Разработка базы данных Кафедра

Статья описывает актуальность разработки данной базы данных, цель разработки, информацию, содержащуюся в ней, подробно описывается процесс проектирования, обоснование выбора системы управления базами данных.К настоящему времени человечеством накоплено поистине гигантское количество информации об объектах и явлениях. Но эта информация не лежит мертвым грузом, она хранится в электронном виде и используется в базах данных. Базы данных – это часть информационных систем – программно-аппаратных компле...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глухова Лариса Евгеньевна, студентка гр. ПО(ПР)-112 ГОУ СПО КПК, г. Кемерово;

Куцакова Ольга Владиславовна, преподаватель ГОУ СПО КПК, г. Кемерово.

Разработка базы данных «Кафедра»

Краткая аннотация к статье.

Статья описывает актуальность разработки данной базы данных, цель разработки, информацию, содержащуюся в ней, подробно описывается процесс проектирования, обоснование выбора системы управления базами данных.

Ключевые слова: база данных, программный продукт, концептуальная схема, требования.

К настоящему времени человечеством накоплено поистине гигантское количество информации об объектах и явлениях. Но эта информация не лежит мертвым грузом, она хранится в электронном виде и используется в базах данных. Базы данных - это часть информационных систем - программно-аппаратных комплексов, осуществляющих хранение и обработку огромных информационных массивов.

База данных представляет собой определенным образом структурированную совокупность данных, совместно хранящихся и обрабатывающихся в соответствии с некоторыми правилами. Как правило, база данных моделирует некоторую предметную область или ее фрагмент. Очень часто в качестве постоянного хранилища информации баз данных выступают файлы.

Структурирование информации производится по характерным признакам, физическим и техническим параметрам абстрактных объектов, которые хранятся в данной базе. Информация в базе данных может быть представлена как текст, растровое или векторное изображение, таблица или объектно-ориентированная модель. Структурирование информации позволяет производить ее анализ и обработку: делать пользовательские запросы, выборки, сортировки, производить математические и логические операции.

Информация, которая хранится в базе данных, может постоянно пополняться. От того, как часто это делается, зависит ее актуальность. Информацию об объектах также можно изменять и дополнять.

Базы данных, как способ хранения больших объемов информации и эффективного манипулирования ею, используются практически во всех областях человеческой деятельности.

У заведующего кафедрой ГОУ СПО «Кемеровского педагогического колледжа» вся информация по кафедре хранится на бумажных носителях, либо в несистематизированном электронном виде. Создание и ссылки к таким документам осуществляются с помощью средств MS OFFICE. Специализированных баз данных нет. Текущее состояние не удовлетворяет заведующего кафедрой из-за большого объема информации и трудностей по созданию различных отчетов. В связи с этим и возникла задача автоматизации работы заведующего кафедрой.

База данных «Кафедра» должна хранить и выдавать по запросу информацию о преподавателях кафедры, специальностях и группах колледжа, учебную нагрузку преподавателей на текущий учебный год, учебную работу преподавателя на семестр, информацию о заседаниях кафедры.

Первым этапом проектирования базы данных был анализ предметной области, который закончился построением концептуальной схемы. Анализ предметной области разбили на три этапа:

1 этап. Анализ концептуальных требований и информационных потребностей.

Требование пользователей к разрабатываемой базе данных представляет собой обычно список вопросов, указаний и действий. Эти сведения разработчик получает в процессе диалога с ее будущим пользователем, здесь же выясняются требования к вводу, корректировке и обновлению информации.

Перечень вопросов при разработке базы данных, предназначенной для учета информации на кафедре:

  1. Какие преподаватели работают на кафедре и информация о них (имеются ли ученая степень, почетные звания и награды, стаж педагогической работы, образование)?

  2. Когда и какие курсы повышения квалификации проходили преподаватели кафедры?

  3. Какая тема самообразования у преподавателя?

  4. Является ли преподаватель куратором, заведующим кабинетом?

  5. Какие дисциплины и модули преподает преподаватель?

  6. Какие специальности, группы обучаются в колледже?

  7. Какая учебная нагрузка на текущий учебный год, учебная работа по семестрам у преподавателя?

  8. Имеют ли преподаватели учебно-методический комплекс?

2 этап. Выявление информационных объектов и связей между ними.

Выбрали информационные объекты характеризующую предметную область «Кафедра в колледже». Для каждого объекта выявили связи между ними, определили ограничения, накладываемые на информационные объекты.

Перечень информационных объектов:

  • Информация о преподавателях,

  • Учебная нагрузка на текущий учебный год,

  • Специальности колледжа,

  • Группы колледжа,

  • Учебная работа преподавателя на семестр,

  • Заседания кафедры.

3 этап. Построение концептуальной модели предметной области.

Заключительная фаза анализа предметной области состоит в проектировании ее информационной структуры или концептуальной модели.

Одной из распространенных моделей концептуальной схемы является модель «сущность - связь». Основными конструкциями данной модели являются сущности и связи.

Под сущностью понимают основное содержание объекта предметной области, о котором собирают информацию. В качестве сущностей в данной модели выступают: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ; УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА НА ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД; СПЕЦИАЛЬНОСТИ; ГРУППЫ; УЧЕБНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА СЕМЕСТР; ЗАСЕДАНИЯ КАФЕДРЫ;

Для разработки базы данных «Кафедра» был выбран Microsoft Office Access - это реляционная СУБД корпорации Microsoft. Выбор связан с тем, что Microsoft Access имеет широкий спектр функций.

Достоинства:

  • Очень простой графический интерфейс, который позволяет не только создавать собственную базу данных, но и разрабатывать приложения, используя встроенные средства.

  • Хранит все данные в одном файле, хотя и распределяет их по разным таблицам, как и положено реляционной СУБД.

  • Предлагает большое количество Мастеров, которые выполняют основную работу за пользователя при работе с данными и разработке приложений, помогают избежать рутинных действий.

  • Постоянно обновляется производителем, поддерживает множество языков.

    • Полностью совместим с операционной системой Windows.

    • Широкие возможности по импорту/экспорту данных в различные форматы, от таблиц Excel и текстовых файлов, до практически любой серверной СУБД через механизм ODBC,

    • Наличие развитых встроенных средств разработки приложений. Большинство приложений, распространяемых среди пользователей, содержит тот или иной объем кода VBA (Visual Basic for Applications).

База данных «Кафедра» разработана, ниже представлен рисунок, отражающий пользовательский интерфейс программного продукта.

Разработка базы данных Кафедра

На данный момент база данных проходит опытную эксплуатацию на кафедре «Информатики, математики и профессиональных дисциплин».

© 2010-2022