Методическая разработка Экзерсис по народно-сценическому танцу Педагог: Гайсина Ю. В

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  Экзерсис народно-сценического танца.  Позиции ног:1.       Пять прямых:1-я – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп;2-я – обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга;3-я – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук одной ноги находится у середины стопы другой;4-я – обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы;5-я – обе ноги поставлены по одной прямой л...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Экзерсис народно-сценического танца.

Позиции ног:

  1. Пять прямых:

1-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп;

2-я - обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга;

3-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук одной ноги находится у середины стопы другой;

4-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы;

5-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

  1. Пять свободных:

Во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями.

  1. Две закрытые:

1-я закрытая - обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в стороны;

2-я закрытая - обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками, каблуки разведены в стороны;

Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.

Позиции и положения рук:


  1. Семь позиций:

1-я, 2-я, 3-я позиции аналогичны 1-й, 2-й и 3-й позициям рук классического танца.

4-я - руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, четыре других, собранных вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии.

5-я - обе руки скрещены на уровне груди. Но не прикасаются к корпусу. Пальцы, собранные вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.

6-я - обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в стороны. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.

7-я - обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талии. Запястье одной лежит на запястье другой руки.

2. Подготовительное положение - обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

1-е положение - обе руки, округленные в локтях, раскрыты в стороны между подготовительным положением и 2-й позицией: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

2-е положение - обе руки, округленные в локтях, раскрыты в стороны на высоте между

3-й и 2-й позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.


РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Нет необходимости говорить о степени важности изучения русского народного танца. Его развитие тесно связанно со всей историей народа, с его бытом и обычаями. Русский танец удивительно богат своими красками. Большим разнообразием движений, композиционных построений и форм. Хороводы, кадрили, переплясы и пляски. Сюжетов (лирические, игровые, веселые и удалые). В танцах можно встретить как простые, так и очень сложные движения, с ярко выраженным гротесковым характером. Русский танец может быть представлен достаточно широко, и поэтому его освоение предлагается в течение всего срока обучения.

Основные положения ног:

Позиции ног - 1-я, 2-я и 3-я свободные и прямые, 1-я и 2-я закрытые.

Основные положения рук:

  1. Подготовительное, первое и второе.

  2. Подготовка к началу движения.

  3. Положения рук в парных и массовых танцах - «цепочка», «круг», «звездочка», «карусель», «корзиночка».

Элементы танца

  1. Раскрывание и закрывание рук:

    • одной руки,

    • двух рук,

    • поочередные раскрывания рук,

    • переводы рук в различные положения.

  2. Поклоны:

    • на месте без рук и с руками,

    • поклон с продвижением вперед и отходом назад.

  3. Притопы:

    • одинарные (женские и мужские),

    • тройные.

  4. Перетопы тройные.

  5. Простой (бытовой) шаг:

    • вперед с каблука,

    • с носка.

  6. Простой русский шаг:

    • назад через пальцы на всю стопу,

    • с притопом и продвижением вперед,

    • с притопом и продвижением назад.

  7. Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции.

  8. «Переменный шаг»:

- с притопом и продвижением вперёд и назад

- с фиксациёй одной ноги около икры другой и продвижением вперёд и назад

9. «Девичий ход» с переступаниями

10. « Припадание»:

- простое

- с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги

11. «Гармошка».

12. «Ёлочка».

13. Припадание в сторону по 3-й свободной позиции:

  • вперед и назад по 1-й прямой позиции.

14. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям).

15. Бег на месте с продвижением вперед и назад на полупальцах.

16. Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя.

17. «Веревочка» простая.

18. «Ковырялочка» с двойным притопом:

  • с тройным притопом.

19. «Ключ» простой (с переступаниями).

Хлопки и хлопушки одинарные, двойные, тройные (фиксирующие удары и скользящие удары):

  • в ладошки,

  • по бедру,

  • по голенищу сапога.

Подготовка к вращениям на середине зала и по диагонали

Присядки (для мальчиков)

  1. Подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз) по 1-й прямой и свободной позициям.

  2. Покачивание на приседании по 1-й прямой и свободной позициям.

  3. Подскоки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям.

