Программа духовно-нравственного развития Путь к себе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 72

имени Героя Российской Федерации

Гануса Феодосия Григорьевича

г. Липецка







Программа

духовно-нравственного развития "Путь к себе"



Автор:

заместель директора по ВР

высшей категории

Гаврилова О.Н.




г.Липецк

2014 г.


Содержание

І. Введение………………………………………………………

ІІ. Пояснительная записка……………………………………

ІІІ. План мероприятий…………………………………………

ІV. Заключение.………………………………………………..

V. Список литературы…………………………………………..
































Чтобы понять друг друга,

пре­одолеть глухоту души,

каждый дол­жен стать больше,

чем он сам,

вмес­тить в себя чужую душу,

суметь со­греть ее своей.


А.А. Тарковский


Введение. +


Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно-нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. В основе духовно-нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитания добродетелей. Нравственное воспитание детей было государственной политикой. В наши дни затяжной российский политический и социально-экономический кризис усугубился кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека, а создавшийся при этом духовный вакуум породил чувство тревоги, страха, ощущение исторической обреченности.
Сегодня в новом тысячелетии мы нуждаемся в ясном и отчетливом осмыслении отечественного педагогического наследия. Необходимо оглянуться на пройденный путь. Его изучение определяется необходимостью научного познания прошлых традиций духовно-нравственного воспитания детей, возможностью практического использования этого опыта для анализа и реформирования современной системы воспитания и образования. Великий опыт поколений стучится в сердце... Но нет никакой безвыходности, жива еще вера и надежда человека. Она - в воссоздании законов нравственной жизни, в возрождении духовности в детской среде, в обретении святая святых души человека - голоса совести, в раскрытии положительных человеческих способностей и качеств.
За последние годы наша система образования дала сильный крен в сторону накопления знаний и развития ума, перестав серьезно заботиться о душевном и нравственном здоровье своих учеников. Такое обучение, без воспитания, не ориентировано на саморазвитие личности, не уделяет достаточного внимания становлению эмоциональных и духовно-нравственных качеств личности. Глубокая российская традиция единства обучения и воспитания оказалась утраченной, в результате чего многие дети оказались обездоленными духовно и обделенными нравственно, не получили возможности в должной мере приобщаться к ответственному и глубокому пониманию общественного и личного смысла человеческого бытия.
Воспитание рассматривается в Концепции модернизации образования «как первостепенный приоритет в образовании». Правительство России вынесло конкретное решение: «Воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания и духовности». Нет необходимости копировать какие-то западные модели образования. Необходимо сохранить основы, принципы фундаментальности и духовности российского образования. Нельзя разрушать многовековых, благотворных традиций отечественной школы, сложившейся в том числе, и даже во многом под благотворным влиянием Русской Православной Церкви.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Духовно-нравственное воспитание - это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество, духовно-нравственное это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив. Важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Усвоение личностью гражданско-патриотических ценностей осуществляется в процессе образования через приобретение необходимой информации своих гражданских функций и социальных ролей. Приобщение человека к духовно-нравственным ценностям происходит в процессе реального включения личности в многообразие общественных отношений. Духовно-нравственное воспитание оказывает влияние на все сферы социальной жизни учащихся и, следовательно, на социально-психологическую структуру личности. Наиболее существенные из них те мировоззренческие убеждения и гражданско-патриотические качества, которые предопределяют отношение учащихся к своим гражданским обязанностям.

Испокон веков духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

В связи с необходимостью повышения эффективности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения разработана программа духовно-нравственного воспитания «Путь к себе». Ощутимый вклад в формирование духовной личности, сочетающей в себе нравственную, правовую, гражданскую культуру должна внести современная школа. Реализация программы «Путь к себе» предполагает совместную деятельность педагогического коллектива школы, муниципальных учреждений дополнительного образования, центров духовного развития (в том числе и РПЦ), общественных организаций и т.п., по реализации всех направлений духовно-нравственного воспитания учащихся.

Пояснительная записка. +


  1. Нормативно-правовая основа. +

Документальные основания для разработки программы духовно-нравственного развития «Путь к себе»: федеральные законы «Об образовании» от 01.09.2013г., «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13.03.1995г. № 39-ФЗ, Указы Президента РФ «О концепции национальной безопасности РФ» от 10.01.2000г. № 24, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы, нормативные акты организаций области и города, целевые программы города по духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи, Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников.

Осознанию общечеловеческих ценностей способствуют занятия по воспитанию нравственности, расширяющие возможности педагогического влияния на ученика, позволяющие формировать целостное представление о нравственно ценном опыте предшествующих поколений. Этап духовно-нравственного нравственного образования в школе строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные каждому ученику, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.

2. Обоснование актуальности и значимости программы. +

Проблема духовно-нравственного воспитания в современных условиях обретает новые характеристики. Жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Духовно-нравственное воспитание всегда являлось и остается одним из важных направлений в воспитательной работе. Особую значимость оно имеет в наше нестабильное время. Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетным направлением является патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, морали, нормах поведения. На макроуровне духовно-нравственное развитие представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, и в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Духовно-нравственное воспитание у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению, формированию в России гражданского общества. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности; в этом проявляются целостность и неразрывность процесса воспитания как социального явления, его неограниченность на самостоятельные направления. Приоритетным направлением и составными частями образовательного процесса в школе является духовно-нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Духовно-нравственное воспитание является важным фактором формирования и развития личности. В духовности, патриотизме, нравственности, морали народа - сила государства. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя духовно-нравственную личность, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Духовно-нравственное воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

На сознание подрастающего поколения оказывает разрушающее воздействие пропаганда в средствах массовой информации чуждых традиционному российскому менталитету идеологических, социально-политических, духовно-нравственных стереотипов и штампов, фальсификация отечественной истории и истоков российской культуры. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания программными методами.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, идущая вместе с современной жизнью, в разрушении личности. Современные материальные ценности доминируют над духовными, а у современных подростков искажены представления ο доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Сейчас много слов говорится о патриотизме, о духовности, о нравственности, а в это время, под шумок, все как раз истребляется: и русский человек, и его культура, и язык, и природа. Высокий уровень подростковой преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Подростков отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности подростка, всех её духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого школьника к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

+ Цель программы «Путь к себе»: становление нравственной и духовной, свободной и творческой личности; гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

+ Задачи программы «Путь к себе»:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.

