Статья на тему Управление инновационной, экспериментальной деятельностью педагогов в общеобразовательной школе

В статье отражен опыт экспериментальной работы по применению современных образовательных технологий развития детской одаренности и созданию необходимых для этого условий в общеобразовательной школе. В работе с учащимися учителя ставили перед собой задачу развития умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ, то есть развивать мыслительные способности учащихся. Другими словами приходилось «выращивать» ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление инновационной, экспериментальной деятельностью

педагогов в общеобразовательной школе


Т.А. Красильникова, заместитель директора

по учебной работе МБОУ "СОШ № 20"



В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

  • обеспечение инновационного характера базового образования;

  • модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

  • создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Именно таких людей имел в виду психолог В. Штерн, формулируя определение одаренности: «Умственная одаренность есть общая способность приспособления к новым задачам и условиям жизни».

На первый план выдвигается основная задача современного образовательного учреждения: организация сотрудничества педагогов, родителей, учащихся и социума, направленного на качественное становление личности ребенка, умеющей жить в гармонии с собой и окружающим миром. Поэтому каждой школе необходима своя комплексно-целевая программа развития детской одаренности, одаренных детей.

Наша школа с 2008 года - участник городской экспериментальной площадки «Современные технологии развития детской одаренности в условиях общеобразовательной школы города Рязани», целью которой является содействие внедрению современных технологий развития детской одаренности в практику общеобразовательных школ города Рязани. На основе Программы ГЭП мы разработали свою комплексно-целевую Программу, цель которой не только содействие внедрению современных технологий развития детской одаренности в практику школы, но и создание условий для оптимального развития детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей, поддержка исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

1. Организация повышения квалификации педагогов-экспериментаторов в области теоретических исследований детской одаренности, освоение ими современных технологий ее развития, применимых в условиях общеобразовательной школы.

2. Создание, разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

3. Апробация освоенных педагогами технологий развития детской одаренности и выявление условий их эффективного применения в общеобразовательной школе.

4. Создание и обеспечение процесса функционирования механизма мотивации участников Программы на научно-исследовательскую деятельность.

5. Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности

6. Профориентация молодежи на наукоемкие профессии.

7. Развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска.

Ожидаемые конечные результаты:

1. Подготовка педагогов, имеющих высокую квалификацию в сфере развития одаренности у детей в условиях общеобразовательной школы.

2. Определение современных возможностей обогащения развивающей среды школы как фактора развития одаренности детей.

3. Увеличение удельного веса численности обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

4. Положительная динамика изменения процентного соотношения состава учителей, имеющих первую и высшую квалификационные категории.

5. Подготовка материалов с результатами эксперимента и методическими рекомендациями по их внедрению в практику общеобразовательных школ.

6. Публикация и распространение материалов эксперимента.

Мы считаем, что для успешной работы по развитию детской одарённости необходимы следующие условия:

• осознание важности работы всеми членами педколлектива;

• создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с детьми;

• постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;

• включение в работу учителей, обладающих определенными качествами.

Вступление школы в экспериментальную деятельности привело нас к необходимости научиться управлять изменениями, если хотим достигать экстраординарных результатов. Нам было нужно, чтобы изменения, происходящие в нашей жизни, были позитивными и приводили нас к успеху.

Первая реакция на любое изменение - сопротивление.

Сопротивление - это только внешнее проявление другого процесса - того, как люди проверяют новые идеи. Лучший способ использовать это сопротивление - помочь людям следовать этому систематическому процессу проверки.

Профессор Джон Коттер в своей книге «Управление изменениями» выделяет следующие причины сопротивления:

- боязнь потерять что-то ценное;

- слабая коммуникация между руководителем и персоналом;

- различная оценка ситуации;

- боязнь процесса адаптации.