  4. Присядки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям с вынесением ноги на каблук вперед и в сторону.

БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Белорусский народный танец по своему лексическому материалу очень удобен для обучения детей. Белорусские хороводы, игровые танцы, отображающие трудовые процессы, известны по всей нашей стране и пользуются большой популярностью. Характер движений белорусских народных танцев легкий и трамплинный. Наиболее известными танцами в Белоруссии являются «Лявониха», «Бульба» и полька.

На первом году обучения предлагается танцевальный материал из танца «Бульба».

Положения рук:

  • положение рук в сольном танце,

  • положение рук в массовых и парных танцах,

  • подготовка к началу движения.

Элементы танца «Бульба»

  1. Притопы одинарные.

  2. Подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции на одном месте.

  3. Тройные подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции.

  4. Простые подскоки на месте и с продвижением вперед и назад.

  5. Основной ход .

  6. Поочередные выбрасывания ног на каблук вперед.

  7. Тройные притопы с поклоном.

  8. Присядка на двух ногах по 1-й прямой позиции с продвижением из стороны в сторону (для мальчиков)


ТАНЦЫ ПРИБАЛТИЙСКИХ РЕСПУБЛИК

Эстонские, литовские, латвийские танцы не очень сложны технически и доступны для усвоения детьми. Композиция этих танцев и их игровое содержание помогают развить координацию и выносливость. На первом оду обучения предлагаются элементы танца «Козлик» (литовский танец) и элементы польки.

  1. Положение ног в танце «Козлик».

  2. Положение рук в танце «Козлик».

  3. Положение рук в парных и массовых танцах.

  4. Подготовка к началу движения.

Движения танца «Козлик» (музыкальный размер 2/4)

  1. Простые шаги на приседании.

  2. Перескоки с ноги на ногу на месте и с продвижением.

  3. Прыжки с первой прямой во вторую прямую позицию и обратно.

  4. Прыжки с перекрещенными ногами.

  5. Прыжки с поджатыми ногами на месте и с продвижением вперед и назад.

  6. Прыжки с выбрасыванием ноги в сторону.

Движения польки:

  1. Простые подскоки польки:

    • на месте,

    • вокруг себя,

    • с продвижением вперед, назад и в сторону.

  2. Простые подскоки с хлопками и поклонами.

  3. Простые подскоки в повороте парами под руки.

  4. Галоп в сторону.

Ожидаемые результаты в конце первого года обучения.

Учащиеся должны знать:

  • название движений (французская терминология), их перевод и значение,

  • образно-народные названия движений русского народного танца

владеть:

  • постановкой корпуса, рук, ног, головы,

  • навыками координации движений

уметь:

- передавать в движении характерные особенности русского народного танца, белорусского народного танца, танцев прибалтийских стран

  • исполнять движения и танцевальные комбинации в характере русского народного танца, белорусского народного танца, прибалтийского танца «Козлик».


Второй год обучения

Второй год обучения включает в себя изучение элементов у станка, которые затем можно перенести на середину зала, а также более сложные танцевальные композиции, способствующие развитию координации движений учащихся. Изучаются элементы русского, белорусского и вводятся элементы украинского и итальянского танцев.

Упражнение у станка:

  1. Пять открытых позиций ног - аналогичны позициям классического танца.

  2. Подготовка к началу движения (preparation):

    • движение руки,

    • движение руки и координации с движением ноги.

  3. Battements tendus (переводы ног из позиции в позицию):

- броском работающей ноги на 350,

  • поворотом стоп.

Demi-plie ( приседания по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям) музыкальный размер 3/4, 4/4. Grand plie (глубокое приседание).

Приседания по прямым и открытым позициям, с переводом ног указанными приемами (музыкальный размер 3/4, 4/4).

Battements tendus .Упражнения с напряженной стопой из 1-й прямой позиции на каблук (музыкальный размер 3/4, 4/4):

  • с Demi-plie на опорной ноге,

  • с Demi-plie в исходной позиции.

Выведение ноги на каблук по 1-й и 3-й открытым позициям вперед, в сторону и назад (музыкальный размер 4/4):

  • с Demi-plie на опорной ноге,

  • с Demi-plie в исходной позиции.

