- Преподавателю
- Директору, завучу
- КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел | Завучу |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бакирова З.Х. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УДК
БАКИРОВА З.Х., заместитель директора по научно-методической
работе, кандидат социологических наук,
МБОУ СОШ№29(г. Уфа)
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современная социокультурная ситуация в мире характеризуется формированием в общественном сознании новых типов осознания и способов преобразования действительности. Наука и практика выбирает новую стратегию и тактику, развития свойств и качеств личности. Идеал современного воспитания - нравственность как одна из высших ценностей, побуждающая человека осуществлять выбор между добром и злом, истиной и ложью в пользу добра, истины, красоты, свободы творчества.
Необходимо отметить, что в последние десятилетия предпринимается активное междисциплинарное изучение проблемы ценностей. Большое внимание уделяется фундаментальным теоретическим подходам к интерпретации категории «ценность», и к прикладным вопросам, касающимся выявления ценностных ориентации социальных, профессиональных и возрастных групп.
Рассмотрим культурологический подход как сферу образования через призму следующих системообразующих понятий:
- субъект - объект - субъектных - таких, как: ценность, качество, культурная норма, культурный интерес;
- субъект - субъектных - таких, как: культурная деятельность, культурное самоопределение, культурное развитие (саморазвитие), глубинное общение, совместность, событийность;
- объект - субъектных - таких, как: социокультурная (культурная) ситуация, социокультурный (культурный) контекст образования, культурные модели, мультикультурная (культурная) среда образовательных систем.
Задаются три основных взаимообусловленных проблемно-смысловых поля образования:
- личностного роста (самоопределения, саморазвития, самореализации) посредством развития структур культурной деятельности, изменения личностного культурного творческого опыта, динамики культуры общения и коммуникации, эволюции круга общения;
- роста уровня культуры (то есть качества и степени выраженности ценностного содержания) отдельных образовательных процессов, систем, сообществ;
- развития и роста уровня культуры образования как сферы в целом, изменения социокультурного контекста образования (его предметных, информационных и субъективных сред, моделей, форм и механизмов организации).
Формы актуализации культурологических идей различны (обратим внимание на проблемы, которые связаны с образованием):
- кросс-культурный подход - совокупность методов описания, сравнения и изучения культурных различий сообществ, особенностей влияний социокультурной среды (социокультурных ценностей, обычаев, институтов) на личность, а также индивидуального культурного опыта на психику и деятельность (в частности, на особенности восприятия, интерпретации и т.п.); среди психологов и антропологов, известных своими кросс-культурными исследованиями, Джон и Беатрис Уайтинги;
- культурно-исторический подход Л.С. Выготского (в разработке теоретических основ принимали также участие А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия; в западной психологии сходные идеи были высказаны В. Вундтом, который считал культурно-исторический метод наиболее адекватным изучению психики человека); в основе подхода - идея интериоризации ребёнком социально-символической, опосредованной знаками деятельности; процессы и результат такой деятельности составляют суть присвоение ценностей культуры, при этом психические функции становятся культурными; на этой основе была разработана модель «взращивания» культурных знаков в структуру психических функций ребёнка и сформулировано положение о зоне ближайшего развития как «поле» его совместной с взрослым опосредованной культурной деятельности, где и происходит переструктурирование психических функций;
- разные формы и варианты культурной психологии, которые развивались благодаря исследованиям многих психологов и культурантропологов и в разной мере ставили задачу «переместить культуру с периферии общей психологии в её центр» (М. Коул, С. Скрибнер, Р. Шведер);
- основные идеи М. Коула: прямая и опосредованная связь мышления культуры, структурирование развития контекстами обыденной жизни, коэволюция деятельности и артефактов (материально-идеальных фундаментальных элементов культуры);
- интегративный культурфилософский подход: соединение идеи культурологии и культурной антропологии с основными концепциями современных гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (П.С. Гуревич, Э.А. Орлова, А.А. Пузырей, В.М. Розин, А.Я. Флиер и другие);
- неклассический подход: синтез идей общей психологии и культурной психологии, с одной стороны, и философской антропологии, с другой, и выявление их сложного влияния на современную педагогическую психологию и педагогическую антропологию; на этой основе преодоление рамок традиционного психологизма и упрощенного культурализма, ограниченных прямыми связями человека и культуры (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков).
Предметом культурологических обобщений является нормативно-ценностная регуляция любого вида деятельности. Таким образом, содержательные обобщения в культурологической интеграции являются особым уровнем теоретических обобщений. Они находятся в структуре не бытового, а специального (культурологического) мышления. Примером содержательного обобщения разнопредметных гуманитарных знаний могут служить те знания, которые экстраполируются из одного предмета в другие, а также такие инвариантные для гуманитарных предметов понятия, как символ, знак, стиль, ритуал, традиция, архетип и др.
Культурологический подход выступает методологическим принципом функционирования и развития современной системы образования, являясь основой познания человека и реалии окружающего мира. Вариативность моделей культуры, обусловливающих содержание культурологического метода познания, определяет многообразие его стратегий и тактик.
Культурологический подход - совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурологических понятий, таких, как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и интересы и т.д. Культурологический подход изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно - знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность его содержания и принципов построения учебного плана, расширяет культурные основы содержание обучения и воспитания, вводит критерии продуктивности и творчества в деятельность взрослого и ребёнка.
Культурологический подход изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность принципов его построения, расширяет культурные основы и содержание обучения и воспитания, вводит критерии творчества в деятельности субъектов образовательного процесса.
Культурологический подход рассматривается метапринципом функционирования и развития образования, опредмечивая идеи гуманизации и гуманитаризации в контексте мировой и национальной культур, ориентируя личность на смыслопоисковую, творческую, развивающую деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антология исследования культуры. Т. 1. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 727.с.
2. Гайсина Г.И. Образование как социокультурный феномен. - Москва - Уфа: МГТГУ, БашГПУ, 2000. - 148 с.
3. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX - 90-е гг. XX вв.) / Под ред. М.В. Богуславского, З.И. Равкина. - М.: ИТО и П РАО, 1998. - 290с.
6