- Преподавателю
- Директору, завучу
- ПРОГРАММА работы с детьми из семей находящихся в социально-опасном положении на 2014-2015учебный год
ПРОГРАММА работы с детьми из семей находящихся в социально-опасном положении на 2014-2015учебный год
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андреянова С.В. |
Дата | 13.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 27 О.Д. Брюханова
ПРОГРАММА
работы с детьми
из семей находящихся
в социально-опасном положении
на 2014-2015учебный год
г. Балаково
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Под понятием «дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию», имеется в виду ребенок из семьи, где социальная ситуация развития ребенка непредсказуема, не подвластна ему и всегда чревата неприятными неожиданностями. Ребенок растет и не уверен в том, что сможет получить поддержку и помощь родителей, когда ему потребуется. Весьма распространенным примером подобных семей являются такие, где кто-то из взрослых страдают алкоголизмом. Однако к таким семьям можно отнести и другие: где один из членов семьи страдает хроническим заболеванием; где взрослые члены семьи постоянно конфликтуют между собой; где детям не достает уверенности в том, что они любимы родителями и нужны им. Таким детям требуется большая психологическая помощь. Эта работа предполагает и требует большого мастерства и такта.
Целью данной программы является социально-психологическое сопровождение учащихся и оказание им психологической помощи.
Задачи программы:
-
Развитие у детей уверенности в себе, своих силах.
-
Развитие личностного роста и предпосылок психологического благополучия в будущем.
-
Снятие страха отвержения и потери, чувства вины и стыда.
-
Формирование позитивных чувств и отношений к семье, основанных на понимании и эмпатии.
Программа предполагает работу с учащимися 1-11 классов.
Ожидаемые результаты: наличие предпосылок психологического благополучия в будущем.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание, формы и методы
профилактической работы с родителями
-
Диагностика родителей на предмет возможных конфликтных ситуаций с детьми, оценка взаимоотношений с ребенком.
-
Консультации родителей по проблеме: «Права несовершеннолетних и их охрана в Российском законодательстве».
-
Повышение психолого-педагогических знаний через лектории, конференции, открытые мероприятия и т.д.
-
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс с помощью родительских собраний, совместных творческих дел, социологических опросов.
-
Участие родителей в жизни школы через классные родительские комитеты.
Направления психологической деятельности
-
Диагностика личностного профиля учащихся.
-
Изучение характеристик ц. н. с. (тревожность, фрустрированность, возбудимость, тректия, гипотемия).
-
Исследование мироощущений ребенка, измерение типового эмоционального состояния. Оказание помощи.
-
Изучение контактности, социальный статус в сложившихся межличностных отношениях, как в школе, так и дома. Оказание помощи.
-
Исследование реактивности, выявление типологии реактивности на негативные факторы. Оказание помощи.
-
Изучение направленности личности и его ценностной ориентации.
-
Помощь в определении профессиональных намерений, в выборе профиля обучения.
Направления социальной деятельности
-
Выявление и адаптация детей из семей СОП к современным условиям;
-
Объединение социально-педагогических и правовых мер в единую систему социальной поддержки;
-
Формирование гражданско-правовой компетенции.
-
Определение и разрешение конфликтов, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка;
-
Организация дополнительного образования, досуговой занятости;
-
Участие в работе комиссий, консилиумов.
-
Изучение условий жизни;
-
Определение доминирующего фактора дисфункции семьи;
-
Индивидуальные и групповые беседы с детьми;
-
Помощь в устранении причин, негативно влияющих на успеваемость ребенка;
-
Наблюдение за состоянием здоровья детей.
Направление педагогической деятельности
-
Психофизического здоровья учащихся и улучшение здоровья детей в учебное и внеучебное время.
-
Школьная адаптация и занятость учащихся.
-
Организация дифференцированного подхода к обучению.
-
Защита прав ребенка.
-
Изучение взаимоотношений ребенка в семье.
-
Организация и проведение консилиумов, педсоветов, совета профилактики.
Направление межведомственного взаимодействия
Работа над данной проблемой предусматривает собой межведомственное взаимодействие с различными медицинскими и социальными институтами, а именно взаимодействие с ПНД, КДН, ПДН, реабилитационным центром «Забота», центром «Семья». Целью такого взаимодействия является:
-
Ознакомление родителей, опекунов и детей с Законом РФ, правилами и обязанностями граждан РФ.
-
Развитие у родителей желания корректировать свое отношение к своим детям, расширять процесс их взаимодействия с окружающими, не нарушать общественно правовые нормы бытия.
ЛИТЕРАТУРА
-
Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности.- Рига, 1985.
-
Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. - М., 2005.
-
Психодиагностика и школа.- Таллин, 2007.
-
Превентивная психология. - М.: ВЛАДОС, 2001.
-
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М., 2001.
-
Фельдштейн Д.И. К проблеме социального развития личности.// Ворпосы психологии, 1990, №3.
-
Хухлаева О. Счастливый подросток. М.,2000.
-
Шорохова Е.В. Тенденции исследования личности.// Проблемы психологии личности, 1989.