Выведение ноги на носок, каблук, носок из 1-й, 3-й и 5-й открытых позиций вперед, в сторону и назад (музыкальный размер 4/4):

  • с Demi-plie в исходной позиции,

  • в момент перевода работающей ноги на каблук,

  • при переводе работающей ноги на каблук и возращении в исходную позицию.

Battements tendus jetes (маленькие броски) вперед, в сторону и назад по 1-й, 3-й и 5-й открытым позициям (музыкальный размер 2/4, 6/8):

  • с одним ударом стопой в пол по позиции через небольшое приседание,

  • с коротким ударом по полу носком или ребром каблука работающей ноги,

  • с полуприседанием на опорной ноге,

  • с двойными бросками.

Подготовка к «веревочке» (музыкальный размер 2/4, 4/4):

  • в открытом положении на всей стопе,

  • в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге, на всей стопе и полупальцах.

Battements developpes (развертывание работающей ноги на 450 ) вперед, в сторону и назад, на вытянутой ноге и на полуприседании (музыкальный размер 4/4).

Flic-flac ( мазки подушечкой стопы по полу от себя и к себе) музыкальный размер 2/4, 4/4:

  • в прямом положении вперед одной ногой,

  • двумя ногами поочередно.

Опускание на колено на расстояние стопы от опорной ноги (музыкальный размер 4/4):

  • из 1-й прямой позиции,

  • с шага, лицом к станку.

Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опорной ноге, стоя лицом к станку (музыкальный размер 3/4, 4/4).

15. Grand battement jete (большие броски) по всем позициям.

Элементы русского народного танца

  1. Поочередное раскрывание рук (приглашение) (музыкальный размер 2/4, 4/4).

  2. Движение рук с платком из подготовительного положения в 1-е положение и 4-ю и 5-ю позиции.

  3. Бытовой шаг с притопом.

  4. «Шаркающий шаг»:

  • каблуком по полу,

  • полупальцами по полу.

  1. Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в сторону.

  2. Поочередное выбрасывание ног перед собой или крест- накрест на ребро или носок каблука. На месте и с отходом назад.

  3. «Моталочка» в прямом положении на полупальцах и с акцентом на всей стопе.

  4. «Веревочка»:

  • с двойным ударом полупальцами,

  • простая с поочередными переступаниями,

  • двойная с поочередными переступаниями.

  1. «Ковырялочка» с подскоками.

  2. «Ключ» простой на подскоках.

  3. Дробные движения:

  • простая дробь на месте,

  • тройная дробь (поочередные выстукивания всей стопой) на месте и с продвижением вперед,

  • простая дробь полупальцами на месте,

  • дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением вперед.

12. Присядка (для мальчиков):

  • присядка с вы

  • брасыванием ноги на ребро каблука вперед и в сторону по 1-й прямой и открытой позициям,

  • присядка с выбрасыванием ноги на воздух вперед и в сторону,

  • присядка с продвижением в сторону и выбрасыванием ноги на каблук и на воздух.

13. Хлопки и хлопушки (для мальчиков):

  • удары руками по голенищу сапога спереди и сзади с продвижением вперед, назад и в сторону,

  • фиксирующие и скользящие удары по подошве сапога, по груди, по полу,

  • поочередные удары по голенищу сапога спереди и сзади,

  • по голенищу сапога спереди крест-накрест.

14. Прыжки с обеих ног (обе ноги согнуты в коленях назад).

15. Вращения:

- на середине зала (с припаданием, обертас, тур по 6 поз)

- по диагонали (шене, бегунец)

БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ «БУЛЬБА»

  1. Основной ход танца «Бульба» с поворотом.

  2. «Веревочка» с переступаниями.

  3. Присядка с выведением ноги на носок перед собой на полуприседании.

  4. Кружение с припаданием.

УКРАИНСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Украинское народное творчество отражает многовековую историю народа. Героизм в борьбе за независимость, любовь к своей Родине, радость труда, юмор - все это находит отражение в украинских народных танцах. Исполнение женских и мужских танцев различно. Женские - лиричны, наполнены поэзией, мужские отличаются динамикой исполнения, широтой движений, большими прыжками и вращениями.

