «Махалля «НУР»;

- средствами массовой информации городского и республиканского уровней - Коми ГТРК, ТК «Юрган», печатными изданиями муниципалитета - «Твоя параллель», «Йолога», «Коми му»;

- Республиканской Ассоциацией Попечительских советов;

- Союзом Женщин Республики Коми,

- Союзом ветеранов Афганистана,

- Школой боевых искусств Анатолия Чиканчи, Федерацией тхэквондо ITF,

В рамках проводимой работы по социальной интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения мы установили контакт

-с Институтом коррекционной педагогики г. Москвы (приобретение методической литературы, пособий и учебников, коррекционных компьютерных программ),

- с Коми Республиканским институтом развития образования ГАОУ ДПО (ПК),

- с коллективом библиотеки имени Л. Брайля.

Педагоги Школы принимали активное участие в конференции, посвященной открытию на базе этой библиотеки развивающего центра «Совёнок», в декабре 2013 года. А теперь наши ученики с удовольствием принимают участие в мероприятиях, проводимых в данном центре вместе с родителями.

Формой сотрудничества заинтересованных лиц мы считаем состоявшееся совещание декабря 2013г. - заседание Совета по делам инвалидов при Главе администрации МО ГО «Сыктывкар». В совещании приняли участие Козлов В. В. - первый заместитель Главы администрации МО ГО «Сыктывкар», председатель Совета по делам инвалидов при главе администрации МО ГО «Сыктывкар», Котелина Н.Е. - заместитель начальника управления образования администрации МО ГО «Сыктывкар», Канева Л.И. - заместитель директора Центра дистанционного обучения ГВСООУ «РЦО» по социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья», Муравьёва Э.В. - заместитель заведующего Территориального центра социального обслуживания населения ГБУ РК «Центр по представлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара», Онищук Г.В. - специалист по социальной работе организационно-методического отделения Территориального центра социального обслуживания населения, Шагина Л.П. - заведующий отделением реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями «Надежда», Белых С.М. - ведущий специалист отдела по реализации программ содействия занятости и взаимодействия с работодателями ПСУ РК «Центр занятости населения города Сыктывкара».

По итогам заседания был выпущен сборник материалов с публикацией опыта работы МАОУ «СОШ№18» «Социальная адаптация школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения».

На протяжении 10-лет Школа сотрудничает с Международной ассоциацией общественных объединений «Международный Центр гуманной педагогики» Ш.А.Амонашвили. В январе 2014 по инициативе Министерства образования Республики Коми учителя и учащиеся Школы приняли участие в авторском семинаре для педагогов Республики Коми.

Новой востребованной формой работы Школы стало привлечение родительской общественности в воспитательный процесс. С ноября 2013 года в школе работает волонтерское движение «Мамы о главном». Цель движения - помощь родителей из числа мам учащихся в организации профилактической работы по актуальным для молодежи направлениям: табакозависимость, наркозависимость, алкоголизм, суицидальные наклонности и депрессивное состояния и др.

Учащиеся среднего и старшего звена активно включены в волотерскую работу на уровне города и республики. Зачастую лидерами школьного детского самоуправления инициируются самостоятельные социально значимые акции.

Переходя непосредственно к теме выступления должна отметить, что представляя опыт работы МАОУ «СОШ №18» я представляю опыт образовательных учреждений муниципалитета ГО «Сыктывкар» по интеграции образовательного процесса с участием детей с особыми образовательными потребностями.

Понятие «интеграция» рассматривается в образовании как объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, содержания образовательных программ разных предметов или предметных областей. В этой связи определённый интерес представляют наиболее эффективные и инновационные технологии обучения, различные виды, формы учебной деятельности, учебных тем, уроков и других форм организации обучения.