2. Способствовать становлению, развитию, воспитанию в старшекласснике Благородного Человека путем выявления его личностных качеств; развивать способность воспринимать и анализировать православную литературу, учить выражать чувства.

3. Помочь учащимся научиться жить среди людей с пользой для себя и для других; развивать и воспитывать у учащихся такие качества души и ума, как любовь к ближнему, долг и ответственность, заботливость и стыдливость, сдержанность, искренность, уважение, понимание, сострадание, сорадость и сотрудничество.

4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание учащихся.

5. Способствовать выявлению и развитию у учащихся способности постижения и переживания красоты в разных ее проявлениях и формах.

6. Способствовать процессу познания и усвоения учащимися истинно человеческого проникновения общечеловеческими интересами.

7. Способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей, понимания сущности любви как творческой основы восхождения человека по эволюционному пути.

8. Способствовать освоению учащимися положений философии, науки и религии о сущности человека, смысле его жизни и сути эволюции человечества.

9. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
10. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости

Ценностные ориентиры. +


Исходя из этого, роль педагога в воспитательном процессе сегодня необычайно высока, школа, как социальный институт, должна играть наиболее значимую роль в воспитании молодежи. В Законе РФ «Об образовании» первым принципом государственной политики в области образования провозглашены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развитии личности.

Концепция содержания воспитательной работы в школе ведущей целью вос­питания называет личность, способную принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, своей страной. В основу целеполагания в области воспитания положены общечеловеческие ценности - Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Организация познавательной деятельности, формирование нравственности, социальных отношений между учащимися происходит именно в школе.

Работа основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя как носителей духовных ценностей, понять, что уже сегодня у них есть все данные стать творцами своей судьбы. Осознание этих моментов сложно даже для взрослых, а тем более для детей. Построение программы позволяет сохранить системность, направленность, учет интересов учащихся-старшеклассников, развитие самостоятельного мышления.

Для успешной реализации данной программы весьма важная роль отводится следующим факторам:

  1. Личность учителя. Учителю надо понять исключительную важность духовного развития учащихся, стремиться к обогащению духовной жизни каждого учащегося. Учитель должен верить в безграничность каждого учащегося, в его способности, талант, неповторимость; верить в свои педагогические способности и постоянно самосовершенствоваться.

  2. Взаимоуважение учителя и ребенка, что будет помогать созданию условий для сотворчества. Необходимо, чтобы ученик чувствовал понимание и готовность учителя всегда ему помочь. Совместный поиск учителя и учащихся, отсутствие поучающего характера классных часов. Учитель лишь сопровождает учащихся в их поиске.

  3. Взаимопонимание учителя и родителей. Родители могут помочь выстроить ряд тем классных часов.

  4. Выстраивание с каждым учащимся личных, доверительных взаимоотношений. Поощрение учителем творческой деятельности учащихся.

  5. Духовно-нравственная направленность обсуждаемых тем.

При составлении программы учитывается, что подростки - это люди, стоящие на рубеже новой жизни, где нет готовых путей, и их свободный выбор станет определять дальнейший ход жизни. Перед будущими выпускниками впервые предстает их собственная жизнь как продукт своих усилий. Именно жизнь, как отдельный особенный объект является постоянным предметом осмысления старшеклассников. Все это позволяет вместе с ребятами в процессе сотворчества искать ответы на поставленные ими вопросы. Воспитательная работа в плане духовно-нравственного развития основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя как носителей духовных ценностей, понять, что уже сегодня у них есть все данные стать творцами своей судьбы.


Основные принципы программы. +


Определенные как основные, данные принципы лежат в основе воспитательной деятельности, позволяют смоделировать и представить весь процесс реализации программы, ее функции и направления.

1. Принцип доверия и поддержки: решительный отказ от практики авторитарного воздействия на родителей и культивирование доверия и взаимной поддержки педагогического коллектива и родительской общественности, глубокое осознание того, что только совместными усилиями нам удастся решать воспитательные задачи; соблюдение баланса духовно- нравственного воспитания и высокого уровня образования.

2. Принцип партнерства: оказание взаимной помощи педагогами, родителями, членами общественности в вопросах воспитания, уважение мнения всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечение к делу духовно-нравственного воспитания, жизненного опыта родителей, представителей различных социальных институтов воспитания.

3. Принцип гуманизма и демократичности: родители, члены общественности, представители социальных институтов воспитания, являясь полноправными участниками всех событий, происходящих в школе, должны иметь возможность выбора содержания (школьный компонент), форм и способов организации воспитательного процесса; обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, её традициям и религии.

Основные направления деятельности.


В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле. Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей, быть коллективистом - это то, главное, что необходимо воспитать в детях. Главное в программе «Путь к себе» - системный подход к формированию духовно-нравственной позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить духовно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих шести направлений:

1) Духовно-нравственное направление. +

Цели: воспитание правовой культуры; знакомство с правовыми нормами и процедурами; выработка правовой культуры; воспитание чувства справедливость, милосердия, чести; достоинство; свободы совести и вероисповедания; толерантности, представления о вере, духовной культуре и светской этике.