Элементы танца (музыкальный размер 2/4, 4/4)

  1. Позиции и положения ног.

  2. Позиции и положения рук.

  3. Положения рук в парном и массовом танце.

  4. Подготовка к началу движения.

  5. Простые поклоны на месте без рук и с руками (женские и мужские).

  6. Притоп.

  7. «Веревочка»:

  • простая,

  • с переступаниями,

  • в повороте.

  1. «Дорижка простая» (припадание) с продвижением в сторону и с поворотом.

  2. «Дорижка плетена» (припадание) с продвижением в сторону, со сменой позиции вперед и назад в перекрещенном положении.

  3. «Вихилястник» («ковырялочка»):

  • «выхилястник» с «угинанием» («ковырялочка» с открыванием ноги).

  1. «Бигунец».

  2. «Голубец» на месте, с продвижением в сторону, с притопом.

  3. Медленный женский ход.

  4. Ход назад с остановкой на третьем шаге.

  5. «Тынок» (перескок с ноги на ногу)

  6. «Похид-вильный» (поочередные удлиненные прыжки вперед).

  7. «Выступцы», подбивание одной ногой другую.

  8. «Разножка» в сторону на ребро каблука (для мальчиков).

  9. «Ястреб» - прыжок с поджатыми ногами по 1-й открытой позиции.

ИТАЛЬЯНСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ «ТАРАНТЕЛЛА»

(музыкальный размер 6/8)

Сценическая форма итальянского танца «Тарантелла» довольно близка к народной. Исполнение этого танца требует хорошей техники, яркой выразительности корпуса и четкой координации движений. Однако в начальной стадии изучения элементов танца не следует увлекаться разучиванием их в замедленном темпе, так как характер танца быстрый и жизнерадостный.

Элементы танца

  1. Положение ног, характерное для танца.

  2. Положение рук в танце.

  3. Движения рук с тамбурином:

  • удары пальцами и тыльной стороной ладони,

  • мелкие непрерывные движения кистью «трель».

  1. Скольжение на носок вперед в открытом положении с одновременным проскальзыванием на другой ноге назад в полуприседании (на месте, с продвижением назад).

  2. Шаг с ударом носком по полу (piques) с полуповоротом корпуса с продвижением назад:

  • с последующим ударом носком по полу и одновременным подскоком на опорной ноге, на месте и с продвижением назад.

  1. Бег тарантеллы (pas emboites) на месте и с продвижением вперед.

  2. Шаг с подскоком и одновременным броском и сгибанием ноги в колене (pas dallonne).

  3. Перескоки с ноги на ногу.

  4. Подскоки в полуприседании на полупальцах по 3-й свободной позиции на месте и в повороте.

  5. Соскок двумя ногами во 2-ю свободную позицию с подниманием ноги, согнутой в колене, перед собой накрест другой.

Ожидаемые результаты в конце второго года обучения.

Учащиеся должны знать:

  • основные движения белорусского танца «Бульба»,

  • основные движения украинского танца, итальянского танца «Тарантелла».

владеть:

- быстрым запоминанием танцевальных комбинаций,

  • координацией движений в танцевальных комбинациях.

уметь:

  • передавать в движении манеру и характер танцевальных движений и танцев, изучаемых народностей,

  • исполнять движения русских народных танцев.


Третий год обучения

3-й год обучения предлагает дальнейшее изучение у станка более сложных элементов, требующих соответствующей координации в исполнении и силовой нагрузки. С этого года активнее работают руки, добавляются перегибания корпуса, полуповороты. На середине зала допускается построение несложных комбинаций и композиций на материале русского, украинского и итальянского танцев. Активнее изучаются прыжки на одной ноге, с одной ноги на другую и с двух ног на одну. Начинается изучение элементов молдавского и польского народных танцев.

Экзерсис у станка


  1. Demi end grand plies (приседания резкие и плавные по 1-й, 2-й и 5-й открытым позициям и 1-й прямой).

  2. Battements tendus (скольжение стопой по полу, с одновременным опусканием с полупальцев на всю стопу опорной ноги).

  3. Battements tendus jetes (маленькие броски):

  • с двумя ударами стопой работающей ноги 5-й открытой позиции вперед, в сторону и назад,

  • с одновременным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад,

  • сквозные по 1-й открытой позиции (balanouirs) c ударом каблуком опорной ноги в полуприседании.