Цифры общего количества детей с особыми возможностями здоровья МО ГО «Сыктывкар» м МАОУ «СОШ№18»

Учебный год

Общее количество учащихся в МОУ / в МАОУ «СОШ№18»

том числе детей-инвалидов

(% от общего кол-ва учащихся

Из них

обучаются индивидуально

На дому

В школе

(по желанию родителей)

2012-2013

26341/948

207

(0,78%)/ 3(0,3%)

75/15

44/3

31/12

2013-2014

26686/965

220

(),82%)/5 (0,51%)

81/14

50/1

31/13

2014-2015

993

6(0,6%)

14

2

12

Одним из самых востребованных и эффективных методов получения образования детьми с особыми возможностями здоровья и их одновременной социальной реабилитации считается инклюзивное образование - получение образования детей с особыми возможностями здоровья в общеобразовательных учебных заведениях.

Сегодня в общеобразовательных организациях города обучаются дети с совершенно разными психическими и физическими особенностями и способностями к обучению. Включение в число учащихся общеобразовательных организаций детей с особыми возможностями здоровья не оказывает существенного влияния на процесс обучения (при условии материального, методического обеспечения учреждений образования). Более того, при грамотном внедрении системы инклюзивного образования происходит не только максимально возможная социальная интеграция детей-инвалидов, но и повышается эффективность процесса обучения других детей.

Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей и преследует цель не только максимально интегрировать детей-инвалидов в общество, но и с раннего возраста приучить других детей и взрослых к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же индивидуумами и членами общества, как и остальные, хотя в чем-то и отличаются от них.

Основными направлениями Школы по исполнению требований законодательства в части защиты прав детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

- формирование доступной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

-инклюзивное обучение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному образовательному маршруту и по адаптированным образовательным программам на дому;

- предоставление права учащимся с ограниченными возможностями здоровья прохождения государственной итоговой аттестации в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние здоровья с учетом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей и состояния здоровья;

- взаимодействие с организациями и учреждениями, осуществляющими работу в этом направлении

- использование форм сотрудничества с иными образовательными организациями, например, по предоставлению дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому;

-охват детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных организаций дополнительным образованием, внеурочная занятость детей-инвалидов;

- функционирование классов для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ.

В Указе Президента России Владимира Владимировича Путина «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в числе приоритетов страны определено «обеспечение комфортной, благожелательной и безопасной среды для жизни подрастающего поколения, защиты прав каждого российского ребенка и создание равных возможностей для всестороннего развития и самореализации». Постановлением Правительства РФ от 15. 10. 2012 года №1916-р разработан и реализуется План первоочередных мероприятий по реализации основных положений Стратегии, в субъектах Российской Федерации реализуется глобальная инициатива Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Города, доброжелательные к детям». В нашем муниципальном образовании ГО «Сыктывкар» эта работа проводится не первый год. Только в нашем муниципальном автономном общеобразовательном учреждении с 2009 года проведены следующие мероприятия по созданию безбарьерной среды:

- вход в школу оборудован пандусом;

- первый этаж школы практически полностью оборудован для безбарьерного перемещения всех граждан, независимо от состояния их физического здоровья: пандусами к кабинетам, столовой, спортзалу, медицинскому и административным кабинетам; новыми удобными дверями, санитарно-гигиенической комнатой;

- работает специализированный кабинет - сенсорная комната;

- в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» летом 2013 года получено оборудование для дистанционного обучения;

- в штатном расписании школы предусмотрены ставки воспитателей групп продленного дня (ГПД); появилась штатная единица с «узкого» специалиста учителя-дефектолога. Уже 2010-2011учебном году были приняты на постоянную работу учитель-дефектолог и специалист, владеющий грамотой Брайля для обучения детей с нарушением зрительного восприятия;

За период 2011-2014 гг. шесть педагогов, прошли обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам реабилитации детей-инвалидов в общеобразовательной школе:

- Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях;

- Информационное и программно-техническое обеспечение деятельности ОУ;

- Обучение детей -инвалидов с использованием Интернета и компьютерных технологий.

