Статья «Популяризация науки среди школьников»

В этой статье мои размышления о том, какими способами и средствами можно генерировать у детей интерес к науке, дать им возможность найти себя в этой области.В изложенном материале содержится информация, основанная на изучении статитстики и многолетнем опыте работы со средними и младшими школьниками. Рядовому учителю необходимо знать, что у большей части людей, посвятивших себя развитию науки и технологий(37%), интерес к науке возник еще в начальной школе.Если очень кратко: задача учителя создать...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Саркисян. Тема: «Популяризация научных достижений»

1.В каком возрасте школьника можно заинтересовать научными достижениями?

2.Какие методы популяризации достижений науки и технологий эффективны в начальной, средней и старшей школе?

1.Информация о проведенных статистических исследованиях, изложенная в известных источниках, позволяет сделать вывод: большинство людей, посвятивших свою жизнь науке(37%), заинтересовались ею в начальной школе. Меньшая часть будущих научных сотрудников(18-20%) увлеклись ею в основной и старшей школе. Следовательно, к популяризации научных достижений и технологий в начальной школе нужно отнестись серьезно.

Принимая во внимание возрастные особенности восприятия информации младшими школьниками, заинтересовать их наукой для профессионала не представляет сложности. Не отягченный вопросами практического применения, в этом возрасте ребенок непосредственен, доверчив и открыт всему новому. Мастерство учителя заключается в том, чтобы заинтересованность поддержать, развить, используя имеющиеся у него ресурсы.

Хочу отметить, что некоторые ребята приходят в школу уже со сформировавшимся интересом к науке. Не всегда это одаренные дети, но определенно с научным складом ума. Задача учителя начальной школы эти способности выявить и в дальнейшем поддержать, используя высокую заинтересованность таких детей наукой как средство развития мотивации к обучению у детей со средними способностями.

Увлечь ребенка научными исследованиями возможно с самого раннего школьного возраста и поддерживать его интерес на протяжении дальнейшего обучения с той особенностью, что чем младше ученик, тем это взаимодействие успешнее.

2. Чем старше школьник, тем больше усилий требуется наставникам для приобщения его к науке, тем сложнее ему самому дается восприятие новой информации. С годами формируется зависимость от стереотипов, навязанная обществом, которая в целом не способствует проявлению личности, в науках в том числе.

Очевидно, что на разных этапах взросления ребенка учитель нуждается в необходимости применения разных методов «возбуждения» у детей интереса к наукам.

В настоящее время научно-исследовательская деятельность ведется с раннего школьного возраста, т.е. с начальной школы.

Главные принципы, которых необходимо придерживаться в популяризации науки в начальной школе:

  1. Учитывать степень адаптации детей к восприятию новой информации.

  2. Обеспечить определенную степень свободы и самостоятельности в проведении исследований.

  3. Ориентироваться на работу первой сигнальной системы ребенка в восприятии опыта (во время подготовки и проведения исследования что-то можно потрогать, понюхать, услышать и т.д.).

  4. Организовать массовость учебной деятельности - приобщить к проведению «опыта» каждого ученика и постараться избежать при этом формального подхода, популярного сегодня в школе: «лишь бы было на что-то похоже».

Принципы, поддерживаемые для эффективной популяризации науки в среднем и старшем звене, базируются на трех, изложенных выше. К ним добавляются некоторые, связанные с юношеским максимализмом, нигилизмом, грузом приобретенных комплексов, стереотипов и прочими отягчающими процесс развития обстоятельствами.

Строить уроки необходимо так, чтобы обязательно коснуться вопросов:

  1. Что важнее славы и денег? (изъять наших учеников из числа большинства людей, которым это непонятно).

  2. Кто они - люди науки? Что происходит с ними в жизни и в науке? (информацию сортировать, дабы наши подопечные не страшились науки всю оставшуюся жизнь)

  3. Как поднять авторитет науки в современном обществе?

Пример популяризации науки в начальной школе - демонстрация реактивного движения воздушного шарика под действием движения струи воздуха.



Статья «Популяризация науки среди школьников»

В средней и старшей школе заинтересовать учеников, к примеру, теорией чисел можно, обсуждая с ними вопрос: «Какие операции происходят в банкомате, когда он выдает нам деньги после введения карты?»

Можно задать этот вопрос в качестве дополнения к уроку алгебры с использованием ресурсов интернета и оформить свое мини-исследование в форме презентации на 5-6 слайдов. Очень продуктивно!

Ребята каждый своим путем приходят к выводу, что когда мы вводим карту в банкомат, данные шифруются и для этой шифровки используются серьезные математические теоремы, которые были доказаны вовсе не для этого, а просто так. Почти все, с чем мы соприкасаемся в своей повседневной жизни, - мобильные телефоны, компьютеры, основывается на числовых кодах, которые были изобретены в 19, 20 веках - базируется на старых результатах научной работы.

© 2010-2022