• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Программа по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Понимание другого» (с элементами сказкотерапии)

Программа по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Понимание другого» (с элементами сказкотерапии)

Понимание, сочувствие, терпимость, толерантность – все это качества, очень существенные для современного человека. В будущем их значение будет расти. И заботиться об их формирование необходимо с детства. Особенно если темперамент или другие органические свойства предрасполагают его к конфликтности и неприятию другого. Использование сказок в работе с детьми может оказать неоценимую помощь. Они могут дать ребенку спасательную прививку, которая поможет ему в дальнейшем оставаться собой в отношениях... Понимать того, кто не похож на тебя. Уметь перейти от отталкивания к сочувствию. Быть терпимым даже тогда, когда поведение другого человека тебя не раздражает. Не стесняться проявлять внимание и уважение к людям с ограниченными возможностями. Уметь замечать положительное в непривычном. Великое дело – вовремя расположить ребенка к такому стилю восприятия и поведения.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Целиноград ауданы білім бөлімінің «Жұлдыз» балабақшасы МКҚК

ГККП детский сад «Жулдыз» отдела образования Целиноградского района








Программа по формированию толерантности у детей

старшего дошкольного возраста

«Понимание другого».



Составитель: педагог - психолог Баранова О.А.

2013-2014 учебный год





Акмол,2013 год


Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста

«Понимание другого».

Понимание, сочувствие, терпимость, толерантность - все это качества, очень существенные для современного человека. В будущем их значение будет расти. И заботиться об их формирование необходимо с детства. Особенно если темперамент или другие органические свойства предрасполагают его к конфликтности и неприятию другого. Использование сказок в работе с детьми может оказать неоценимую помощь. Они могут дать ребенку спасательную прививку, которая поможет ему в дальнейшем оставаться собой в отношениях с другими людьми, не принимая вражду и конфронтацию за естественный отбор за существования.

Понимать того, кто не похож на тебя. Уметь перейти от отталкивания к сочувствию. Быть терпимым даже тогда, когда поведение другого человека тебя не раздражает. Не стесняться проявлять внимание и уважение к людям с ограниченными возможностями. Уметь замечать положительное в непривычном. Великое дело - вовремя расположить ребенка к такому стилю восприятия и поведения.

Цель: формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Развитие понимания, сочувствия, терпимости у воспитанников.

2.Формировать коммуникативные умения и навыки, отработка навыков эффективного взаимодействия.

3. Развивать бережное отношение к людям.

4 .Развивать умение учитывать интересы других.

5. Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других.

Приемы работы:

  • Чтение и обсуждение сказки

  • Проигрывание сказки

  • Изобразительное творчество

  • Игры, упражнения


Тематическое планирование.

тема сказки

Цель и задачи

содержание

1.

сказка «Дождевой, земляной, воздушный, солнечный»

1. формировать у детей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга

2.развивать восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям

3.развивать умения общаться друг с другом.

  • Упражнение «Здороваемся ладошками»

  • Чтение и обсуждение сказки

  • Игра «Спиной друг другу»

  • Упражнение «Комплимент»

  • Обратная связь

2.

сказка «Волшебное дерево»

1.Эмоциональное развитие

2.Работа с самооценкой

3.Коррекция тревожных состояний

4.Развитие коммуникативных навыков

5.Раскрытие творческого потенциала.

  • Упражнение « Приветствие»

  • Чтение и обсуждение сказки

  • Игра «Акула»

  • Обратная связь

3.

сказка «Котенок - мотросенок»

1. формирование понимания, сочувствия к другим

2.формирование коммуникативных навыков

  • Упражнение «Приветствие»

  • Чтение и обсуждение сказки

  • Игра « День рождения»

  • Обратная связь

4.

сказка «Лень - Река»

1.осознание идеи к чему приводит лень.

2. формирование понимания, сочувствия к другим.

  • Упражнение «Здороваемся ладошкой»

  • Чтение и обсуждение сказки

  • Игра «Тайный смысл»

  • Обратная связь

5.

сказка «Фиолетовый котенок»

1.формировать у детей понятия «друг, дружба.

2.формирование коммуникативных навыков

3. создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.


  • Упражнение « Здороваемся ладошками»

  • Чтение и обсуждение сказки

  • Игра «Вымой кукле руки»

  • Игра «Мыльные перчатки. Пузырики»

  • Обратная связь

  • Рисование на тему: «Мой друг».

6.

сказка «О милостивой судьбе»

1.формирование доброжелательного, внимательного отношения к людям


  • Упражнение «Приветствие»

  • Игра «Через стекло»

  • Чтение и обсуждение сказки

  • Обратная связь

7.

сказка «Золотая птица»

1.формирование доброжелательного, внимательного отношения к людям

2.развитие наблюдательности

  • Упражнение «Здороваемся ладошкой»

  • Игра «Что было бы, если бы я…»

  • Чтение и обсуждение сказки

  • Обратная связь

8.

сказка «Поймайчик Агао с планеты людчей »

1.формирование доброжелательного, внимательного отношения к людям

2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства, настроение другого

3.формировать коммуникативные умения

  • Упражнение «Приветствие»

  • Чтение и обсуждение сказки

  • Обратная связь

9.

сказка «Королева капризов»

1.формирование групповой сплоченности

2.формирование коммуникативных умений: стремление к взаимопониманию, дружелюбие

3.формировать у детей понятия «друг, дружба.

  • Упражнение «Здороваемся ладошкой»

  • Упражнение «Хоровод настроения»

  • Чтение и обсуждение сказки

  • Игра «Опиши друга»

  • Игра «Снежная королева»

  • Обратная связь

10

Итоговое занятие

1.Вспоминаем и обсуждаем сказки, которые понравились больше всего или запомнились чем-то особенным;

2.Делаем выводы

  • Упражнение «Здороваемся ладошкой»

  • Упражнение «Хоровод настроения»

  • обсуждение сказок

  • Игра «Угадай кто это»

  • Игра «Диалоги»

  • Упражнение «Попрощаемся по - разному»

  • Обратная связь



Занятие по сказке «Дождевой, земляной, воздушный, солнечный».

Задачи:

  • формировать у детей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга

  • развивать восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям

  • развивать умения общаться друг с другом.

Ход занятия:

1.приветсвие. Упражнение «Здороваемся ладошками».

-Здравствуйте, я рада встречи с вами, и для начала давайте поздороваемся. Я предлагаю вам поздороваться необычным способом - ладошкой. (Дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!

2. чтение сказки «Дождевой, земляной, воздушный, солнечный».

Наработавшись, червячок Игнатий решил передохнуть.

Весной, летом и осенью у него было много работы. Ведь он был дождевым червячком и занимался очень важным де­лом. Он рыхлил землю.

Если землю не рыхлить, она становится плотной и твёр­дой. В такой земле корешкам трудно расти, дышать и добы­вать воду. Растения любят расти на рыхлой земле, в кото­рой между земляными крупинками много воздуха и влаги.

Люди рыхлят землю особыми машинами или лопатами.

Но у них не получается нормальных крупинок. Лучше всего рыхлят землю дождевые червячки. Они делают её пушис­той и удобной для растений.

Этим и занимался червячок Игнатий. Он рыхлил землю замечательно. Вокруг его норки росли самые красивые цве­ты, самая зелёная трава, самые густые кусты и самые высо­кие деревья. Такая пушистая и удобная для растений была там земля.

Так вот, однажды, наработавшись, червячок Игнатий решил передохнуть. Он вылез наружу, и тут как раз пошёл дождик. Червячок Игнатий очень любил дождик, как и все дождевые червячки. Он растянулся на земле и с наслажде­нием мок. Но одна из струек дождя стала щекотать его так, что червячок Игнатий никак не мог от неё увернуться.

- Щекотно, щекотно! - засмеялся червячок Игнатий.

- Зачем меня так щекотать? Как будто со мной водяной червячок играет!

И вдруг струйка заговорила:

- А я и есть водяной червячок. Сейчас я лечу с тучи. По­том я поползу, потеку по земле, потом в землю - и буду там поить всякие корешки. Конечно, если земля рыхлая, а то самому мне прорыть её трудно.

- у меня здесь земля очень рыхлая, - с гордостью ска­зал червячок Игнатий. - Своё земляное дело я делаю так, что Вы, водяной червячок, можете смело делать своё водя­ное дело. А как Вас зовут?

Водяной червячок забулькал от удовольствия:

- Буль-буль! Буль-буль! Меня зовут Буль-Буль! А Вы, наверное, червячок Игнатий. В нашей туче про Вас расска­зывали разные удивительные истории ... А теперь мне пора. Дождик кончается. Пора отправляться вглубь ...