Содержание: изучение символики Росси, края, города; проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения; изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий; посещение духовных, православных центров; сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея; участие в городской неделе православной культуры.

2) Гражданско-патриотическое направление. +

Цель: формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий и готовности к защите государства.

Содержание: изучение истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; сохранение культурных традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, т.д., готовности к выполнению воинского долга; участие в акциях, в мероприятиях, посвященных важным историческим событиям; участие в несении вахты памяти; реализация программы «Я - липчанин»; участие в работе творческой группы «Я - липчанин. Я - гражданин».

3) Здоровьесберегающее направление. +

Цель: формирование культуры здорового образа жизни.

Содержание: воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни; проведение экологических акций и субботников, участие в слётах, молодёжных шествиях; участие в смотрах-конкурсах социальных проектов; участие в деятельности экологических организаций; работа творческой группы, направленной на формирование физически, психически и социально здоровой личности; профилактические мероприятия по предупреждению табакокурения и других вредных привычек; участие в месячнике «Здоровье», реализации воспитательных программ «Мой выбор», «Соревнование классов здоровья», «ЛадьЯ. В ладу с собой», «Новые подходы к профилактике наркомании», Азимут»; конкурсы рисунков, плакатов, газет по профилактике вредных привычек; проведение детско-юношеских и военно-спортивных игр; участие в спортивных праздниках и соревнованиях; занятия в творческих кружках и спортивных секциях.

4) Социальное направление. +

Цели: воспитание сознательного отношения к учебе; через формирование активной социальной позиции; формирование общности интересов детей и родителей, через совместные творческие дела и знакомства с историей своей семьи; формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Содержание: организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров, игр; изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций; проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями; организация совместных коллективных творческих дел; организация и проведение благотворительных акций; организация работы с родителями; участие в акции милосердия «Долг»; развитие в школе ученического самоуправления; предупреждение безнадзорности; реализация программы «Ответственные родители».

5) Эстетическое направление. +

Цели: воспитание любви к Родине; воспитание чувства прекрасного; воспитание уважения к российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.

Содержание: соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса; участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах; ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения; знакомство с различными видами искусств; изучение истории России, символики, геральдики; проведение общешкольных традиционных мероприятий (творческие отчеты, предметные недели, тематические вечера и т.д.); проведение культурно-массовых спортивных мероприятий; оформление тематических стендов; организация различных выставок; организация культурных мероприятий для творческой самореализации.

6) Экологическое направление.

Цель: формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; пробуждение экологического сознания неразрывно связаного с осознанием человеком своей роли на Земле.

Содержание: развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; приобретение опыта природоохранительной деятельности; бережное отношение к окружающей среде; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, акциях.


  1. Условия реализации программы. +

III.А. Амонашвили в книге «Школа жизни» пишет: «Человек без духовной жизни не существует. От качества, содержания, на­правленности духовной жизни по сути своей должно зависеть качество самой личности человека». Очень жаль, что традиционная школа, а также многие инно­вационные школы недооценивают значение духовной жизни в человеке, и учащийся предоставлен самому себе в сотворении своего духовного мира и образа жизни в нем. Для учащегося это величайшая трудность, и она редко увенчивается успехом. Программа духовно-нравственного развития «Путь к себе» рассчи­тана на то, чтобы поселить в душе и сердце учащегося светлые образы, мысли и мечтания, чувство красоты, стремление к само­познанию и саморазвитию, пониманию ответственности; устремленности к благу; чувства заботы и сострадания, радости и восхищения; сознания жизни, т.д. Содержание программы направлено на воспитание: культуры общения и поведения (способность правильно себя вести и общаться); культуры мышления (способность " морального суждения", умение пользоваться этическим знанием, определять добро, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации); культуры чувств (способность к сочувствию, к переживанию, к сопереживанию).

В основу программы «Путь к себе» положен гуманистический, личностно-ориентированный подход, который предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков человека, его духовных потребностей и способностей, приобщения к универсальным ценностям культуры, воспитание активной духовно-нравственной личности. Гуманизация образования выступает здесь как императив выживания человечества и сохранения его духовности.

Целостность процесса становления личности учащегося на личностно-ориентированной основе должна обеспечиваться созданием и развитием в школе (используемой данную программу) гуманистической воспитательной системы.

Программа духовно-нравственного развития «Путь к себе» направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы духовно-нравственного воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по программе, уточняет механизм ее реализации. В состав совета входят: администрация школы, состав Управляющего Совета школы, руководители МО классных руководителей, учителя истории и обществознания, заведующая библиотекой, руководитель школьного музея Боевой Славы, актив школьного ученического самоуправления. Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство школы, а также тесное сотрудничество со школами города, краеведческим музеем, библиотеками города, Центром культуры, центром духовно-нравственного развития «Возрождение», представителями РПЦ, ДДТ «Городской», ДДТ «Октябрьский», Центром патриотической песни, общественными организациями, театрами города, т.д.. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

Одним из важных условий разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год; совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций; расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций.

Расширение связей подростков с окружающим миром позволит обогатить сферу социальных связей, обеспечит их адаптацию, автономизацию, социальную устойчивость и активность в условиях современной жизни, повысит культурный и образовательный уровень, обогатит их духовно-нравственный и социальный опыт. Педагогический коллектив выделяет для этого следующие пути:

включение в систему работы школы общественно полезной деятельности (дела по благоустройству, забота о людях, престарелых, охрана природы, краеведческая работа и т. д.) и производительного труда; освоение и развитие местных традиций и культурного наследия, включение их в воспитательный процесс; организация взаимодействия с родителями учащихся, оказание им помощи в расширении воспитательного потенциала семьи; использование «человеческих ресурсов» среды (привлечение к организации воспитательного процесса жителей города, специалистов, установление связей с другими школами и т. п.); создание школьных проектов по разработке и решению местных проблем, выпуск школьниками газеты о событиях в школе и т.д.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами, датами, связанными с важными событиями в истории РПЦ и в целом духовной культуры страны; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах.

