- Преподавателю
- Директору, завучу
- Подпрограмма образовательной программы развития школыОткрытая образовательная среда
Подпрограмма образовательной программы развития школыОткрытая образовательная среда
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Cтепанова Л.Ю. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
Подпрограмма образовательной программы развития школы
«ОТКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»
Образовательное учреждение не может в полной мере решить весь комплекс социально-педагогических задач без взаимодействия и сотрудничества со своими социальными партнерами: местной администрацией, предприятиями, культурными учреждениями, учреждениями общего и профессионального образования, общественными организациями. Школа, реализуя этот принцип, с одной стороны, использует воспитательные, образовательные, кадровые и материальные ресурсы социума для воспитания и обучения подрастающего поколения, а с другой - способствует культурному, образовательному и нравственному обогащению своих партнеров, а также помогает решать проблемы социального и экономического развития города. При этом важно включить всех участников педагогического процесса и партнеров образовательного учреждения в процесс совместного творческого поиска средств улучшения окружающей жизни, жизни города и самих себя.
Данный принцип означает:
- обеспечение успешности социализации детей и повышение качества их образования;
- развитие различных контактов обучающихся, педагогов с социальным окружением;
- включение в систему работы школы, в жизнь учащихся забот и проблем, которые решаются в городе, ближайшими учреждениями и предприятиями;
- участие педагогов, детей в общественно полезной деятельности на благо города (дела по благоустройству, забота о людях, престарелых, помощь детским учреждениям, охрана природы, краеведческая работа и т. д.);
- освоение и развитие местных трудовых и культурных традиций, включение их в воспитательный процесс;
- использование «человеческих ресурсов» среды (привлечение к организации воспитательного процесса жителей города, специалистов, представителей различных организаций и т. п.);
- организацию взаимодействия с родителями учащихся, оказание им помощи и расширение воспитательного потенциала семьи;
- использование материальной, производственной и культурной базы города (предприятий, учреждений, клубов, спортивных площадок и др.);
- создание научных практикоориентированных объединений по разработке местных проблем, выпуск школьной газеты, радиогазеты и освещение в этих средствах информации событий, происходящих в городе, регионе, стране.
Данный принцип требует:
- усиления практической направленности изученного материала по всем учебным дисциплинам, выполнения социально значимых учебных проектов;
- определения социально значимых компонентов содержания обучения и воспитания и организации продуктивной творческой деятельности по его освоению;
- принятия договорных документов, определяющих содержание и формы социального партнерства субъектов социума, права и обязанности партнеров по взаимодействию;
- выявления актуальных социальных проблем города, школы, ближайших учреждений, приобретения в учебной и внеучебной деятельности информации, необходимой для решения этих проблем, разработки и осуществления с социальными партнерами совместных проектов, программ по совершенствованию образования, духовному и физическому оздоровлению населения, организации отдыха детей и подростков;
- участия социальных партнеров в развитии материально-технической базы учреждения образования, в материальной поддержке обучающихся;
- включения участников педагогического процесса в коллективную творческую деятельность общественной направленности, проведения совместных общественных и воспитательных мероприятий, связанных с развитием города.
Целевое назначение:
-
Использование культурно-образовательной среды района, города, страны, мира для достижения современного качества образования.
-
Социализация обучаемых в открытой образовательной среде, воспитание граждан своей малой родины, России, мира.
Задачи подпрограммы:
-
Использование возможностей открытой образовательной среды для освоения новых видов познавательной и созидательной деятельности в рамках единой структуры, объединяющей культурные и образовательные учреждения микрорайона
-
Создание сетевой системы взаимодействия школы с образовательными и культурными учреждениями в городе.
-
Использование социокультурного потенциала Усть-Илимска в образовательном процессе.
-
Использование новых информационных технологий для взаимодействия в открытой образовательной среде.
Ожидаемые результаты:
-
Повышение качества образования как результат освоения учащимися новых способов решения проблем в различных видах деятельности в процессе реализации образовательных проектов, осуществляемых совместно с учреждениями-партнерами .
-
Развитие навыков взаимодействия с социальной и культурной средой.
-
Повышение мотивации учащихся, удовлетворение их познавательных и коммуникативных потребностей.
-
Формирование у учащихся нравственной и гражданской позиции по отношению к Усть-Илимску и России.
-
Воспитание уважения к другим культурам.
-
Формирование понимания общечеловеческих ценностей.