Водяной червячок превратился в тоненький ручеёк и впитался в землю.

«Значит, не такой уж я дождевой, - подумал червячок Игнатий. - Буль-Буль гораздо дождливее меня. Ведь он занят водяным делом. Нельзя же называться дождевым только потому, что от дождя приятно.

Дождь кончился, сквозь облака проглянуло солнышко, и червячку Игнатию приятно было погреться после купания. Вот только один из солнечных лучиков стал подогре­вать его так, что червячок не выдержал и взмолился:

- Пожалуйста, солнечный лучик, не будьте таким прис­тавучим. Вы такой жаркий, а увернуться от Вас почему-то не получается.

Вдруг лучик ответил:

- Я просто играл с Вами, червячок Игнатий. Я ведь то­же червячок, только огненный. Меня зовут Жар-Жар. Я согреваю землю и даю свет растениям.

- Простите, - сказал червячок Игнатий, - что я не приз­нал вас за червячка. Вы такой прямой! Хотя и я могу вы­тянуться в струнку ...

- Не надо вытягиваться передо мной в струнку, червя­чок Игнатий, - сказал лучик, то есть огненный червячок. ­Вам нужно быть гибким для вашей земляной работы. А мне пора заняться своей огненной работой. Надо посветить вон на тот одуванчик ...

И огненный червячок скользнул в сторону.

Не успел червячок Игнатий подумать о новом знаком­стве, как почувствовал лёгкий ветерок. Ветерок подул с од­ной стороны, потом с другой, а потом сказал:

- Между прочим, я тоже червячок. Воздушный. И зовут меня Дув -Дув. Я занимаюсь воздушной работой: несу воз­дух туда, где он нужнее. И я рад познакомиться с Вами, чер­вячок Игнатий. Вы ведь известный земляной червячок.

...:. Как вы сказали? - удивился червячок Игнатий. - Зем­ляной, а не дождевой?

- Конечно, земляной, - подтвердил невидимый. Дув-­Дув. Вы же земляной работой занимаетесь. А я занимаюсь воздушной работой, и мне пора лететь дальше. Дышать всем нужно. Пока!

«Да, наверное, я больше земляной червячок, чем дожде­вой, - подумал червячок Игнатий. - Впрочем, дело не в наз­вании, а в том, каким главным делом занимаешься».

Всё-таки ему нравилось называться дождевым червяч­ком. Ведь так приятно полежать под дождём после работы! ..

3. обсуждение сказки.

Возможные вопросы:

  • Чем ты любишь заниматься больше всего?

  • Какое главное дело было у червячка Игнатия?

  • А у водяного червячка Буль- Буля?

  • А у огненного червячка Жар - Жара?

  • Были ли чем-нибудь похожи эти четыре червячка? Чем?

  • Бывают ли люди такими разными, как эти червячки?

  • Могут ли люди заниматься одним и тем же, но сильно отличаться друг от друга?

  • Знаешь ли ты, каким должен быть тот, кто тебе нравится? Можешь описать эти свойства?

  • Твои друзья - они одинаковые или непохожие.

4. игра « Спиной друг к другу».

Дети разбиваются на пары, которые встают друг к другу спиной. Педагог предлагает им на минутку развернуться и посмотреть друг на друга. Затем тому, кто самый смелый в паре, необходимо описать внешность его партнера, какие у него волосы, глаза, нос, одежда. Педагог вместе с детьми обсуждает на примере 1-2 пар играющих, чем они отличаются друг от друга и чем похожи.

5. упражнение « Комплимент».

Давайте говорить друг другу комплименты. Комплимент - это любезные, приятные слова, сказанные кому-то.

6. обратная связь. Прощание.

- Ребята, что же вы сегодня почувствовали на занятии?

- Что узнали? А чему научились?

- А кто захотел нарисовать дома рисунок на тему сказки? Нарисуйте, пожалуйста, и принесите свои рисунки.

Занятие по сказке «Волшебное дерево»

Задачи:

  • Эмоциональное развитие

  • Работа с самооценкой

  • Коррекция тревожных состояний

  • Развитие коммуникативных навыков

  • Раскрытие творческого потенциала.

Возраст детей: 5-7 лет (старшая, подготовительная группы)

Количество детей: 4 - 10

Необходимы материалы и оборудование:

  • Заранее заготовленное на ватмане А1 изображение дерева, без листьев

  • Альбомные листы по количеству детей

  • Карандаши, мелки, краски, ножницы, клей.

Ход занятия:

1. Упражнение "Приветствие".

Поздоровайтесь друг с другом: грустно, радостно.

2. Обсуждение.

  • Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..
    Слово "эмоции" происходит от латинского слова emoveo, и означает " потрясаю, волную".

  • Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?

Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:

- уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
- понимать себя;
- понимать окружающих;
- общаться без конфликтов.

3.Чтение сказки о волшебном дереве.

Далеко-далеко, за средиземным морем, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве стоит сказочный город. И есть в этом городе одно чудо чудное, диво дивное. Посреди городской площади стоит большой клен, листочки на нем растут дивной красоты - зеленые, желтые, красные, оранжевые - пестрят, переливаются. И есть у этого дерева сила волшебная - охраняет и защищает клен жителей города от всех бед и невзгод. Знают люди - пока стоит дерево волшебное, да пока целы листочки на нем - не видать городу ни вражды, ни горя, ни слез. Посему царило в городе веселье, любовь, забота и уважение.

Но сказка наша дальше сказ ведет: прознал про этот город счастливый злой Ветер-Ветерович- завидно ему стало, - задумал он думу черную, нехорошую. Решил весь город уничтожить. Налетел он на город, к дереву-клену волшебному подлетел, и ну давай стращать его. Дунул он - не дрогнул не один листочек, стоит дерево на месте, не шелохнется. Собрал тогда ветер силы все, дунул второй раз - задрожало дерево, зашелестели листочки, а один самый маленький листочек не удержался на веточке, и унесло его ветром далеко-далеко. Разозлился Ветер-Ветерович, призвал он все силы черные, злые, и дунул третий раз - что есть мочи… Не выдержали листочки, хоть и велика была их сила волшебная, да Ветер хитрее и сильнее оказался. Прознали про это жители, вышли на площадь городскую, опечалились, долго слезы лили по листочкам волшебным, да по силе их охраняющей. И с тех пор поселилась в городе тоска серая, да грусть зеленая, перестали люди улыбаться друг другу, да в гости ходить. И стала в городе жизнь неинтересной и скучной. А клен от печали по своим деткам - листочкам засыхать стал, и чем больше он сохнет, тем людям тяжелее живется…

Вот такая печальная история случилась в сказочном городе. Вам жаль жителей? Как мы можем им помочь?

В жизни бывает так, что не только нам помогает волшебство, но и сами мы можем совершать чудеса! Давайте попробуем вернуть клёну его волшебную силу, ведь каждый из вас обладает каким-то волшебным даром, талантом, поделитесь своим умением волшебным деревом.

- Давайте «оживим» волшебное дерево с помощью пальчиков на руках.

  • Обводим ладошку карандашом, далее отпечаток руки «превращается» в кленовый листок (для этого необходимо дорисовать каждый пальчик простым карандашом, так, чтобы изображение стало похоже на кленовый лист). После этого свою работу можно разукрасить по желанию любыми средствами рисования (карандаши, мелки, краски) и вырезать.

- Теперь пришло время для волшебства - наделите ваш кленовый листочек своим талантом, тем, что вы любите или умеете лучше всего (например: листочек доброты, листочек дружбы, листочек танцев и т.д.).

Каждый ребенок наклеивает листок на заранее заготовленное дерево, рассказывая участникам, каким даром он наделил «свой» листочек.

- Теперь к жителям наверняка вернется хорошее настроение, и дерево опять будет защищать, и помогать всем людям, радовать своими красивыми веселыми листочками. Спасибо вам большое за вашу помощь, вы хорошо поработали!

4. Обсуждение.

5.Подвижная игра «Акула»

Задачи:

  • Развитие произвольного внимания

  • Двигательная активность

  • Мышечное раскрепощение

  • Способствовать развитию умения к выразительности движений

Возраст детей: 5-7 лет

Количество детей: 6-15

Выбирается водящий - он Акула, остальные - морские жители. Акула прячется(сидит на стуле), остальные играют.

Взрослый читает стихотворение, дети выполняют движения.

В нашем море, вот уж диво,

Жизнь спокойна и красива.

