- Преподавателю
- Директору, завучу
- Доклад на тему Корпоративное обучение -источник и стимул профессионального роста педагогов инновационной школы
Доклад на тему Корпоративное обучение -источник и стимул профессионального роста педагогов инновационной школы
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иксатова О.Ж. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Корпоративное обучение - источник и стимул
профессионального роста педагогов инновационной школы
Иксатова Оксана Жумабаевна
ГУ «Комаровская средняя школа»
Одним из главных условий повышения качества образования является система управления процессом профессионального роста педагогов. В современных условиях педагог должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, проектно-исследовательское восприятие мира, высокий уровень активности, способность быть центром интеграции профессионального сообщества, способность давать качественный результат, вне зависимости от условий работы и различных трудностей.
Очень важна в современной школе хорошо организованная методическая деятельность, основанная на соорганизации педагогов по общим профессиональным интересам, на проявлении лидерских качеств, инициативы, самостоятельности и возможности использования педагогического опыта каждого, а также заинтересованных в изменении своей педагогической практики с целью улучшения качества образования. Интерес к корпоративному обучению продиктован требованиями времени. Такая форма обучения представляет собой широкие возможности для раскрытия и использования внутреннего потенциала педагогов - членов одной корпорации. Самостоятельные, стремящиеся к самореализации в разных сферах деятельности педагоги понимают: необходимо учиться, чтобы успешно и эффективно работать.
Необходимость и возможность создания системы корпоративного обучения возникают когда:
-
Есть долгосрочные, неизменные цели развития образовательного учреждения;
-
проработана стратегия развития;
-
описаны, необходимые профессиональной компетенции педагогов в период реализации ГОСО;
-
определена потребность в обучении;
-
педагоги признаны стратегическим ресурсом развития образовательного учреждения.
Цели корпоративного обучения:
-
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников, используя современные образовательные технологии, разработки инновационных программ, проектов.
-
Передача педагогическим работникам апробированных методик проведения современного урока, как основной формы оптимизации учебного процесса, закрепление педагогических навыков.
-
Освоение современного профессионального инструментария.
Принципы корпоративного обучения:
-
принцип системности и мотивации;
-
принцип субъективности и объективности оценивания качества обучения;
-
принцип методологической ясности;
-
принцип ориентированности на практику непосредственно на рабочем месте;
-
принцип открытости программы корпоративного обучения;
-
принцип увеличения возможностей и уменьшения затрат благодаря дистанционному обучению;
-
принцип доступности к продуктам педагогической деятельности внутри учреждения (методическая библиотека, методическая копилка, видеоархив учебных занятий и внеклассных мероприятий);
-
принцип внедрения результатов.
Корпоративное обучение ориентировано на долгосрочные стратегические цели учебного заведения, которые определяются программой развития учреждения.
Корпоративное обучение - это процесс, состоящий из нескольких этапов.
Первый этап - диагностический. На данном этапе проводится комплексная диагностика потребностей в обучении, затруднений коллег в своей профессиональной деятельности. В этом помогает хорошо SWOT-анализ индивидуальной педагогической деятельности, где каждый педагог сможет выделить сильные и слабые стороны в своей работе, сможет сориентироваться, чего ему не хватает для профессионализма, какой барьер существует для восприятия новых методик и приемов с целью повышения качества образования. Таким образом, в ходе диагностики получается стартовая информация для следующей работы.
Второй этап корпоративного обучения - формирование и реализация обучающей программы, основанной на диагностике с учетом возможностей и способностей коллег.
Третий, заключительный этап -анализ реализации программы обучения, соответствие достигнутых результатов цели и задачам данной программы, саморефлексии педагогов. Результаты анализа могут послужить основанием для разработки новых обучающих и развивающих программ и мероприятий.
Итак, корпоративное обучение предусматривает:
-
Оценку уровня знаний, входное анкетирование и тестирование педагогов;
-
доработку и адаптацию обучающих программ с учетом решаемых задач, уровня подготовки и состава участников, формирование программы корпоративного обучения;
-
подготовку практических примеров на основе практики, используемой в образовательном учреждении и разработку, основанных на них методических материалов;
-
обучение педагогов с использованием практических примеров реальных проектов, и, в случае необходимости, с применением аналитических программных продуктов;
-
итоговое анкетирование и тестирование педагогов.
Корпоративное повышение квалификации педагогов осуществляется путем формального и неформального обучения, организацией сетевого обучения специалистов.
Неформальное обучение предполагает:
-
«взятие на буксир»: новичок работает в паре с опытным сотрудником, выполняющим ту же работу - тьютором, который показывает, что должно быть сделано и объясняет, как выполнить необходимые действия;
-
вводный опыт работы: новый член коллектива проводит непродолжительное время в каждом подразделении, чтобы получить представление о работе организации в целом;
-
работа в команде с более или менее опытными коллегами.
Формальное обучение - это:
-
организованные учебные семинары, секции и краткосрочные курсы продолжительностью от нескольких часов до нескольких недель;
-
самообразование: использование самоучителей (печатных и /или других средств обучения), подобранных и одобренных для применения внутри организации;
-
обучение на курсах профессиональной подготовки, организованных учебным заведением.
Возможна сетевая (в сотрудничестве с другими учебными заведениями) организация повышения квалификации путем неформального обучения. Такая организация предусматривает работу коллеги в другой организации в паре с тьютором, выполняющим аналогичные функции , либо приглашение эксперта из другой организации. Обучение сопровождается проведением семинаров; секций; краткосрочных курсов, организованным другим образовательным учреждением стационарно или дистанционно; учебных экскурсий в другие учреждения для ознакомления с опытом их работы с последующим использованием полученных знаний на своем рабочем месте.
Таким образом, эффективно работающая команда обеспечивает реальный успех в профессиональной деятельности, активизирует кадровый потенциал учреждения, совершенствуется компетенция педагогического коллектива.
Повышение профессионализма педагогов в рамках корпоративного обучения:
-
обеспечивает освоение педагогических технологий, выступающие как средство развития педагогической деятельности и личности педагога;
-
формирует готовность педагогов к использованию их для формирования компетенций у обучающихся;
-
носит опережающий характер, который основан на стратегических целях развития всей системы профессионального образования.
Литература
-
Маленкова Л. О. Корпоративное обучение коллег: зарубежный опыт «Человек и образование» № 3-4 (12-13) 2007.- с. 115-118.
-
Кирьякова, А.В., Ольховая, Т.А., Белоновская И.Д. Аксиология образования. Прикладные исследования в педагогике. Монография. / А.В. Кирьякова, Т.А.Ольховая, И.Д. Белоновская. - М.: Дом педагогики, 2010. - 292 с. - ISBN 978-5-89149-017-8.
3. Кузнецов, В.В. Корпоративное образование: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / В.В.Кузнецов.- Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. Ун-та, 2010. - 227 с.