Дипломная работа. Мониторинг качества образования

Актуальность и постановка проблемы работы заключается в том что реформа профессионального образования, стратегия развития Российского образования до 2010 года, подписание Россией Болонского и Брюггско - Копенгагенского соглашений, обеспечивающее вхождение в открытое Европейское образовательное пространство, обострило внимание к качеству образования. Его повышение в соответствии с российскими и европейскими требованиями является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мир...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ульяновский институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования


Кафедра профессионального образования











Выпускная квалификационная работа




по теме: «Мониторинг качества профессионального обучения рабочих и специалистов».





Работу выполнила:

Казначеева Лариса Анатольевна

мастер п/о ОГОУ СПО УТПиТ

слушатель группы ПО-3




Ульяновск

2011


Содержание

Введение 3

Теоретическая часть

1 Мониторинг качества профессионального обучения

1.1. Содержание, цели, задачи, принципы образовательного мониторинга 5

1.2. Объективные и субъективные проблемы педагогического мониторинга 12

2. Мониторинг как средство управления качеством образования

2.1. Роль, место и функции специалистов начального профессионального образования 16

2.2.. Развитие эффективных партнерских отношений, как фактор повышения качества подготовки рабочих кадров 17

Практическая часть

3. Модель мониторинга качества профессионального обучения специалистов

3.1. Программа мониторинга 21

4. Выводы и рекомендации 24

5. Список использованной литературы. 26

6. Приложение 27

















Введение

Актуальность и постановка проблемы работы заключается в том что реформа профессионального образования, стратегия развития Российского образования до 2010 года, подписание Россией Болонского и Брюггско - Копенгагенского соглашений, обеспечивающее вхождение в открытое Европейское образовательное пространство, обострило внимание к качеству образования. Его повышение в соответствии с российскими и европейскими требованиями является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. На рынке труда к специалистам, соответствию их квалификационным характеристикам, специфике конкретного производства предъявляются все более жесткие требования, В новых условиях функционирования и развития экономики система образования вынуждена пересмотреть сложившиеся за прошлые десятилетия представления о том, что такое качественный специалист, каким должен быть процесс подготовки специалиста, чтобы он отвечал новым требованиям производства.

Задачей профессионального образования становится не только развитие личности, формирование знаний, умений и навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям техники, технологии, организации труда,

Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001г.) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010года», По мнению ученых и специалистов в области профессионального образования, при разработке методологии и механизма оценки качества образования необходимо избрать базовой концепцией компетентностный подход, при котором оцениваются профессиональные знания и карьерные возможности выпускников. Использование подобного подхода может способствовать преодолению когнитивных ориентации образования, что приведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема управления качеством обучения, необходимость проведения высокоэффективного мониторинга, способствующего дальнейшему развитию образовательного учреждения.






1 Мониторинг качества профессионального обучения


1.1. Содержание, цели и задачи образовательного мониторинга


В настоящее время в современной педагогике уделяется большое внимание теории и практике оперативного и эффективного управления качеством образования.

1. Основным средством получения информации о качестве образования является мониторинг - процесс непрерывного слежения за состоянием и развитием образовательного процесса. Мониторинг позволяет не только систематизировать информацию, на основе её анализа и осмысления обозначить проблемное поле и пути решения проблем, но и может стать действительным механизмом материального поощрения педагогов.

2. Материальное поощрение в виде доплат в соответствии с рейтинговой оценкой преподавателя - это прообраз новой системы оплаты труда, где зарплата каждого будет напрямую зависеть от личного вклада в общее дело. Рейтинговая система оценки индивидуальной методической работы преподавателя и всей предметно-цикловой комиссии отражает многогранную и разностороннюю деятельность.

3. Каждый преподаватель должен занять субъектную позицию - позицию активного аналитика своей педагогической деятельности и её организатора. Это в полной мере позволяет сделать технология «портфолио», эффективное средство педагогической диагностики и оценки профессионализма педагогов.