Счастье и любовь царит,

Это знает даже кит. (дети берутся за руки, делают большой круг)

Вот карасик в море тихом

Огибает волны лихо, (бегают по кругу)

Стайка маленьких медуз,

Вместе, словно нитка бус. (дети выстраиваются в ряд, крепко прижавшись друг к другу)

Рыба-меч и рыба-молот пляшут,

Позабыв про голод. (танцуют произвольно в парах, изображая рыб)

Резво прыгают дельфины,

Выгибая ровно спины. (прыгают на месте «солдатиком»)

Тихо плещется волна,

Всем защитница она. (останавливаются на месте, руками изображая волны)

Но в пещере далеко прячется Акула,

И выходит на охоту грозная Акула,

Говорит она друзьям, щелкая зубами:

«Я сегодня на обед приготовлю …» (выходит Акула, называет любое слово)

Если ведущий (Акула) говорит что-нибудь съедобное, тогда дети убегают, Акула их догоняет, кого запятнала, забирает к себе. Если несъедобное - дети замирают на месте, Акула смотрит внимательно - кто пошевелится, того хватает.

6. обратная связь. Прощание.

- Ребята, что же вы сегодня почувствовали на занятии?

- Что узнали? А чему научились?

Занятие по сказке «Котенок - мотросенок»

Задачи:

  • Эмоциональное развитие

  • Работа с самооценкой

  • Развитие коммуникативных навыков

Возраст детей: 5-7 лет (старшая, подготовительная группы)

Количество детей: 5 - 10

Ход занятия:

1. Упражнение "Приветствие".

Поздоровайтесь друг с другом: грустно, радостно.

2. Обсуждение.

  • Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..
    Слово "эмоции" происходит от латинского слова emoveo, и означает " потрясаю, волную".

  • Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?

Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:

- уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
- понимать себя;
- понимать окружающих;
- общаться без конфликтов.

3.Чтение сказки «Котенок-Матросенок»

Однажды в классе, где учится сын Кота Матроскина, Котенок-Матросенок младший, произошли не очень приятные со­бытия - одноклассники объявили Матросенку бойкот, заяви­ли, что не хотят с ним больше общаться, - уж больно надоело всем слушать, как Матросенок хвастается. И вправду была у Матросенка такая нехорошая привычка - как начнет рассказывать о том, как хорошо живет его семья, так никак и не мо­жет остановиться: и молоко-то корова Матроскиных дает са­мое жирное в Простоквашине, и игрушек-то у него дома видимо-невидимо, и компьютер-то у него самой последней модели, а «Вискаса» у Матроскиных дома столько, что им мож­но всех котов в Простоквашине целый год кормить.

Обиделся Матросенок, заплакал, побежал домой к роди­телям на своих одноклассников жаловаться.

И вот сидит семья Матроскиных пригорюнившись. Папа с мамой сыночку слезы вытирают, а как помочь - не знают.

И вдруг - стук в дверь, открыли - входит дядя Федор - при­ехал проведать своего давнего друга кота и все его семейство.

Усадили Матроскины дорогого гостя за стол, накормили и давай рассказывать дяде Федору о беде своего сына.

А котенок все всхлипывает да причитает: «Ну почему они меня так не любят? Ну почему они такие злые?!»

Задумался дядя Федор на несколько минут, а потом сказал:

- Ты знаешь, Матросенок, я думаю, тебе не стоит оби­жаться на своих одноклассников. Глупо ждать от окружающих дружбы и доброты, если сам ты для своих товарищей ничего хорошего и доброго не делаешь, а только и умеешь, что хвас­таться. Если хочешь дружбы - забудь все обиды и постарайся первым сделать шаг навстречу одноклассникам.

- А как?

- Да очень просто. Вот, например, у тебя дома много раз­ных книг, кассет, дискет с играми. Наверняка твоим товарищам будет приятно, если ты предложишь им почитать интересную книгу, дашь посмотреть кассету с хорошим фильмом или дис­кету с новой игрой. А твоим дорогим футбольным мячом вы с одноклассниками могли бы вместе играть после уроков. Во­обще подумай, что хорошего и полезного ты можешь сделать для своего класса, - закончил дядя Федор.

Матросенок молча встал, тихонько ушел в свою комнату, закрыл за собой дверь - видно, что слова дяди Федора взвол­новали его.

И вот с этого самого дня что-то стало меняться в Матрос-кине-младшем. Перестал он хвастаться, в классе вести себя совсем по-другому: кому книгу даст почитать, кому диск с иг­рой принесет, а с кем-то поделится на переменке вкусным «Вискасом».

И то ли волшебство произошло, то ли в чем другом причи­на, только постепенно стало меняться отношение однокласс­ников к Матросенку - котята стали принимать его в свои игры, ходить к нему в гости и даже приглашать к себе на дни рожде­ния. И кто знает, может, и закончится это все крепкой друж­бой, которая так необходима не только котятам из Простоквашина, но и всем нам.

4. Обсуждение.

5.Игра «День рождения»

Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга.

Оборудование: гости - куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки.

Ход игры: ребенок (или выбранный персонаж) сегодня именинник. Он с помощью педагога готовится к приему гостей: сервирует праздничный стол, украшает шариками, мишурой и приводит в порядок помещение. Дети-гости берут маленькие подарки-поделки (заранее приготовленные на уроках труда). Именинник встречает гостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки. Гости «пробуют» угощение, «пьют» чай, «едят» мороженое. Затем педагог помогает ребенку придумать пожелание для именинника. Педагог рассказывает детям о правилах поведения в гостях:

- поздороваться, когда приходишь в гости;

- без приглашения не входить в комнату;

- дарить подарок с пожеланиями имениннику (в качестве подарка может быть стихотворение, песня, танец);

- за столом не шуметь, не брать пищу руками;

- приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение;

- не перебивать друг друга;

- пользоваться приборами и салфеткой во время еды; - придвигать и отодвигать стул неслышно;

- после еды не забыть поблагодарить именинника;

- перед уходом попрощаться;

- когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду со стола.

Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Педагог во время игры напоминает детям, как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей.

6. обратная связь. Прощание.

- Ребята, что же вы сегодня почувствовали на занятии?

- Что узнали? А чему научились?

- Предлагаю нарисовать котенка - мотросенка.

Занятие по сказке «Лень - Река»

Задачи:

  • Эмоциональное развитие

  • Работа с самооценкой

  • Коррекция тревожных состояний

  • Развитие коммуникативных навыков

  • Раскрытие творческого потенциала.

Возраст детей: 5-7 лет (старшая, подготовительная группы)

Количество детей: 10 - 15

Ход занятия:

1.приветсвие. Упражнение «Здороваемся ладошками».

-Здравствуйте, я рада встречи с вами, и для начала давайте поздороваемся. Я предлагаю вам поздороваться необычным способом - ладошкой. (Дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!

2.Чтение сказки «Лень - Река»

Кап, кап... Кап... Синь да тень, ночь да день, то ли снег, то ли дождь, коли век обождешь - там узнаешь...
Целый день среди стен, думать лень, кушать лень... Лень вставать, лень лежать, лень глаза открывать... Лень-река разлилась...
Ах, и раздолье на Лень-реке! Вдаль уплываю на челноке! Ширь така! Глубь така! Хо-ро-ша Лень-река! Ох, хороша!
Я на лодке плыву, весла волочатся. Хочу рыбу поймать большущую, жду, пока сама в лодку заплывет. Ловить-то лень! Но, однако, не плывет рыбина. Я размышляю: чего ж она ждет, в лодку не плывет? Думаю: борт высок. Взял топор, в борту дырку прорубил. Вода потекла. Лодка моя ниже, ниже, ну и на дно приплыла. Рыбы кругом - море. Ну не море, река. Только за хвосты хватай. Ну, мне хватать-то лень. Лежу и думаю: как мне рыбу-то наловить? Придумал. "Эй, - говорю, - рыбы! Как вам не лень плавать, плавниками да хвост ами шевелить?" Рыбы забулькали, задумались. "И верно, - говорят, - лень!" Перестали они хвостами шевелить, стали на дно опускаться. И в лодку мою их нападало - целая гора. Тут я лежу, ленюсь, а кругом они лежат, ленятся, а иные-некоторые и на мне лениться пристроились: большие на пузе, мелкота в ладошках. "Ого, - думаю, - цельну лодку наловил, пора домой плыть". А как плыть: в лодке дыра, грести неохота? Придумал Лень-реку обмануть. И говорю ей: "Лень-матушка, ласкова касатушка! Приголубила ты меня и приютила, а я ведь - стыдно сказать - не твоего поля ягода! Парень я работейного складу! По утрам я - раз - зарядку делаю! Потом - бывает, что и полчаса - читать учусь, и букв знаю немало десятков! А уж рисовать примусь - хоть изба гори, свое домалюю! Ах, и стыдно мне в таком признаваться, но ведь..."
Не успел и выговорить, как Лень-река испугалась, возмутилась, и меня с лодкой ка-ак выплеснула! Не только на берег, а так наподдала, что до родного дома мы в минуту домчались!
Хороша Лень-река, привольна. А и дома хорошо. Рыбы у нас теперь всюду живут: мелкие вроде канареек, а на крупных мы как на лошадях катаемся.

