- Преподавателю
- Директору, завучу
- Разработка базы данных Кафедра
Разработка базы данных Кафедра
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Глухова Л.Е. |
Дата | 17.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Глухова Лариса Евгеньевна, студентка гр. ПО(ПР)-112 ГОУ СПО КПК, г. Кемерово;
Куцакова Ольга Владиславовна, преподаватель ГОУ СПО КПК, г. Кемерово.
Разработка базы данных «Кафедра»
Краткая аннотация к статье.
Статья описывает актуальность разработки данной базы данных, цель разработки, информацию, содержащуюся в ней, подробно описывается процесс проектирования, обоснование выбора системы управления базами данных.
Ключевые слова: база данных, программный продукт, концептуальная схема, требования.
К настоящему времени человечеством накоплено поистине гигантское количество информации об объектах и явлениях. Но эта информация не лежит мертвым грузом, она хранится в электронном виде и используется в базах данных. Базы данных - это часть информационных систем - программно-аппаратных комплексов, осуществляющих хранение и обработку огромных информационных массивов.
База данных представляет собой определенным образом структурированную совокупность данных, совместно хранящихся и обрабатывающихся в соответствии с некоторыми правилами. Как правило, база данных моделирует некоторую предметную область или ее фрагмент. Очень часто в качестве постоянного хранилища информации баз данных выступают файлы.
Структурирование информации производится по характерным признакам, физическим и техническим параметрам абстрактных объектов, которые хранятся в данной базе. Информация в базе данных может быть представлена как текст, растровое или векторное изображение, таблица или объектно-ориентированная модель. Структурирование информации позволяет производить ее анализ и обработку: делать пользовательские запросы, выборки, сортировки, производить математические и логические операции.
Информация, которая хранится в базе данных, может постоянно пополняться. От того, как часто это делается, зависит ее актуальность. Информацию об объектах также можно изменять и дополнять.
Базы данных, как способ хранения больших объемов информации и эффективного манипулирования ею, используются практически во всех областях человеческой деятельности.
У заведующего кафедрой ГОУ СПО «Кемеровского педагогического колледжа» вся информация по кафедре хранится на бумажных носителях, либо в несистематизированном электронном виде. Создание и ссылки к таким документам осуществляются с помощью средств MS OFFICE. Специализированных баз данных нет. Текущее состояние не удовлетворяет заведующего кафедрой из-за большого объема информации и трудностей по созданию различных отчетов. В связи с этим и возникла задача автоматизации работы заведующего кафедрой.
База данных «Кафедра» должна хранить и выдавать по запросу информацию о преподавателях кафедры, специальностях и группах колледжа, учебную нагрузку преподавателей на текущий учебный год, учебную работу преподавателя на семестр, информацию о заседаниях кафедры.
Первым этапом проектирования базы данных был анализ предметной области, который закончился построением концептуальной схемы. Анализ предметной области разбили на три этапа:
1 этап. Анализ концептуальных требований и информационных потребностей.
Требование пользователей к разрабатываемой базе данных представляет собой обычно список вопросов, указаний и действий. Эти сведения разработчик получает в процессе диалога с ее будущим пользователем, здесь же выясняются требования к вводу, корректировке и обновлению информации.
Перечень вопросов при разработке базы данных, предназначенной для учета информации на кафедре:
-
Какие преподаватели работают на кафедре и информация о них (имеются ли ученая степень, почетные звания и награды, стаж педагогической работы, образование)?
-
Когда и какие курсы повышения квалификации проходили преподаватели кафедры?
-
Какая тема самообразования у преподавателя?
-
Является ли преподаватель куратором, заведующим кабинетом?
-
Какие дисциплины и модули преподает преподаватель?
-
Какие специальности, группы обучаются в колледже?
-
Какая учебная нагрузка на текущий учебный год, учебная работа по семестрам у преподавателя?
-
Имеют ли преподаватели учебно-методический комплекс?
2 этап. Выявление информационных объектов и связей между ними.
Выбрали информационные объекты характеризующую предметную область «Кафедра в колледже». Для каждого объекта выявили связи между ними, определили ограничения, накладываемые на информационные объекты.
Перечень информационных объектов:
-
Информация о преподавателях,
-
Учебная нагрузка на текущий учебный год,
-
Специальности колледжа,
-
Группы колледжа,
-
Учебная работа преподавателя на семестр,
-
Заседания кафедры.
3 этап. Построение концептуальной модели предметной области.
Заключительная фаза анализа предметной области состоит в проектировании ее информационной структуры или концептуальной модели.
Одной из распространенных моделей концептуальной схемы является модель «сущность - связь». Основными конструкциями данной модели являются сущности и связи.
Под сущностью понимают основное содержание объекта предметной области, о котором собирают информацию. В качестве сущностей в данной модели выступают: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ; УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА НА ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД; СПЕЦИАЛЬНОСТИ; ГРУППЫ; УЧЕБНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА СЕМЕСТР; ЗАСЕДАНИЯ КАФЕДРЫ;
Для разработки базы данных «Кафедра» был выбран Microsoft Office Access - это реляционная СУБД корпорации Microsoft. Выбор связан с тем, что Microsoft Access имеет широкий спектр функций.
Достоинства:
-
Очень простой графический интерфейс, который позволяет не только создавать собственную базу данных, но и разрабатывать приложения, используя встроенные средства.
-
Хранит все данные в одном файле, хотя и распределяет их по разным таблицам, как и положено реляционной СУБД.
-
Предлагает большое количество Мастеров, которые выполняют основную работу за пользователя при работе с данными и разработке приложений, помогают избежать рутинных действий.
-
Постоянно обновляется производителем, поддерживает множество языков.
-
Полностью совместим с операционной системой Windows.
-
Широкие возможности по импорту/экспорту данных в различные форматы, от таблиц Excel и текстовых файлов, до практически любой серверной СУБД через механизм ODBC,
-
Наличие развитых встроенных средств разработки приложений. Большинство приложений, распространяемых среди пользователей, содержит тот или иной объем кода VBA (Visual Basic for Applications).
-
База данных «Кафедра» разработана, ниже представлен рисунок, отражающий пользовательский интерфейс программного продукта.
На данный момент база данных проходит опытную эксплуатацию на кафедре «Информатики, математики и профессиональных дисциплин».