В обобщенном виде все направления проводимого в техникуме мониторинга можно представить в виде четырех взаимосвязанных основных укрупненных показателей:

1) оценка качества исходного «продукта» (абитуриента);

2) оценка качественных характеристик образовательной среды (качество преподавательского состава, соответствие установленным требованиям материально-технической базы и информационно-методического обеспечения, уровень научно-исследовательской работы преподавателей);

3) оценка качества промежуточного «продукта» - результат учебной деятельности студентов;

4) оценка качества выпускаемой «продукции» - качества подготовленности выпускников техникума.

Мониторинг предполагает диагностику в виде различных контрольно-измерительных мероприятий, а контроль является одним из конфликтообразующих моментов в деятельности учебного заведения.

Главная задача - это превратить трудоемкую и скучную работу с «сухими» цифрами в радостное и взаиморазвивающее профессиональное общение.

Обеспечение высокого качества образования - главная задача государственной образовательной политики на современном этапе. Основным средством получения информации о качестве образования и улучшении эффективности учебного процесса является мониторинг.

Мониторинг - это неотъемлемый компонент эффективного управления педагогической системой (или процессами). Комплексный мониторинг можно определить, как процесс непрерывного слежения за состоянием и развитием педагогического процесса подготовки специалиста.

Цель мониторинга - оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере образования. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений. Так, проводимый в техникуме мониторинг позволил обозначить направления, нуждающиеся в особом внимании педагогов и администрации:

- укрепление материально-технической базы техникума;

- регулярное обновление учебно-методических материалов, содержания дисциплин с учетом требований ГОС СПО (рабочие программы, лекционный и проверочный материал, учебные пособия, др.);

- усиление воспитательного потенциала проводимых мероприятий, поставив в центр всей работы профессионально-значимые качества личности, её духовно-нравственную направленность;

- непрерывное повышение квалификации педагогов, совершенствование форм самообразования, др.

Мониторинг позволяет не только систематизировать информацию, на основе её анализа и осмысления обозначить проблемное поле и пути решения проблем, но и может стать действительным механизмом материального поощрения педагогов, работающих эффективно в режиме развития. Новым методом стимулирования деятельности преподавателей в нашем техникуме стали профессиональные конкурсы по итогам рейтинговой оценки педагогов техникума «Мастер года», «ПЦК года», проводимые в канун Дня Учителя. Материальное поощрение в виде доплат в соответствии с рейтинговой оценкой, а также моральное поощрение, что также немаловажно - это прообраз новой системы оплаты труда, где зарплата каждого будет напрямую зависеть от личного вклада в общее дело.

Рейтинговая система оценки индивидуальной методической работы преподавателя и всей цикловой комиссии отражает многогранную и разностороннюю деятельность.

Сегодня остро стоит вопрос обеспечения данного направления мониторинга надежным инструментарием диагностики, в которой тесно переплетаются взгляды администрации, коллег на результаты образовательной деятельности, так и самого преподавателя, который должен занять субъектную позицию - позицию активного аналитика своей педагогической деятельности и её организатора. Это в полной мере позволяет сделать технология «портфолио», которая в мировой и отечественной практике рассматривается и как эффективное средство педагогической диагностики, и как метод оценки профессионализма педагогов.

Прообразом портфолио является наш методический паспорт педагога, в котором фиксируются все наработки за учебный год. Без сомнений, этот набор материалов, демонстрирующий умение мастера производственного обучения и преподавателя решать задачи своей профессиональной деятельности и должен лечь в основу не только рейтинговой оценки педагога для определения поощрительной доплаты к зарплате, но и при прохождении очередной аттестации.

Но не только преподаватели выступают субъектами мониторинга, а все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и преподаватели, и студенты, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее.

Например, социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Объективность и своевременность информации, качество её представления помогут решить многие вопросы, например такой, как осуществление набора на новый учебный год. В данном направлении перспективной видится связь с прессой, СМИ города, и конечно же - организация работы сайта нашего техникума.

Студент также получает информацию о результатах учебы, на основании которой выстраивает индивидуальную траекторию деятельности. Нам необходимо учитывать его мнение о качестве образования. Проблема состоит в том, что одни молодые люди, получающие образование, часто оценивают удовлетворенность как легкость сдачи экзамена, простоту обучения и т. д., в то же время другие оценивают содержание изучаемых дисциплин и профессионализм преподавателей. Поэтому такой многосторонний аспект оценки удовлетворенности образования позволяет легко завуалировать результативность образования.

