Планирование «Методические рекомендации. Выбор целей, задач урока»

"Описание материала: Целью данной статьи является" оказание методической помощи начинающим преподавателям при подготовке уроков. Молодой преподаватель сможет понять как выделить главное в уроке, как добиться прочного усвоения учебного материала, как осуществить обратную связь и провести оперативный контроль. Статья поможет уйти от наиболее распространенного способа ведения урока - задиктовывания материала и устного опроса. Главная задача урока- научить мыслить, сравнивать, анализировать, дела...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выбор целей, задач урока, критерии оценки знаний.


"Знания только тогда знание,

когда оно приобретено усилием собственной

мысли, а не памятью" Л.Н.Толстой


Рекомендовано для начинающих учителей при составлении плана урока, постановки образовательных, воспитательных задач, подготовке материала для контроля знаний.

Главный документ при подготовке к уроку по любому предмету-рабочая программа, составленная на основе требований ФГОС СПО. В пояснительной записке указано все, что должен знать и уметь студент после из учения данного предмета. Опытные преподаватели при составлении программы выделяют, что нужно знать и уметь в результате изучения темы, при подготовке к уроку тоже нужно определить, что должен знать и уметь студент, а так же способ, которым преподаватель будет этого добиваться.

Определение существенного, главного для каждого отдельного урока является ключевой проблемой для преподавателя при подготовке к уроку, при этом нужно учитывать реальные условия каждой группы. Это главное с чего нужно начинать подготовку к уроку, это определить выбор методов обучения. При этом надо учитывать психологические особенности студентов: наличие оперативной памяти (в ней хранится информация недолго), и долговременнной памяти (в ней информация хранится долго, но ее не должно быть много и она должна быть многократно повторена, длительность запоминания зависит от глубины понимания материала). Преподаватель сам должен четко знать чему он должен научить и для чего это нужно студенту, т.е. поставить педагогическую задачу.

Постановка педагогической задачи

чи

Разработка дидактического процесса

цесса

Планирование «Методические рекомендации. Выбор целей, задач урока»

К разработке дидактического процесса обучения относится отбор содержания обучения (что?), организация учебного процесса (как?), методов и средств обучения (при помощи чего?), методы оценки достигнутых результатов (так ли это?)_

Познавательный интерес невозможно сформировать у студентов без понимания ими целей урока, его места в общей системе подготовки специалиста. И когда они убедятся, что конкретный материал работает на их профессию, то снимутся вопросы : "А зачем нам это надо?"

Урок начинается с организационного момента. На этом этапе должна быть создана рабочая обстановка. Затем объясняется тема, формулируется цель и ставится задача урока: что будет изучаться на данном уроке ? С какой целью? Чему должны студенты научиться? Какие конкретные задачи должны быть решены на уроке? Где могут

быть применены полученные на данном уроке знания, умения, навыки?

Подбор учебного материала должен осуществляться с таким условием, чтобы он был трудным, но посильным. Легкий и очень трудный

материал не вызывает интереса. Начинать урок нужно с того, что студент знает, но не слишком долго на этом задерживаться. Общая тенденция должна отражать постепенное усложнение. Материал подобран. Как его донести?

Чаще всего используется словесный метод обучения, преподаватель организует восприятие информации, студенты слушают, записывают. При этом функция преподавателя - донести информацию студенту, а функция студента - воспринять, запомнить и усвоить информацию. При таком обучении развиваются внимание, запоминание, прилежание. Но это не главные качества, необходимые сегодня специалисту. Будущие специалисты должны обладать навыками, умениями и способами действовать на основе полученных знаний.

Для того чтобы студент научился пользоваться полученной информацией, приобрел умения и навыки он должен неоднократно применить информацию в различных ситуациях. Для этой цели на уроке проводится закрепление, в качестве заданий могут быть различные задачи, схемы, упражнения, задания на определение, распознавание, расчеты.

Для приобретения практических навыков необходимо использовать наглядные средства, дидактический материал для тренировки. Я уже приводила пословицу: "Я слышу и я забываю

Я вижу и я запоминаю

Я делаю и я понимаю "

Для того чтобы делать и понимать урок должен быть методически подготовлен.

Вывод: при выборе целей урока следует выделить:

  1. Главное в уроке - его ядро

  2. Что нужно знать на уровне представлений

  3. Какие умения и навыки нужно сформировать

Так намечаются образовательные цели урока. В гуманитарных предметах намечают воспитательные и развивающие цели. Эти предметы формируют мировозрение, личность студента. Не случайно о литературе говорят - учебник жизни. К воспитательным и развивающим целям относится формирование таких качеств как внимательность, аккуратность, умение анализировать ответы товаоищей, оценивать их, делать обобщения, извлекать из текста информацию, которая может быть использована в реальной жизни.

Итак цели поставлены, выбраны средства с помощью которых цели урока будут достигаться.

Как проконтролировать, достигнут ли ожидаемый результат?

Оценка знаний является одним из самых спорных и дискуссионных во всей проблеме учета знаний. Этот вопрос всегда вызывает много затруднений.

Оценивание знаний студентов является сильным стимулирующим средством и имеет большое воспитательное значение при условии, если оно правильно применяется. Оценка должна характеризовать только знания студентов. Она не должна быть наградой или средством наказания. Поощрением или порицанием должны быть слова в связи с выставлением оценки.

Оценки должны выставляться объективно. Опасен как и либерализм - завышение оценок, так и чрезмерная строгость, т.к. теряется вера в себя. Нормативы оценок должны соотноситься с конкретными знаниями, умениями и навыками. При выставлении оценки нужно учитывать систематичность знаний, самостоятельность мышления, степень раскрытия материала, индивидуальные особенности студента. При устном опросе студенту следует предложить план ответа, а затем сделать анализ ответа. При проведении контрольных работ можно заложить в билет вопросы разного уровня - тогда студент может сам себя оценить. Весь мир использует для объективного оценивания тесты: всем выдается одинаковые по объему , но разные по содержанию задания, студент сидит один, время короткое, все вопросы оценены в баллах.

Перевод баллов в оценки осуществляяется по шкале: 90%-100%-5, 80%-4, 70%-3. Достоинства тестового контроля неоспоримы: объективность, скорость проверки, возможность глубокой проверки знаний. Тестирование используют при аттестации учебных заведений. Однако он имеет свои недостатки: неудобно тестировать гуманитарные предметы, есть вероятность угадывания, сложность в разработке тестов.

2014 г.

5

© 2010-2022