Школа имеет опыт работы с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебного материала - образование детей с особыми образовательными возможностями здоровья осуществляется в рамках дифференциации обучения, в том числе по адаптированным основным общеобразовательным программам уже более 20 лет (опыт работы в классах компенсирующего обучения);

Мы реализуем обучение по основным и основным адаптированным общеобразовательным программам на дому детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня индивидуальный подход в образовании и воспитании, как важный принцип педагогики, заключается в профессиональном управлении развитием ребенка, основанном на глубоком знании черт его личности и условий его жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности.

К идеалу нужно стремится, вкладывать в работу душевные и профессиональные качества. В своей работе педагоги Школы руководствуются принципами:

1. Любви и понимания ребенка.

Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что педагог его любит, любит искренне и бескорыстно. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка/;

2. Обеспечения безопасной комфортной среды.

/Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность/.

3.Сотрудничества семьи, школы и социальных учреждений;
4.Индивидуализации образовательного и воспитательного процессов

/к каждому ребенку найти свой "ключик"/;
5. Уважения, взаимопонимания;

6.Оптимистической педагогики, создании ситуации «успеха»

/чтобы ребенок поверил в свои силы, с радостью шел в Школу, радовался каждой встрече с педагогом/; .
7. Толерантности - принятия ребенка таким, какой он есть - единственного и неповторимого в своей индивидуальности.

Все эти принципы определены в профессиональном кодексе педагога нашего учреждения. Эти подходы является универсальными к каждому учащемуся, но особенно актуальны в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Индивидуальный образовательный маршрут - персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании четко прослеживается в организации обучения детей по основным и основным адаптированным общеобразовательным программам на дому детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таких детей ежегодно в Школе обучается от 10 до 15 человек.

Основанием для организации индивидуального обучения детей-инвалидов на дому является медицинское заключение лечебного учреждения, письменное заявление родителей на имя директора школы. У каждого учащегося, находящегося на обучении по адаптированным образовательным программам на дому (на индивидуальном обучении), есть возможность посещать уроки по выбору в школе и участвовать во внеурочной жизни. Индивидуальный учебный план для учащихся, обучающихся на дому, составляется на срок обучения в соответствии с заключением медицинской организации с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, медицинскими рекомендациями, примерной формой недельного учебного плана, согласовывается с родителями (законными представителями) учащегося и утверждается приказом директора.

Учащиеся этой категории получают полноценное качественное образование. Работа в этом направлении регламентируется локальным актом «Положением об организации обучения по основным и основным адаптированным общеобразовательным программам на дому детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья», которое доводится до законных представителей несовершенолетних.

Доказательством успешной социализации таких несовершеннолетних является продолжение их обучения на ступени среднего (полного) общего образования и продолжение обучения в системе профессионального и высшего образования.

Сегодня всех нас, в первую очередь, интересует опыт интеграции в образовательное пространство и социализации детей, имеющих множественные сочетанные нарушения. Этот опыт очень ценен и необходим для воспитания толерантного отношения общества к человеку, имеющему ограниченные возможности.

Ценность и новизна практики работы педагогического коллектива МАОУ «СОШ№18» состоит в получении новых данных о результатах обучения таких детей на базе общеобразовательной организации, апробирования комплексных педагогических воздействий на психическое и физическое развитие «особого» учащегося с помощью нового диагностического инструментария, например, составленного Международной классификацией функционирования (рекомендованной «Центром лечебной педагогики» г. Москва), который используется в работе нашими специалистами, в нашем случае учителем-дефектологом высшей квалификационной категории.

Актуальность работы в этом направлении определяется различными причинами:

- направление данной работы задано на общегосударственном уровне;

- отсутствуют аналоги по ведению и сопровождению таких детей на базе других общеобразовательных организаций МО ГО «Сыктывкар»;

-на фоне возросшей потребности общества в специализированных коррекционных школах вероятность открытия классов для детей с множественными нарушениями и сохранным интеллектом в общеобразовательных организациях минимальна, значит, в ближайшее время возрастет количество таких «особых» детей в обычных классах.