Над данной проблемой успешно работает ПЦК специальных дисциплин, преподаватели которой не отделяют труд студента от труда преподавателя, а во главу угла ставят три важнейших принципа: объективность, наглядность и системность. Это позволяет добиваться стабильно высоких результатов педагогического труда (качество знаний по ПЦК составляет 54%-72%.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. В обобщенном виде все направления проводимого в техникуме мониторинга можно представить в виде четырех взаимосвязанных основных укрупненных показателей:

1. Оценка качества исходного «продукта», которым для техникума можно считать абитуриента - отражается в экзаменационных отметках, а также данных психолого-педагогической диагностики на этапе адаптации (1-й год обучения). Проблема: с каждым годом этот показатель снижается, а сложившаяся демографическая ситуация позволяет сделать прогноз на закрепление и даже усиление данной тенденции.

2. Оценка качественных характеристик образовательной среды, под которой понимается учебное заведение. Этот показатель характеризуется:

качеством преподавательского состава (проблема: отсутствие педагогического образования у части преподавателей, пассивность отдельных педагогов в повышении своей квалификации);

соответствием установленным требованиям материально-технической базы и информационно-методического обеспечения (проблема: устаревшее оборудование, слабая оснащенность аудиторий, состояние спортзала, а также недостаточное количество аудиторий, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям по площади на 1 чел., освещению, шумовым эффектам); отсутствие медиатеки и доступа к сети Интернет студентами и преподавателями;

3. Оценка качества промежуточного продукта - результат учебной деятельности студентов. Учебная деятельность может быть оценена по результатам рубежного контроля, позволяющим определить успешность освоения программного материала на всех этапах обучения. Проблема видится в субъективности оценивания со стороны преподавателя:

довольно часто проявляются несовпадение требований разных преподавателей, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа;

различие в профессиональной квалификации педагогов;

возможная небеспристрастность преподавателя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых студентов, др.

Выдающийся педагог Я. А. Коменский справедливо заметил: «Истинная мудрость заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо, чтобы считать каждую вещь только такою, какая она есть, не стремиться к пустому, как будто бы оно было драгоценным, или не отбрасывать драгоценного, принимая его за пустое, не порицать того, что заслуживает похвалы, и не восхвалять заслуживающего порицания. Отсюда именно рождаются в человеческих умах всякое заблуждение и ошибки».

4. Оценка качества выпускаемой продукции - качества подготовленности выпускников техникума. Уровень подготовленности выпускников принято оценивать по результатам их итоговой аттестации. Эта оценка может производиться непосредственно по итогам сдачи выпускных экзаменов и защиты выпускных работ, а также по качественным характеристикам этих работ.

На этапе подготовки и защиты дипломных проектов образовательная деятельность достигает апогея. Ведь студент, готовя свою курсовую работу, обращается к своим знаниям по всем предметам. На этапе рецензирования с дипломниками работают уже руководители практики от торговых предприятий, Традиционными на ПЦК стали специальные заседания по итогам защиты, на которых отмечаются положительные моменты, указываются недостатки образовательного процесса и намечаются меры по их устранению.

Для улучшения работы во время защиты преподаватели данной комиссии считают необходимым:

1) создать кабинет и курсового проектирования;

2) оснастить кабинет курсового проектирования необходимым оборудованием, включая множительную технику (компьютер, сканер, принтер, ксерокс, диапроектор, экран, плоттеры, необходимая справочная литература, образцы оформления курсовых работ, и т. п.);

3) в процессе работы над курсовым работами организовать консультации опытных преподавателей по различным направлениям (возможно в форме комплексного междисциплинарного факультативного курса);

Оценка уровня подготовленности выпускников оценивается и потенциальными работодателями и отражается в характеристиках и отчетах о прохождении преддипломной практики. Традиционной формой осмысления студентами и преподавателями результатов практики стали студенческие конференции, которые стали традиционными и проводятся на высоком методическом уровне. Проблема: ограниченные сроки практики по новым стандартам не могут обеспечить участие студентов на всех этапах торгового процесса. Нам в техникуме необходимо иметь учебное оборудование, стенд-тренажер, который наглядно демонстрирует все процессы, учебные фильмы по данной тематике.