  1. Rond de jambe end rond de pied (круговые скольжения по полу ):

  • одинарные,

  • двойные.

  1. Pas tortille (повороты стопы из открытого в закрытое):

  • одинарные,

  • двойные.

  1. Battements fondues (полуприседания на опорной ноге с постепенным поворотом колена работающей ноги из закрытого положения в открытое на 450 (Battements fondues):

  • на всей стопе,

  • с подъемом ноги на полупальцы.

  1. Подготовка к «веревочке» с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно.

  2. Battements developpeна 900 (развертывание ноги) с одним ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад.

  3. Flic-flac (подготовка к «чечетке»), в открытом положении вперед, в сторону и назад.

  4. . Опускание на колено у носка или каблука опорной ноги:

  • на ногу, открытую на носок в сторону или назад,

  • с шага,

  • с прыжка.

  1. «Веер» - маленькие броски работающей ноги от щиколотки опорной с вытянутой стопой.

  2. Повороты:

  • плавный на обеих ногах по 5-й открытой позиции в полуприседании и на вытянутых ногах (Soutenu en tournant),

  • поворот на одной ноге внутрь и наружу (Pirouette en dedan en dehors) с другой, согнутой в колене.

  1. Подготовка к «качалке» и «качалка».

  2. Выстукивания поочередные каблуками и полупальцами по 1-й позиции прямой в испанском характере (zapateado).

  3. Растяжка из 1-й прямой позиции с перегибанием корпуса в испанском стиле.

  4. Grands battements (большие броски) с падением на работающую ногу по 5-й открытой позиции вперед, в сторону и назад:

  • с одним ударом стопой и полупальцами опорной ноги,

  • с двумя ударами стопой и полупальцами опорной ноги.

  1. Наклоны и перегибания корпуса по 1-й и 4-й прямым позициям на полупальцах в полуприседании вперед, в сторону и назад.

  2. Маленькие «голубцы» лицом к станку.

  3. Присядки:

  • на полном приседании по 1-й прямой позиции с поочередным открыванием ног на каблук вперед и по1-й свободной позиции, открывая ноги в стороны,

  • «Мяч» лицом к станку.

  1. Поднимание на полупальцы в сочетании с движением рук.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

(музыкальный размер 2/4, 4/4).


1. Боковые перескоки с ударами полупальцами в пол.

2. Боковые перескоки с ударом каблуком впереди стоящей ноги.

3. «Ключ» с двойной дробью.

4. Дробная «дорожка» с продвижением вперед и с поворотом.

5. Двойная дробь на месте, с поворотом и с продвижением вперед.

6. Дробь на «три ножки».

7. Основной ход танца «Шестера» на месте и с продвижением вперед.

8. «Моталочка»:

  • с задеванием пола каблуком,

  • с акцентом на всю стопу,

  • с задеванием пола полупальцами,

  • с задеванием пола поочередно полупальцами и каблуками.

9. «Маятник» в прямом положении.

10. Основной русский ход (академический).

11. Подбивка «Голубец»:

  • на месте,

  • с двумя переступаниями.

12. Быстрый русский бег с продвижением вперед и назад.

13. Хлопушки:

  • на подскоках с ударом по голенищу сапога перед собой,

  • на подскоках с ударом по голенищу сапога сзади,

  • поочередные удары по голенищу сапога сзади на подскоках,

  • удары двумя руками по голенищу одной ноги,

  • удар по голенищу вытянутой ноги.

14. Присядки:

  • присядка с «ковырялочкой»,

  • присядка с ударом по голенищу, ступне спереди и сзади,

  • подскоки по 1-й прямой позиции из стороны в сторону с хлопком перед собой,

  • присядка «мяч»,

  • «гусиный шаг»,

  • «ползунок» вперед и в стороны на пол.

