- Преподавателю
- Директору, завучу
- Доклад на августовской конференции Стратегия развития образования
Доклад на августовской конференции Стратегия развития образования
Раздел | Завучу |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зубченко Е.В. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление на августовской конференции
Заместителя директора по ВР, учителя математики ноосферной школы
Зубченко Е.В.
Тема: «Приоритеты в образовании. Ценностные акценты «Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации 2015 - 2025 »
Уважаемые, коллеги!
Рада приветствовать Вас накануне нового учебного года!
Если внимательно прочесть последние документы Министерства общего и профессионального образования РФ и Закон «Об образовании», то в них увидим следующие принципы государственной политики в области образования:
«Гуманистический характер образования, приоритеты общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине» (ст. 2);
«Общие требования к содержанию образования» (а это первая и единственная статья, которая определяет идеологию обучения и воспитания). Читаем: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации» (ст. 14).
Мы с вами должны отойти от декларативного постулата «Ребенок - субъект воспитания» к методически обеспеченной системе «САМО-»: развития личности как помощи ребенку в самостоятельном решении жизненных проблем, преодолении трудностей учения, общения, здоровья, в проведении досуга, то есть помощь в самоопределении, самореализации, самореорганизации и самореабилитации. Именно эти «само» и составляют сущностную идеологию демократического воспитания и гуманизма в нем.
Сегодня образование - это одна из форм социализации, это средство «встроить» растущего человека в общее для всех жизненное пространство.
Воспитание - часть социализирующего образования. Воспитание - это специально организованный процесс предъявления ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному. ПРОБЛЕМЫ!!!
В преддверии нового учебного года широкой общественностью изучается документ «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2015 - 2025)»
В которой рассматривают структурно и детально стратегию развития воспитания. Именно воспитание представляют как важнейшую составляющую инновационной основы будущего страны. Именно стратегия должна определить комплекс действий, направленных на обеспечение воспитания подрастающего поколения.
Содержание стратегии определяется в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.»,
Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 гг.», в которых отражаются актуальные и перспективные задачи воспитания молодежи в России.
Психолого-педагогические основания стратегии учитывают
отечественный опыт организации воспитательной деятельности и опираются на современные концепции воспитания детей и молодежи, интегрируя основные непротиворечивые позиции различных научных школ и учитывают результаты исследования отечественных и зарубежных ученых, в основе которых лежат культурно - исторический и личностно-деятельностный подходы, опора на активную позицию самого ребенка, его ценностно- смысловые ориентиры, мотивацию самосовершенствования. Эти позиции
нашли отражения в признанных педагогическим сообществом теориях формирования воспитательных систем и воспитательного пространства, культурологической и социально-ролевых концепциях и др.
Основа Стратегии - базовые национальные ценности российского
общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации:
• патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой
Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность - служение Отечеству, правовое государство,
гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода
совести и вероисповедания;
• семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к
родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• здоровье - здоровый образ жизни, здоровье физическое, социально-
психологическое и духовное, физическая культура и спорт;
• образование - знание, компетентность, самоопределение и
самореализация в образовании, накопление человеческого капитала,
образование в течение всей жизни;
• труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремлённость и настойчивость, развитие человеческого капитала;
• наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии - представления о вере,
духовности, религиозной жизни человека, религиозное мировоззрение как
часть сложной картины мира современного человека, толерантность,
формируемая на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература - красота, гармония, духовный мир
человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие,
этическое развитие;
• человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество;
• природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета
Земля, экологическое сознание
Важный является тот факт, что стратегия основывается на практических реализованных проектах. (так большое внимание уделяется продолжению работы в патриотическом направлении деятельности, 0….)
Но какие бы задачи не ставились в обновлённый процесс «образования» главной ценностью является - личность ребенка, а в системе ценностей нет места культу отметки и дисциплины, а царит истинная культура - внутренняя культура.
Основной метод-реакция на ситуацию, реакция педагога на поступки учеников, конечно же, недостаточен.
Воспитание без поведения, без переживания, без социальной практики, без деятельного отношения к жизни невозможно.
Каждый тестируемый отвечает на 98 вопросов, что позволяет проанализировать уровень развития личности подростка по 13 категориям отношений. В этом году в обследовании принимали участие классные коллективы: 8 - 11классов, опрошено в них 67 учеников. Обработаны данные 58 учащихся 8,9,10 классов.
Анализируя диаграммы 2013-14 и 2014-15 учебных годов можно увидеть:
-
постоянно высоки цифры устойчиво-позитивное отношение у старшеклассников к семье, к знаниям,
-
уменьшилось число учеников проявляющих устойчиво -позитивное отношение к культуре, к Отечеству, к миру
-
значительно выросло (в 1,5 раза) число учеников с устойчиво-позитивным и ситуативно-позитивным отношением человеку как таковому, человеку как к иному, к телесному Я и к своему духовному Я.
(диагностика по изучению личностного роста по классам) два иди три сравнительных примера
Ребенок, взрослея, просто живет, действует, играет, общается, что-то узнает, бегает с мячом, участвует в конкурсах, спектаклях, смотрит фильмы, не задумываясь над тем, что это дает для его развития. Но ведь действует сам. Но развивается сам!
Все успехи и трудности, которые он переживает, становятся актом его самосознания. Если он справляется с проблемами - хорошо. Если нет - человеку надо помочь. Тут и вступает в силу педагогическая поддержка. (приём педагогической поддержки). А какой будет эта поддержка, зависит от личности учителя. В конечном счете, именно позиция педагога определяет направленность и эффективность воспитания в образовании.
И наша с вами задача - научиться профессионально работать в новых гуманистических категориях, связанных с моральным и гражданским самосознанием растущего человека, со смыслом жизни и смерти, нравственным выбором, и в тех технологиях, которые необходимы для того, чтобы разбудить свет в душе ребенка и развернуть ее на самое себя и на других людей. Этот документ требует детальной проработки и глубокого изучения всеми педагогическими коллективами. На мой взгляд, необходимо и возможно провести коррекцию школьных воспитательных систем и концепций в соответствии с обсуждаемым документом. В соответствии с направлениями сформулированы задачи по реализации стратегии.
Безусловно, все присутствующие в этом зале являются профессионалами своего дела, и справятся с любыми сложными, но безумно интересными задачами, которые перед нами ставит современное общества. Успехов и радости Вам, уважаемые коллеги, в новом учебном году! И позвольте, сказать, спасибо организаторам конференции, за предоставленную возможно выступить перед Вами. Спасибо!