1.2. Объективные и субъективные трудности педагогического мониторинга


При организации и функционировании системы педагогического мониторинга возникают как объективные, так и субъективные трудности, препятствия на различных этапах. Например, недостаток множительной техники для распечатки в достаточном количестве тестовых заданий, методических разработок и т.д. К объективным трудностям можно также отнести: нерациональное распределение часов в содержании отдельных рабочих программ; проводимое в настоящее время в нашем техникуме. Обновление всех рабочих программ как раз нацелено на осмысленную оценку сложившегося положения и внесения необходимых коррективов как с точки зрения содержания, изменившегося количества часов, так и соблюдения единых требований в оформлении; существенные расхождения между содержанием тестовых заданий и действующих рабочих программ, одинаковые задания для студентов всех возрастных групп

Если на объективные причины повлиять сложно, а иногда и просто невозможно, то субъективные причины намного легче поддаются корректировке. Более того, при эффективной организации образовательной деятельности можно заранее влиять на такого рода факторы в профилактическом режиме. Например, с целью оказания оперативной методической помощи педагогам на базе методического кабинета было организовано и проведено специальное занятие-практикум по подготовке к тестированию. Это позволило снять с повестки дня многие организационные вопросы, а также провести данное мероприятие в установленные сроки на хорошем организационном уровне. Анализ результатов тестирования были тщательно проанализированы, осмыслены и в плане на новый учебный год отражены итоги этого анализа.

Мониторинг предполагает диагностику в виде различных контрольно-измерительных мероприятий, а, как хорошо всем известно - контроль является одним из конфликтообразующих моментов. Причиной этого может быть искреннее непонимание преподавателями, почему контролируется именно эта тема, именно его группа и т. п. Думается, если создать преподавателям возможность для их самостоятельного планирования внутритехникумковского контроля после анализа результатов учебного года, этого можно избежать.

Например, для оценивания результатов своего труда каждый преподаватель заранее должен провести «самоаудит», в процессе которого: выделит для себя тему по самообразованию; с помощью методиста наметит приемлемые и интересные формы работы; запланирует конкретные мероприятия, проведение которых позволит не в одиночку искать причины пробелов в знаниях студентов или собственных неудач, а совместно обсудить пути решения этих проблем. Каждая ПЦК в результате такой аналитической работы в конце учебного года представит план работы своей комиссии, куда войдут темы по самообразованию педагогов, темы внутритехникумковского контроля, открытые уроки (1-2 по всему ПЦК - обязательные, в зависимости от количества педагогов в данной комиссии; остальные - по желанию), семинары и «круглые столы», др.

Таким образом, удается достигнуть двух целей - получить достаточно целостный план работы методического объединения педагогов (ПЦК) на следующий год и сделать этот план «прозрачным», полностью понятным самим преподавателям. А план, в разработке которого ты принял активное участие, и реализуется совсем по-другому, на другом уровне ответственности.

Сегодня перед всеми нами стоит очень важная задача создания в коллективе доброжелательных и открытых отношений, атмосферы взаимопомощи и взаимоподдержки. Только на такой базе возможно раскрытие преподавателями своего творческого потенциала, возникновение у них желания профессионального самосовершенствования, успешно решать возникающие трудности и уверенно двигаться вперед.

2009-2010 учебный год - особый в жизни Техникума Питания и Торговли. Нас ожидало прохождение процедуры аттестации и аккредитации. Во исполнение закона РФ «Об образовании» с целью обеспечения процедуры государственной аккредитации в новом 2009/2010 учебном году нам предстояла важная работа по подготовке методических материалов к проведению аттестации и аккредитации техникума в 2010 году. Перед методической службой стояла задача: подготовить информационный материал к проведению самоаттестации техникума (методические рекомендации по анализу содержания и качества подготовки специалистов; формы сводных таблиц обобщенных результатов итоговой аттестации выпускников и контроля знаний студентов; требования к аттестационным педагогическим измерительным материалам, др.).