15. Прыжки:

  • прыжок с поджатыми перед грудью ногами на месте и с продвижением вперед,

  • прыжок с согнутыми от колена назад ногами и ударами по голенищам,

  • прыжок с ударами по голенищу спереди.

16. Вращения:

  • на подскоках с продвижением вперед по диагонали,

  • с движением «моталочки» с откидыванием ног назад.

МОЛДАВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Молдавские народные танцы известны своим жизнерадостным характером и темпераментом. Медленная «Хора», широкая «Молдовеняска» отражают труд, быт и характер людей. Элементы молдавского танца - подскоки, различные ходы, прыжки, вращения в сочетании со сложными движениями рук и ритмическими рисунками - помогают учащимся выработать танцевальность, техническое мастерство, чувство позы, выносливость. В основном молдавские танцы массовые, что приучает к ансамблевой дисциплине.

Элементы танца (музыкальный размер 2/4, 4/4, 6/8)

  1. Положение ног.

  2. Положение рук в сольном и массовом танцах.

  3. Ход с подскоком (на месте, с поворотом, с продвижением).

  4. Бег (ноги отбрасываются назад) на месте, с поворотом, с продвижением вперед.

  5. Боковой ход на одну ногу, другая поднимается под колено.

  6. Припадания (перекрестный ход) со сменой позиции спереди и сзади.

  7. Ход на одну ногу с прыжком.

  8. Боковой ход с каблука.

  9. Выбросы ног крест-накрест с подскоком на одной ноге.

  10. Шаг в сторону с выносом другой ноги вверх на 300 в перекрещенное положение.

  11. Мелкие переступания на полупальцах на месте, вокруг себя и с продвижением в сторону.

  12. Шаг на ребро каблука с последующим соскоком.

  13. Вращение в паре внутрь и наружу на подскоках.

  14. Прыжок с поджатыми ногами.

  15. «Ключ» молдавский (носок-каблук, носок-каблук разными ногами, соскок на две ноги и прыжок с поджатыми ногами).

  16. Тройные переборы ногами.

  17. Подъем девушки за талию на месте и с переносом.

ПОЛЬСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ «МАЗУРКА»

(музыкальный размер 3/4)

Мазурка, которую мы изучаем, обязана своим происхождением польскому народному танцу «Мазурку». Хореографы прошлого и настоящего используют мазурку и её элементы для воспитания чувства позы, умения общаться с партнером в танце. Здесь есть энергичные ходы по площадке, вращения в парах, прыжки и выпады на колено, т.е. все то, что прививает учащимся необходимые навыки поведения на сцене. Этому способствует четкая, ритмичная и темпераментная музыка.

Элементы танца

  1. Позиции и положения ног.

  2. Положения рук в танце.

  3. Волнообразное движение руки.

  4. «Ключ» - удар каблуками:

  • одинарный,

  • двойной.

  1. Шаг в сторону в полуприседании с последующими двумя переступаниями по 3-й свободной позиции (pas balance).

  2. «Голубец».

  3. «Перебор» - 3 переступания на месте по 1-й позиции.

  4. Основной ход мазурки (pas gala).

  5. Легкий бег (pas marche).

  6. «Отбиянэ» - скольжение одной ногой с подбиванием ее другой.

  7. «Голубец» - подбивание ноги подряд в сторону.

  8. Подготовка к парному вращению.

  9. Уступающий переход (dos a dos) на различных движениях.

  10. Опускание на колено:

  • с шага,

  • с выпадом.

  1. Обвод девушки за руку:

  • стоя на колене,

  • стоя на выпаде.

  1. Вращение в паре внутрь (en dedan).

  2. «Кабриоль» в сторону 450 в прямом положении.

  3. «Обертас» - растяжка назад в полном приседании (мужское).

  4. Заключение простое и двойное.

Освоение технических приемов для прыжков и вращений

  1. Прыжки на двух ногах, на одной ноге (по 4 и 8 прыжков с поджатыми ногами).

  2. Подскоки по диагонали с поворотом, на одном месте.

Ожидаемые результаты в конце второго года обучения.