7. Адресность программы. +

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа имеет школьный статус, ориентирована на учащихся 5-11-х классов и имеет большое значение для решения ряда воспитательных, духовно-нравственных и социальных проблем. Механизм реализации программы предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива в целях обеспечения создания благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся. Администрация школы осуществляет координацию процесса духовно-нравственного воспитания в пределах своих полномочий, объединяя все усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы духовно-нравственного развития в школе. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Школьный возраст является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Духовно-нравственное воспитание должно способствовать развитию и становлению личности подростка, всех его духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого подростка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

При составлении программы учитывается, что подростки - это люди, стоящие на рубеже новой жизни, где нет готовых путей, и их свободный выбор станет определять дальнейший ход жизни. Перед будущими выпускниками впервые предстает их собственная жизнь как продукт своих усилий. Именно жизнь, как отдельный особенный объект является постоянным предметом осмысления старшеклассников. Все это позволяет вместе с ребятами в процессе сотворчества искать ответы на поставленные ими вопросы. Воспитательная работа, основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя как носителей духовных ценностей, понять, что уже сегодня у них есть все данные стать творцами своей судьбы. Осознание этих моментов сложно даже для взрослых, а тем более для детей. Построение программы позволяет сохранить системность, направленность, учет интересов учащихся, развитие самостоятельного мышления.

Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи.

8. Срок реализации программы. +

I этап: проектный. 2015-2016 гг.

Цель: подготовка условий создания системы духовно-нравственного развития. Задачи: Изучить нормативную базу, подзаконные акты; разработать, обсудить и утвердить программу духовно-нравственного развития; проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

II этап: практический. 2017-2019 гг

Цель: реализация программы духовно-нравственного развития.

Задачи: отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия; обогащать содержание духовно-нравственного развития; развивать ученическое самоуправление; расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, центрами духовного развития города; вовлекать в систему духовно-нравственного развития представителей всех субъектов образовательной деятельности, в том числе и представителей РПЦ; принимать участие в проведении городской недели православной культуры, в конкурсах духовно-нравственного развития.

III этап: аналитический. 2019-2020 гг

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи: обобщить результаты работы школы; провести коррекцию затруднений в реализации программы, спланировать работу на следующий период.


  1. Планируемые результаты.

Оценка результативности реализации программы духовно-нравственного развития учащихся «Путь к себе» осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных духовно-нравственными и количественными параметрами. В духовно-нравственном развитии значительная часть самого его содержания - духовные, нравственные, исторические, культурные, личностные проблемы.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня духовно-нравственного развития граждан. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях духовно-нравственное воспитание является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого духовно-нравственного сознания, чувства верности своему Отечеству. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы. В формирование такой личности, сочетающей в себе развитую нравственную и духовную культуру, ощутимый вклад вносит современная школа.

Чему будем учить и какие качества личности воспитывать:

- формировать духовно-нравственное сознание и моральное поведение; развивать нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, акции и проекты;

- формировать опыт морального поведения, соответствующего принятым этическим нормам и историческим, духовным традициям; нравственные привычки, нравственное сознание, основными категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки.

Формы организации деятельности учащихся: тематические классные часы, уроки нравственности и этики, недели православной культуры, часы общения, предметные недели, беседы, встречи с интересными людьми (в том числе и с представителями РПЦ), тематические конкурсы, посещение музеев, выставок, тематические праздники, коллективные творческие дела, викторины, диспуты, круглые столы, выпуск листовок, газет, беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, единые классные часы, экскурсии по духовным центрам страны.

Реализация программы «Путь к себе» призвана способствовать: развитию целостной системы духовно-нравственного развития, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, нравственных чувств и высоких моральных качеств и сознания на основе исторических ценностей России; воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям; формированию ответственного понимания учащихся своего предназначения, созданию благоприятных условий для духовного, нравственного интеллектуального формирования личности ребенка и подрастающего поколения.

В результате осуществления программы «Путь к себе» ожидается: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания; повышение качества мероприятий по организации и проведению духовно-нравственной работы с подростками; формирование духовно-нравственной грамотности учащихся; внедрение новых форм и методов работы по данному направлению; развитие толерантности и сохранение духовных традиций родного края и страны; сформированность идеала жизни и идеала человека

После прохождения данной программы планируется форми­рование у подростков следующих способностей: способность свободного обсуждения, высказывания с при­влечением собственного опыта; способность размышлять о самом себе, прогнозировать свое будущее; способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях; способность к постижению красоты и творению прекрасного; развитое умение общаться; осознание ответственности за свои мысли и поступки; способность сопереживания, сорадости, сострадания, любви; бережное отношение к окружающему миру и людям; стремление к самопознанию, самовоспитанию; мыслить и действовать по совершенствованию условий жизни для себя и для других; философствование, стремление объяснять и понимать жизнь, мироздание.























План мероприятий.

  1. Духовно-нравственное направление.

Мероприятия

Период

Формы

Ответственные

1

Участие в постоянно действующих областных и городских конкурсах с целью духовно-нравственного воспитания школьников.

Ежегодно

Согласно условиям конкурсов

Зам. директора по ВР, учителя - предметники, классные руководители

2.

Участие в городской неделе православной культуры.

