- Преподавателю
- Директору, завучу
- Требования к элективным курсам
Требования к элективным курсам
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чепчугова С.Н. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Требования к оформлению программ элективных курсов
Программа элективного курса должна содержать следующие структурные элементы:
-титульный лист,
-пояснительную записку,
-тематический план,
-содержание изучаемого курса,
-календарно-тематическое планирование
-методические рекомендации,
-списки рекомендуемой литературы и других пособий.
Титульный лист. На нем должны быть обозначены:
• наименование образовательного учреждения, где разработана программа;
• сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;
• название элективного курса;
• класс(ы), на который рассчитана программа;
• ФИО и должность автора (авторов) программы;
• название города, населенного пункта;
• год разработки программы.
Пояснительная записка. Она должна содержать:
• обоснование необходимости введения данного курса в школе (актуальность курса);
• указание на место и роль курса в профильном обучении. Важно показать, как курс соотносится с общеобразовательным и с базовыми профильными учебными предметами, какие межпредметные связи реализуются при его изучении, какие общеучебные и профильные умения он развивает, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, как он влияет на профессиональное самоопределение;
• цель и задачи курса (цель: для чего он изучается, какие потребности учащихся и учителей он удовлетворяет; задачи курса: что необходимо для достижения названных целей);
• сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);
• основные принципы отбора и структурирования материала;
• методы и формы обучения, режим занятий;
• ожидаемый результат, т.е. ответ на вопрос: «Какие знания, умения и виды деятельности, необходимые для будущей успешной профессиональной карьеры, будут освоены?»;
• инструментарий для оценивания результатов.
Учебно-методический план. Он должен содержать:
• перечни разделов и тем;
• указание на число часов, выделяемых на изучение каждой темы;
• перечень видов занятий.
Содержание курса. Краткое описание содержания всех тем.
Календарно-тематическое планирование: По темам, датам, цели, формы
Методические рекомендации. В них должны содержаться:
• советы по преподаванию каждого раздела и темы;
• описание приемов работы и используемых средств обучения;
• дидактические материалы.
Список рекомендуемой литературы и других пособий. Он содержит перечень книг и статей, а также других видов учебно-методических материалов, необходимых для изучения курса. Желательно разделить его на 2 части: для учителя, для учащихся.
Критерии оценки программы курса:
• степень новизны для учащихся;
• мотивирующий потенциал (вызывает ли ее содержание интерес у учащихся);
• развивающий потенциал (способствует ли программа интеллектуальному, практическому, творческому и эмоциональному развитию школьников);
• полнота и завершенность заявленных линий;
• связность и систематичность предлагаемого материала.
Созданную программу нужно оценивать в следующих аспектах:
• использование активных методов обучения;
• степень контролируемости результатов обучения;
• реалистичность осуществления программы.
Аспекты содержания блока
Маркеры (клише)
1.Актуальность разработки курса
-
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с ..., связанными с ...
-
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования ... относятся ...
-
В связи с ... большое значение приобрела проблема ...
-
Интерес к вопросам обучения ... обусловлен ...
-
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы ...
2. Причины введения учебной дисциплины (курса, факультатива)
-
Необходимость введения ... обусловлена несоответствием действующих ... и требований ...
-
Причины введения ... заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как ...
-
Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью ... и недостаточной ...
-
Введение ..., как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что ...
3.Особенности программного материала
-
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена ...
-
Особенность изучаемого курса состоит в ...
-
Программа ... ориентирована на применение широкого комплекса ...
-
Отличительными чертами данной программы являются ...
-
Особый акцент в программе сделан на использование ..., что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
-
Предлагаемая программа является ... Она построена на основе ...
-
Нами переработаны авторские материалы ... (8), являющиеся основанием данной учебной программы.
-
Базой данного курса являются программы ... (5).
4. Роль и место дисциплины (курса, факультатива)
-
Курс входи в число дисциплин, включенных в учебный план ...
-
Особое место данного курса обусловлено ... в структуре учебного плана ОУ.
-
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как ...
-
Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как ...
5. Адресат
-
Программа адресована ..., а также может быть частично использована в ... классах.
-
Курс рекомендован учащимся ...
-
Программа рассчитана на обучение ...
7. Требования к знаниям и умениям обучающихся.
-
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:
-
.......................................;
-
знает:
-
.......................................;
-
умеет:
-
.......................................;
-
владеет:
-
......................................;
-
В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия ..., этапы развития ..., принципы организации ...; понимать вопросы ...; уметь использовать ..., применять способы ..., решать ..., проводить ..., пользоваться ..., владеть культурой ...
8. Целевая установка
-
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является ... (содействие формированию ..., создание условий для ..., ознакомление с ..., формирование целостного представления...).
-
Данный курс преследует цель ...
-
Данная программа имеет цель ...
-
В ходе ее достижения решаются задачи:
-
формировать систему ...;
-
совершенствовать умения ...;
-
развивать творческий подход к ...;
-
создать основу для понимания ... (скоординировать ..., определить ..., упорядочить ..., систематизировать ..., углубить понимание ...).
-
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: ...
-
Основные задачи программы заключаются в следующем: ...
9.Структура программы
-
Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.
-
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
-
« ..........»;
-
« ..........»;
-
« ..........».
-
В курсе освещаются следующие темы (разделы, вопросы, проблемы): ...
-
Программа ... включает следующие разделы: ...
10. Формы организации учебного процесса
-
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).
11. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
-
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по ...
-
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы ...
-
Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий по ...
-
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах..., занимаются индивидуально ...
12. Итоговый контроль
-
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает ... вопросов (заданий) по основным проблемам курса.
-
Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в ... четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить ..., продемонстрировать ..., провести ..., показать ...
-
Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему: ...
-
Изучение курса завершается контрольным тестом, который включает ...
-
Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнения ... и представление ...
13. Объем и сроки изучения
-
Программа ... общим объемом ... часов изучается в течение ... четверти (полугодия).
-
Курс рассчитан на ... часа лекционно-практических занятий в ... классе.