3.Осуждение.

4.Игра «Тайный смысл».

Оснащение : магнитная доска, магниты.

Иллюстрации к пословицам:

« без труда не вытащишь рыбку из пруда»;

« яйца курицу не учат»;

«каждый кулик свое болото хвалит»;

« за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»;

«трус своей тени боится»;

Описание упражнения.

Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики» . Педагог прикрепляет к доске иллюстрацию к пословице. Водящему предлагается послушать несколько пословиц, выбрать подходящую «подпись» к картинке и обосновать свой выбор.

«Наблюдатели» и «советчики» выслушивают ответ водящего и высказывают свое мнение.

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется

5. обратная связь. Прощание.

- Ребята, что же вы сегодня почувствовали на занятии?

- Что узнали? А чему научились?

- Хорошо ли лениться?

Занятие по сказке «Фиолетовый котенок»

Задачи:

  • Эмоциональное развитие

  • Работа с самооценкой

  • Коррекция тревожных состояний

  • Развитие коммуникативных навыков

  • Раскрытие творческого потенциала.

Возраст детей: 5-7 лет (старшая, подготовительная группы)

Количество детей: 10 - 15

Ход занятия:

1.приветсвие. Упражнение «Здороваемся ладошками».

-Здравствуйте, я рада встречи с вами, и для начала давайте поздороваемся. Я предлагаю вам поздороваться необычным способом - ладошкой. (Дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!

2. чтение сказки «Фиолетовый котенок».

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.
- Ну что мне с ним делать? - кошка всплескивала лапами. - Ведь хороший, умный котенок, а тут - ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши - ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?
- Да что с ним цацкаться? - рычал кабан. - Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты - все котята как котята, а этому лунный свет подавай!
- Он просто глупый, - каркала ворона. - Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет - его из солнечного света не вытащишь!
Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.
Луна была большая, белая, яркая.
- Милый котенок, - говорила Луна, - а почему ты фиолетовый?
- А как бывает еще? - удивлялся котенок.
- У меня есть брат, - сказала Луна, - он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?
- Он похож на тебя? Конечно, хочу.
- Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.
Ранним утром котенок увидел Солнце.
- Ух, какой ты теплый! - воскликнул котенок. - А я знаю твою сестру Луну!
- Передай ей привет, - сказал Солнце, - когда встретишь. А то мы редко видимся.
- Конечно, передам.
Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.
Ну и что?

3. Обсуждение сказки.

4.Игра «Вымой кукле руки»

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

Ход игры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».

Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и надевает его на куклу. Кукла Аня говорит «спасибо» и уходит в гости. Педагог обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Аня «пришла» с прогулки и не вымыла руки. Педагог: «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки».

После формирования положительного отношения к навыку мытью рук в процессе дидактической игры педагог переходил к закреплению этого навыка в режимных моментах. При этом ребенок должен был овладеть рядом последовательных действий. В качестве примера рассмотрим последовательные действия, необходимые ребенку для мытья рук: засучить рукава; открыть кран; намочить руки; взять мыло в руки из мыльницы; подставить руки с мылом под струю воды и намочить мыло; намылить ладони, растерев мыло до получения пены; сделать «мыльные перчатки»; положить мыло в мыльницу; растереть мыло круговыми движениями по всей поверхности рук; продолжать делать «мыльные перчатки»; подставить руки под струю воды; круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей рук; стряхнуть воду с рук; закрыть кран; вытереть руки о полотенце насухо.

Воспроизведение всех этих этапов действия при мытье рук требует от умственно отсталого ребенка высокого уровня восприятия и развития моторики.

5.Игра «Мыльные перчатки. Пузырики»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

Ход игры:

Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки".

Затем педагог предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Педагог эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, педагог проводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.

В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например, первая потешка:

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!».

Вторая потешка:

«В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Умывается сама Машенька Егорова»

(или педагог называет имя ребенка).

Третья потешка:

«Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

будем умываться веселей!»

6. обратная связь. Прощание.

- Ребята, что же вы сегодня почувствовали на занятии?

- Что узнали? А чему научились?

- А кто захотел нарисовать дома рисунок на тему «Мой друг»? Нарисуйте, пожалуйста, и принесите свои рисунки.


Занятие по сказке «О милостивой судьбе»

Задачи:

  • Эмоциональное развитие

  • Раскрытие творческого потенциала.

Возраст детей: 5-7 лет (старшая, подготовительная группы)

Количество детей: 10 - 15

Ход занятия:

1. Упражнение "Приветствие".

Поздоровайтесь друг с другом: грустно, радостно.

2. Обсуждение.

  • Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..
    Слово "эмоции" происходит от латинского слова emoveo, и означает " потрясаю, волную".

  • Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?

Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:

- уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
- понимать себя;
- понимать окружающих;
- общаться без конфликтов.

3.Чтение сказки о милостивой судьбе.

Росло два деревца: молодых и красивых.
Вечерами они шептались о судьбе.
- Я вырасту высоким и раскидистым, - говорило одно. - У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первой буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные...
- Нет, говорило другое, - расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке...
И что бы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули. Где-то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уж - спроси у ветра! Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них - то, что было когда-то первым деревцем, - расскажет, что вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостивой судьбе.
Они достигли своих целей, а вы достигнете своих.

4. Обсуждение.

5.Игра «Через стекло».

Задачи.

 развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно следственных связей, а также умозаключений;

развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания

Описание упражнения.

Участники разбиваются на пары. Педагог говорит:

- Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга.

Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание какого - либо сообщения.

Пример сообщений:

- Я тебе позвоню, когда приеду;

- Напиши мне письмо. И др.

Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга.

6. обратная связь. Прощание.

- Ребята, что же вы сегодня почувствовали на занятии?

- Что узнали? А чему научились?

Занятие по сказке «Золотая птица»

Задачи:

  • Эмоциональное развитие

  • Раскрытие творческого потенциала.

  • формировать у детей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга

  • развивать умения общаться друг с другом.

Возраст детей: 5-7 лет (старшая, подготовительная группы)

Количество детей: 10 - 15

Ход занятия:

1.приветсвие. Упражнение «Здороваемся ладошками».

-Здравствуйте, я рада встречи с вами, и для начала давайте поздороваемся. Я предлагаю вам поздороваться необычным способом - ладошкой. (Дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!

2. чтение сказки «Золотая птица».