Ежегодно

Согласно плану

Зам. директора

по ВР

3

«День матери»

Ежегодно

Торжествен

ный концерт

Зам. директора

по ВР

4

«Долг»

Ежегодно

Благотворительная акция

Классные руководители, родительский комитет

5.

Экскурсии по святым и историческим местам.

Ежегодно

Согласно плану

Классные руководители

6.

Конкурс «Святые на земле Российской просиявшие»

Ежегодно

Согласно плану

Руководитель изостудии

7

«Знаю ли я себя»

Ежегодно

Часы общения

Классные руководители, социальный педагог психологи

8

«Сокровища сердца» (совместно с представителями РПЦ)

По плану

Часы общения

Зам. директора по ВР

9

«Разговор со свечой» (совместно с представителями РПЦ)

По плану

Родительские лектории

Зам. директора по ВР

10

«Истина остается

всегда» (совместно с представителями РПЦ)

По плану

Лекторий для педагогов школы

Зам. директора по ВР

11

Участие Тихоновских чтениях. Совместно с РПЦ.

Ежегодно

Семинары, конференции, круглые столы

Зам. директора по ВР

12

«Встреча поколений»

Ежегодно

Беседы с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; воинами-интернационалистами

Зам. директора

по ВР,

классные руководители.

13

«Доброта спасет мир» (День защиты детей), «Пусть всегда будет солнце» (День Победы), «Самое главное слово на свете» (День матери).

Ежегодно

(ноябрь, май, июнь)

Выставка

рисунков, плакатов

Руководитель изостудии «Творчество»

14

«День в истории» (в соответствии с календарем памятных дат)

Ежегодно

Часы общения, классные часы.

Классные руководители

15

«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»

Ежегодно

Конкурс чтецов, песенный фестиваль

Классные руководители, руководитель музыкального кружка «Остров детства»

16

«Листая страницы истории»

Ежегодно

Час литературы в школьной библиотеке

Заведующая школьной библиотекой

17

«Живая летопись»

Ежегодно

Посещение областного краеведческого музея

Классные руководители

18

«Мой выбор»

Ежегодно

Классные часы, часы общения по программе «Мой выбор».

Классные руководители

19.

«Ответственные родители»

Ежегодно

Родительские собрания по программе «Мой выбор».

Классные руководители

20.

«С Днем учителя»

Ежегодно

Торжественный концерт

Зам. директора по ВР

21

«Истоки»

Ежегодно

Экскурсии по Липецкой области

Классные руководители

22

«Моя страна. Моя Россия»

Ежегодно

Экскурсии за пределы области

Классные руководители

23

«Мир прекрасного»

Ежегодно

Посещение художественных выставок

Классные руководители

24

«Мир глазами детей»

Ежегодно

Тематические выставки плакатов и рисунков

Классные руководители

25

«Здоровье души»

По плану

Часы общения

Классные руководители

26

«И ежели вы вежливы»

По плану

Беседы

Классные руководители

27

«Отцы и дети»

По плану

Родительские собрания

Классные руководители, родительский комитет

28

«Святые символы России»

По плану

Классные часы

Классные руководители

29.

«Путешествие в храм»

(совместно с представителями РПЦ)

По согласованию

Посещение православных храмов

Классные руководители

30

«Христианские праздники» (совместно с представителями РПЦ)

По согласованию

Часы общения

Зам. директора по ВР

31

«Легко ли быть молодым?» (совместно с представителями РПЦ)

По плану

Круглый стол

Зам. директора по ВР



  1. Гражданско-патриотическое направление. +

    Мероприятия

    Период

    Формы

    Ответственные

    1

    Участие в постоянно действующих областных и городских конкурсах, с целью патриотического воспитания школьников.

    Ежегодно

    Согласно условиям конкурсов

    Зам. директора по ВР, учителя - предметники, классные руководители

    2

    Проведение тематических мероприятий по истории России, символике России и Липецкой области

    Ежегодно

    Классные часы, часы общения, лекции, беседы

    Классные руководители,

    учителя истории.

    3

    «Вахта памяти»

    Ежегодно

    Участие в несении почетной вахты на Посту № 1 на площади Героев г.Липецка

    Зам. директора

    по ВР,

    преподаватель-организатор ОБЖ.

    4

    «День в истории»

    Ежегодно

    Часы общения, посвященные памятным датам истории


    Классные руководители,

    учителя истории.

    5.

    «Песни, опаленные войной»

    (хор ветеранов)

    По графику

    Литературно-музыкальная гостиная, совместно с областным центром культуры

    Классные руководители

    6

    «Никто не забыт. Ничто не забыто»

    Ежегодно

    Часы мужества

    Классные руководители,

    учителя истории.

    7

    «Этот День Победы»

    «Защитники Отечества»

    Май, ежегодно

    Февраль, ежегодно

    Единые классные часы

    Классные руководители.

    8

    Городская акция

    Ежегодно

    Участие в городской акции

    Зам. директора по ВР,

    педагогический коллектив.

    9

    «День Победы»

    Май, ежегодно

    Участие в торжественном митинге

    Зам. директора

    по ВР

    10

    «Синий платочек»

    Ежегодно

    Участие в субботниках по уборке территории, прилегающей к стеле Л. Доватора, линейка памяти героя

    Преподаватель-организатор ОБЖ,

    руководитель музея Боевой Славы

    11

    «Вперед, мальчишки!»