Первым этапом в данном направлении стал расширенный самоанализ педагогической деятельности, проведенный каждым преподавателем в конце 2008-2009 учебного года с использованием технологии ПОРТФОЛИО. Каждый преподаватель заполнил обновленную форму методического паспорта - профессиональное портфолио, что позволило систематизировать имеющиеся наработки, увидеть проблемы и перспективы развития профессионализма каждого педагога в отдельности и всего коллектива в целом.

Результаты педагогической деятельности каждого преподавателя и каждой предметно-цикловой комиссии также занесены в карту рейтинговой оценки, которая непрерывно совершенствуется с момента внедрения в образовательный процессе. Благодаря рейтинговой оценке образовательной деятельности появилась возможность определить вклад каждого педагога в общее дело, обозначить направления, нуждающиеся в особом внимании преподавателей. Вместе с тем проявились и значительные трудности. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии всех дел. Вот почему вопросы дальнейшего совершенствования рейтинговой оценки деятельности преподавателей техникума, одного из важнейших направлений педагогического мониторинга, необходимо решать и в новом учебном году, особенно такие его параметры, как качественная оценка каждого выполненного мероприятия.

Я. А. Коменский одним из первых осознал остроту данной проблемы и на основании этого сделал для педагогики фундаментальный вывод: «Истинное суждение о вещах есть истинная основа всякой добродетели. Ничего нет в человеческой жизни более гибельного, чем те превратные суждения, когда вещам дается ненадлежащая оценка». Мысли наших выдающихся предшественников о необходимости развития правильного оценочного отношения к вещам и окружающей действительности находят живой отклик у современных педагогов. Нельзя считать человека достаточно развитым и воспитанным, если у него не сформировалась способность проникать во все тонкости и глубины предмета, если он не умеет оценивать все объемно и широко.

Каждый из нас формирует свою оценочную систему, и от того, насколько она совершенна или несовершенна, зависит не только наша собственная жизнь, но и жизнь наших воспитанников. Именно поэтому совершенствование своей оценки должно быть непреложным делом каждого педагога. Главная задача - это превратить трудоемкую и скучную работу с «сухими» цифрами и фактами в радостное и взаиморазвивающее профессиональное общение.




2. Мониторинг как средство управления качеством образования


2.1.. Роль, место и функции специалистов начального профессионального образования

Администрация техникума организовала курсовое обучение без отрыва от производства всего педагогического коллектива по современным педагогическим технологиям (отечественным и зарубежным) с акцентом на модульные технологии и методики, ориентированные на действия. Эти педагогические технологии адаптированы в учебный процесс наряду с другими технологиями .

Но на сегодняшний день мы хорошо понимаем, что для общества и работодателя на рынке труда представляет интерес такой специалист, который подготовлен к решению профессиональных задач в различных условиях, умеет работать с информацией. Это подтверждается данными анкет наших работодателей. Исходя из этого, мы рекомендовали методическим объединениям изучить и адаптировать в учебный процесс технологию развития критического мышления учащихся. Эта технология позволила максимально направить деятельность на уроке на работу с информацией. В ее структуре много интересных методических приемов, формирующих опыт самостоятельной деятельности в различных ситуациях. Планируем в дальнейшем расширять спектр используемых инновационных педагогических технологий.

Внедрение в учебно-воспитательный процесс модульно-компетентностного подхода повысило качество подготовки будущих специалистов сферы обслуживания, что подтверждается следующими результатами:

1. динамика качественной успеваемости за последние три года по предметам профессионального и общеобразовательного цикла положительная;

2. качественные показатели по производственному обучению и итоговой аттестации выпускником стабильно высокие и имеют тенденцию к росту;

3. наши учащиеся за последние три года занимали призовые места в областных конкурсах профессионального мастерства .

4. выпускники техникума востребованы на рынке труда и работодатели выражают нам благодарность за высокое качество их подготовки.

Хочется подчеркнуть, что адаптироваться к жестким социально-экономическим требованиям обстановки рынка образовательных услуг могут лишь те учебные учреждения, которые работают в инновационном режиме. Именно инновации определяют в конечном счете имидж учебного учреждения, на сегодня это вопрос его жизнеспособности в образовательном пространстве.





