Доклад на тему Корпоративное обучение -источник и стимул профессионального роста педагогов инновационной школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Корпоративное обучение - источник и стимул

профессионального роста педагогов инновационной школы


Иксатова Оксана Жумабаевна

ГУ «Комаровская средняя школа»



Одним из главных условий повышения качества образования является система управления процессом профессионального роста педагогов. В современных условиях педагог должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, проектно-исследовательское восприятие мира, высокий уровень активности, способность быть центром интеграции профессионального сообщества, способность давать качественный результат, вне зависимости от условий работы и различных трудностей.

Очень важна в современной школе хорошо организованная методическая деятельность, основанная на соорганизации педагогов по общим профессиональным интересам, на проявлении лидерских качеств, инициативы, самостоятельности и возможности использования педагогического опыта каждого, а также заинтересованных в изменении своей педагогической практики с целью улучшения качества образования. Интерес к корпоративному обучению продиктован требованиями времени. Такая форма обучения представляет собой широкие возможности для раскрытия и использования внутреннего потенциала педагогов - членов одной корпорации. Самостоятельные, стремящиеся к самореализации в разных сферах деятельности педагоги понимают: необходимо учиться, чтобы успешно и эффективно работать.

Необходимость и возможность создания системы корпоративного обучения возникают когда:

  • Есть долгосрочные, неизменные цели развития образовательного учреждения;

  • проработана стратегия развития;

  • описаны, необходимые профессиональной компетенции педагогов в период реализации ГОСО;

  • определена потребность в обучении;

  • педагоги признаны стратегическим ресурсом развития образовательного учреждения.

Цели корпоративного обучения:

  • Повышение профессиональной компетентности педагогических работников, используя современные образовательные технологии, разработки инновационных программ, проектов.

  • Передача педагогическим работникам апробированных методик проведения современного урока, как основной формы оптимизации учебного процесса, закрепление педагогических навыков.

  • Освоение современного профессионального инструментария.

Принципы корпоративного обучения:

  • принцип системности и мотивации;

  • принцип субъективности и объективности оценивания качества обучения;

  • принцип методологической ясности;

  • принцип ориентированности на практику непосредственно на рабочем месте;

  • принцип открытости программы корпоративного обучения;

  • принцип увеличения возможностей и уменьшения затрат благодаря дистанционному обучению;

  • принцип доступности к продуктам педагогической деятельности внутри учреждения (методическая библиотека, методическая копилка, видеоархив учебных занятий и внеклассных мероприятий);

  • принцип внедрения результатов.

Корпоративное обучение ориентировано на долгосрочные стратегические цели учебного заведения, которые определяются программой развития учреждения.

Корпоративное обучение - это процесс, состоящий из нескольких этапов.

Первый этап - диагностический. На данном этапе проводится комплексная диагностика потребностей в обучении, затруднений коллег в своей профессиональной деятельности. В этом помогает хорошо SWOT-анализ индивидуальной педагогической деятельности, где каждый педагог сможет выделить сильные и слабые стороны в своей работе, сможет сориентироваться, чего ему не хватает для профессионализма, какой барьер существует для восприятия новых методик и приемов с целью повышения качества образования. Таким образом, в ходе диагностики получается стартовая информация для следующей работы.

Второй этап корпоративного обучения - формирование и реализация обучающей программы, основанной на диагностике с учетом возможностей и способностей коллег.

Третий, заключительный этап -анализ реализации программы обучения, соответствие достигнутых результатов цели и задачам данной программы, саморефлексии педагогов. Результаты анализа могут послужить основанием для разработки новых обучающих и развивающих программ и мероприятий.

Итак, корпоративное обучение предусматривает:

  • Оценку уровня знаний, входное анкетирование и тестирование педагогов;

  • доработку и адаптацию обучающих программ с учетом решаемых задач, уровня подготовки и состава участников, формирование программы корпоративного обучения;

  • подготовку практических примеров на основе практики, используемой в образовательном учреждении и разработку, основанных на них методических материалов;

  • обучение педагогов с использованием практических примеров реальных проектов, и, в случае необходимости, с применением аналитических программных продуктов;

  • итоговое анкетирование и тестирование педагогов.

Корпоративное повышение квалификации педагогов осуществляется путем формального и неформального обучения, организацией сетевого обучения специалистов.

Неформальное обучение предполагает:

  • «взятие на буксир»: новичок работает в паре с опытным сотрудником, выполняющим ту же работу - тьютором, который показывает, что должно быть сделано и объясняет, как выполнить необходимые действия;

  • вводный опыт работы: новый член коллектива проводит непродолжительное время в каждом подразделении, чтобы получить представление о работе организации в целом;

  • работа в команде с более или менее опытными коллегами.

Формальное обучение - это:

  • организованные учебные семинары, секции и краткосрочные курсы продолжительностью от нескольких часов до нескольких недель;

  • самообразование: использование самоучителей (печатных и /или других средств обучения), подобранных и одобренных для применения внутри организации;

  • обучение на курсах профессиональной подготовки, организованных учебным заведением.

Возможна сетевая (в сотрудничестве с другими учебными заведениями) организация повышения квалификации путем неформального обучения. Такая организация предусматривает работу коллеги в другой организации в паре с тьютором, выполняющим аналогичные функции , либо приглашение эксперта из другой организации. Обучение сопровождается проведением семинаров; секций; краткосрочных курсов, организованным другим образовательным учреждением стационарно или дистанционно; учебных экскурсий в другие учреждения для ознакомления с опытом их работы с последующим использованием полученных знаний на своем рабочем месте.

Таким образом, эффективно работающая команда обеспечивает реальный успех в профессиональной деятельности, активизирует кадровый потенциал учреждения, совершенствуется компетенция педагогического коллектива.

Повышение профессионализма педагогов в рамках корпоративного обучения:

  1. обеспечивает освоение педагогических технологий, выступающие как средство развития педагогической деятельности и личности педагога;

  2. формирует готовность педагогов к использованию их для формирования компетенций у обучающихся;

  3. носит опережающий характер, который основан на стратегических целях развития всей системы профессионального образования.

Литература


  1. Маленкова Л. О. Корпоративное обучение коллег: зарубежный опыт «Человек и образование» № 3-4 (12-13) 2007.- с. 115-118.

  2. Кирьякова, А.В., Ольховая, Т.А., Белоновская И.Д. Аксиология образования. Прикладные исследования в педагогике. Монография. / А.В. Кирьякова, Т.А.Ольховая, И.Д. Белоновская. - М.: Дом педагогики, 2010. - 292 с. - ISBN 978-5-89149-017-8.

3. Кузнецов, В.В. Корпоративное образование: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / В.В.Кузнецов.- Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. Ун-та, 2010. - 227 с.


© 2010-2022