    Ежегодно

    Военно-спортивная игра

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    12

    «Сталинград. Страницы истории»

    Ежегодно

    Экскурсии по музею Боевой Славы

    Руководитель школьного музея Боевой Славы и лекторская группа

    13

    «Героическое прошлое России и города»

    Ежегодно

    Конкурсы. Подготовка рефератов

    Учителя истории, классные руководители

    14

    Легкоатлетический кросс для обучающихся, посвященный Дню Победы

    Ежегодно

    Спортивные соревнования

    Учителя физкультуры

    15

    «День 9 мая»

    Ежегодно

    Экскурсии

    Руководитель школьного музея, учителя истории

    16

    «Я только слышал о войне»

    Ежегодно

    Конкурс сочинений, стихов

    Учителя русского языка и литературы

    17

    «Герои и подвиги»

    Ежегодно

    Беседы, посвященные героям Липецкой области

    Учителя истории, классные руководители

    18

    Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся»

    Ежегодно

    Линейки

    Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя истории

    19

    «Ф.Г. Ганус. Страницы биографии»

    Ежегодно

    Экскурсия

    Руководитель школьного музея

    21

    «День Конституции»

    Ежегодно

    Классный час

    Классные руководители

    22

    «День независимости России»

    Ежегодно

    Час общения

    Воспитатели школьного лагеря

    23

    «Я - липчанин. Я - гражданин»

    Ежегодно

    Участие в работе творческой группы

    Учителя истории

  2. Здоровьесберегающее направление. +

    Мероприятия

    Период

    Формы

    Ответственные

    1

    Участие в городском месячнике «Здоровье»

    Ежегодно

    Согласно плану месячника

    Зам. директора по ВР

    2

    Программа

    Соревнований классов Здоровья.

    Ежегодно

    Согласно положению

    Классные руководители

    3

    Программа «Азимут»


    Ежегодно

    Согласно положению

    Классные руководители

    4

    Программа «Новые подходы к профилактике наркомании»

    Ежегодно

    Согласно положению

    Классные руководители

    5

    Программа «ЛадьЯ»

    Ежегодно

    Согласно положению

    Школьный психолог

    6

    Программа «Навыки жизни»

    Ежегодно

    Согласно положению

    Школьный психолог

    7

    Программа «Шаги к здоровью»

    Ежегодно

    Согласно положению

    Учителя физкультуры

    8

    «Формирование ЗОЖ. Реализация воспитательных программ»


    Ежегодно

    Работа творческой группы.

    Руководитель творческой группы

    9

    «Добрый доктор Айболит»

    Ежегодно

    Беседы, лекции

    Сотрудники детской поликлиники № 2

    10

    «От улыбки станет всем светлей…»


    Ежегодно

    Беседы, лекции

    Сотрудники стоматологической поликлиники

    11

    «Здоровый образ жизни»

    Ежегодно

    Беседы, лекции

    Сотрудники ЛОНД

    12

    «Скажи «нет» наркотикам»


    Ежегодно

    Видео-лекции

    Работниками УФСКН России по Липецкой области

    13

    «Твой выбор»


    Ежегодно

    Беседы, лекции

    Работники ГКВД

    14

    «Жизнь - не игра»

    Ежегодно

    Беседы, лекции

    с учащимися, находящимися на ВШУ)

    Социальный педагог, совместно с сотрудниками профилактических учреждений

    15

    «Простые правила»


    Ежегодно

    Видео-лекции

    Работники Центра/Анти СПИД)

    16

    Посещение ЦентрАнти/СПИД

    (учащиеся, находящиеся на ВШУ)

    Ежегодно

    Беседы, лекции

    Социальный педагог

    17

    «Вредные привычки»

    по книге В.П. Трушова.

    Ежегодно

    Час общения


    Школьный психолог

    18

    «Что такое ЗОЖ»


    Ежегодно

    Анкетирование учащихся

    Социальный педагог, школьный психолог

    19

    «Мы - за ЗОЖ!»

    Ежегодно

    Конкурс агитбригад

    Зам. директора по ВР

    20

    «Мои друзья витамины»

    Ежегодно

    Выставка рисунков и плакатов

    Учителя ИЗО

    21

    «Я выбираю жизнь!»


    Ежегодно

    Конкурс видеороликов и презентаций

    Учителя ИЗО

    22

    «Быстрее! Выше! Сильнее!»

    Ежегодно

    Спортивные соревнования

    Учителя физкультуры

    23

    «Культура приема пищи»

    Ежегодно

    Час общения


    Классные руководители

    24

    «Наркологические вести»

    Ежегодно

    Классный час по страницам газеты

    Зав. библиотекой

    25

    «Интернет-урок»

    Ежегодно

    Классный час

    Классные руководители

    26

    «Здоровому городу - здоровое поколение»

    Всемирный день борьбы со СПИД.


    Ежегодно

    Единый классный час

    Классные руководители

    27

    «Международный день отказа от курения»

    Ежегодно

    Беседы

    Классные руководители

    28

    «Школа после уроков»

    Ежегодно

    Спортивные занятия

    Руководители спортивных секций

    29

    Участие в городских конкурсах по спортивному ориентированию

    По плану

    Согласно положению

    Руководители секций

  3. Социальное направление. +

    Мероприятия

    Период

    Формы

    Ответственные

    1

    «Только вместе»

    Ежегодно

    Совместные внутриклассные мероприятия

    Классные руководители, родительский комитет

    2

    «Совет профилактики»

    Ежегодно

    Заседания Совета профилактики

    Администрация школы, социальный педагог, школьный психолог, сотрудники ОП

    № 3 УВД г. Липецка

    3

    «День пожилого человека»

    Ежегодно

    Час общения

    Классные руководители, родительский комитет

    4

    «Я - гражданин»

    Ежегодно

    Единый классный час

    Классные руководители

    5

    «Права ребенка»

    Ежегодно

    Час общения

    Классные руководители

    6

    «Ты имеешь право»

    Ежегодно

    Лекции

    Сотрудники ОП

    № 3 УВД

    г. Липецка

    7

    «Ваши права и 29А29заности»