Жил-был мальчик на белом свете. И была у этого мальчика золотая птица. Она всегда сидела у мальчика на левом плече. Куда бы он ни шел, птица была с ним. И только ночью, когда мальчик засыпал, Золотая птица улетала. Тогда мальчик становился невидимым. Но этого никто не замечал: ведь это было ночью.
И вот однажды наступила ночь, мальчик заснул в своей кроватке, и Золотая птица улетела, а к постели мальчика прокралась злая колдунья. Она достала краски и раскрасила кожу мальчика в красный цвет. Потом она исчезла. Под утро Золотая птица вернулась, но не узнала мальчика. Она покружилась, покружилась и улетела.
Наутро мальчик проснулся от криков: его все искали, но никто не мог увидеть. Тогда он понял, что его птица исчезла. Он оделся, взял дорожную сумку и пошел ее искать. По дороге, где гулял он когда-то так привольно, он пошел на юг. Пока он шел, он встретил вначале чижика, потом гусеницу и рыбу в ручье. Оказалось, что животные его видели, только люди не могли. Чиж подарил ему зеленую шапочку, гусеница - два красных камешка, а рыбка - синий плащ.
Далеко мальчик шел по дороге, и вышел к большой реке. На воде плавала лодка, привязанная цепью к берегу. Мальчик сел в нее и начал грести. Он греб долго, но оставался на месте: цепь не пускала лодку. Тогда он услышал шепот прибрежной ивы: "Туда надо плыть на отвязанной лодке, на отвязанной лодке без весел". Мальчик отвязал цепь, бросил весла на берег и лег на дно лодки. Она не долго тыкалась в берег: течение подхватило ее, и лодка поплыла вниз по реке.
Только к вечеру лодка уткнулась в песок. Мальчик встал, вышел из нее, поблагодарил реку и огляделся. Вдали он увидел пятно света - костер за деревьями. Он осторожно подошел поближе и раздвинул кусты. Костер горел посреди поляны, на которой толпились черные журавли - их было так много, что у мальчика зарябило в глазах. А недалеко от костра стояла клетка - и в ней сидела его Золотая птица! Он хотел броситься к ней, но понял, что журавлей было слишком много, ему с ними сразу не справиться.
Он спрятался в кусты и чуть не заплакал. И тут он вспомнил про подарки, которые он получил на лесной дороге. Он вытащил из сумки шапочку, которую ему дал чиж, и одел ее. И сразу он стал невидим даже для животных - каждый, кто смотрел на него, видел только зеленую траву и листья. Тогда он вышел на поляну. Черные журавли сновали по ней взад-вперед. Многие носили дрова для костра, а на костре стояли два котла и наковальня. В одном котле журавли варили черную краску - чтобы покрасить Золотую птицу. В другом котле они варили черный суп - чтобы накормить ее. А на наковальне они ковали железное кольцо - чтобы надеть на Золотую птицу и не дать ей улететь.
Мальчик достал из сумки красный камешек, который подарила ему гусеница, и бросил в тот котел, в котором варился суп. И тогда суп стал менять цвет: из черного он стал коричневым, потом темно-желтым, затем желтым, белым, прозрачным - и тогда из него повалил густой дым. Журавли испугались, закричали и захлопали крыльями. Они принялись бегать по поляне, раскидывая дрова для костра. Мальчик достал из сумки второй камешек и бросил его в котел с краской. Маленький камешек принялся вбирать в себя краску и темнеть: он стал темно-красным, потом фиолетовым. Он выпил всю краску и запрыгал по дну пустого котла: тук, тук, тук! Тут черные журавли совсем потеряли головы от страха: они попрыгали в кусты и спрятались там, а дрова, которые они раскидали как попало на поляне, стали загораться. Скоро вся поляна начала гореть. От жара мальчик вначале отступил, но потом достал синий плащ и взмахнул им. Раз - и огонь остановился. Два, три - он отступил и затих.
Мальчик подошел к клетке, в которой сидела Золотая птица, открыл ее - птица выпорхнула и села ему на плечо. И тогда он вырос, и кожа его опять стала белой и чистой. Он повернулся, чтобы уйти, смотрит - из кустов на них глядят печальные глаза черных журавлей. "Чего вы хотите?" - спросил он их. "Останьтесь с нами", - попросили журавли. "Мы не можем, - сказал мальчик, - нас дома ждут". "Ну тогда приходите к нам когда-нибудь, - сказали журавли, - мы будем вас ждать". "Хорошо, - согласился он. - А теперь отнесите нас домой!" И журавли подняли мальчика и его Золотую птицу на крыльях, и в две минуты домчали их до дома. И так волшебно все получилось, что дома еще было утро, и родители только-только начали искать мальчика. Тут он и появился, с чистой кожей, радостный, бережно неся на левом плече Золотую птицу.

3. обсуждение сказки.

4.Игра «Что было бы, если бы я …»

Описание упражнения.

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Психолог говорит :

- Ребята, представьте , что вы встретились с Феей и она рассказала, что может превратить вас в кого бы вы ни пожелали , но только

если вы объясните свой выбор.

Варианты ответов детей:

Программа по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Понимание другого» (с элементами сказкотерапии)артистом, то сыграл бы роль…

Программа по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Понимание другого» (с элементами сказкотерапии)художником, то нарисовал бы…

еПрограмма по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Понимание другого» (с элементами сказкотерапии)Программа по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Понимание другого» (с элементами сказкотерапии)сли бы я был воспитателем ,то…

цветком, то радовал бы….

6. обратная связь. Прощание.

- Ребята, что же вы сегодня почувствовали на занятии?

- Что узнали? А чему научились?



Занятие по сказке «Поймайчик Агао с планеты Людчей»

Задачи:

  • формировать у детей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга

  • развивать умения общаться друг с другом.

  • Эмоциональное развитие

  • Раскрытие творческого потенциала.

Возраст детей: 5-7 лет (старшая, подготовительная группы)

Количество детей: 10 - 15

Ход занятия:

1. Упражнение "Приветствие".

Поздоровайтесь друг с другом: грустно, радостно.

2. Обсуждение.

  • Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..
    Слово "эмоции" происходит от латинского слова emoveo, и означает " потрясаю, волную".

  • Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?

Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:

- уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
- понимать себя;
- понимать окружающих;
- общаться без конфликтов.

3.Чтение сказки «Поймайчик Агао с планеты Людчей»

На далекой-далекой планете живут очень похожие на нас существа. И язык их, и обычаи только чуть-чуть отличаются от наших. Они называют себя не люди, а людчи. -Ребенок- у них называется -любенок-, -мальчик- - -поймайчик- и так далее.
И вот жил на этой планете поймайчик Агао. Был он совсем как все, и только в одном отличался. Дело в том, что у каждого любенка было семь родителей. Их звали породитель, наградитель, погрозитель, оградитель, рачитель, врачитель и переродитель. А у Агао было только шесть родителей. Переродителя у него почему-то не было.
У каждого родителя было, конечно, свое дело. Переродитель отвечал за то, чтобы любенок рос и изменялся. А вот Агао никогда не изменялся. Он всегда оставался одним и тем же. Ему было скучно и он мечтал, что когда-нибудь - когда-нибудь! - он найдет своего переродителя.
Однажды он сказал: -Хватит! Я как не людча. Пойду искать своего переродителя-.
Его шестеро родителей уговаривали Агао остаться, но он не послушался. Тогда они устроили ему прощальный пир. Накрыли огромный стол. Каждый родитель принес с собой подарков, чтобы дать своему любенку в дорогу. Породитель дал ему сухого молока и бульонных кубиков. Оградитель принес мешок, в котором были упакованы шуба, шапка, сапоги, перчатки, темные очки и еще килограмм 20 всяких ненужных вещей. Погрозитель вручил ему боксерские перчатки и деревянную дубинку. Рачитель - блокнот и ерундаш, чтобы записывать, сколько чего есть, сколько истрачено и сколько еще осталось. Врачитель - зеленку-веселенку и прочие озадоровители. И только наградитель пришел на этот вечер с пустыми руками. Агао в начале вечера был такой урадостный, а потом решил обидеться на наградителя - ведь тот всегда дарил больше всех, а тут- Но после стола наградитель подошел к нему сам и сказал:
- Я долго думал, что лучше дать тебе в дорогу. Еду ты съешь, вещи сломаются и растеряются. Я решил дать тебе самое лучшее из того, что дал мне когда-то мой родитель-наградитель. Освободи, пожалуйста, немного места на дне своего сердца.
- Это трудно сделать, - сказал Агао.
- Хорошо, давай я тебе помогу. Там нет случайно такого чувства, что ты плохой?
Агао подумал и сказал:
- Есть. Оградитель говорил, что я везде лезу, рачитель говорил, что я все теряю, а погрозитель повторял, что я расту плохим.
- Вот-вот. Знаешь, давай вытащим оттуда то, что ты плохой. Это неправда. Теперь там есть место?
- Да- Порядочно!
- Положи туда и накрепко запомни вот что: ты - хороший. В самую глубину сердца. Туда, где рождаются мысли.
- Я - хороший?
- Да, ты - хороший.
Потом еще были проводы, танцы, песни, потом все легли спать, а наутро Агао взвалил себе на плечи мешок (хотя шубу и шапку он все же оставил) и отправился в дорогу.

Путь его лежал через пустыню. Идти было трудно. К вечеру первого дня он остановился, разжег костер, а наутро взял в дорогу только половину вещей. Еще через день на его плечах болтался только маленький рюкзачок, а сапоги, темные очки, боксерские перчатки и прочие подарки остались ждать других хозяев. В это день Агао встретил караван верблюдчей. Погонщик согласился взять его с собой. К вечеру они устроили привал. Только тут, у костра, погощик стал расспрашивать Агао.
-Так ты, значит, переродителя ищешь? Трудное это дело. Знаешь?
- Знаю.
- Обычно это не получается. А у тебя - почему получится?
Агао стал думать; он зашел в самую глубину сердца и вдруг набрел на ответ.
- Я - хороший.
- Ага, - сказал погонщик, - это меняет дело. Тогда давай говорить серьезно. Я - маг и волшебник. Смотри!
И погонщик щелкнул пальцами, и костер из желтого стал синим, потом черным, потом зеленым, голубым, фиолетовым- Потом он занялся верблюдчами и превратил их в слонов, жаворонков, драконов, мышей - а потом обратно в верблюдчей. Агао затаил дыхание.
- Я и тебя смогу научить волшебству. И тогда ты сможешь найти своего переродителя. Хочешь?
- Да. Да, да. Знаете, я всегда хотел стать волшебником!
И волшебник взял его в свои ученики.