2.2. Развитие эффективных партнерских отношений, как фактор повышения качества подготовки рабочих кадров

Трансформация экономического уклада, появление рынков труда, капитала интеллектуальных ресурсов, образовательных услуг, изменили стратегию подготовки кадров. В связи с изменением форм собственности и резким падением промышленного производства нарушились традиционные взаимоотношения между профессиональными заведениями и работодателями.

Новые экономические условия диктуют новые подходы к взаимодействию с участниками рынка труда, ориентируясь на конкретные запросы работодателей, которые становятся инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества.

Будучи одной из наиболее консервативных, система образования вынуждена адаптироваться, постоянно и своевременно изменяться, охватывать все большее число заинтересованных участников, стремиться вовлечь практически все возможные ресурсы.

В мировом сообществе уже накоплен значительный опыт социального взаимодействия, осуществляемый путем партнерства его участников. Социальное партнерство признается как важнейший фактор модернизации профессионального образования. Отсюда возникает необходимость в поиске партнеров с общими производственными задачами и интересами.

Механизмы взаимодействия строятся на определенных фундаментальных принципах и нормах:

1. Партнерские отношения основываются на добровольности признания партнерами друг друга в качестве участников отношений.

2. Решающим, в отношениях партнерства, выступает фактор взаимной заинтересованности сторон, уважение и учет интересов партнеров.

3. Предполагается обоюдная ответственность за общее дело, обязательность исполнения достигнутых договоренностей в рамках соглашений и договоров.

Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов.

Проблемами сегодняшнего дня в подготовке квалифицированных специалистов, считаю:

1. Материально-техническое обеспечение учебного процесса; (для качественной подготовки необходим современное технологическое оборудование нового поколения)

2. Кадровый «голод»; (недостаток педагогических кадров с инновационным мышлением)

3. Мотивация учащихся; (низкая социальная планка рабочих специальностей)

Так как подходы к решению данных проблем разные, условно, партнерские отношения можно разделить на две категории:

- Партнеры на рынке труда;

- Партнеры на рынке образовательных услуг;

Общей задачей в этом сотрудничестве является подготовка высококвалифицированных кадров. На сегодняшний день наше учебное заведение заключает договора с современными крупными торговыми компаниями ЗАО «Гулливер» ТК «Симбирка», ТК «Провиант-розница» Сегодня, имея современный центр подготовки, нам есть, что предложить нашему партнеру.

Они в свое время поддерживают нас в инновационных проектах и в решении некоторых проблем социального плана. Предоставление рабочих мест с высокотехнологичным оборудованием, участие в технологическом процессе предприятия во время производственной практики повышает у учащихся степень ответственности, предполагает более высокий качественный уровень подготовки, повышает конкурентоспособность нашего выпускника.

Подготовка высококвалифицированных кадров также является нашим общим интересом. За время делового сотрудничества со стороны наших социальных партнеров осуществляется поддержка в форме многофункционального оборудования, , что значительно улучшает качество материально-технического обеспечения учебного процесса. При их поддержке и участии мы осуществили планы реализации национального проекта, было поставлено современнейшее оборудование для учебного центра.







Практическая часть

3. Модель мониторинга качества обучения в УТПиТ

3.1. Программа мониторинга

1. Диагностика усвоения и качества знаний студентов на отделении должна проводится в течение учебного года по всем учебным дисциплинам, по группам и отделению в целом.

2. Обработка и анализ полученных результатов.

По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами директорских контрольных работ.

Определяется тип изменений успешности студентов:

Восходящий;

Ровный;

Нисходящий;

Неопределенный.

Фиксируется общий рейтинг ежемесячной аттестации по баллам студентов отделения и рейтинг по отдельным дисциплинам.

Оценивается динамика усвоения знаний на каждом этапе: по восходящему типу или по нисходящему типу.