    Ежегодно

    Круглый стол

    Сотрудники правоохранительных органов, методисты ДДТ «Октябрьский»

    8

    «Человек и закон»

    Ежегодно

    Лекции

    Сотрудники прокуратуры Октябрьского округа

    9

    «Воспитание гражданина»

    Ежегодно

    Часы общения, классные часы

    Классные руководители

    10

    «Диалог цивилизаций»

    Ежегодно

    Фестиваль лидеров ученического самоуправления

    Зам. директора по ВР

    11

    «Школьный парламент»

    Ежегодно

    Деятельность школьного ученического самоуправления

    Зам. директора по ВР

    12

    «Права гражданина»

    Ежегодно

    Час литературы, круглый стол

    Зав. школьной

    библиотекой

    13

    «День самоуправления»

    Ежегодно

    День самоуправления

    Классные руководители

    14

    «Я - липчанин»

    Ежегодно

    Классные часы по программе «Я - липчанин»

    Классные руководители

    15

    Декада правовых знаний

    Ежегодно

    Участие в реализации запланированных мероприятий

    Зам. директора по ВР, педагоги школы

    16

    «Защитникам Отечества»

    Ежегодно

    Часы общения

    Классные руководители, родительский комитет

    17

    Мы и наши дети»

    Ежегодно

    Лекторий

    Зам. директора по ВР, сотрудники правоохранительных органов и медицинских учреждений

    18

    «Спортивная семья»

    Ежегодно

    День здоровья

    Классные руководители, учителя физкультуры, родительский комитет

    19

    «Школьный двор»

    Ежегодно

    Субботник по уборке школьной территории

    Классные руководители, родительский комитет

    20

    «Новые подходы к профилактике наркомании»

    Ежегодно

    Видео-лекции, круглые столы

    Руководитель творческой группы «Формирование ЗОЖ. Реализация воспитательных программ»

    21

    «Безопасность на дорогах».

    Ежегодно

    Кружковая работа

    Преподаватель организатор ОБЖ

    22

    «ПДД - законы улиц и дорог»

    Ежегодно

    Лекции

    Сотрудники ГИБДД

    23

    «Преступления и правонарушения»

    Ежегодно

    Подготовка рефератов

    Учителя обществознания

    24

    «На краю бездны»

    Ежегодно

    Видео-лекции

    Сотрудники УФСКН России по Липецкой области

    25

    «Служба 01»

    Ежегодно

    Посещение музея пожарной охраны

    Классные руководители

    26

    «Ты и улица»

    Ежегодно

    Классные часы

    Классные руководители

    27

    «Семья - семье» (общешкольная акция)

    Ежегодно

    Согласно положению

    Классные руководители

    28

    «Рука помощи» (городская акция)

    Ежегодно

    Согласно положению

    Зам. директора по ВР

  4. Эстетическое направление. +

Мероприятия

Период

Формы

Ответственные

1

«Я познаю мир»

Ежегодно

Посещение театров, музеев, выставок, т.д.

Классные руководители

2

«Предметные недели»

Ежегодно

Согласно плану предметных недель истории, литературы

Руководители МО

3

«День рождения школы»

Ежегодно

Торжественный концерт

Зам. директора по ВР

4

«Золотая осень»

Ежегодно

Ярмарка

Классные руководители, родительский комитет

5

«Наше творчество»

Ежегодно

Кружковая

работа

Руководители кружков вокала, ИЗО, хореографии

6

«Уроки прошлого»

Ежегодно

Посещение тематических мероприятий в ДДТ «Октябрьский», Липецкой детской библиотеке

Классные руководители

7

«Новогодний серпантин»

Ежегодно

Общешкольные мероприятия

Администрация школы, родительский комитет

8

«Семейные традиции»

Ежегодно

Часы общения

Классные руководители, родительский комитет

9

«Твое будущее в твоих руках»

Ежегодно

Мастер-классы

Сотрудники ВУЗов, других учебных заведений

10

«Права гражданина страны»

Ежегодно

Выставка плакатов и рисунков

Учителя ИЗО

11

«И силу рук, и сердца жар

отдам Земле, где я родился»

Ежегодно

Круглый стол

Классные руководители, родительский комитет

12

«Аленький цветочек»

Ежегодно

Городской конкурс

Классные руководители, учителя технологии

13

«Жар-птица»

Ежегодно

Городской конкурс

Руководители музыкально-хореографических кружков

14

«Рисуем сами»

Ежегодно

Выставки творческих работ

Руководитель изостудии

15

«Давайте говорить друг другу комплименты».

Ежегодно

Часы общения

Классные руководители

16

«Литературно-музыкальная гостиная» (совместно с областной филармонией, областным центром культуры)

Ежегодно

По графику

Зам. директора по ВР

17

«Радость от сознания сделанного добра» (общешкольная акция по оказанию помощи многодетным семьям)

Ежегодно

По плану

Классные руководители, учителя технологии

18.

«Свобода в осознании своего долга» (встречи с представителями культуры)

Ежегодно

По плану

Зам. директора по ВР

19.

«Осенний букет» (общешкольная выставка)

По плану

Согласно положению

Классные руководители, учителя технологии


  1. Экологическое направление. +

Мероприятия

Период

Формы

Ответственные

1

Акция «Школьный двор»

Ежегодно

Согласно плану

Зам. директора по ВР

2

Городская неделя экологии

Ежегодно

Согласно положению

Классные руководители

3

Участие в работе городского экологического отряда

Ежегодно

Согласно положению

Классные руководители

4

Акция

«Покормите птиц зимой»

Ежегодно

Согласно положению

Классные руководители, учителя технологии

5

Акция «Домик для птиц»

Ежегодно

Согласно положению

Классные руководители, учителя технологии

6

Участие в городских

субботниках.

