Рекомендации по разработке методических указаний для организации самостоятельной работы студентов

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Осинский профессионально-педагогический колледж»





РАССМОТРЕНО

Заседание

научно-методического совета

«____»______________2015 г.

Протокол № ____

УТВЕРЖДЕНО

Директор:

________________ А.А. Култышев

«_____»________________ 2015 г.




Е.А.Сыпачева






Рекомендации

по разработке методических указаний

для организации

самостоятельной работы студентов

















Оса, 2015

Данные рекомендации разработаны в соответствии Положением по планированию и организации самостоятельной работы студентов ГБПОУ «Осинский ППК» и представляют собой общие рекомендации по созданию методических указаний для организации самостоятельной работы студентов, содержат общие сведения о самостоятельной работе студентов колледжа, описание структуры методических указаний, советы по их оформлению, а также список использованных источников. Материалы предназначены для преподавателей и мастеров, преподающих в колледже.










Автор: Сыпачева Елена Александровна, преподаватель иностранного языка первой квалификационной категории ГБОУ СПО «Осинский ППК»

Содержание

Пояснительная записка

4

Самостоятельная работа студентов колледжа. Общие сведения

5

Структура методических указаний по организации самостоятельной работы студентов колледжа

Список использованных источников

7


9

Приложения

Приложение 1. Образец оформления титульного листа методических указаний по организации СР студентов

Приложение 2. Примерные нормы времени на выполнение отдельных видов СР студентов


10












Пояснительная записка


Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности".

Решение этих задач вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Для решения этой задачи в учебные планы всех специальностей включена самостоятельная работа, составляющая 50% учебного времени студента.

В связи с этим, студенту из пассивного потребителя знаний необходимо превратиться в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа образования связана по своей сути с переходом парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. В широком смысле под самостоятельной работой студентов следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов, как в учебной аудитории, так и вне нее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие. Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.

Следует с первых дней обучения в колледже приучать студентов к рациональному распределению занятий по месяцам и неделям семестра. При этом очень важна равномерная работа как основное условие успешных занятий в колледже.

Педагог, работающий в системе СПО, должен разработать необходимое учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по курсу.

Целью данных рекомендаций является оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения в разработке учебно-методического обеспечения самостоятельной работы по курсу, а именно методических указаний для организации самостоятельной работы студентов колледжа, которые служат средством вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средством формирования у них методов ее организации.



4

Самостоятельная работа студентов колледжа. Общие сведения

Самостоятельная работа является обязательным видом учебно-профессиональной деятельности студентов и включает в себя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу.

Самостоятельная работа студентов может быть организована в индивидуальной, групповой и фронтальной формах (см. Положение о СР студентов ОППК).

Объем самостоятельной работы определяется федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и находит отражение в основной профессиональной образовательной программе, рабочем учебном плане, рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей.

Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине/профессиональному модулю, осуществляется преподавателем в зависимости от уровня освоения студентами учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки студентов (иметь практический опыт, уметь, знать), сложности и объема изучаемого учебного материала.

Преподаватель эмпирически определяет затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного учебного задания: на основании наблюдений за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы. (Примерные нормы расчёта времени на самостоятельную работу студентов находятся в Приложении 1). Как правило, по совокупности заданий, он находится в пределах 1/3 от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий (см. Положение о СР студентов ОППК). Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и направленность могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины/ профессионального модуля, индивидуальные особенности студента.

Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и специфики изучаемой дисциплины / профессионального модуля, объема часов на изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных особенностей студентов и условий учебно-профессиональной деятельности.

Процесс организации самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

- подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, оборудования);

- основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

5

- заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).

Выполнение самостоятельной работы должно быть обеспечено:

  • информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.);

  • инструктивно-методическими материалами;

  • контролирующими материалами;

  • материально-техническими ресурсами;

  • временными ресурсами;

  • консультациями;

- возможностью публичного обсуждения результатов, полученных студентом самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы и т.п.).

(подробнее см. Положение о СР студентов ОППК)








7

Структура методических указаний

по организации самостоятельной работы студентов колледжа


Исходя из всего вышеизложенного, структура методических указаний для самостоятельной работы студентов колледжа может выглядеть следующим образом:

 титульный лист;

 аннотация;

 сведения об авторе (авторах);

 пояснительная записка;

 содержание;

 список рекомендуемой литературы;

 приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических указаний:
1. На титульном листе должны быть обозначены:

 название учреждения;

 фамилия, имя, отчество автора(ов);

 название (с пометкой о виде методической продукции - методические указания);

 название города;

 год разработки. (см. Приложение 2)

2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

 сути рассматриваемого вопроса;

 предназначении данных методических указаний (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа);

 внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория.

3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

 обоснование актуальности разработки данных методических указаний (здесь целесообразно охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей ОПОП; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические указания);

 определение цели предлагаемых методических указаний (В целом, целью методических указаний по организации самостоятельной работы студентов является организация, управление и обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов в процессе обучения)

 краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических указаний;

8

4. Содержание методических указаний должно быть непосредственно связано с описанием тех видов СР студентов, которые предусмотрены соответствующей РП по УД или ПМ. Поэтому содержание методических

указаний не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

  • дать характеристику и описание заданий на СРС (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов);

  • дать советы по решению организационных вопросов (например, разработать план работы; определить этапы и сроки выполнения работы, распределить варианты и т.д.);

  • вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида СР (исходя из имеющегося опыта);

  • предостеречь от типичных ошибок.