Мы надеемся, что наш опыт станет полезным и даст надежду «особенным» детям повысить качество образования и жизни в целом. Изначально в задачу школы входила разработка основных положений построения индивидуального образовательного маршрута обучения (на основе анализа обучения различных категорий детей со сложными нарушениями в развитии).

Для этого нами был разработан алгоритм построения модульной системы коррекционного обучения, обеспечивающий скоординированное взаимодействие всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, иных законных представителей и педагогов.

Модуль I. Комплексно-диагностический.

Основной целью этого модуля является реализация комплексного подхода к изучению личности ребенка со сложным нарушением в развитии и разработка первой ступени «Индивидуально адаптированной программы обучения».

В отношении каждого ребенка с особыми образовательными потребностями принимались коллегиальные решения на основе документов и пошаговых действий: изучение протокола городской ПМПК, на основании которого ребенок поступил в школу; изучение карты анамнеза развития ребенка (медицинская карта); предварительного знакомства с родителями и ребенком в домашних условиях (с целью знакомства с традициями семьи, индивидуальных особенностей характера ребенка, взаимоотношений между членами, «принятием-непринятием» ребенка родителями таким, какой он есть, и т.д.); анализа комплексной диагностики готовности ребенка к школьному обучению.

Это необходимо еще и потому, что освоение программ общего образования предполагает самостоятельность детей. С первых дней пребывания ребенка в общеобразовательной организации ответственность за него несет сопровождающий его педагог-тьютер. В нашем случае - классный руководитель или учитель-дефектолог.

Во время обследования большое значение мы придаем наблюдению за поведением ребенка, степени его адаптации к новой обстановке.

Модуль II. Коррекционно-диагностический.

Задачей данного модуля является выявление особенностей развития ребенка с комплексным нарушением, что определяет перспективу построения коррекционного обучения и реабилитационных мероприятий.

В ходе динамического наблюдения в процессе обучения мы можем составить полное представление о характере и содержании мотивов ведущей деятельности, ее особенностях (возможности осуществления самостоятельных действий, активности в достижении результата, характере используемой помощи).

Также в период психолого-педагогического изучения ребенка в динамике мы отмечаем его работоспособность, внимание, переключаемость, степень утомления. Могут быть выявлены негативные факторы, которые при первичном обследовании были скрыты и проявились уже в ходе коррекционного обучения.

Модуль III. Коррекционно-педагогический.

По результатам медико-педагогического изучения ребенка с особыми образовательными потребностями (Модули I, II), зафиксированных в диагностических картах, в которых отражен исходный уровень развития ребенка, составляются «Индивидуально адаптированные программы обучения».

Грамотная реализация вариативного подхода в обучении особенно важна для детей с нарушениями в развития. Именно для таких детей часто непреодолим существующий зазор между вспомогательным и общеобразовательным стандартом. Правильно выстроенная система стандартов и индивидуально адаптированных программ играет роль ступенек, по которым можно подниматься вверх. В процессе настоящего исследования был сделан только первый шаг в направлении практической реализации этих идей. И этот опыт был удачным!

Выстроенная система коррекционного обучения позволила констатировать ее эффективность.

Первым нашим учеником, имеющим серьезные патологии в физическом развитии и подозрения на задержку психического развития, в рамках апробирования инклюзивного образования, был ребенок восьми лет с сочетанными диагнозами: первичным - оперированная ретинопатия обоих глаз V степени, и как следствие, вторичными диагнозами-синдром психомоторной расторможенности, РОП ЦНС (ризе дуально-органическое поражение центр. нервной системы), гипертензионно-гидроцефальный с-м., речевое недоразвитие по типу ОНР III уровня, дизартрия, грубая ЗПР сочетанного генеза. Это диагноз инвалидности по зрению. Дошкольное образовательное учреждение ребёнок не посещал.