Ежегодно

Согласно положению

Зам. директора по ВР

7

Участие в выставке

«Урожай»

Ежегодно

Согласно положению

Классные руководители, учителя технологии

8

Участие в осенней ярмарке.

Ежегодно

Согласно положению

Классные руководители, учителя технологии

9

«Праздник урожая»

Ежегодно

Согласно положению

Классные руководители, учителя технологии

10

«Бумаге вторую жизнь»

(акция по сбору макулатуры)

Ежегодно

Согласно положению

Зам. директора по ВР, классные руководители

11

«Вторая жизнь!»

(акция по сбору пластиковых упаковок)

Ежегодно

Согласно положению

Зам. директора по ВР, классные руководители

12

Участие в социальном проектировании

«Я - липчанин»

Ежегодно

Согласно положению

Классные руководители, учителя технологии

13

Городской конкурс «Вместо елки- букет»

Ежегодно

Согласно положению

Классные руководители, учителя технологии

14.

«Экология мысли»

(семинары, посвященные проблемам экологии)

Ежегодно

Согласно плану

Учителя биологии

15

«Дерево жизни».

(участие в городских акциях по посадке деревьев)

Ежегодно

Согласно положению

Учителя биологии и технологии

16

«Трудовой десант» (уборка дворов, в микрорайоне школы)

Ежегодно

По плану

Классные руководители, учителя технологии

17

«Наши любимые дела»

(уборка территории детских садов микрорайона школы)

Ежегодно

По плану

Классные руководители, учителя технологии

18

«Зеленый подоконник»

(общешкольная акция)

Ежегодно

По плану

Классные руководители, учителя биологии

19

«День птиц» (участие в городской акции)

Ежегодно

Согласно положению

Учителя биологии

20.

«Проблемы энергосбережения»

По плану

Классные часы

Классные руководители

Заключение.

Современный подросток находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

В условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Школьник живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Коренные преобразования в нашей стране конца 20 - начале 21 веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются негативными изменениями в социально-экономической, политической, культурной и духовной сферах жизни общества. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «духовность», «патриотизм», «долг», «честь», вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников. Исходя из этого отмечается снижение статуса процесса воспитания как в социуме, так и в системе образования. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным фактором, необходимым условием для защиты национально-политических интересов, для сохранения и укрепления российской цивилизации. Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания на современном этапе является идеал человека, носителя и хранителя русской культуры. Именно такой идеал складывался и совершенствовался веками.
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. Но воспитание нравственных чувств не может этим ограничиваться. Формирование нравственного достоинства предполагает также способность человека к более или менее широким обобщениям, к оценке окружающего с нравственной точки зрения, суждение о своих и чужих поступках, т.е. требует активной умственной деятельности. Отсюда следует вывод, что воспитание тонкого духовно-нравственного чувства требует и тонкого интеллектуального развития - выработки способности сравнивать, сопоставлять, судить и обобщать.
«Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за все в ответе» (А. де Сент-Экзюпери).

Литература:


1. Алехина А.И. Интегрированный этико-эстетический курс развития личности школьников./Три ключа. Педагогический вестник. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997

2. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000.

3. Глейзер Г.Д. Формула образования: единство обучения, воспитания, просвещения./Педагогика, 2000, № 6

4. Из истории мировой гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений.М.: Просвещение, 1995.

5. Казанский О.А. Педагогика как Любовь. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

6. Клементьев Е.С. Целостное восприятие мира - шаг к педагогике будущего./Три ключа. Педагогический вестник. М.: Из­дательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997.

7. Коган Л.Н. Человек и его судьба. - М.: Мысль, 1988.

8. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию, М.: ИПЦ «Русский Раритет», 1997

9. Маслюк О.Н. Дорога к горизонту/Родительское собрание. 2002, № 1

10. Противоречия школьного воспитания: семь проблем, семь решений. - М.: Педагогическое общество, 1998.

11. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. - М.: Политиздат, 1998.

12 Соловейчик Симон. Пушкинские проповеди. М.: Первое сентября, 1999

13. Томина Э.А. Духовные ценности - роль и значение в жиз­ни учителя/Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск V. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.

14. Черноземова Е.Н. Педагогика расширенного сознания. Основные принципы: Программа действий./Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск V.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.

15. Шумская И.Ф. Первые шаги и первые трудности на пути к духовности. /Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск V. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.

16. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности. Педагогические методики. - М.: Московский педагогический государственн­ый университет им. В.И. Ленина, 1992.

17. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., Педагогическое общество России, 1998.

18. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. 2-е изд., перераб. - М.: Новая шко­ла

19. Веретенникова С.В., Духовно-нравственный потенциал биологического образования (книга для учителя)/Воронеж , 2009.

20. Веретенникова С.В., Формирование нравственных ценностей у детей и молодёжи через духовно-нравственное просвещение (Материалы Вторых педагогических чтений)/Воронеж , 2011

21. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (10-11 классы). - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - (Педагогика. Психология. Управление).

22. Дереклеева Н.И., Нновые родительские собрания (10-11 классы)/ М.: ВАКО, 2007. - (Педагогика. Психология. Управление).

23. Издательский совет русской православной церкви, Неопознанный мир веры (ко дню православной книги)/Стретенский монастырь 2010

24. Киреченков Г.А., Котюх В.А., Голева Н.Н., Крюкова Н.В., Савина Е.И., Инновационные технологии в гражданском и патриотическом воспитании (сборник материалов региональной научно-практической конференции)/Воронеж. Госпедуниверситет 2011

25. Областной центр дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания , Растим патриотов/ Воронеж: Фортуна 2010




39


© 2010-2022