Реализация проекта «Открытая образовательная среда»
Сегодня уделяется особое внимание взаимодействию, взаимовлиянию школы и социума, акцентируется внимание на роли образовательной среды в процессе формирования личности. Образовательная среда как системно организованное образовательное пространство для овладения различными видами и формами человеческой деятельности, имеющее свои социальные, социально-педагогические, кадровые, материально-технические особенности, обеспечивает ученику условия для освоения главных принципов взаимодействия с разными социокультурными пространствами; помогает раскрывать себя миру, овладевать значимыми социальными ролями.
В 2008-2012 гг. году в рамках программы развития школы был разработан и реализован проект подпрограммы «Открытая образовательная среда». Реализация проекта проходила по 3 направлениям: в области дошкольного образования, школьного образования, в рамках воспитательной работы.
В области дошкольного и школьного образования были заключены договора о взаимном сотрудничестве с
- киноконцертным комплексом «XL» ДК им. Наймушина;
- МОУ ДОД «Школа искусств №1»;
- МУК «Централизованная библиотечная система»;
- МОУДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Олимпиец»;
- МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»;
- ТУСУР «Школьный университет»;
- ПУ№66;
- МБОУ «Детский сад №7, 8»;
- институтом содержания и методов обучения РАО по программе «Образование в области экологии здоровья: национально-региональный компонент».
В области дошкольного образования создана единая открытая образовательная среда на основе содержательной, методической преемственности между школой и детским садом №7, 8 (рук. Шаткулеева Т.В.). Разработана процедура и порядок приема детей в 1-класс в соответствии с принципами личностно-ориентированного образования. Организована системная подготовка детей к обучению в «Школе первоклассника». Ежегодно во 11 половине года учителями начальной школы проводятся подготовительные занятия для будущих первоклассников и их родителей.
В области школьного образования сотрудничество с МУК « Централизованная библиотека» помогает учителям школы в проведении тематических учебных занятий, классных часов, учащимся найти необходимую литературу при подготовке к урокам и экзаменам, знакомит их с новинками художественной литературы.
В 2008 году был заключен договор о сотрудничестве с ПУ №66. Учащиеся 10 - 11 классов (15 человек) прошли допрофессиональную подготовку по специальностям: оператор ПК, офисный менеджер и получили удостоверение о полученной специальности
С 2007 года школа осуществляет сетевое взаимодействие с образовательным центром «Школьный университет» при Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). (рук. Рыбакова Л.И.). Цель дистанционного обучения: расширение и углубление подготовки школьников основной и старшей школы в сфере информационных технологий. Сотрудничество проходило по 3 направлениям: 1.образование школьников в области ИТ; 2. привлечение учащихся к проектной и внеурочной деятельности; 3. профессиональное развитие педагогов. За время обучения в университете:
- 2009 г. получили сертификаты об образовании 23 учащихся старших классов ( из них 2 с «отличием»: Карпачева К., Франк Р.),
- 2010 г. 8 учащихся (Дроздов А., Петряева А., Журавлева Н., Понамарев Ю., Чапковский В., Невоструев В., Багаманов Д., Теплых А.).
С 2010-12 год в «Школьном Университете» прошли подготовку и получили сертификаты по программе изучения «Логознание» 12 учащихся 5-7 классов ( Петров С., Дмитриев Д., Данилов Д., Каримова Н., Левицкий А. и т.д.). С 2007г. по 2010г. прошли целевую подготовку по программам университета учителя школы: Чичигина А.В., Тарыца М.Ф.
В течение нескольких лет Мартыненко Л.И.( учитель ИЗО) осуществляет сотрудничество : МУК ЦБС «Библиотека искусств», «Детская библиотека», городскими просветительными учреждениями: «Дом природы», Краеведческий музей, ДК им. Наймушина. Ежегодно проводит мастер-классы для учащихся школ и населения города по популяризации художественного ремесла.в городской Студии декоративно-прикладного искусства по направлению «Флористика», праздниках «День города».
Ежегодно ее учащиеся принимают участие в городских конкурсах: «Салют, Победа»
( 2012 г.), «Новогодний handmade» (2013 г.); выставках декоративно- прикладного искусства : «Русский бал» (2010), , «Игрушки нашего детства» (2012), «Альтернативная ель» (2010-2012), «Новогодний гламур» (2011), «Новогодняя елка» (2011), «Новогодний сувенир»( 2008), «Такие разные куклы» (2010), «Поэзия форм «Бумажное чудо» (2010) и т.д..
В 2011 году в рамках городской акции по пропаганде здорового образа жизни и профилактике социально-негативных явлений был представлен видеоролик «Сделай жизнь легче» ( Мартыненко Л.И., учащиеся 10 классов: Гачегов Д., Зарубин Т., Ховренко А. ). Все работы учителя и учащихся (123 ученика с 1 по 8 класс) получили признание и отмечены достойными наградами.
