Анализ профильного обучения за 2014-2015 учебный год

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ профильного обучения за 2014-2015 учебный год

Профильное обучение

В нашей школе с сентября 2011 года существует профильное обучение на старшей ступени общего образования. С целью реализации Концепции профильного обучения набор в 10-й класс производится по двум направлениям: социально-гуманитарный и общеобразовательный профиль.

Целью профильного обучения в 2014-2015 учебном году являлось создание условий для реализации личности старшеклассников в социально-гуманитарном профиле как основы подготовки к будущему освоению любой профессии в рамках данного профиля. Реализация цели осуществлялась через решение следующих задач:

  1. Обеспечить изучение на профильном уровне предметов программы полного общего образования: русский язык, литература, обществознание.

  2. Сформировать учебно-методическое обеспечение для углубленного преподавания профильных предметов социально-гуманитарного профиля.

  3. Расширить возможности социализации обучающихся.

Для успешной реализации профильного обучения в школе создана необходимая нормативно-правовая база, учебные планы профильного класса были сформированы на основе регионального базисного учебного плана по предметно-ориентированному типу, который предполагает углублённое изучение блока предметов без ориентации на конкретную профессиональную сферу и даёт возможность поступления в широкий спектр высших учебных заведений.

К началу учебного года был разработан учебный план 10а и 11а профильных классов (социально-гуманитарный профиль) на 2014-2015 учебный год. При разработке профильного учебного плана администрация школы старалась исходить из необходимости соблюдения трёх основных условий:

  • обучаясь в профильном классе, учащиеся должны получить полноценное общее образование;

  • профильное обучение не должно вести к перегрузкам;

  • учебный план призван обеспечивать вариативность и личностно ориентированный характер образования.

Преподавание профильных предметов осуществлялось педагогами школы, аттестованными на первую и высшую категории, по типовым программам и УМК, рекомендованным Министерством образования РФ.

Русский язык и литературу в 11а классе вела учитель высшей квалификационной категории, руководитель ШМО учителей русского языка и литературы Куликова И.В. В 10а классе учитель первой квалификационной категории Ткачева Л.В. Обществознание в профильных классах ведет учитель высшей квалификационной категории, эксперт ОГЭ по обществознанию Ушакова В.В.

По всем предметам профильного уровня составлены рабочие программы на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования, рекомендованной МО РФ:

  • Власенков А.Л., Рыбченкова Л.М. «Русский язык»;

  • программа В.Я.Коровиной , под редакцией Журавлева В.П. «Литература»

  • по обществознанию (профильный уровень), на основании авторской программы. Обществознание 10-11 классы. Профильный уровень (Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова).

Учителя использовали различные методы и приемы, ориентированные на развитие у обучающихся умения систематизировать и обобщать изучаемый материал. Для реализации целей и задач урока применяют различные методические приемы, широко используют ИКТ-технологии, тестовые технологии, учитывая возрастные особенности учащихся, виды работ с взаимопроверкой, орфоэпические диктанты, много внимания уделяется различным видам разборов, организуют подготовку докладов и рефератов учащимися, выполнение ими творческих, проектных работ.

Подготовка к ЕГЭ по профильным предметам в 11 классе ведется по определенному плану, используя широко интернет ресурсы: банк заданий ФИПИ, rustest. В течение года осуществляется повторение вопросов, включенных в ЕГЭ. После каждого блока повторения проводится контроль знаний с использованием КИМов. Проводится работа над ошибками, сложные темы прорабатываются коллективно и индивидуально. Подготовка к экзамену выделена в домашнем задании и во внеурочное время, что говорит о том, что педагог целенаправленно уделяют внимание повторению, систематизации знаний. Кроме того, в профильных классах ведутся элективные курсы по русскому языку «Стилистика русского языка» и обществознанию «Мир.Общество.Человек» 1час в неделю.

В 10 и 11 классе на профильном уровне (социально-гуманитарный профиль) изучаются русский язык, литература, обществознание.

Мониторинг качества знаний по предметам социально-гуманитарного профиля в динамике за 3 года:

Предметы/ Год

2012-2013 уч.год


2013-2014 уч.год


2014-2015 уч.год


10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

Русский язык

61,9%

80%

50%

66,67%

92,59%

65%

Литература

80,95%

93,33%

54,17%

94,44%

100%

70%

Обществознание

80,95%

86,67%

62,5%

88,89%

70,37%

75%

Средний показатель


74,6%


86,66%


55,6%


83,33%


87,65%


70%

Как видно из диаграммы качество знаний в 10-х классах не стабильно и зависит от набора обучающихся. По литературе и обществознанию показатели достаточно высокие Самый большой показатель за прошедший год по русскому языку и литературе, надеемся, что в следующем 2015-2016 учебном году этот показатель оправдается при сдаче ЕГЭ.