Караван пришел к сказочному дворцу. Пока погонщик разводил верблюдчей по стойлам, Агао решил обойти дворец кругом. Но с другой стороны дворец оказался простой бревенчатой хижиной с соломенной крышей. Агао побежал обратно - спереди дворец, - назад: сзади - хижина! Его так это изумило, что он бегал вокруг, пока не запыхался. Тут его позвал погонщик.
- Итак, я буду давать тебе задания, а ты будешь их выполнять. Но смотри: надо делать все точно.
- В первый день - а может быть, в первый месяц, как справишься, - ты будешь учиться смелости. Ты найдешь свою смелость.
И с утра следующего дня Агао стал тренировать свою смелость. Он взлетал на воздушном шаре и прыгал оттуда с одеялом вместо паруса. Он катался по бурному морю на доске. Без воды он уходил на целый день в пустыню. Он охотился на тигров с одним копьем. И через месяц учитель сказал:
- Хорошо. Ты действительно стал смелым. А теперь ты будешь учиться трусости.
И целый месяц Агао ходил ночами смотреть на страшные пляски драконов посреди пустыни - драконов, кторых никто не мог победить, и где смелость была не нужна. Он спускался в глубины моря и смотрел на животных, никогда не видевших света. Волшебник показывал ему целые деревни и города, погибающие от таинственных болезней, где смелость была ни к чему. Через месяц он сказал:
- Теперь ты, наверное, понимаешь, что смелость не везде годится, и есть вещи, которые сильнее тебя.
- Да, я понимаю.
- Тогда подумай, как можно быть и смелым, и трусливым одновременно.
Через три дня Агао пришел к нему и сказал:
- Я думаю, я понимаю.
Волшебник посмотрел в его глаза и сказал:
- Мне тоже так кажется.

После нескольких дней отдыха он дал Агао новое задание:
- Теперь ты будешь учиться быть веселым.
Несколько недель Агао провел на ярмарках, праздниках смеха, в цирках, где выступали лучшие клоуны и скоморохи. Каждый день он выдумывал по семьдесят шуток и пятьдесят пять анекдотов. Это было совершенно потрясающее время. Но однажды волшебник сказал:
- Хватит. Теперь учись грусти.
И Агао принялся ходить по пустым лесам (тогда уже началась осень), по берегу холодного моря, по пустыне и думал, думал о всяких печальных вещах: о том, как настает осень, как скучают о нем его родители, как сам он о них скучает, о том, что такое печаль и грусть.
Когда через пять недель он пришел рассказать, что он понял, волшебник сразу же сказал:
- А теперь - спокойствие.
И они стали ходить вместе на веселые ярмарки и сохранять спокойствие там, и в самые печальные места - чтобы и там быть спокойными. Уже через три недели учитель сказал: "Пожалуй, хватит".

"Твое новое задание, - сказал он ему через несколько дней, - будет потруднее. Ты пойдешь в небесный дом и узнаешь, людчи умирают или нет".
Агао пошел в небесный дом. Отворив огромную дверь, которая одновременное была безмерно тяжелой и воздушно-легкой, он попал на первый этаж, где жило Солнце.
- Скажите, - спросил Агао, - людчи умирают или нет?
- Нет, - сказало Солнце, - людчи не умирают. Они исчезают, как я это делаю каждый вечер, а потом появляются, как я это делаю каждое утро.
- Спасибо, - сказал Агао. Он попрощался и поднялся на второй этаж. Там веселой гурьбою жили звезды.
- Да, - сказали звезды, - людчи умирают. Как звезда: если она упадет или погаснет, она уже никогда не засияет снова.
- Спасибо, - сказал Агао и поднялся на третий этаж, где жила луна.
- Нет, - сказала луна, - людчи не умирают. Они становятся старше, уменьшаются, дряхлеют, как я, а потом исчезают, и через день возрождаются маленькими - как я - и потом растут, растут...
- Я понял, - сказал Агао и поднялся еще выше. На четвертом этаже его ждала роза.
- Людчи умирают, - прошелестела роза. - Когда они умирают, они плохо пахнут. От плохого запаха гибнет все! Людчи не могут возвращаться из царства смерти. Тогда Агао медленно спустился и вышел из небесного дома. Когда он вернулся к волшебнику, тот спросил его:
- Ну, что ты понял?
- Те людчи, которые как звезды и роза - они умирают. А те, которые как Солнце и луна - нет.
- Правильно, - сказал волшебник. - Твоим следующим заданием будет вот что: тебе нужно спуститься в пещеры подземного царства и узнать, где прячется иголка твоей жизни
И вот Агао спустился в подземное царство. Он зашел в первую пещеру. Как тесно было в ней, как странно было в ней! На Агао сразу оказались одетыми какое-то огромное количество очень толстых и тяжелых вещей. Они были немного похожи на те, которые дал ему с собой оградитель, но еще толще и тяжелее. В ушах у него оказалась вата, сквозь которую он почти ничего не слышал. В глазах замелькали какие-то блики, хотя на глазах были тяжелые очки с темными стеклами. Сверху давило так, буто болела голова. Сама голова бы ла замотана в длинные пушистые шарфы. Агао прошелся по пещере; там был полумрак.
Потом он вышел и отряхнулся: ф-фух!
Во второй пещере было так свежо, немного холодно... Вдруг Агао обнаружил, что стоит в ней почти голый. Ветер, то прохладный, то горячий, дул со всех сторон, и Агао стоял на ветру, такой открытый; потом он двинулся и прошел дальше по пещере. По ней хотелось идти дальше и дальше... но вокруг валялись битые стекла, а сверху было как-то слишком ярко, а снизу как-то очень темно... Он был слишком беззащитен там; и он вышел из второй пещеры.
Он зашел в третью пещеру и замер. В третьей пещере был полумрак. Там был полумрак, и в нем медленно-медленно двигались какие-то людчи и какие-то животные. Они ничего не говорили друг другу и поворачивались только очень-очень медленно... Хотелось бежать, хотя было непонятно куда, невозможно было двинуть ни рукою, ни ногою... как в вязком масле, все можно было делать только так медленно... Даже изменить направление взгляда... С огромным трудом Агао выбрался и из этой пещеры.
Выйдя, он стал думать, в какой же из этих пещер может находиться его иголка жизни, где он хочет, чтобы она была.
Потом он вернулся к волшебнику и сказал: "Вторая".
- Вот твое последнее задание, - сказал волшебник. - Оно тоже трудное. Видишь ли, твоего родителя-переродителя просто нет. Ты не можешь его найти. Ты можешь его только создать. Сейчас я дам тебе много разных фотографий...
И он принес Агао целый мешок фотографий, на которых были изображены разные людчи.
- На одной из этих фоторафий изображен тот, кто может быть твоим переродителем. Ты должен найти эту фотографию.
И вот Агао заперся в комнате, разложил фотографии на полу и стал смотреть на них, смотреть... Удивительно, что там не было ни одного людчи, которого бы он не знал. Там были его родители, его друзья, его учителя в школе, родители его друзей во дворе... Там была даже фотография его самого. И вот он смотрел на эти карточки, изучал их и гадал: кто же может быть его переродителем?
Так он думал один день, два, три дня... Ну как он мог отгадать? Конечно, это не могли быть его друзья, и никто из его родителей тоже не мог стать переродителем. Он думал, думал, и никак не мог ни до чего додуматься.
На седьмой день к нему в комнату заглянул волшебник. "Ну как, - спросил он, - ты смог выбрать одну фотографию?"
Агао поднял голову. У него был такой взгляд, как будто он не узнал волшебника. Не сразу он ответил:
- Я нашел только одну.
- Покажи мне.
И Агао протянул ему фотографию. А волшебник воскликнул:
- Да! Это он!
И вдруг Агао оказался в пустыне возле гаснущего костра, там, где он встретил погонщика верблюдов. Он был один. У него не было того рюкзачка, но в руках он сжимал фотографию. Это была та самая фотография, которую он выбрал из всех. И на этой фотографии был изображен поймайчик Агао.

4.Обсуждение.

5. обратная связь. Прощание.

- Ребята, что же вы сегодня почувствовали на занятии?

- Что узнали? А чему научились?


Занятие по сказке «Королева капризов»

Задачи:

  • формирование групповой сплоченности

  • формирование коммуникативных умений: стремление к взаимопониманию, дружелюбие

  • формировать у детей понятия «друг, дружба.