Выделяем следующие этапы вхождения в экспериментальную деятельность:

  1. актуализация - объяснение необходимости изменений;

  2. первичное внедрение (участие только добровольное);

  3. мониторинг и анализ предварительных результатов (безоценочный);

  4. внесение корректив в план реализации;

  5. мотивационный (по постепенному вовлечению заинтересованных лиц);

  6. публичное предъявление продукта;

  7. поощрение участников;

  8. активное внедрение в практику деятельности школы, максимальное увеличение количества участников.

По мнению Джона Коттера, важнейшая роль в процессе изменений отводится самому первому этапу, на котором нужно заинтересовать людей в изменениях, пробудить в них чувство крайней необходимости изменений. Необходимо вызвать у людей эмоции, чувства, чтобы они сами захотели меняться, только тогда преобразования будут качественными и успешными. Согласно плана работы городской экспериментальной площадки специалистами Центра ПМС-сопровождения детей и подростков были проведены семинары-практикумы для педагогов общеобразовательных школы - участников эксперимента: «Одаренность и одаренный ребенок. Рабочая концепция одаренности», «Экопсихологический подход к проблеме развития детской одаренности». С целью развития креативности педагогов специалисты Центра ПМСС на этих семинарах также проводились социально-психологические тренинги, на которых активность участников являлась основной формой поведения. Она подразумевала постоянное реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие. В жизни человек часто замыкается в себе, сосредотачиваясь лишь на собственных проблемах. Необходимо было научиться сочетать эту погруженность в себя с активной включенностью в другого, в анализ групповых процессов. На занятиях поощрялась конструктивная полемика между участниками, включая руководителя тренингов. В дальнейшем мы также использовали такую форму работы на встречах педагогов-экспериментаторов в рамках школы, с целью дальнейшего самораскрытия, открытия в себе сильных сторон, т. е. таких качеств, навыков, стремлений, которые человек принимает, ценит в себе, которые дают чувство уверенности и доверия к самому себе; изучения возможностей использования своих сильных сторон во взаимоотношениях с другими людьми. На первом этапе был также проведен педагогический совета «Система работы с одаренными детьми». Цель: формирование образовательного пространства, мотивирующего детей к самореализации и саморазвитию. Задачи:

1) создание организационно-педагогических условий в рамках урочной деятельности;

2) формирование инновационного развивающего пространства;

3) создание условий для самоопределения педагогов;

4) психологическое обеспечение деятельности педагогов и учащихся.

На этапе внедрения в силу объективных причин менялся состав участников экспериментальной деятельности. На сегодняшний момент серьезной проблемой является отсутствие в составе нашей группы педагога-психолога. Заставить учителя насильно профессионально развиваться невозможно. Известная восточная мудрость гласит: «Можно сколько угодно раз подводить коня к воде, но невозможно заставить его пить». Сегодня мы делаем акцент на самообразование, саморазвитие, самодиагностику.

Повышению педагогического мастерства учителей способствовало обучение на курсах («Свободное программное обеспечение в образовательном пространстве», «Формирование компетентностного подхода в работе учителя физики», «Инновации в преподавании курса физики в средней школе», «Проектная деятельность в информационной образовательной среде ХХI века(Intel Обучение для будущего)»), участие в работе семинаров («Актуальные вопросы математического образования», «Современные тенденции математического образования») и вебинаров.

Самообразование педагогов осуществлялось по темам:

  • Формирование умственной культуры в процессе обучения математике.

  • Применение технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения на уроках математики.

  • Формирование умственной культуры в процессе обучения физике.

  • Развитие познавательного интереса к предмету географии.

  • Нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения через анализ художественного произведения.

  • Имя существительное в системе русского языка в начальной школе.

  • Технология развития мышления на уроках литературы.