В 11-х классах остаются высокими показатели качества по литературе и обществознанию за 2 года. В 2014-2015 году наблюдается снижение качества по всем предметам. Но наблюдается значительный рост показателей качества знаний относительно предыдущих 10 классов, что хорошо видно из следующих диаграмм.


Динамика качества знаний по годам.


Предметы/ Год

2012-2013уч.год


2013-2014уч.год


10 класс

11 класс

Русский язык

61,9%

66,67%

Литература

80,95%

94,44%

Обществознание

80,95%

88,89%

Средний балл

74,6%

83,33%

Из диаграммы следует, что качество знаний у выпускников 2013-2014 учебного года по русскому языку повысилось на 4,7%, по литературе на 13,5%, по обществознанию на 7,94%.


Предметы/ Год

2013-2014 уч.год


2014-2015 уч.год


10 класс

11 класс

Русский язык

50%

65%

Литература

54,17%

70%

Обществознание

62,5%

75%

Средний показатель

55,6%

70%

В 2014-2015 учебном году качество знаний выросло по русскому языку на 15%, по литературе на 15,83%, по обществознанию на 12,5%.


Несмотря на положительную динамику роста качества обучения, существуют следующие проблемы профильного обучения:

Проблемы

  • Недостаточная информированность части учащихся о сложном, необозримом мире профессий, о путях получения образования;


  • Неопределенность представлений учащихся о принципах, рациональных основаниях, условиях выбора индивидуального образовательного маршрута, профиля обучения, профессии.



  • Недостаточная ранняя диагностика индивидуальных способностей личности школьника, вследствие чего часть обучающихся выбирает профиль обучения ошибочно.



Пути разрешения

  • Кооперация с другими общеобразовательными учреждениями, социумом; сотрудничество с высшими и средними учебными заведениями (отв. классные руководители)


  • Широкое привлечение учащихся к участию в социальных пробах, практиках через дни самоуправления, деятельность научных обществ, участие в конкурсах различного уровня (отв. курирующие завучи)

  • Отслеживание личностного роста через карты индивидуального развития (отв. учителя)


  • Реализация работы по психолого - педагогическому сопровождению учащихся (отв. психолог)

  • Проведение тематических классных часов, мероприятий по профориентации (отв. учителя)

  • Проведение обучающих семинаров, методических объединений с целью повышения педагогического мастерства (отв. администрация)

Исходя из приведённого анализа деятельности школы по освоению профильного обучения, можно сделать вывод, что опыт профильного обучения в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29» показал хорошие, имеющие тенденцию к повышению результаты успеваемости и качества знаний учащихся по профильным предметам.

Конечно, предстоит ещё многое сделать: работать над повышением качества обучения предметам, обеспечить прохождение курсов по профильной подготовке учителям-предметникам, работающим в профильных классах, укреплять материально-техническую базу и методическое обеспечение по предметам профильного характера.

Заместитель директора по УВР Ушакова В.В.


Памятка анализа профильного образования в 10-11 классах.



  1. Общая характеристика:


  • Направления: естественно-математическое (______ классы) и общественно-гуманитарное (_____ классы). Профиль направлений.


  • Количество часов в учебном плане.


  • Прикладные курсы и предметы по выбору:


1) Естественно-математическое направление: прикладные курсы, курсы по выбору.

2) Гуманитарное направление: прикладные курсы, курсы по выбору.

Данные предметы курсов по выбору и прикладных курсов поддерживают (частично поддерживают, не поддерживают) направления.


  • 3) Соответствие содержания учебных планов методическим и нормативным требованиям.


  1. Организация контроля:


  • Курирование профильного образования. Ответственный член администрации по профильному обучению.


  • В должностных инструкциях каждого из заместителей директора (не определен, определен) круг вопросов курирования.


  • Спланирован ли контроль вопросов профилизации обучения.


  • Результаты мониторингового исследования (уровень усвоения знаний и основных компетенций).


  • Организация занятий, расписание, документация (не соответствуют, соответствуют) стандартам профилизации.


  1. Ресурсное обеспечение профильного обучения:


  • Обеспеченность учебниками.


  • Материально-техническая база.


  • Программно-методическое обеспечение профильных курсов вариативной части: предлагаемые курсы (не связаны, связаны) с выбранной профессией, наличие программ (имеются, не имеются), качество программ, кем утверждены программы, имеется ли необходимая УМ литература в помощь учителю и учащимся.


  • Кадровое обеспечение.


4. Уровень обеспечения курсов ученического компонента


  1. Помощь психологической службы (Результаты диагностики учащихся, диагностика педагогического коллектива, преподающего в 10-11 х классах).


© 2010-2022