Возраст детей: 5-7 лет (старшая, подготовительная группы)

Ход занятия:

1.приветсвие. Упражнение «Здороваемся ладошками».

-Здравствуйте, я рада встречи с вами, и для начала давайте поздороваемся. Я предлагаю вам поздороваться необычным способом - ладошкой. (Дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!

2.Упражнение «Хоровод настроения»

3. чтение сказки «Королева капризов»

Эта история случилась в магазине игрушек, когда был вы­ключен свет, закрыты двери и все продавцы разошлись по домам.

Часы пробили полночь, и на полке что-то зашевелилось.

- Охо-хо, - раздался чей-то вздох, - все бока себе от­лежал.

Стоящие у витрины куклы потянулись.

- Вечно он чем-то недоволен,.- проворчала самая кра­сивая и дорогая кукла.

С полки спустился плюшевый мишка.

  • Конечно, вам, куклам, не понять. Стоите себе целый
    день, ничего у вас не болит. Все на вас смотрят, любуются.

  • Неправда, - обиделась дорогая кукла, - у меня затек­
    ли руки и ноги. Думаешь, легко стоять часами и не шевелиться?

  • Как же, часами, - поддержал мишку бегемотик, кото­рый во время разговора будил своего друга слоника. - Вас постоянно берут в руки, крутят, заводят, чтоб посмотреть, как вы ходите...

  • На нас давно уже не обращают внимания, - вздохнула кукла.

- Как только привезли ее. - Она кивнула на самую кра­сивую куклу.

  • Не ее, а Кэтрин. Кэтрин меня зовут. Все слышали?

  • Слышали, слышали, - пробурчал проснувшийся сло­ник.

  • Даже будет лучше, если вы станете обращаться ко мне
    «Ваше величество» или еще лучше «Ваше королевское вели­чество». Да, да, именно, «Ваше королевское величество, Кэт­рин».

  • Делать нам больше нечего, - зевнул слоник.

  • То, что на тебе корона, еще не значит, что ты короле­ва, - сказал робот.

  • А ты вообще помолчи, железка! - рассердилась кукла и надула губки.

- Эй, вы!- обратилась она к игрушкам. - По­дайте-ка машину! Я поеду в отдел одежды, посмотрю себе что-нибудь из новой коллекции.

  • Никуда я тебя не повезу, - сказала машинка.

  • Нет, повезешь!

- Не повезу.

- Нет, повезешь! Повезешь! - Кукла затопала ножками.
К машине подошел влюбленный в Кэтрин солдатик и ше­потом попросил:

  • Отвези ее, пожалуйста.

  • Ни за что!

  • Не упрямься, это же нетрудно.

  • А почему я должна ее везти? До отдела одежды - не­сколько шагов.

  • Но она же просит.

  • Не просит, а требует. Я не хочу потакать ее капризам.

  • Сделай это ради меня. Я тебя почищу. Пожалуйста.

  • Эй, солдат! Ты же знаешь, я не люблю, когда при мне
    шепчутся. О чем вы разговариваете?

  • Все хорошо, моя принцесса, можешь ехать, - сказал
    солдатик и протянул кукле руку. - Позволь, я помогу тебе сесть
    в машину.

  • Я не принцесса, - рассердилась кукла, но руку все-таки
    дала.

  • Прости, королева.

  • То-то же. Но я еще подумаю - простить или нет, - ска­зала она,

садясь в машину. - Поехали!

  • Не понимаю, что он в ней нашел? - обратилась кукла к
    своей подружке. - Что у нее есть, чего нет у нас?


  • Многое, - вздохнула кукла. - Посмотри, какие у нее
    красивые волосы, какое платье, туфельки.

  • И только? Разве это главное?

  • Конечно нет, - вмешался в разговор мишка. - Вы мне
    нравитесь больше.

  • И мне, - присоединился к разговору бегемотик. - С того момента,

как Кэтрин появилась в магазине, только и слыш­но: «Какая красивая! Какая красивая!» По мне, так она самая обычная, только одета получше.

- Я запрещаю вам обсуждать Кэтрин, - сказал солдатик.
К нему подошел робот:

- Хоть я, по ее словам, «железка» и не умею чувствовать
так, как чувствуете вы, но даже мне кажется странным, за что можно

любить эту капризную пустышку. Ведь она тобой про­сто играет.

  • А я и есть игрушка, - печально произнес солдатик.

  • Мы все игрушки, - сказала кукла, - но только для лю­дей.

Для игр мы и существуем, но между собой должны быть равны.

Кто ей дал право нами командовать и распоряжаться?

  • Все равно, я не позволю вам говорить плохо о Кэтрин.

  • Да кто она такая, чтобы о ней вообще говорить?! - воз­мутился

бегемотик, не заметив подъехавшую машинку.

  • Вот, значит, как! Пока меня нет, вы здесь заговор устра­иваете?

  • Не сердись, королева, - попытался успокоить ее сол­датик.

- Мы просто разговариваем.

  • Слышала я ваши разговоры. Ну-ка, закрой бегемота в коробке

и спрячь подальше. Пусть его никогда не купят.

  • Но Ваше величество, он не сделал ничего плохого, за что же его

так наказывать?

  • Мне виднее.

  • Я не могу, - сказал солдатик, - он мой друг.

  • Мне все равно. Я так хочу. Выполняй!

  • Ты этого не сделаешь! - закричали куклы. - Бегемотика должны купить.

Он целый год ждет, когда за ним придут.

  • Это правда, - поддержал кукол солдатик. - Каждый из нас мечтает

быть кому-то нужным, хочет, чтобы с ним игра­ли, купали, укладывали спать,

играли.

  • Что?! Бунт?! Солдат, не ты ли хотел быть рыцарем мое­го сердца?

Зачем ты дарил мне цветы, духи, читал стихи, гово­рил о любви?

  • Я и сейчас готов...

  • Так докажи свою любовь.

Солдатик подошел к бегемотику:

  • Прости, друг, но я должен это сделать.

  • Ты предаешь нашу дружбу: но почему?

  • Пожалуйста, посиди немного в коробке, а когда Кэтрин уснет,

я тебя обязательно выпущу. Пойми, я влюблен и готов на все,

лишь бы ей было хорошо.

  • Делая плохо другим? Она же никого не любит, а просто
    использует в своих желаниях.

- Солдат, мне еще долго ждать?! - крикнула Кэтрин.
Бегемотик залез в коробку.

- Это что же творится? - стали перешептываться игруш­ки.

- Неужели никто за него не заступится?

  • Кто же захочет иметь дело с солдатом? У него ружье и сабля.

Он из нас самый сильный, а помятые и продырявлен­ные его оружием,

мы будем выброшены на свалку.

  • Хватит шептаться! - закричала кукла. - Отныне у вас будет другая жизнь. Ясно? Все должны слушаться только меня и выполнять все, что я захочу и прикажу.

  • Это почему же? - спросил робот.

  • Потому что я - королева, а вы - мои подданные.

  • Это кто ж так решил? - не унимался робот.

  • Я. И все мои желания должны немедленно выполняться.

  • Тогда я буду королем, - усмехнулся слоник.

  • Очень смешно. Посмотри на себя в зеркало. Какой из тебя король?

То ли дело я: красива, умна. Все мной любуются и восхищаются.

Еще ни один человек не прошел мимо...

  • И ни один человек не захотел тебя купить, - добавил робот.

  • А тебя я вообще прикажу солдату сдать в металлолом.
    Меня не покупают, потому что я слишком дорого стою. Думаю,
    что скоро с меня снимут ценник и поставят при входе в мага­зин.

Я слишком красива, чтоб меня продавать, и создана для восхищения.

  • Тогда тебе место в музее, - сказал слоник.

  • Так, солдат, убери его тоже в коробку, а робота - на свалку.

Они мне надоели. И этих кукол - туда же. И еще снеси в подвал медведя.

Он меня раздражает.

  • Но, королева, невозможно убрать всех. За ними же при­дут завтра

дети с родителями.

  • Меня это интересует меньше всего. Когда я чего-то хочу,

ничего невозможного нет. Выполняй!

  • Прости, Кэтрин, но я не могу.

  • Нет, не прощу! - закричала кукла и расплакалась. Сол­датик растерялся.

  • Пожалуйста, не плачь. Пойми, они - мои друзья. Даже ради тебя

я не могу их предать. Разве недостаточно одного бегемотика.

Но Кэтрин уже не плакала, а рыдала. Она кричала, стучала ножками:

- Убери!!! Убери!!! Видеть их не хочу! И сам убирайся! Все!
Все убирайтесь!