В результате поиска путей активизации познавательной деятельности учащихся педагогическая мастерская каждого учителя пополнилась наряду с традиционными новыми активными методами и формами обучения:

Методы и средства

обучения

Организационные

формы

Используемые технологии

Проблемные

поисковые

эвристические

игровые

исследовательские

проектные

Урок-лекция

урок-консультация

урок-практикум

урок-конференция

урок-зачет

урок -путешествие

урок- экскурсия

урок-турнир

предметные декады

дни наук

Технология дифференцированного обучения

Технология личностно-ориентированного, развивающего обучения

ИКТ

Игровая деятельность Организация самостоятельной работы

Развитие креативного мышления

Проектная деятельность

Модульное (блочное) обучение

В работе с учащимися учителя ставят перед собой задачу развития умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ, т.е. развивать мыслительные способности учащихся. Другими словами приходится «выращивать» способности каждого ребенка, предлагая ему систему творческих заданий через работу на уроке, подготовку к проведению предметных недель, к работе в школьном научном обществе, подготовку к олимпиадам.

Для достижения максимального использования способностей учащихся применяем следующие методы работы: поисковый, частично-поисковый, проблемный, проективный. И такие формы работы, как предметная олимпиада, конкурсы и викторины, проекты, индивидуальные творческие задания.

Появление и использование информационных технологий дало возможность реализоваться каждому ученику, показать свои способности. Работа с материалами из Интернета, с дополнительной справочной литературой, создание на их основе электронных презентаций позволило создать Банк творческих работ учащихся, куда вошли творческие работы учащихся по изучаемому материалу.

Игровой метод обучения способствует развитию творческих способностей учащихся.

Проектная деятельность учащихся позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности каждого ученика и работе в группе, активизирует самостоятельную деятельность детей, в которой преобладает проектно-исследовательский подход, новые методы интеграции информационных технологий в учебном процессе, повышается интерес к изучаемым предметам.

Педагоги-экспериментаторы работают над созданием развивающей образовательной среды, выступив одним из инициаторов деятельности педагогического коллектива в этой области. Этот выбор обоснован и социальным заказом школе, и результатами информационно-аналитических материалов. В частности, нежелание некоторой части детей учиться, неумение самостоятельно получать знания, интеллектуальная пассивность учащихся, небольшой удельный вес численности обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях мотивировали педагогов на поиск новых путей активизации познавательной деятельности учащихся.




Методы мотивации и стимулирования, используемые учителем в процессе обучения (В.В.Пикан)

Группы методов

М е т о д ы

Эмоциональные

  1. Поощрения

  2. Порицания

  3. Учебно-познавательные игры

  4. Создание ярких наглядно-образных представлений

  5. Создание ситуации успеха

  6. Стимулирующее оценивание

  7. Свободный выбор заданий

  8. Удовлетворение желания быть значимой личностью

Познавательные

  1. Опора на жизненный опыт

  2. Познавательные интересы

  3. Создание проблемных ситуаций

  4. Побуждение к поиску альтернативных решений

  5. Выполнение творческих заданий

  6. Предъявление заданий на смекалку

  7. «Мозговая атака»

  8. Развивающая кооперация

Волевые

  1. Предъявление учебных требований

  2. Информирование об обязательных результатах обучения

  3. Формирование ответственного отношения к учению

  4. Познавательные затруднения

  5. Самооценка и коррекция своей деятельности

  6. Рефлексия поведения

  7. Прогнозирование будущей деятельности

Социальные

  1. Развитие желания быть полезным отечеству

  2. Побуждение подражать социальной личности

  3. Создание ситуации взаимопомощи

  4. Эмпатия, сопереживание

  5. Поиск контактов и сотрудничества

  6. Заинтересованность результатами коллективной работы

  7. Взаимопроверки

  8. Рецензирование

Организация деятельности на уроке имеет продолжение - кружковые занятия. В школе работают кружки: «Хочу все знать», «Занимательная информатика», «За страницами учебника математики», «Мы и Вселенная», «Лаборатория компьютерных технологий», «Развитие творческого мышления учащихся», «Ритмика», «Маленькие умельцы» (преподаватели из ЦДТ «Приокский»), «Умники и умницы» (развитие логического мышления учащихся), «Выдумывай! Пробуй! Твори!» (проектная деятельность), «Азбука здоровья», «Мой друг - библиотека». Есть опыт организации элективных курсов. Особой формой совместной творческой деятельности педагогического коллектива и учащихся являются предметные декады.