Изучение анамнеза ребенка, анализ первичной диагностики и специально организованные наблюдения за учебной деятельностью ребенка показали следующие особенности развитии:

  • не сформирована личностная готовность ребенка к обучению, недостаточно сформированы навыки поведения в образовательном процессе;

  • неспособность взаимодействовать с детьми в группе, а также с незнакомыми взрослыми;

  • наблюдаются эмоционально-волевые нарушения, недостаточная регуляция произвольной деятельности, повышенная психическая истощаемость, несформированность функций самоконтроля, объясняющая нарушения поведения на уроках;

  • ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем мире.

  • ограниченный запас слов, стойкие фонетико-фонематические нарушения.

  • низкий уровень познавательной активности, низкая способность к приему и переработке перцептивной информации.

  • недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и других высших психических функций. Особенно ярким является выраженное нарушение функций активного внимания, низкая степень концентрации на воспринимаемом материале, повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключаемости внимания, что ведет к отставанию в развитии мыслительных операций, неумение концентрироваться на одном виде деятельности, требующем внимания и усилий;

  • для процессов запоминания характерны низкая активность, недостаточная целенаправленность, замедленная скорость, сниженные объем, точность и прочность запоминаемого. Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей, затруднениями при воспроизведении логических выводов и обобщений;

  • рассеянность внимания усиливается по мере выполнения заданий, очень часто отказывается от выполнения заданий, беря раздаточный материал (мелкие игрушки ) в рот. Под руководством взрослого выполняет простые логические задания;

  • для ребенка характерна своеобразная структура памяти. Ярко выражена большая продуктивность непроизвольного запоминания (быстро запоминает стихи, номера телефонов).

  • недостаточно развита тонкая моторика рук: не сформировано умение держать карандаш, штриховать, пользоваться ножницами. Наблюдается спастический зажим руки, а также перекрестная латеральность.

  • Наблюдается двигательная расторможенность, неуверенность в походке, неусидчивость, импульсивная эмоциональная неустойчивость. Может быть агрессивен (ломает, рвет, кидает предметы и игрушки).

После проведения комплексного диагностического исследования была разработана «Индивидуально адаптированная программа обучения».

Программа была составлена с учетом индивидуальных особенностей ребенка, с учетом ведущего нарушения в его развитии, вторичных и осложняющих расстройств нервно-психической деятельности, на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)», которая рекомендована Министерством образования Российской Федерации и «Программно-методических материалов: коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа». Составитель С.Г.Шевченко (для детей с ЗПР).

В программе были учтены общедидактические и тифлопедагогические принципы, обеспечивающие всестороннее развитие незрячего ученика.

Концептуальными основами организации учебной деятельности являются обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения ребенка.

Основные принципы организации коррекционно-педагогического и образовательного процессов:

• учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития незрячего ребенка;

• комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи;

• модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения на основе преемственности школьного курса с дошкольным при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям ребенка;

• дифференцированный подход в зависимости от способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы, оригинальных учебников для тотально слепых детей, дидактических пособий;

• система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации тотально слепого ребенка.

Такая модель позволяла решать проблемы создания щадящих условий пребывания ребенка в школе.

В результате проведенной работы за 3,5 года мы констатируем серьезные положительные результаты в развитии и обучении незрячего ребенка.

За период индивидуального обучения в третьем классе ученик показал значительную положительную динамику развития и овладения учебными навыками:

• стал более адекватно реагировать на необходимость школьного обучения;

• стал более активен в общении, научился слушать и понимать учебные задания, если они ему интересны, научился строить общение с учетом ситуации, стал более последовательно излагать свои мысли;

• идет процесс активного формирования все психических качеств.

Ребенок учится управлять волевыми процессами. Появилось устойчивое произвольное внимание, память. Стал более осмысленно относиться к выполнению учебных заданий. Возросла познавательная активность. Постепенно исчезают протестные реакции на предложение обследовать окружающие предметы двумя руками.