Куклы пожали плечами:

- Что это с ней?

- Ой, -удивилась одна, - вы только посмотрите. Посмот­рите, что стало с нашей королевой. Как она изменилась. Види­мо, произошло какое-то колдовство. Куда исчезла ее красота?

Услышав эти слова, Кэтрин подбежала к зеркалу и, увидев свое отражение, бросила его на пол. Вместо привычной кра­соты в зеркале отразилось что-то страшное.

На месте маленького аккуратненького носика торчало не­что огромное и красное, похожее на картофелину. Прежде большие синие глаза превратились в блеклые, еле заметные крупинки.

Кэтрин заплакала пуще прежнего.

- Это все из-за вас! - кричала она куклам. - Выгони их,
солдатик, выгони! Они с самого начала завидовали моей кра­соте.

Но чем больше Кэтрин кричала и плакала, тем менее кра­сивым становилось ее лицо. Оно все покрылось пятнами. Длин­ные пушистые реснички слиплись, губы распухли, напоминая лягушачий рот. Прическа растрепалась, и волосы спутались.

- Что вы с ней сделали! - гневно воскликнул солдатик. -
Она стала похожа на бабу-ягу. Видеть вас не хочу! Уходите прочь!

И впервые в жизни расплакался вместе с Кэтрин. Но игрушки не шевелились.

Они были настолько удивле­ны, что ноги их не слушались.

  • Смотрите, - сказал робот, - с солдатом происходит то же,

что и с Кэтрин. Он теряет свою силу, уменьшается в ро­сте, и лицо его

становится очень неприятным.

  • Что со мной?

Кэтрин взглянула на солдатика и отодвинулась.

- Я тебя боюсь, - всхлипывала она. - Ты никогда таким не был.

Солдатик посмотрел в осколок разбитого стекла:

  • Это не я!

  • Я, кажется, догадался, что это за колдовство, - сказал
    молчавший во время происходящего плюшевый мишка. - И
    даже знаю одно волшебное средство.

  • Говори же его скорее, говори! - оживилась Кэтрин.
    Но мишка о чем-то задумался.

  • Не молчи! Я тебе приказываю! Какое средство?

- Тебе оно не понравится, - вздохнул мишка, - и, ско­рее всего,

не поможет. Солдату поможет, а тебе - нет.

  • Как же такое может быть?! Я готова выпить любое ле­карство, даже самое горькое. Столько, сколько понадобится. Лишь бы вернуть прежнюю красоту.

  • Ничего пить не надо. Это волшебное средство находит­ся в каждом из нас.

Нужно только научиться им пользоваться.

  • Так научи! Скоро откроется магазин. Как я покажусь де­тям?!

  • Прежде всего, перестань плакать. Успокойся.

  • Да говори же ты, наконец, не тяни!

-Если ты хочешь снова стать красивой, то тебе нужно забыть о том, что ты королева.

-Это и есть волшебное средство?
-Да.

  • Нет, я никогда не стану обычной куклой. Я хочу быть ко­ролевой. Я и есть королева!

  • Я же предупреждал, что тебе не понравится мое сред­ство.

  • Хорошо, если это единственное, что может помочь, я - больше не королева. Все довольны? - сказала Кэтрин и, бро­сив корону, побежала смотреться в зеркало.

  • Ты обманул меня! Ничего не изменилось!

- Правильно, потому что не изменилась ты сама. Даже
сняв корону, ты продолжаешь чувствовать себя королевой.

Солдатик подошел к Кэтрин.

- Не переживай, - сказал он ей. - Я не знаю волшебно­го средства, но кое-что для тебя сделать могу- И, достав гребешок, причесал Кэтрин волосы, уложив их в красивую прическу.

- Вы это видели? - спросил слоник. - Солдатик снова
стал высоким, сильным, и лицо у него опять доброе.

- А почему мне ничего не помогает? - воскликнула Кэтрин.

  • Тебе нужно пожалеть бегемотика и выпустить его из ко­робки, - подсказали куклы.

  • Извинись перед ним, - попросил солдатик.

  • Вот еще.

Кэтрин топнула ножкой.

Наступило утро. В магазин вошли продавцы и, увидев Кэт­рин, переглянулись:

- Разве это наша кукла?

- Не знаю. Вчера ее здесь не было. Хотя в таком платье я

видела куклу, но другую, красивую.

- Странно. Получается, что ее подменили.

- Поставь ее в самый дальний угол, а на ее место - вот

этого солдатика. Смотри, какой интересный, как живой. Лицо такое доброе.

За целый день никто из проходящих не обратил на Кэтрин внимания. После перерыва на обед Кэтрин задумалась. О чем? Никто не знает. Думала она долго и ночью, когда магазин был закрыт, подошла к коробке.

- Прости меня, - сказала она выползающему бегемотику.

- За мной сегодня не приходили? - спросил он.

- Сегодня - нет, но когда-нибудь тебя обязательно купят.

Ты только верь.

- А где мишка, робот, куклы? - оглядываясь вокруг и никого не увидев, поинтересовался бегемотик.

- Их всех купили, - вздохнула кукла. - Остались только мы.

- Вдвоем?

- Нет, еще слоник и солдатик.

- А почему ты грустишь, королева?

- Я не королева, я обычная кукла.

- Что случилось, пока я сидел в коробке? - удивился бегемотик.

- То, что я навсегда останусь некрасивой. Мишку подарили

маленькому мальчику на день рождения, а кроме него,

никто не знает волшебного средства.

- О чем ты говоришь?

- Это долгая история.

- Но ты же очень красивая, даже лучше, чем раньше. Что

произошло? Отчего ты так изменилась?

- Кэтрин, - улыбнулся солдатик, - твоя красота верну

лась. Помнишь, мишка говорил, что волшебство в нас самих.

4. Обсуждение сказки.

5.Игра «Опиши друга».

Описание игры.

С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок.

Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

6.Игра «Снежная королева»

Описание упражнения

Участники садятся на пол или на стульчики, обра­зуя круг.

Педагог просит детей вспомнить сказку «Снежная королева».

Дети вспоминают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все

доброе и прекрасное превра­щалось в плохое и безобразное. Сколько

бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Педагог говорит:

- У этой сказки есть продолжение: когда Каи и Гер-да выросли, они

сделали волшебные очки, через кото­рые, в отличие от зеркала,

можно было разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке.

Детям предлагается представить, что волшебные оч­ки надеты, посмотреть больше хорошего, а затем рассказать об этом.

Педагог первым «надевает очки» и дает образец опи­сания детей.

По окончании игры дети пытаются рассказать, ка­кие трудности они испытали, что чувствовали, нахо­дясь в роли рассматривающих.

7. обратная связь. Прощание.

- Ребята, что же вы сегодня почувствовали на занятии?

- Что узнали? А чему научились?

Итоговое занятие

Ход занятия:

1.приветсвие. Упражнение «Здороваемся ладошками».

-Здравствуйте, я рада встречи с вами, и для начала давайте поздороваемся. Я предлагаю вам поздороваться необычным способом - ладошкой. (Дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!

2.Упражнение «Хоровод настроения»

3.Обсуждение прочитанных сказок.

4.Игра «Угадай, кто это».

Описание игры.

Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий- «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого -либо из детей : внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь.

Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника ,и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают под песню ,исполняемую остальными детьми :

- Станьте ,дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый , добрый друг !

Затем угадавший становится «рассказчиком» , игра возобновляется.

5.Игра «Диалоги».

Описание игры.

Участники разбиваются на пары.

Воспитатель предлагает каждой паре побеседовать на тему «Мое любимое время года» («Лучший день» «День рождения» и др.) и запомнить, о чем рассказал партнер.

В течение 3 -5 минут участники общаются.

Затем по условному сигналу разговоры прекращаются , и дети меняются парами. Им дается второе задание -рассказать друг другу то, что услышали от предыдущих собеседников.

6.Упражнение «Попрощаемся по-разному»

-Наше занятие подходит к концу, давайте встанем и попрощаемся сначала друг с другом, но не просто, а по - разному (прощаемся локтями, коленками, лбами и щеками)

7. обратная связь. Прощание.

- Ребята, что же вы чувствовали на всех наших занятиях? Расскажите о своих ощущениях, что запомнилось, что понравилось?

- Что узнали? А чему научились? Какие полезные примеры для себя взяли?

Список литературы:


  1. В. Кротов. Понимание другого. Москва .2007.

2. С. И. Семенака. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Москва. 2004.

3. Азбука общения. Санкт-Петербург. 1998

4. Н.В. Пилипко. Приглашение в мир общения. Москва. 1999


© 2010-2022