Создавая развивающую образовательную среду, педагоги пришли к необходимости создания научного общества учащихся. Хорошие предпосылки для этого уже были. Основным направлением работы НОУ является выявление и поддержка способных, талантливых и одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности.

Обобщение опыта работы было представлено в различных видах: открытые уроки, доклады, статьи, методические разработки, творческие отчеты, выставки, слайдфильмы.

Распространение педагогического опыта осуществлялось через

- выступления

• методическое объединение - отчет по темам самообразования, обмен опытом

• научно-практическая конференция учителей школы

• педагогический совет («Система работы по развитию учащихся в условиях общеобразовательной школы»)

• городской педагогический фестиваль «Новый век: образование сегодня и завтра»

• августовское совещание заместителей директоров школ г. Рязани по теме: «Создание коллекции медиаресурсов»

• городская предметная конференция «Повышение качества образовательного процесса: технологии, приемы, формы работы» по теме «Проектная деятельность в начальной школе»

• совещание директоров школ и заведующих ДОУ по теме: «Проблемы адаптации ребенка в школе»

• городская выставка-презентация «Методическая служба ОУ - муниципальному образованию» («Система работы школы по развитию детской одаренности»)

- творческие отчеты (аттестация на первую и высшую квалификационные категории)

- мастер-классы (2009г. - на базе школы для учителей физики Рязанской области; 2011г. - городская предметная конференция, «Поиск путей и средств, форм организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения физике»)

- организацию курсов на базе школы (2012г. - «Проектная деятельность в информационной образовательной среде ХХI века. Intel«Обучение для будущего»)

- публикации (2011г., сборник «Школа нового дня: лучшие педагогические инициативы»).

Результативность.

Создана развивающая образовательная среда как фактор активизации познавательной и творческой деятельности учащихся

Учебная деятельность:

- современные педагогические технологии

- разноуровневое дидактическое обеспечение

- материально - техническая база

- атмосфера психологического комфорта

- личность учителя

Внеурочная деятельность:

- кружковые занятия

- элективные курсы

- НОУ

- предметные декады, конференции

-предметные олимпиады, творческие конкурсы

• городской чемпионат по деловым играм

• областной конкурс исследовательских работ

• интеллектуальная игра по физике «В космос - ради жизни» среди учащихся Московского округа

• игра «КИТ», международный конкурс-игра «Кенгуру», всероссийский конкурс «Человек и природа (ЧИП)»

• городской конкурс компьютерных знаний «Компьютерный Ас»

• открытый конкурс программирования «В содружестве с компьютером»

• городской конкурс проектно - исследовательских работ учащихся

• городская викторина «Урбоэкология», городской викторина «Вода - источник жизни»

• городские конкурсы-праздники «Столовая для птиц», «Птицеград», «День птиц», «Первоцвет», акция «Мы чистим мир»

• конференция «М.В.Ломоносов - русский гений» (библиотека им.М.Горького), «Павловские чтения» в гимназии № 2

• городская научно-практическая конференция «Ступени»

• игры- викторины «Чибис - птица 2010 года», «Трясогузка белая - птица 2011г.», «Варакуша - птица 2012г.», проводимые в рамках кампании Союза охраны птиц России «Птица года»

• городской конкурс «ЭКОсумка»

• открытый окружной литературно-художественный конкурс «Мы ищем таланты» в номинации «Художественное чтение»

• конкурс «Первоклассное поздравление»

• конкурс детского творчества «Покровская вода»

• заочный конкурс экологических проектов «Лебедь - птица года» и др.

С каждым годом растет число участников различных конкурсах и олимпиад, внеклассных мероприятий. Школьники принимают участие в исследовательской и проектной деятельности.


Мы убеждены, что любые инновации и инициативы будут успешными только в том случае, если учителю будет все понятно, если будет им принято, творчески переосмыслено и с желанием включено в свою деятельность.

© 2010-2022