• темп деятельности (в том числе и умственной активности) несколько повысился, но все же еще остается низким. При выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, трудности преодолевает только при психологической поддержке и помощи педагога. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется педагогическая помощь. Научился переносить освоенный способ деятельности на аналогичное задание.

• на уроках в меньшей степени стали проявляться стереотипные поведенческие реакции и навязчивые движения.

• ребенок овладел рельефно-точечным шрифтом Брайля. Начал читать двумя руками. Благодаря этому, увеличилась скорость чтения. Уверенно пользуется письменным прибором-брайлевской рамкой и грифелем. Запоминает и использует правила брайлевского письма. Научился правильно обследовать рельефно-точечные изображения и рисунки. Продолжается работа над развитием умения использовать тактильную линейку для черчения отрезков, геометрических фигур.

• идет активное развитие тонкой моторики рук: сформировано умение правильно держать грифель. Движения стали более точными и координированными, сформирована сила нажима на грифель для работы на приборе Брайля.

• повысился словарный запас, а именно предметная соотнесенность слов. Стал использовать в речи много прилагательных, предложения сложной конструкции.

• начал проявлять интерес к прочитанному тексту, понимать скрытый смысл. Вместе с тем появилась возможность соотнести свое поведение с поступками героев, что позволило постепенно корректировать нравственные стороны поведения.

По всем предметам ребенок успевает на оценку «хорошо». У мальчика явно прослеживается математический склад ума и соответствующие способности.

Не менее важно и то, что с детьми, имеющими нарушения зрительного восприятия, работают учителя-дефектологи с хорошей профессиональной подготовкой. Это люди, знающие особенности развития детей с нарушением зрения, понимающие их проблемы в овладении знаниями об окружающем мире и в приобретении навыков предметно-практической деятельности, владеющие методиками коррекционного обучения.

Желание педагогов обмениваться и пополнять накопленный опыт работы в инклюзивном образовании, продолжать совершенствовать свои теоретические знания выявили новое приоритетное направление в работе нашей школы - социальное партнерство.

В основу понимания сущности социальной деятельности нашей школы положено представление о ней как об открытой развивающейся системе.

С этой целью мы установили тесный контакт с Институтом коррекционной педагогики г. Москвы (приобретение методической литературы, пособий и учебников, коррекционных компьютерных программ), КРИРО (обучение на курсах педагогов, распространение накопленного опыта работы через печатные издания).

Особую благодарность за плодотворное многолетнее сотрудничество заслужил коллектив библиотеки имени Л. Брайля, а именно: за предоставленную нам возможность в 2011г. проводить обучение ребенка на базе библиотеки, за постоянную помощь и поддержку в подборе учебной и методической литературы, коррекционных пособий.

Наши педагоги принимали активное участие в конференции, посвященной открытию на базе библиотеки развивающего центра «Совёнок». А теперь наши ученики с удовольствием принимают участие в мероприятиях, проводимых в данном центре вместе с родителями.

Помощь ребенку с отклонениями в развитии-это не только лечение и обучение, но это прежде всего огромный повседневный труд родителей, освященный их любовью и проводимый на основе приобретенных специальных знаний.

Поэтому мы прежде всего обращаемся к родителям: «Будьте мужественны и счастливы со своим ребенком, а мы поможем Вам!»

Таким образом, можно сделать вывод, что созданная и апробированная нами система позволяет оптимально решать проблемы инклюзивного образования.

Анализ нашего опыта позволяет констатировать его эффективность и возможность внедрения в практику работы других муниципальных общеобразовательных организаций.

Наша многолетняя работа позволила понять важность коррекционно-педагогической помощи детям с особыми проблемами в развитии и выявила, что эффективность коррекционной работы в обучении и воспитании во многом зависит от дифференцированного подхода к каждому ученику с учетом ведущего нарушения в его развитии, вторичных и осложняющих расстройств нервно-психической деятельности.

.



© 2010-2022