В 2008 году на базе ДК им. Наймушина из учащихся 2 а класса школы был создан музыкальный вокальный ансамбль «Родничок» (рук. Молчанова Л.М., Молчанов А.М.).
«Родничок» является «спутником» народного ансамбля «Русская песня». Сотрудничает с коллективами «Поющие сердца», народным хором ветеранов Войны и Труда, «Черемшина». Проводят совместные мероприятия и городские концерты. Состав ансамбля: Каримова Н., Малосилкин Ж., Москвин Я., Плесовских Б., Распопова А. и т.д.
В школе ведется большая системная и комплексная работа по формированию здорового образа жизни, развитию детского-юношеского спорта. Руководство по программе «Здоровье» осуществляет учитель физического воспитания. Часене И.В. Для учащихся школы и учащихся левобережной части города открыты спортивные секции: ушу, бокса, волейбола, баскетбола, мини-футбола. В 2011 году спортивные секции города посещало: с 6 до 17 лет 152 чел. В 2012 г. секции посещали: юноши - 158 учащихся, девушки - 46. Традиционными для школы стали ежегодные спортивные мероприятия совместно с родителями учащихся: «Мама, папа и я - спортивная семья», День здоровья, спортивно-развлекательные праздники, посвященные Дню матери, турпоходы выходного дня. Учащиеся школы посещали секции МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»: «баскетбол», «мини-футбол». Воспитанники продолжают свою спортивную карьеру в областных и региональных спортивных клубах.
Участие в акциях
В ноябре 2010г. школа приняла участие во всероссийской акции «Урок успеха. Знаешь-научи!» с приглашением успешных в разных сферах жизни и деятельности города выпускников школы, которые провели открытые уроки:
урок обществознания в 11 «А» классе - Маловинский Сергей Валентинович( начальник Управления пенсионного фонда г.Усть-Илимска и Усть-Илимского района);
Лобков Артем Валентинович (заведующий отделом по делам молодежи Администрации г.Усть-Илимска) искренне, доброжелательно познакомил обучающихся 10 «А» и 10 «Б» классов на уроке географии, как складывалась его личностная и профессиональная успешность;
учащихся 9 «Б» класса рассказом об Усть-Илимской ГЭС смог увлечь и эмоционально передать бережное отношение к реке Ангаре, родному городу, краю Светличный Андрей Александрович (начальник лаборатории гидротехсооружений УИ ГЭС);
Коробко Александр Александрович (студент УИ филиала ВСГАО) провел два урока для учащихся 9 «А», 8 «В» классов и 5 «Б» класса;
Лефлер Ярослав Владимирович (сотрудник Усть-Илимского МРО УФСКН России по Иркутской области) провел урок ОБЖ в 9 «А» классе, представил вниманию ребят рассказ об особенностях своей профессии, своей личностной успешности.
Гордиенко Валерий Николаевич (директор филиала СИБаГСа в г.Усть-Илимск, кандидат пед.наук) интересно провел познавательную экскурсию для учащихся 10-11 классов по аудиториям филиала.
Выпускники школы рефлексируя свой жизненный и профессиональный путь раскрыли учащимся секрет успеха: «Добиться успеха, можно только поставив и достигнув цели. И главное преодоление это преодоление своих слабостей, себя».
Очень хочется верить, что успешный опыт становления конкурентоспособной личности выпускников школы для кого-то из нынешних школьников будет полезен.
С 2009 года школа принимает активное участие в городских акциях «Нет-наркотикам». Для профилактики привлекаются учреждения города.
В апреле - мае 2010 -2011 учебного года в школе прошла декада по взаимодействию
с социальными партнерами, которая завершилась проведением городского семинара «Школа-школе» «Профилактика социально-негативных явлений через взаимодействие с социальными партнерами как условие развития конкурентоспособной личности». В семинаре приняли участие учителя школ города, работники библиотек, молодежных объединений, предприятий города.
С 2010 - 2012 год проводилась работа по оказанию шефской помощи городскому дому- интернату для престарелых и инвалидов ( рук.Шишко О.В.). Учащимися школы организовывались мероприятия: праздники, постановки, концерты по значимым годовым праздникам: День города, День пожилого человека, Новый год, День защитника Отечества, 8 марта.
Таким образом, в результате работы педагогического коллектива в режиме программы развития школы были созданы условия и организована комплексная образовательная среда, которая включает в себя системно-деятельностный образовательный процесс в двух направлениях: введение учащихся во внешний по отношению к школе социум и включение внешнего социума в образовательное пространство школы, что и станет одним из условий успешной социализации учащихся школы.