- Преподавателю
- Директору, завучу
- Роль компетенций современного педагога
Роль компетенций современного педагога
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Маматова В.О. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Роль компетенций современного педагога
в повышении качества образования
Модернизация системы образования требует более высокого уровня профессиональной подготовленности педагога, т.к. ему предоставлено право выбора форм, средств и методов обучения и контроля. Поэтому педагогу недостаточно владеть определённой суммой знаний. На современном этапе речь идёт о формировании и повышении профессиональной компетенции учителя.
Понятие «компетенция»
а) Круг полномочий, предоставляемых законом или органом управления
б) Знания и опыт их применения в практической деятельности
(Советский энциклопедический словарь. Изд.4-е. - М. «Сов.Энц.», 1988г.)
Приходя в образовательное учреждение, молодые специалисты сталкиваются с огромными трудностями: отсутствие инвентаря, а нередко и спортивных залов, и даже площадок; недостаток методической литературы; отсутствие медицинского контроля над образовательным процессом; проблемы социального характера. Не сумев построить свою деятельность с учётом условий образовательного учреждения, учитель покидает его.
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь применения новых методов обучения, использования новых современных технологий. В связи с этим много трудностей испытывают и учителя, имеющие большой стаж работы.
Причины, отрицательно влияющие на становление и сохранение профессиональной компетенции педагога:
-недостаточная профессиональная подготовка;
-нежелание преодолевать себя, неспособность к самообразованию;
-нежелание подвергать себя риску проверки и самопроверки;
-возрастные трудности вхождения в учение.
Помочь учителю в повышении профессиональной компетенции и призвано методическое объединение.
Задачи работы методического объединения:
-диагностика затруднений педагогов,
-изучение положительного опыта,
-координация взаимодействия педагогов,
-создание условий для самообразования, саморазвития и самореализации педагога.
Методическая служба в образовательных учреждениях дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.
В образовательных учреждениях цели и задачи методической службы тесно связаны с системой управления. Чтобы успешно решить задачи методической работы в колледже, следует определить функциональные обязанности членов педагогического коллектива. Для этой цели, в свою очередь, необходимо:
-
изучение и творческое понимание всех нормативных программно-методических документов МО РФ и регионов;
-
активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
-
изучение и внедрение достижений педагогов-новаторов в практику работы педколлектива колледжа и использование их в других коллективах;
-
создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции колледжа;
-
диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса;
-
стимулирование инициативы и творчества членов педколлектива и активизация его деятельности в научно-исследовательской, поисковой работе;
-
использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий ;
-
выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузок в работе педколлектива;
-
развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно-нравственных качеств членов педколлектива, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.
Вот основные функции и задачи методической службы вообще и нашей в частности.
Формирование у педагогов умений профессиональной деятельности не просто одна из задач методической работы, но и такая задача, реализация которой может быть проверена, изучена, проанализирована, что крайне важно для оптимального управления методической работой в школе. Без стремления к отработке четко определенных сдвигов в мастерстве учителей и воспитателей методическая работа не может быть целеустремленной и неизбежно превращается в аморфную, абстрактную деятельность, не имеющую реальных перспектив.
Поскольку глубинной основой профессиональных умений являются профессионально-личностные качества учителей, к задачам методической работы также относятся:
-
совершенствование, обогащение знаний педагогов (имеются в виду знания, различные по содержанию: предметные, частнометодические, дидактические, воспитательные, психологические, этические, общекультурные);
-
развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития колледжа;
-
развитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя (речь идет о развитии важнейших мотивов педагогического творчества, любви к детям, увлеченности предметом, потребности в самореализации и т.д.);
-
развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (ведь методическая работа предусматривает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, человечности, принципиальности, душевной щедрости);
-
развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.;
-
развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких сторонах педагогической техники, как техника вербальной и невербальной коммуникации, общение со студентами, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая такие сложные и современные устройства, как ЭВМ, видеомагнитофоны т.д.);
-
развитие культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;
-
развитие готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.
Любое обновление колледжа требует реконструкции не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти две стратегические линии должны идти параллельно по пути повышения качества образования.
Инфантильный, неразвивающийся учитель никогда не воспитает творческую созидательную личность, трусу не под силу взрастить смелость; не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникативными навыками, не способный найти своё место в социуме учитель не научит этому учеников.
На конференциях, посвящённых проблеме становления профессиональной компетентности педагога, мы дали два рабочих определения данному понятию в такой трактовке:
1. Компетентность - это интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, определяющая его готовность и способность выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами.
2. Профессиональная компетентность - это обладание знаниями, умениями и опытом, необходимыми для осуществления эффективной педагогической деятельности.
При этом необходимо обратить внимание на ряд принципиальных позиций:
1. Составляющие профессионально-педагогической компетентности учителей различных учебных дисциплин имеют определённые доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания.
2. Профессиональная компетентность наряду с предметно-методической и психолого-педагогической составляющими включает в себя и человековедческую: школа особенно нуждается в учителе-наставнике, в учителе-гуманисте, обладающем способностью понять и принять другого, проявить эмпатию и уважение.
3. Компетентность педагога не только является важным условием успешности его профессиональной деятельности, но и непосредственно связана с качеством результата образовательного процесса.
Напомним, качество образования - совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование
Поэтому, нельзя не повторить простые истины:
- Отдельные учителя должны осознавать имеющиеся в их работе недостатки. В большинстве случаев это предполагает осознание не только своих методов работы, но и того, что лежит в их основе.
- Каждый учитель должен овладеть пониманием передовых методик. Этого можно добиться только за счёт освоения таких методик в реальной обстановке.
- Каждый учитель должен быть мотивирован к совершенствованию своей работы. Как правило, этого нельзя достичь только за счёт материальных стимулов. Чтобы добиться реальных изменений у учителей должны быть высокие ожидания, разделяемое всеми понимание цели и коллективная вера в их способность улучшить образование детей.
Только компетентный учитель способен принять новые смыслы педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и определить стратегию своей успешности.
Список литературы
-
Профессиональная компетентность педагога / Под редакцией Л.А. Густокашиной. - Пермь, 2007.
-
Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность. - Екатеринбург, 2003.
-
Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества / Под общей редакцией С.Г. Вершловского. - Санкт-Петербург, 2003.
-
Хуторской А.В. Современная дидактика. - Издательский дом «Питер», 2001.