Учащиеся должны знать:

  • особенности стиля и характера молдавских, украинских танцев и польского сценического танца «Мазурка»

владеть:

  • профессиональным вниманием,

  • развитой силой и выносливостью,

  • навыками техники исполнения народно-сценического танца,

  • танцевальной манерой и пластикой народно-сценического танца

уметь:

  • исполнять танцевальные движения и комбинации в паре,

  • исполнять усложненные танцевальные движения и комбинации в быстром темпе.

В конце 1 и 3 четверти - контрольный урок, в конце 2 и 4 четверти - открытый урок


Четвертый год обучения

Продолжение изучения новых элементов у станка и на середине зала. Увеличение элементов парного танца, развивающих навыки общения с партнером. Продолжается изучение элементов русского, молдавского и польского танцев. Изучение элементов венгерского и испанского танцев. К концу учебного года составляются более сложные комбинации и небольшие композиции.

Упражнения у станка:


  1. Demi end grand plies по1-й, 2-й, 4-й и 5-й открытым и прямым позициям.

  2. Battements tendus:

  • c поворотом ноги в закрытое положение в сторону,

  • c поворотом ноги в закрытое положение в сторону с полуприседанием.

  1. Battements tendus jetes сквозные по 1-й открытой позиции (balancoirs) со встречным проскальзыванием на опорной ноге в полуприседании.

  2. Rond de jambe:

  • ребром каблука около опорной ноги,

  • носком или ребром каблука по полу, в полуприседании на опорной ноге с остановкой в сторону или назад.

  1. Battements fondues:

  • на всей стопе,

  • с подниманием на полупальцы,

  • с наклоном корпуса в координации с движением руки.

  1. Подготовка к «веревочке»:

  • в открытом положении,

  • с поворотом из открытого в закрытое положение и обратно.

  1. Battements developpes на 900 с двойным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад:

  • плавное,

  • резкое в координации с движением руки.

  1. Flic-flacс двумя мазками подушечкой работающей стопы с акцентом от себя:

  • в прямом положении,

  • в открытом положении вперед, в сторону и назад.

  1. Растяжка из 1-й прямой позиции (лицом к станку):

  • в сторону в прямом положении и полуприседании с наклоном корпуса в координации с рукой,

  • в сторону в открытом положении и полуприседании с наклоном корпуса.

  1. Grand battements jete:

  • с проведением ноги через 1-ю открытую позицию (balancoirs).

  1. «Голубец»:

  • в сторону на 450 в прямом положении лицом к станку,

  • в сторону на 900в прямом положении лицом к станку.

  1. Револьтад на полу (без прыжка):

  • в прыжке на 450 лицом к станку (факультативно).

  1. Подготовка к «штопору» по 1-й прямой позиции на полупальцах.

  2. «Штопор».

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

(музыкальный размер 2/4, 4/4).


  1. Перекат - боковой ход с каблука на всю стопу и полупальцы.

  2. Переборы (pas bourree).

  3. «Ключ» дробный сложный.

  4. «Ключ» хлопушечный.

  5. «Маятник» в поперечном движении.

  6. «Голубцы» поджатыми ногами с переходом на полупальцы.

  7. «Веревочка»:

  • простая и двойная с перетопами,

  • простая и двойная с «ковырялочкой»,

  • простая и двойная с подскоками на одной ноге, другая - на щиколотке спереди или сзади,

  • простая и двойная с перескоками с ноги на ногу по 5-й открытой позиции,

  • простая и двойная с поворотом (soutenu) на 3600 в приседании на полупальцах.

  1. Три «веревочки» и подскок с поджатыми ногами.

  2. Три дробные дорожки с заключительным ударом.

  3. Поочередные выбрасывания ног перед собой и в стороны на каблук или на всю стопу.

  4. Присядки:

  • растяжки в стороны на носки и на каблуки,

  • растяжки вперед на каблук одной ноги и на носок другой,

  • растяжка через 2-ю закрытую позицию на полуприседании на каблуки и в стороны,

  1. «Ползунок» вперед и в сторону на пол и на воздух.

  2. Прыжки:

  • с согнутыми ногами (одна спереди, другая сзади),

  • одна нога прямая, другая согнута в колене спереди или сзади,

  • «гигантские шаги» на месте и по диагонали.

ВЕНГЕРСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

(музыкальный размер 4/4)

Венгерский сценический танец построен на основе народного танца, но прошел большую стилистическую обработку по манере и технике исполнения. Движения медленного танца отличаются величавостью и плавностью. Движения, исполняемые в быстром темпе, полны задора, огня и требуют большой четкости исполнения. Позы, повороты, общение с партнером, стремительные вращения в парах, резкие выпады на колено - все это компоненты, которые способствуют развитию танцевальной техники.


Элементы танца

  1. Положение ног.

  2. Положение рук.

  3. «Ключ» - удар каблуками:

  • одинарный,

  • двойной.

  1. Заключение (усложненный «ключ»):

  • одинарное,

  • двойное.

  1. Pas balance/

  2. Перебор - три переступания на месте с открыванием ноги на 350.

  3. «Веревочка» на месте, с продвижением назад и в повороте.

  4. Развертывание ноги (battements developpe) вперед и в полуприседании:

  • с последующими шагами,

  • с шагом на полупальцы и подведением другой ноги сзади.

  1. «Голубец»:

  • простой с подгибанием ноги в сторону,

  • в прыжке с двойными ударами по 1-й прямой позиции.

  1. Поворот на обеих ногах по 5-й открытой позиции.


ТЕХНИКА ПРЫЖКОВ И ВРАЩЕНИЙ

(музыкальный размер 2/4)

1. Пируэт из 5-й позиции внутрь и наружу (en dedan, en dehors).

2. Воздушный тур.

  1. Пируэт на каблуках.

  2. Вращение с отбрасыванием ног назад.

  3. «Щучка» с прямыми ногами и согнутыми ногами.

  4. «Кольцо».

  5. «Пистолет».

  6. «Разножка» в воздухе.

Движения «Щучка», «Кольцо», «Пистолет» и «Разножка» в воздухе проходят факультативно по усмотрению педагога.

ИСПАНСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

(музыкальный размер 3/4)


  1. Положения ног.

  2. Положение рук.

  3. Переводы рук в различные положения.

  4. Ходы:

  • удлиненные шаги в полуприседании с продвижением вперед в прямом положении (женское),

  • удлиненный шаг вперед на всю стопу в прямом положении в полуприседании, с последующими двумя переступаниями по 1-й прямой позиции на полупальцах или двумя небольшими шагами (с продвижением вперед).

  1. Соскоки:

    • в 1-ю прямую позицию на всю стопу с вытянутыми коленями и в полуприседании,

    • в 1-ю, 4-ю прямые и 5-ю свободную позиции на полупальцы в полуприседании.

  2. Удлиненный шаг в сторону с последующими двумя переступаниями по 5-й свободной позиции в полуприседании (pas balance) со скользящим подведением другой ноги сзади, с поворотом корпуса и с руками.

  3. Шаг в сторону в полуприседании со скользящим подведением и подъемом на полупальцы в 5-ю открытую позицию другой ноги вперед, с последующим переходом на нее в полуприседание (pas glissade), в координации с движением руки и наклоном корпуса.

  4. Zapateado - поочередные выстукивания полупальцами и каблуками по 1-й прямой позиции:

    • удар одной ногой, полупальцами или всей стопой, с последующими ударами другой ногой каблуком и полупальцами,

    • шаг по диагонали вперед или назад с последующим одним или двумя ударами в пол полупальцами другой ноги по5-й свободной позиции сзади или спереди.

  5. Опускание на колено с шага на расстоянии стопы от опорной ноги с перегибанием корпуса.

  6. . Движения рук (port de bras) с одновременным перегибанием корпуса, стоя на одной ноге, с другой ногой, вытянутой назад или вперед.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • терминологию народно-сценического танца,

  • метроритмические раскладки исполнения движений,

  • особенности и традиции изучаемых народностей.

владеть:

  • культурой исполнения,

  • хореографической памятью,

  • техникой движения.

Уметь:

  • передавать в движении сложные ритмические рисунки русских, молдавских, украинских и польских танцев

  • показать характер венгерского и испанского танцев

  • исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращения, дроби (для девочек), различные виды присядок, «хлопушек» (для мальчиков),

  • работать в ансамбле.


© 2010-2022