Выясняются причины неуспеваемости студентов при помощи анкетирования студентов, неуспевающих по отдельным дисциплинам, и преподавателей, ведущих эти дисциплины. Наложение гистограмм как по дисциплине в целом, так и по отдельному студенту позволяют определить тип неуспевающих студентов: с низкой обучаемостью, но положительным отношением к учебе или с удовлетворительной, даже более высокой обучаемостью, но стойким равнодушием или отрицательным отношением к учебе. Намечается стратегия дальнейшей работы.

3. Коррекция.

Меры по коррекции включают в себя:

письма родителям с указанием не только результатов обучения студента на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга по отделению и тенденции успеваемости;

обсуждение проблем студентов на собраниях групп студенческого самоуправления групп;

обсуждение на расширенных заседаниях цикловых комиссий с приглашением родителей;

формирование учебной мотивации;

развитие профессиональных интересов;

разработка индивидуальных перспективных планов работы студента;

проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью белее доступного изложения трудного материала;

прогнозирование конечных уровней учебных достижений студентов.

Диагностирование качества знаний и умений студентов нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения. При мониторинге успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и студентов, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Этот позволяет представить студента не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации учебного процесса.

Педагогический мониторинг с целью оперативной коррекции хода усвоения учебного материала включает в себя:

Входной контроль с целью констатации исходного уровня знаний и умений по дисциплине;

Ежемесячная аттестация студентов;

Директорские контрольные работы;

Рубежный контроль - итоги I и II полусеместров;

Семестровые контрольные работы;

Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета или экзамена;

Контроль на выходе, носящий диагностируемый характер и составление прогноза на дальнейшее освоение учебного материала.

На отделении в течение учебного года по всем учебным дисциплинам проводится от 7 (если дисциплина изучается 1 семестр) до 13 диагностических процедур. Показатель усвоения знаний в каждом случае вычесляется методом нормального распределения. Анализ результатов предпологает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей. Регистрируется тип изменений успешности студентов.

Восходящий

Ровный

Нисходящий

Неопределенный

Рейтинги по дисциплинам позволяют отследить студентов, имеющих успехи только в некоторых областях и не оказавшихся на высоком месте в рейтинге отделения.

По результатам рейтинга родители студентов получают выписки из ведомости.


Выводы и рекомендации


Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает преподавателя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня облученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию студентов, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности, а это в свою очередь сделает выпускника востребованным на рынке труда.

Педагогический мониторинг должен быть системно организованным, прежде всего по этапам обучения и инструментарию.

Для его организации в техникуме необходимо наличие следующих условий:

-реализация системы контроля в его основных видах: текущий, тематический, промежуточный, рубежный, итоговый.

-организация контрольно-проверочных срезов (директорских контрольных), обеспечивающих систематичность и переодичность контроля.

-наличие пакета измерителей на всех этапах контроля.

-апробация измерителей и последующая коррекция обнаруженных пробелов в знаниях.

Исходя из этого, в техникуме разработана система мониторинга, включающая:

входной контроль с целью определения уровня знаний на начало изучения дисциплины;

текущие контрольные работы и тематический контроль по завершении раздела дисциплины;

рубежный контроль по итогам 1 2 полусеместров;

промежуточный контроль в форме диференцированного зачета или экзамена;

контроль на выходе.

Объектами контроля являются умения и навыки по дисциплинам согласно рабочим программам.























Список литературы

1. Алексеев Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения, 1999.

2. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием, 1996.

3. Кукуев А.И. Педагогический мониторинг обученности учащихся, 1997.

4. Кукуев А.И. Мониторинг обученности учащихся - средство управления образованием, 1997 г.

5. Поташник М.М. Управление качеством образования в школе, 1996 г..

6. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса , монография /Текст/ Г.П. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицин - СПб: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001г.

7. Я. А. Коменский. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 2

Издательство: Педагогика, 1982 г.

8. Шибаева Л.В., Кузнецова Н.М., Гранкина Т.Г. Система отслеживания успешности и продуктивности основных направлений образовательной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 1.

9. Колмогорцева Т.А. Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования // Дополнительное образование. - 2003. - № 7

10. Матрос Д.Ш., Полев Д., Меньшикова Н.Г. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Народное образование. - 2000. - № 8.

















ПРИЛОЖЕНИЕ









Дипломная работа. Мониторинг качества образования.




© 2010-2022