  • описать требования к представлению и оформлению результатов СРС (правила оформления и порядок защиты)

  • описать критерии оценки выполнения СРС (В данном разделе должны содержаться разъяснения для студентов о системе оценивания его самостоятельной работы. Рекомендуется приводить структуру оценивания по отдельным видам учебной деятельности; шкалу распределения баллов для определения оценки по отдельным видам СР (например, для курсового проектирования, контрольных работ и т.д.);

  • шкалу распределения баллов для определения итоговой оценки

5. Список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6. Приложения включают материалы, необходимые для организации СР студентов с использованием данных методических указаний, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

 планы проведения конкретных видов СР;

 тренировочные тестовые задания;

 методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

 примерные вопросы к зачётам и экзаменам;

 методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

 схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

 рабочие тетради и т.д.

9

Список использованных источников

Основные:


  1. ПОЛОЖЕНИЕ по планированию и организации самостоятельной работы студентов (в ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж»), Оса, 2012

  2. alekscdt.narod.ru/metodrek.html

  3. kakprosto.ru/kak-68103-kak-sostavit-metodicheskie-rekomendacii

Дополнительные:

rcfor.marstu.net/LinkClick.aspx?fileticket=PZyhQn%2BsvSM%3D&tabid=2717&language=ru-RU








10

Приложение 1

Министерство образования Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Осинский профессионально-педагогический колледж»





Сыпачева Е.А.









МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (английский)

















Оса, 2015

ОДОБРЕНО

Цикловой

методической комиссией

преподавателей дисциплин

цикла ОГСЭ

Председатель

_________ И.Л.Малыхина

____ ____________20___

Методические указания разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык (английский), разработанной в соответствии с Федеральными государственными стандартами среднего профессионального образования и представляют собой общие рекомендации по выполнению самостоятельной работы в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО. Данные указания содержат характеристику и описание заданий для СР, требования к представлению и оформлению результатов, а также критерии оценки работ студентов и список использованной литературы. Материалы предназначены для студентов, обучающихся в колледже по программам среднего профессионального образования.




Автор: Сыпачева Елена Александровна, преподаватель иностранного языка первой квалификационной категории ГБПОУ «Осинский ППК»



Приложение 2


Задания для самостоятельной работы

Примерная норма времени

Примечание

1.

Подготовка:


  • к практическому (семинарскому) занятию

0,5 - 1 час на 1 час аудиторного занятия

Время зависит от сложности материала


  • к выполнению лабораторной работы, оформлению отчета

1-2 часа на 4-х часовую работу


  • к коллоквиуму

5 часов на 1 коллоквиум


  • к контрольной работе

2-3 часа на 1 работу

Зависит от сложности работы

2.

Проработка:




  • конспекта лекций

0,5-1,0 час на 1 час



  • учебников, учебных пособий и обязательной литературы

0,5-1,0 час на 1 час


3

Изучение первоисточников по дисциплинам цикла ОГСЭ:




  • с составлением плана

0,9-1,0 на 1 п.л.1



  • с составлением конспекта

1,5-2,0 на 1 п.л.


4.

Подготовка реферата, включая изучение источников и написание текста

1 -1,5 часа на страницу реферата

Объем реферата определяется преподавателем (оптимально 10-15 стр.)

5.

Написание докладов на заданные темы; редактирование текстов, перевод текстов и др.

1 -1,5 часа на страницу


6.

Графическое представление изучаемого материала (или презентация изучаемого материала)

До 1 часа на схему, страницу презентации


7.

Составление справок, проспектов, проектов и др.

0,5 - 1 час. на страницу

Объем документа определяется преподавателем

8.

Составление по изученному материалу тестов, разного типа заданий/задач и др.

До 1 часа на задание


9.

Составление анкет для различного вида опросов

До 5 часов на анкету

Уровень сложности определяется преподавателем

10.

Участие в разработке круглых столов, деловых игр и др.

До 6 часов на игру


11.

Составление ситуационных заданий

До 5 часов на одно задание

После практик, экскурсий и др.

12.

Посещение выставок, музеев, предприятий, конференций, круглых столов, предусмотренных рабочей программой с последующим составлением отчета (сообщения, реферата и др.)

До 2 часов на 1 посещение


13.

Проведение социологических опросов и оформление его результатов

До 12 часов на опрос


14.

Подготовка к написанию курсовой работы/проекта

До 30 часов на 1 работу


15.

Выполнение заданий в компьютерном классе

До 3 часов на задание


16.

Выполнение заданий по внеаудиторному чтению (иностранный язык)

1 час на 10000 знаков текста


17.

Перевод текста с иностранного языка

0,5-1,0 час на 1000 знаков


18.

Участие в конкурсах, встречах, олимпиадах и др.

3 - 10 часов на мероприятие

Зависит от уровня мероприятия (в колледже, городское, региональное, всероссийское, международное)

19.

Подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками

До 1,5 часа на задание


20.

Статья, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-популярном, учебном издании и т.п. по итогам самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы.

До 30 часов

Зависит от уровня публикации

21.

Решение отдельных задач

0,3-0,5 часа на 1 задачу




1 1 п.л. соответствует в среднем 16 страницам учебника (учебного пособия) обычного формата.

© 2010-2022